Рейтинг
Порталус

Репортаж с космодрома Байконур. ШАГИ ПО ЗЕМЛЕ

Дата публикации: 26 сентября 2012
Автор(ы): Б. КОНОВАЛОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1348639466


Б. КОНОВАЛОВ, (c)

После 140 миллионов километров в невесомости первые шаги вновь в условиях земной тяжести. И то, что было для Анатолия Березового и Валентина Лебедева, как и для всех нас, землян, пустяком, сейчас, после рекордного по длительности полета, требует громадных усилий, осторожности. Сознание космонавтов не хочет в это верить: подумаешь, пустяк, ведь ходил же я легко до полета. Но нет. Земля не сразу прощает своим сыновьям столь долгую отлучку. Приходится как бы заново учиться ходить, приспосабливаться к притяжению нашей родной планеты.

Медики, с которыми мы беседовали на космодроме, считают, что процесс реадаптации протекает нормально.

- До полета, - говорит журналистам главный врач Центра подготовки космонавтов И. Скиба, - у Анатолия Березового частота пульса в среднем была 52-60 ударов в минуту, давление - 110 на 70 миллиметров ртутного столба, у Валентина Лебедева частота пульса - 70-76, давление - 125 на 75. В самолете, на котором космонавты летели из Джезказгана в Байконур. У командира пульс был 86, давление - 120 на 80, у бортинженера пульс - 88, давление -120 на 90. А здесь, в гостинице "Космонавт", в первый же день эти показатели улучшились: у Березового пульс - 60, давление - 125 на 75, у Лебедева пульс - 78, давление-120 на 80. Прогресс идет достаточно быстро. Аппетит у экипажа хороший. С удовольствием пьют чай, воду, восполняя потерю жидкости на орбите.

Все, кто общается сейчас с космонавтами, отмечают, что они с энтузиазмом утоляют "информационный голода: говорят по телефону с семьями, жадно читают газеты, письма, настояли на том, чтобы им разрешили смотреть кино. Кстати, с большим удовольствием они посмотрели кинофильм "СССР - Франция: восемь дней над планетой", сделанный на студии "Центрнаучфильм". С удовольствием "Эльбрусы" увидели на экране кадры своей совместной работы с Владимиром Джанибековым, Александром Иванченковым и первым французским космонавтом Жан-Лу Кретьеном на борту "Салюта-7". Каждый вечер они теперь смотрят и программу "Время", активно интересуются жизнью страны.

Когда Березовой и Лебедев вышли к нам для первой беседы в гостинице "Космонавт", мы увидели их на фоне знамен всех республик нашего Советского Союза, 60-летию которого "Эльбрусы" посвятили свой рекордный полет.

- Мы в этом длительном полете всегда чувствовали, - говорит Валентин Лебедев, - что у нас за спиной стоит весь большой многонациональный советский народ. Космическая техника, наш орбитальный дом, в котором мы жили, с которым сроднились, сделан в сущности всеми республиками. Сама станция "Салют-7", транспортные корабли "Союз Т", грузовые "Прогресс" - это плоды коллективного труда очень многих людей, и результаты - великолепные. Сегодня наша страна имеет в космосе отличную орбитальную лабораторию, на борту которой можно решать большой комплекс научных, технических и даже производственных задач, например, на технологической установке "Корунд". И поэтому нам хочется поблагодарить всех советских людей за то, что они сделали для космонавтики, за помощь и поддержку в этом полете.

- Нас очень взволновало Приветствие ЦК КПСС и Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР ко всем участникам создания комплекса "Салют-7" - "Союз Т" подготовки и обеспечения нашего длительного космического полета, - подчеркивает Анатолий Березовой. - Мы рады, что так высоко оценена наша работа на орбите, и счастливы, что смогли внести и свой вклад в общий труд советского народа в честь шестидесятилетнего юбилея образования Союза Советских Социалистических Республик.

- Припомните самые волнующие этапы вашего приземления.

- Мне приходилось приземляться на корабле "Союз" предыдущей серии, - отвечает Валентин Лебедев. - Главное отличие "Союза Т" от прежних транспортных кораблей в том, что здесь все управление построено на базе современной вычислительной техники. Она помогает создавать комфортные условия для экипажа - даже на таком трудном этапе, как спуск. Эмоционально было очень интересно в ночном спуске следить за изменением окраски за иллюминаторами по мере погружения в плотные слои атмосферы. Сначала возникали яркие полосы, потом все окрасилось в багровые тона. Мы шли к Земле как бы в огненном мешке. А когда спускались на парашюте, казалось, что мы уже на Земле - так все плавно протекало.

- У нас было невольное раздвоение внимания, - продолжал Анатолий Березовой. - Мы должны были все время вести деловой, технический репортаж для специалистов и в то же время не могли сдержать своих эмоций. Я от Валентина и от других товарищей много слышал, как происходило приземление на предыдущих "Союзах", и знал, что многое зависит от местных условий. Мы приземлились на небольшом склоне. Спускаемый аппарат несколько прокатился через бок под уклон. Когда он остановился, мы с Валентином оказались как бы на нарах. Я внизу, а он надо мной, так же, как и я, привязанный ремнями. Связь была, и мы знали, что скоро прибудут поисковики. Было очень приятно услышать их стук и шутливую просьбу: "Разрешите войти!" Первый глоток зимнего степного воздуха был для нас счастливым мгновением.

- Медики нам рассказали об объективных показателях вашего физического состояния, а как ваше душевное самочувствие?

- Мы счастливы, что прошли намеченную дистанцию и выполнили все намеченное, - говорит Анатолий Березовой. - Чувствуем себя хорошо, но врачи советуют нам не торопить события. Мы люди дисциплинированные. Надеемся, что за две недели сумеем войти в хорошую форму и встретить Новый год в Москве вместе со своими родными и близкими.

Опубликовано на Порталусе 26 сентября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама