–ейтинг
ѕорталус


Ѕ. ѕј“≈Ќќƒ≈. ЅќЋ№Ўќ≈ Ўќ” ¬ ЅќЋ№Ў≈¬»—“— ќ… –ќ——»». јћ≈–» јЌ— јя јƒћ»Ќ»—“–ј÷»я ѕќћќў» (ј–ј) ¬ Ѕќ–№Ѕ≈ — √ќЋќƒќћ ¬ –ќ——»» 1921 г.

ƒата публикации: 21 марта 2021
јвтор(ы): –. Ћј“џѕќ¬
ѕубликатор: Ќаучна€ библиотека ѕорталус
–убрика: ¬—≈ћ»–Ќјя »—“ќ–»я
Ќомер публикации: є1616327882


–. Ћј“џѕќ¬, (c)

B.M. PATENAUDE. The Big Show in Bololand. The American Relief Expedition to Soviet Russia in the Famine of 1921. Stanford, California. Stanford University Press. 2002. 817 pp.

ƒе€тельность јмериканской администрации помощи (ј–ј) в –оссии, названной ‘. Ќансеном "благородным поступком двадцатого столети€", сейчас либо забыта (в јмерике), либо игнорируетс€ или извращена (в –оссии).  нига Ѕертрана ѕатеноде, специалиста по советской истории, научного сотрудника √уверовского »нститута войны, революции и мира при —тэнфордском университете - существенный вклад в изучение проблемы голода в —оветской –оссии 1921 года. ќна написана на основе дневников, писем и мемуаров сотрудников ј–ј и состоит из 4 больших частей. ¬ первой излагаетс€ истори€ голода и американской миссии - от ее начала в августе 1921 г. и до завершени€ летом 1923 года. ¬тора€ описывает американских участников "экспедиции", а также и тех, кому удалось получить американскую помощь. —ледующий раздел посв€щен политической конфронтации между американцами и большевистскими власт€ми, стремившимис€ поставить под свой контроль гуманитарную де€тельность ј–ј. Ќаконец, последн€€ часть описывает американо-российские взаимоотношени€ в борьбе с голодом как первую встречу двух культур.

Ѕольшинство американцев, прин€вших участие в "экспедиции" - в возрасте 20 лет, ветераны участники войны, ковбои, искатели приключений. –осси€ рассматривалась многими из них как "великое приключение".

ѕатеноде рассматривает взаимоотношени€ ј–ј, как с власт€ми, так и представител€ми российского общества и разных регионов, через призму феномена, близкого к "культурному шоку". ћасштабы голода, отсталость страны, поведение населени€, подозрительность, невежество и др. потр€сли американцев. »м, например, было совершенно не пон€тно, почему "болоши" (большевики) не относились к ним" с большей терпимостью.

ƒа и сами росси€не (все слои общества), соприкоснувшись с американской цивилизацией, котора€ произвела на них сильное впечатление, тоже испытывали своеобразный шок. »х поразили оптимизм американцев, эффективность поставленной на деловую основу "машины помощи", пришедшей к ним тогда, когда, казалось, уже не было никакого выхода. »зумление вызывали такие предметы, как, например, сгущенное молоко, о котором провинциалы не имели ни малейшего представлени€. ѕривезенна€ кукуруза также доставила некоторые хлопоты - не знали как ее готовить, да и белоснежный хлеб был в диковинку. ƒети впервые попробовали диковинные заморские продукты (какао и др.). —пасатели воспринимались как боги.

јвтор стремитс€ объ€снить поведение большевиков не только вли€нием идеологических, но также и политических, и культурных факторов. ќбе стороны впервые вступили в контакт. ѕрисутствие представителей могучей капиталистической державы в сердце "советского эксперимента" воспринималось власт€ми с подозрением, и без того обостренным годами борьбы за выживание в услови€х изол€ции и всеобщей враждебности внешнего мира. ÷ентральные

стр. 168


власти не приложили усилий к тому, чтобы разъ€снить гражданам смысл –ижского договора с ј–ј. ћестные власти с трудом понимали текст соглашени€.

≈сли в других странах ј–ј полностью контролировала свою де€тельность, то в –оссии ей приходилось действовать в услови€х всевласти€ большевиков, голода колоссальных масштабов, огромной территории, разрушенной инфраструктуры, "социального эксперимента" и др. јмериканцы не довер€ли местным власт€м, да к тому же они и не понимали происходившего в стране. “ребовалось врем€, чтобы адаптироватьс€ к непривычной среде. ¬ ≈вропе ј–ј использовала поддержку комитетов независимо избранных, "лучших" граждан; в коммунистической –оссии таковых просто не было, приходилось сотрудничать с "комиссарами". »х поражало, насколько мало здесь стоит человеческа€ жизнь, удивительна€ терпеливость, фаталистическа€ настроенность и пассивность людей. јмериканские спасатели не воспринимали русский принцип: "спасение через страдание". »м была чужда покорность судьбе. ¬месте с тем в книге показано, как работники ј–ј возвращали надежду совершенно отча€вшимс€ люд€м.

¬ свете материалов, собранных автором, необходимо пересмотреть идеологизированную трактовку отношений между ј–ј и советскими власт€ми.  онфликты между ними часто были св€заны с региональными особенност€ми, уровнем культуры принимающей их среды. ћногие просто не могли пон€ть, почему после стольких лет борьбы против "буржуев" надо с ними снова сотрудничать. ќтсюда и вполне естественна€ реакци€ - от подозрительности до невери€. ќчень часто источником конфликтов были не местные власти, относившиес€ к ј–ј обычно позитивно, а "полномочные представители", направленные из ћосквы дл€ наблюдени€ за ее де€тельностью.

ѕатеноде видит причину трений и в противоположности деловитости американцев российской инертности, неумению, некомпетентности как "полномочных представителей", так и местных властей. јмериканцы понимали слова "сейчас" и "завтра" - буквально, пр€молинейно. ј когда они обнаруживали, что "завтра" очень часто означает "никогда", возникала напр€женность в отношени€х. јвтор приводит высказывание одного из американцев: "...98 процентов трудностей, неудобств, грубости и невежества, преп€тствий и расхождений, с которыми им (т. е. американцам - –ј) приходитс€ миритьс€, име€ дело с советскими чиновниками, возникают не из-за того, что они советские, но из-за того, что они российские правительственные чиновники. Ёто так было, так есть и так будет всегда" (с. 583).

—казывалс€ €зыковый барьер, неправильный перевод, неверное истолкование договоренностей.  ак результат, возникали конфликтные ситуации. ѕереводчиков не хватало, многие из них были противниками большевиков, некоторые вообще очень плохо знали €зык, другие же испытывали страх перед ко всему подозрительными власт€ми.  онфликты происходили и из-за многодневных праздников. ∆елание американцев продолжать работу среди голодающих воспринималось центральными и местными власт€ми как оскорбление русских людей. ѕо-разному трактовалось пон€тие "политика" - американцы склонны были суживать его, а советские власти - расшир€ть ее пределы. "ѕолитика" пропитала всю де€тельность ј–ј - кого рекрутировать в персонал, кого и как кормить, за что и как поднимать тосты, даже куда и как ехать на машине. –усским, как это виделось американцам, была присуща бо€знь ответственности, в то врем€ как американска€ ментальность строилась на инициативности работников и их готовности нести полную ответственность за свое дело. –усские считали американцев высокомерными, индивидуалистами. "јзиатска€ медлительность", "неспособность работать с американской быстротой" усугубл€лись "перекурами", неорганизованностью, забюрократизированностью. »наче говор€, налицо было столкновение культур.

»нтересен аспект, прежде не рассматривавшийс€ в литературе. ѕатеноде показывает, что дл€ руководителей ј–ј главной проблемой были не большевики, не их попытки контрол€ над гуманитарной помощью, а сами борцы с голодом. «десь было все: и столкновени€ между "ветеранами" и "военными", и участие в спекул€ци€х, и незаконный вывоз ценностей, и пь€нство, дебоширство, распри, склоки, стычки амбиций. »з книги видно, насколько серьезными были конфликты в самой ј–ј. ќт американской общественности скрывались многие неблаговидные €влени€ в ее де€тельности.

¬ этом отношении книга ѕатеноде - полна€ противоположность официальной истории ј–ј в –оссии, написанной √. ‘ишером в 1927 году. ѕатеноде пишет и о том, что руководство ј–ј умалчивало о нервных срывах и перенапр€жении, испытываемых сотрудниками психологических стрессах. ”жасы от увиденного пошатнули психику многих аровцев. „тобы не сломатьс€, многие одевали маску равнодуши€ к тем, кому они помогали. –осси€не же усматривали в этом отсутствие сострадани€.

ѕатеноде затрагивает деликатную проблему взаимоотношени€ руководства ј–ј с американской политикой и общественным мнением —Ўј. ќчень сильны были позиции критиков миссии, а

стр. 169


руководству ј–ј приходилось порою скрывать некоторые негативные факты. јвтор по новому характеризует фигуру √. √увера. ќн не развенчивает его реноме, но несколько приоткрывает завесу над его личностью. √увер, например, не только с раздражением относилс€ к другим американским благотворительным организаци€м, но и принципиально не соглашалс€ с их методами. Ётому радикальному противнику большевизма принадлежит заслуга в организации реальной помощи голодающей стране.

¬ –оссии тоже по€вились некоторые работы и публикации документов о де€тельности ј–ј в годы голода 1 . «аметен прогресс в научном освещении проблемы. —овременные авторы отмечают, что ј–ј внесла значительный вклад в борьбу с голодом. ќднако, и эти работы страдают "сменой знаков", некоторыми стереотипами... ѕроблема требует дальнейшего исследовани€.

 нига изобилует многочисленными интересными детал€ми. “ак, ј–ј проводила прививочную операцию населени€, однако вакцина расценивалась простыми людьми как "изобретение дь€вола". Ќекоторые соглашени€ с "комиссарами" достигались с помощью водки. јвтор отмечает, что пь€нство аровцев вообще было повальным €влением.

  числу недостатков можно отнести неоправданно большой объем книги. »ногда в изложение вкрапливаютс€ сюжеты, увод€щие в сторону от основного предмета (например, глава о "сумасшедшем монахе" »лиодоре). ¬ заглавии книги значитс€ 1921 год, хот€ известно (и автору тоже), что голод длилс€ до 1923 года. ћожно было бы четче и полнее объ€снить, почему истори€ ј–ј извращалась и замалчивалась в советской историографии. ’отелось бы узнать также, что содержитс€ в российских архивах о де€тельности ј–ј в –оссии (конечно, не вина автора, что ему не удалось использовать уникальные документы из архива ‘—Ѕ, недавно опубликованные в –оссии 2 ).

ѕримечани€

1. ÷»’≈ЋјЎ¬»Ћ» Ќ. јмериканска€ помощь народам –оссии в начале 1920-х гг. XX века.  анд. дисс. ћ. 1998; јмериканский ежегодник. ћ. 1995, с. 191- 213;  ќЌƒ–јЎ»Ќ ¬. ¬. 1922-й год в советской деревне глазами √ѕ”. (http://www.fsb.ru/historv/read/ 1999/kondrashin.html):

2. —оветска€ деревн€ глазами ¬„ -ќ√ѕ”-Ќ ¬ƒ1918- 1939. ¬ 4-х томах. “. 1. ћ. 1998.

ќпубликовано на ѕорталусе 21 марта 2021 года

Ќовинки на ѕорталусе:

—егодн€ в трендах top-5


¬аше мнение?




ќ ѕорталусе –ейтинг  аталог јвторам –еклама