Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 16.02.20


МОНОГРАФИЯ О ДОКОЛОНИАЛЬНОМ МАГРИБЕ

Дата публикации: 04 октября 2019
Автор: Н. А. ИВАНОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, 1989, №1
Номер публикации: №1570142384 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Н. А. ИВАНОВ, (c)

найти другие работы автора

Монография доктора исторических наук М. Ф. Видясовой (Институт стран Азии и Африки Московского университета)1 посвящена особенностям формационного развития трех стран Северной Африки - Туниса, Алжира и Марокко. Западно-арабский регион дает богатый материал как для сравнительно-исторического анализа, так и для постановки новых проблем, расширяющих и обогащающих наши представления о всемирно-историческом процессе. Хронологические рамки работы - от древности до начала XIX века. По сути дела, в книге дан сквозной историко-типологический обзор истории Северной Африки за три тысячелетия, основанный на комплексном исследовании экономических, экологических и социально-политических факторов. Уже это


1 Видясова М. Ф. Социальные структуры доколониального Магриба. Генезис и типология. М. Наука. 1986. 300 с.

стр. 155


предопределяет новизну и неординарность исследования.

Задача, поставленная автором, потребовала тщательного изучения большого количества источников. Использовано свыше 20 арабских средневековых хроник, в том числе такие полузабытые сочинения, как труды Байрама аль-Хамиса, Зеркеши и Ибн Абу Дийяфа, а также известные памятники средневековой географической литературы (Ибн Хаукаль, аль-Бекри, аль-Идриси), историко-философской мысли (Ибн Халдун). В списке литературы более 400 публикаций на русском, арабском, английском, французском языках, среди них такие важные для данной темы работы, как фундаментальные исследования американского арабиста Ш. Иссави, французского географа Ж. Дэпуа, тунисского медиевиста М. Тальби и др.

В историографическом обзоре показано стремление большинства современных исследователей к пересмотру устаревших положений буржуазной, особенно французской, колониальной историографии. Вместе с тем автор отмечает встречающиеся иногда перегибы в процессе "деколонизации истории" (это отчасти свойственно, например, марокканскому специалисту А. Ларви), что нередко выглядит как "вывернутая наизнанку" та же колониальная историография.

Советские и зарубежные исследователи проявляют растущий интерес к экономической истории региона. Однако, как правильно указывает М. Ф. Видясова, узость вульгарно- экономического мышления порой приводит к простой замене старых идеалистических стереотипов новыми историографическими штампами, которые отнюдь не приближают историков к правильному пониманию основных закономерностей всемирно- исторического процесса. В буржуазной историографии - это "упрощенные", "однофакторные" экономические модели, подобные "новой интерпретации истории ислама" американского востоковеда М. Шабана (с. 8), который рассматривает торговлю как главную движущую силу арабской истории. В квазимарксистской историографии - это теории "сегментарного общества" и "архаического способа производства" (с. 13 - 14, 16).

Автор с полным основанием подчеркивает, что в этих теориях "явно просматривается намерение затушевать классовое содержание процессов, протекающих в развивающихся странах и национально-освободительном движении" (с. 13). В монографии содержится ряд критических замечаний, показывающих надуманность "глобальной историко- типологической модели" Самира Амина. Можно было бы добавить, что эта модель объективно направлена на своего рода оправдание отсталости арабских стран и уход от анализа реальных трудностей развивающихся стран.

Основные положения книги хорошо аргументированы. Автором показана устойчивость Магриба как своеобразного культурно-исторического региона, который по своему языку, культуре и прошлому тяготел и тяготеет к Ближнему Востоку. Обоснован вывод о непрерывности и прочности пунического, т. е. восточного, культурно-лингвистического субстрата, который никогда не отмирал и проявлял себя на всех этапах истории Магриба. Тем самым автору удалось показать несостоятельность весьма распространенных представлений о Магрибе, утвердившихся под влиянием французской колониальной историографии, как о каком-то несамостоятельном, постоянно колонизуемом регионе, который якобы никогда не имел собственного лица и выступал лишь как часть иного исторического социума, будучи "реципиентом" (с. 252), воспринимавшим язык, культуру и духовные ценности сменявших друг друга завоевателей.

На основе тщательного анализа социальных структур и типов хозяйствования в монографии показано, что при всех местных особенностях основные признаки средневекового общества и государства в странах Магриба были типологически близки к обществам Ближнего Востока и мусульманского мира в целом (с. 252 сл.).

Одним из наиболее интересных и новых подходов является данный в книге анализ экологического фактора. После критического обзора различных гипотез, объясняющих изменения природных ландшафтов, М. Ф. Видясова характеризует основные этапы экономического развития Магриба. В целом они намечены правильно. Хотелось бы, однако, обратить внимание на период от Диоклетиана до Муавии и порекомендовать автору еще раз вернуться к тезису о

стр. 156


сохранении высокого уровня производительных сил" в Северной Африке в III - VII вв. (с. 49). Во-первых, М. Ф. Видясовой не удалось найти прямых свидетельств, которые говорили бы, что в Магрибе накануне арабского завоевания не было сокращения сельскохозяйственного производства (с, 49). Во-вторых, выдвинутый ею тезис не соответствует общей картине экологического кризиса, охватившего античный мир в III веке. Это явление - катастрофическое падение продуктивности античного земледелия - до сих пор не получило объяснения в литературе, но оно достоверно зафиксировано на примере Ближнего Востока путем сравнительного анализа параллельных и в то же время независимых источников.

Хотелось бы также обратить внимание автора на понятие об арабской, или омейядской, "зеленой революции" - том реальном экономическом базисе, на основе которого произошел подъем средневековой арабской цивилизации. В книге фактически приведены все материалы, характеризующие арабскую "зеленую революцию" на примере Магриба: новая ирригационная техника, так называемые индийские культуры, смена античного двуполья на новые системы земледелия и т. п. Не хватает только обобщения этих материалов, позволяющих сделать вывод о принципиально новом этапе в развитии производительных сил региона.

В книге убедительно показаны характер, причины и следствия беспрецедентного падения производительных сил, начавшегося в середине XI века. С этого времени развитие стран Северной Африки пошло по линии экономического упадка, деградации всех сфер материального производства, демографического регресса и, наконец, постепенной "варваризации" социальной, интеллектуальной и культурной жизни региона. И совершенно правомерно этот период выделен автором в "новую фазу эволюции феодального строя в Магрибе" (с. 257). Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что по крайней мере со времен фатимидского халифа аль-Хакима (996 - 1021 гг.) развитие по нисходящей линии было тенденцией, общей для всех стран мусульманского социокультурного ареала. Общность процесса показывает, что некоторые факторы упадка, отмеченные в книге (установление на Средиземном море гегемонии итальянских торговых республик, мобилизация ресурсов для борьбы с испанскими христианами), на самом деле не имели решающего значения, а может быть, являлись не причиной, а следствием. Впрочем, оба эти процесса (упадок и европейская экспансия) были настолько тесно связаны между собой, что разделить их невозможно.

В связи с проблемой отставания мусульманского Востока возникает еще один непростой вопрос, выходящий, правда, за рамки рассматриваемого исследования, а именно - проблема факторов политико-философского характера, в значительной мере предопределявших особенности правовых, социальных и государственных институтов. Без их учета нельзя понять тот "механизм торможения" (если использовать современный термин), который возник в странах ислама на рубеже X - XI вв. и действовал здесь до середины XIX века.

В вопросе о "бедуинизации" Северной Африки следовало бы поменять местами причины и следствия: хронологически этот процесс предшествовал "деградации ландшафтных экосистем". Ибн Халдун имел все основания сравнивать вторжение бедуинов - арабов и зената - с нашествием саранчи. Однако автор сводит проблему к "уменьшению возделанных и пахотопригодных площадей" (с. 100).

Общая оценка монографии положительная, это серьезное исследование.

 

Опубликовано 04 октября 2019 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама