Главная → ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА → "Нежный реализм" новеллистического творчества Дж.Сэлинджера и Ю.Казакова
Дата публикации: 18 июня 2018
Автор(ы): Капустина Ирина Владимировна →
Публикатор: Капустина Ирина Владимировна
Рубрика: ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА Сэлинджер Джером →
Номер публикации: №1529330113
Капустина Ирина Владимировна, (c)
Аннотация
Проблему отчуждения поднимают многие писатели ХХ века, потому что одиночество человека в толпе, отчуждение одной личности от другой являются болезнями, сопутствующими цивилизации. В статье рассматривается эта проблема на примере творчества Дж. Сэлинджера (США) и Ю. Казакова (Россия).
Ключевые слова: отчуждение, новелла, простота, многозначность.
Keywords: exclusion, novel, simplicity, polysemy.
Творчество Джерома Сэлинджера и Юрия Казакова принадлежит к тем явлениям мировой культуры, интерес к которым никогда не проходит. В американской литературе ХХ века Сэлинджер занимает особое место: с одной стороны, он удостаивается славы «живого классика», с другой – «писателя-невидимки». Юрием Казаковым написано не так много произведений. Но почти всё, им созданное, отмечено печатью высокой взыскательности и таланта.
Помимо биографических сходств писателей объединяет сходство в творчестве: поднимаемые проблемы в произведениях, т.к. они современники послевоенного времени, и общий жанр – новелла. В основе многих рассказов писателей – столкновение героев, наделенных душевной деликатностью, с пошлостью, мещанством. Они стремятся вызвать в читателях отвращение к пошлости, хамству, корысти – ко всему тому, что калечит души людей и попирает их достоинство. Новеллы Дж. Сэлинджера «Хорошо ловится рыбка-бананка» и Ю. Казакова «Вон бежит собака!» посвящены проблеме сравнения мира неподдельности, искренности чувств с миром жестких рамок, которые калечат, убивают всё живое. Произведения обладают странным свойством: они просты, почти бессюжетны, но смысл их глубок. Читателю постоянно кажется, что он пропустил что-то важное и непременно должен восстановить пропущенное. Сэлинджер и Казаков всегда притягивают отсутствием каких бы то ни было объяснений, ярко выраженной морали, понятного и очевидного вывода, в конце концов, людей, жаждущих до всего докопаться и всё разложить по полочкам.
В новелле «Хорошо ловится рыбка-бананка» возникает тема семьи Глассов – семьи художников, изначально обреченных неуютно чувствовать себя в прагматическом американском обществе. В новелле описывается последний день жизни Симора Гласса – филолога, философа, поэта. Новелла построена по принципу драматургии: две сцены и эпилог. В первой сцене перед нами возникает гостиничный номер во Флориде, в котором Мюриэль – супруга Симора, совершает косметический ритуал и одновременно разговаривает с матерью по телефону. Во второй – разговор Симора на пляже с маленькой девочкой Сибиллой. В эпилоге Симор поднимается в свой гостиничный номер и пускает пулю в висок. Симор и Мюриэль – два совершенно противоположных образа. Мюриэль – воплощение типичного буржуазного общества. Симор – представитель свободной человеческой личности, чуждый этому миру. Идея новеллы выражена в притче о рыбке-бананке, которую Симор рассказывает Сибилле. Рыбка-бананка заплывает и объедается в пещере бананами, а затем заболевает банановой лихорадкой и в результате умирает. Самоубийство Симора – это попытка вернуть себе утраченного Бога, т.к. женитьба на Мюриэль приводит к тому, что он забывает о своём высшем долге поэта. Человек, у которого ничего больше нет в жизни – все иллюзии разорваны, всё устоявшееся разрушено, мир перевернулся, не может сохранить здравый рассудок. Судьбой своего героя Сэлинджер показал глубокий философский смысл новеллы: человечеству необходима защита от разлагающегося влияния мещанской среды и ее пороков. Писатель показывает, что спасение человечества в единении людей, победе над эгоизмом и бездуховностью. Симор с Сибиллой и Симор с Мюриэль создают сильный, красноречивый контраст, из которого совершенно очевиден протест Симора против окружающего холодного, нечуткого, отталкивающего мира. Здесь невозможны проявления теплых чувств, они возникают только рядом с Сибиллой. Симор сделал выбор между вынужденной жизнью во взрослом мире и уходом от нее в пользу последнего.
В новеллах Ю. Казакова по-своему ставится проблема человеческого счастья. Если приложить к герою стандартные мерки времени – то ничего бедственного в его существовании нельзя заметить, живёт как все, не хуже и не лучше. Но сам он ощущает, что живёт не так, что эта так называемая нормальная жизнь – не то, что нужно нормальному человеку. И он не может ещё понять и объяснить самому себе, в чём причина его неприкаянности. Человек наедине с природой, с самим собой, в общении с другом, близким – вот излюбленные ситуации большинства рассказов Казакова.
Герою новеллы «Вон бежит собака!» знакомо счастье рыболова, счастье освобождения от обыденного и однообразного. Но он пренебрегает одним счастьем ради другого. Московский механик Крымов счастлив, оттого что едет на рыбалку в свое потаённое место. Он так долго ждал этого момента, что его совершенно не интересует соседка по автобусу. В беседе с ней Крымов понимает, что девушку что-то гнетёт, но старается не обращать на это внимание. Какая-то мелкая проблема ничто для героя по сравнению с тем, что его ждёт. Добравшись до своего потаённого места, Крымов с самозабвением ловит рыбу, варит на костре кофе, вдыхает горько-сладкие лесные запахи, спит в палатке. Он радуется одиночеству и испытывает счастье. И только на исходе последнего дня Крымов вдруг вспоминает случайную спутницу, её состояние, свою бесчувственность, поспешность, его охватывают раскаяние и горькая досада, но уже слишком поздно. Простая фраза «Вон бежит собака!» решила проблему героя: он ушёл, когда девушка отвлеклась. Казаков показывает, как человеку чуждо происходящее с окружающими людьми. Он не желает вмешиваться, отгораживается от того, что может помешать его долгожданному одиночеству.
Казаков и Сэлинджер не увлекаются специальными выразительными средствами и стилистическими фигурами. Их изобразительность, можно сказать, непосредственна, её суть – в точности описаний, в ценимости подробностей, в интересе к нюансам. Но сами предметы, подробности, детали обязательно обретают в повествовании эмоциональный колорит, окрашены настроением. Именно разговор о рыбке-бананке и звучащая, как эхо, фраза «Вон бежит собака!» помогают героям понять самого себя. Именно эта, казалось бы, мелочь меняет жизнь Симора и, возможно, изменит Крымова.
Джером Сэлинджер и Юрий Казаков позволили тексту быть многозначным. Оба писателя клеймят мещанство и вещизм. С банановой рыбой можно сравнить слабого человека, такого, как и Симор, и Крымов, который жаждет удовольствий и, таким образом, выбирает гибельный путь. Но для него этот путь – путь к спасению. В прозе Дж. Сэлинджера и Ю. Казакова предстает весь диапазон чувствований, вся амплитуда эмоциональных состояний, через которые проходит душа человека, вступившего в контакт с вечностью, – от восторга и умиления перед чудом природы до ужаса и отчаяния перед его неумолимыми и жестокими законами…
Литература
- Борисенко А. Дж. Д. Сэлинджер: Классик и современник // Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи: Роман. Повести. Рассказы / Джером Д. Сэлинджер. – М.: Эксмо, 2007. – (Зарубежная классика). – с. 5-16.
- Нинов А. Юрий Казаков и его рассказы // Казаков Ю. П. Двое в декабре. Рассказы, М., «Молодая гвардия», 1966. – с. 248-269.
- Нинов А. Юрий Казаков и его рассказы // Современная Советская проза. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – с. 121-125.
Опубликовано на Порталусе 18 июня 2018 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK