Полная версия публикации №1683114663

PORTALUS.RU ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА РУИНЫ ПОЛ "ОБЕЗЬЯНЬИМ ХЛЕБОМ" → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

А. ПОЛЯКОВ, РУИНЫ ПОЛ "ОБЕЗЬЯНЬИМ ХЛЕБОМ" [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 03 мая 2023. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/inoprose/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1683114663&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

А. ПОЛЯКОВ, РУИНЫ ПОЛ "ОБЕЗЬЯНЬИМ ХЛЕБОМ" // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 03 мая 2023. URL: https://portalus.ru/modules/inoprose/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1683114663&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

А. ПОЛЯКОВ, РУИНЫ ПОЛ "ОБЕЗЬЯНЬИМ ХЛЕБОМ" / Азия и Африка сегодня 2003 № 7.



публикация №1683114663, версия для печати

РУИНЫ ПОЛ "ОБЕЗЬЯНЬИМ ХЛЕБОМ"


Дата публикации: 03 мая 2023
Автор: А. ПОЛЯКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2003 № 7
Номер публикации: №1683114663 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Приближался полдень - знойный и безмолвный. Ветер затаился, листья оцепенели, пестрые бабочки порхали невесомо и бесплотно, как в замедленном кино. Лишь сдобный запах пыльной дороги, разомлевшей под страстным напором африканского солнца, что раскинувшийся вокруг сонный - не греза.

Я шел в древний Геди пешком. От развилки дороги, где осталась машина, до таинственного средневекового городка было не больше километра-полутора. Во всяком случае, так уверяли путеводитель и встреченная по пути дородная африканка. Пройдя вместе со мной несколько десятков метров, она юркнула в убогую глинобитную хижину, на стене которой синей краской было старательно выведено: "Вселенская церковь во славу Христа".

В прямоугольном провале двери мелькали цветастые юбки, в одну из которых была обернута и моя мимолетная спутница. Из хижины раздался стройный торжественный хор, славивший Ису (Иисуса). Что ж, на океанском побережье Кении, в самом центре преимущественно мусульманской культуры суахили, и столь убогий христианский храм - явление.

Голоса отдалялись, я шел мимо навесов из пальмовых листьев, босоногих ребятишек, дымных костров кухонь под открытым небом, поджарых рыжих кур, опрятного барака с надписью "Политехнический колледж", огородов, свалок, магазина, автомобиля...

Современного Геди хватило на несколько минут, а потом начался лес.

С последним детским криком, скрывшимся за поворотом домом, растаяло ощущение времени. Чуть слышный, мягкий звук шагов, приглушенный стук сердца не нарушали первозданной тишины. Безмолвие как бы напоминало о том, что так было всегда, так будет всегда, а человек здесь - едва заметный, легко исчезающий штрих на гигантском полотне природы.

Над головой раздался сухой щелчок. Из густой листвы и желтых цветов тамаринда проступил длинный, красный, кривой клюв птицы-носорога. Что-то юркнуло и зашуршало под ногами. Глаз успел заметить змеевидное тело ящерки, блеснувшее в траве радужно-перламутровым отливом.

И вновь лес погрузился в безмолвие. Гармонию вечности не испортили ни стража на воротах, ограждающих вход в старый Геди, ни недавно возведенный на деньги Европейского союза масштабный Суахилийский культурный центр с конференц-залом, рестораном и библиотекой.

Надо отдать архитектору должное. Он честно постарался насытить здание центра элементами местного декора и сделал его одноэтажным. Так строили в старом Геди, где в отличие от Ламу, Пате, Момбасы, Малинди и большинства других суахилийских городов многоэтажных домов не было. И все же, если бы не лес, отделявший центр от древнего поселения, этот, да и любой иной новодел смотрелся бы вызывающе инородной постройкой.

Дело в том, что вот уже четыре века в старом Геди никто не живет. Между тем, когда-то городок был хоть и маленький, не более трех тысяч жителей, но зажиточный. Возник он в XIII веке, то ли после изгнания части жителей из порта Малинди, то ли как форт-пост для распространения ислама. В XV веке пережил расцвет, а в начале XVII жители покинули его и больше не возвращались.

Разгадки тайны нет, несмотря на множество версий. Основные из них - нападение отрядов кочевников оромо (кстати, название Геди, или Геде, взято из языка оромо и означает "драгоценный"), эпидемия, исчезновение воды. Последняя гипотеза, пожалуй, самая правдоподобная. Колодцы в Геди достигают глубины 50 метров, но влаги в них нет.

С водой в городе всегда обстояло неладно. От других суахилийских поселений он принципиально отличался тем, что не был портом. Сейчас старый Геди отстоит от Индийского океана на шесть километров. Высказывалось, правда, предположение, что так было не всегда, что к городу подходил узкий залив, который потом, после землетрясения, отступил, вынудив жителей уйти. Гипотеза не подтвердилась.

Геди всю свою историю простоял вдали от берега, что выделяло его среди суахилийских поселений, но торговлей, как и они, занимался активно. В ходе раскопок там найдены черепки фарфоровой посуды эпохи китайской императорской династии Мин * , осколки венецианского стекла, индийские бусы, персидские украшения. Предметы заморской роскоши город выменивал на шкуры африканских животных, ценимые за сопротивление влаге и гниению мангровую древестну, соль, специи, слоновую кость.

Исключительно выгодным товаром были рабы, но этим промыслом, который позднее стал считаться постыдным, Геди не занимался. Не из моральных соображений, разумеется. В те времена рабовладение считалось естественным и законным. Просто, опять же в силу необычного сухопутного положения. У города не было возможности содержать большие партии рабов в ожидании прибытия судов, а затем перегонять их на побережье.

Удаленность от побережья приносила Геди не только несчастья. Долгое время город находил в этом спасение. В 1498 году, в ходе исторического плавания Васко да Гамы, открывшего морской путь в Индию, португальские каравеллы бросили якорь в Малинди, менее чем в 20 километрах от Геди. Порт стал опорным центром португальского владычества в Восточной Африке, но колониальная администрация о существовании под боком у нее сухопутного суахилийского города так и не прознала.

Геди вновь открыли только в 1884 году, в 20-е годы прошлого века им заинтересовался английский археолог Джеймс Киркман, а в 1948 году он был объявлен заповедником. За полвека руины стали одной из достопримечательностей кенийского побережья.

Многолетний куратор заповедника Абдалла Али, ко-


* 1368 - 1644 гг. (Прим. ред.)

стр. 70


торому я обязан большей частью познаний о Геди, принимая туристов, обычно укладывается в полчаса. Площадь города - 18 гектаров, но в действительности гораздо меньше, так как раскопки велись почти исключительно внутри первого из двух колец трехметровых стен, окружавших Геди.

Экскурсия начинается с датированной гробницы, на которой значится 802 год по мусульманскому календарю, что соответствует 1399 году от рождества Христова. Гробница бесценна тем, что высеченная на ней дата помогла точнее определить время постройки других сооружений.

Главное здание - дворец султана, куда ведет полностью сохранившаяся арка. Войдя в нее, попадаешь в приемную, а затем в зал. Далее следуют комнаты поменьше: ванные, кухня, колодец.

Находящаяся неподалеку большая мечеть - один из семи мусульманских храмов города. В ней привлекает внимание каменный михраб (молельная ниша), указывающий направление на Мекку. Рядом возвышается граненый монолитный столб, венчающий гробницу и напоминающий древние эфиопские стелы.

В общей сложности археологи раскопали 14 зданий. Каждое сложено из кораллов и извести и названо по найденному в ней предмету или характерной особенности. Есть Дом с затопленным двориком, Дом фарфоровой чашки, Дом с цистерной. Есть и Дом day: судно с треугольным парусом, давшее ему название, изображено на стене.

Дау, по сути, стали главным инструментом в создании цивилизации суахили. Арабы начали торговать вдоль восточного побережья Африки еще до нашей эры. Помогали им в этом сезонные ветры-муссоны, полгода подгонявшие парусники с севера на юг, в Африку, а затем, наоборот, с юга на север, в Аравию. Те, кто не управлялся вовремя, вынуждены были ждать до следующего попутного ветра. За это время некоторые обзаводились хозяйством, женились и так, постепенно, перемешивалась черная и арабская кровь, складывался народ, создавался новый общий язык, росли торговые порты, а по всему побережью распространялся ислам.

Рассказ куратора, далекого потомка тех смешанных браков, был занимателен и эмоционален, но его голос, натренированный в ежедневных выступлениях перед туристами, звучал резко и пронзительно, нарушая разлившийся в воздухе величественный покой. Когда гид ушел, показалось, что потревоженные руины облегченно вздохнули.

Из окружавших здания зарослей осторожно вышли две обезьянки колобус. Неторопливо, с достоинством они миновали руины стены и скрылись за необъятным стволом баобаба. "Обезьяний хлеб", - кстати, припомнилось бытующее в Африке название плодов этого бутылочного дерева, чьи листья, семена и плоды мартышки обожают, словно изысканное лакомство. Увы, стоял сухой сезон, и баобаб был гол и коряв, как выдернутые из земли засохшие корни. Сброшенная листва, пожухлая и ломкая, осенним желто-коричневым ковром устилала молчаливый Геди.

Вот кто мог бы легко разрешить все тайны загадочного суахилийского города! Великану стукнула если не тысяча лет, то уж пятьсот наверняка. Он видел и султанов, и рабов, и мирные торговые сделки, и кровопролитные набеги оромо, и смех, и радость, и слезы, и горе. Четыре века назад под ним ссорились и назначали свидания, обсуждали планы и плели интриги, мечтали и столь же тщетно пытались заглянуть в будущее, как теперь, четыре века спустя, я силюсь вообразить себе прошлое.

Покидая старый Геди, я оглянулся. Порыв ветра в душном, распаренном воздухе, просвистел в щербинках коралловых стен и качнул тонкие ветви баобаба. Я возвращался в новый шумный Геди, населенный людьми и машинами. От руин его отделял километр африканского леса.

ГЕДИ - НАЙРОБИ

Опубликовано 03 мая 2023 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1683114663

© Portalus.ru

Главная ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА РУИНЫ ПОЛ "ОБЕЗЬЯНЬИМ ХЛЕБОМ"

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU