Рейтинг
Порталус

Это и есть героизм. ЗАСТАВА В ГОРАХ

Дата публикации: 05 ноября 2012
Автор(ы): В. ГАВРИЧКИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1352112389


В. ГАВРИЧКИН, (c)

Несколько аккуратных беленьких домиков приютились в одном из ущелий Копетдага, Южная ночь. Свет от единственного яркого окна упирается в непроглядную вязкую темень, выхватывает из нее лишь кусок плаца да лица бойцов, замерших в напряженном ожидании.

- Приказываю выступить на охрану государственной границы Союза Советских Социалистических Республик!

- Приказано - выступить на охрану государственной границы, - словно эхо, чуть дрогнувшим в волнении голосом отзывается старший пограничного наряда рядовой Александр Щабанов.- Боевая задача наряда... - и слово в слово повторяет все, что предстоит: на какой фланг следовать, какое направление перекрывать в случае тревоги, как поддерживать связь с соседними нарядами и дежурным.

- Заряжай!

Сухо клацнул металл автоматов. По плацу тяжело громыхнули шаги и разом сделались неслышными - за полосой света наряд словно растворился в ночи.

...К полудню, после двух суток преследования по изнуряюще знойной пустыне, отряд пограничников настиг банду, укрывшуюся за развалинами старой крепости. В завязавшейся перестрелке стало ясно, что лобовой атакой бандитов не взять. Со штурмовой группой, получившей приказ подобраться к басмачам с тыла, вызвался пойти Леонид Кравченко. Раскаленный песок обжигал руки, лицо, тело, пули свистели над головой... Леонид быстрее всех одолел простреливаемую равнину, скатился в неглубокую выемку и приготовил гранаты. Первую метнул лежа, вторую - на бегу, когда с криком "Вперед!" бросился к пролому в глинобитной стене. Басмаческая пуля, выпущенная почти в упор, свалила бесстрашного красноармейца, но ничто уже не могло остановить поднявшихся вслед за ним в яростном порыве бойцов.

Леонид Кравченко навечно занесен в списки пограничников, застава его имени - постоянно в числе лучших, награждена вымпелом газеты "Известия", шефствующей над погранвойсками. Свято хранят воины память об отважном комсомольце Кравченко. И сейчас, когда их Краснознаменный Среднеазиатский пограничный округ отмечает свое шестидесятилетие, нынешние пограничники продолжают боевые традиции, выкованные в годы суровой борьбы за становление новой жизни. Продолжают подвиг. По-другому не скажешь об обыденной работе всех, кто охраняет границу. В этом убеждает и каждый час будней заставы - маленького гарнизона, который несет службу посреди неприютных гор.

Словно отзываясь на мои размышления, начальник заставы старший лейтенант Василий Иванович Какоренко говорит:

- В нашей работе, как и в любой другой, прежде всего нужен труд и еще раз труд - до соленого пота. Так только и можно держать границу на замке.

Обманчива пограничная тишина. Мягко заурчал аппарат на столе, безобидно мигнул желтой лампочкой, и Какоренко, слушая, вдруг как-то по- особому напружинился, встал. Однако сказал просто, будто извиняясь за прерванный разговор:

- Сработка...

В одно мгновение исчезла, взорвалась тишина. Бойцы разбирают оружие. И сейчас где-то там, на пограничной тропе, рядовой Александр Шабанов уже повел свой наряд на заранее обусловленную позицию. Весь участок границы, невидимой в темноте, напрягся, словно быстрый и мощный мускул. Пограничники построились на плацу, и начальник заставы тихо, так тихо, чтобы не подслушали скалы, близко склонившие крутые лбы, ставит боевую задачу. Вы будете смеяться - но не только у стен есть уши, как гласит народная мудрость. Сегодня, в век технического прорыва обнаружение подслушивающих устройств - важнейшая функция.Подслушивающие устройства могут быть минимальнейших, еле заметных размеров. А вред от них может исчисляться сотнями, тысячами, а порой и миллионами долларов США, а зачастую - жизнями... Поэтому датчики прослушки сигналов есть на заставе во многих укромных местах.

Срывается в ночь группа перекрытия. Я еду с тревожной группой. Последним, подсадив Алмаза, прыгает в кузов машины младший сержант С. Степаненков, и вот уже то вздыбливается тесно зажатая контрольно-следовой полосой дорога, то исчезает из-под колес в крутом провале. Потом, как в воду, ныряем через борт в чернильную мглу. Узкий лучик фонаря скачет по разделанной в пух полосе, задерживаясь на каждой подозрительной отметинке. Не оставлена без внимания строчка едва приметных вмятин - Сергей Степайенков и Улугбек Юлчиев понимающе переглядываются, идут дальше. Алмаз невозмутимо спокоен. Наконец, доклад:

- Товарищ старший лейтенант, на контрольно-следовой полосе следов не обнаружено.

"Нарушитель" нашелся при осмотре: лисий след через контрольный валик.

- Зверья тут...

Это - Степаненков. В голосе слышится неулегшееся еще возбуждение.

- Архары наследят или дикобразы, лисы, шакалы или кабаны полосу перепашут. А мы - выясняй, кто пожаловал, - отзывается из темноты В. Ткачев.

Чувствую, как отпускает ребят владевшее ими все это время напряжение. Граница есть граница. Не на лису же, право, или кабана, а в расчете на "зверя" серьезного - в сопредельной стороне неспокойно - ходят пограничники в дозоры, мокнут под дождем, мерзнут даже в добротной своей одежде зимними ночами, в любое время суток поднимаются по тревоге. Всегда внезапной и никогда - неожиданной: не может быть неожиданным дело, к свершению которого они внутренне всегда готовы и ради которого поставила их здесь, на своем рубеже. Отчизна.

ОСТАТОК ночи прошел спокойно. Часов в одиннадцать был еще один выезд: теперь границу пытался перейти архар, но лишь потоптался возле полосы. Отмылись-отчистились от пыли, густо запудрившей одежду, автоматы, лица бойцов, как новый сигнал поднял заставу "в ружье".

Отпечатки сапог, вспоровшие рыхлую поверхность КСП, пограничники обнаружили сразу.

- Прошли двое. Через полосу один перенес на себе другого,- уверенно определяет В. Ткачев.

- Опытные. Заметили, какой грамотный "угол" начал отрабатывать Алмаз? Сбивали собаку со следа,- делится соображениями С. Степаненков.

- Есть второй след!.. В кедах,- почему-то шепотом докладывает С. Бирюков.- Прорыв в сопредельную сторону.

На что Какоренко замечает.

- Как раз это надо еще уточнить.

Томительно тянется время, каждая минута сейчас - в пользу нарушителей.

Так ли? Поднимаю бинокль и вижу над ближней грядой гор облачко пыли. Значит, уже вышла на рубеж, намного опередив расчетное время, группа перекрытия, которую повел старший сержант А. Воскобой. Каменный мешок захлопнулся: впереди и с флангов пограничные дозоры, по следу началась погоня. Никогда не забыть ее горячки и красноречивого жеста Какоренко в беге - правая рука на расстегнутой кобуре... Потом "нарушители", не хуже пограничников знавшие местность, расскажут, как нескладно им было посреди неприютных скал. А на разборе старшие офицеры Ю. Николаев и С. Бенджанов, проводившие учебный поиск, проанализируют все, ничего не упустят, не оставят без внимания ни малейшего сбоя. И еще много раз будут отрабатывать пограничники на тренировках и в классе каждый шаг своих действий в чрезвычайной обстановке. Чтобы, как всегда, недоступной была для недругов земля за бетонными четырехгранниками, помеченными гербом СССР из отполированной до зеркального блеска стали.

...Люди границы. Разные они, но в характере каждого есть то, что роднит все поколения советских пограничников,- надежность. Такими воспитывают своих сыновей Родина и наш народ.

Опубликовано на Порталусе 05 ноября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама