Рейтинг
Порталус

Из чехословацкого блокнота. ГЛАВНАЯ ЗАБОТА.

Дата публикации: 24 октября 2013
Автор(ы): Ю. ФЕОФАНОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1382610535


Ю. ФЕОФАНОВ, (c)

Витезлав Заичек, энергичный и веселый человек лет пятидесяти, председатель Национального комитета в Млада-Болеславе, прошел, как он говорит, три вида закалки. Рабочая закалка - от каменщика-отца, который в свои 73 года и сейчас трудится на строительстве детсада, сам Витезслав с 14 лет пошел слесарем на "Шкоду", окончил профтехучилище, стал квалифицированным рабочим. Армейская закалка - два года служил на границе, стал офицером. Партийная-до избрания председателем Национального комитета Витезслав возглавлял организацию КПЧ завода "Шкода", крупнейшего в Млада-Болеславе. Выполнял важнейшую задачу - через калькуляции определял изначальные (от производителя) цены на автомобили Skoda. от этих цен дилеры во всем мире и устанавливали конечную стоимость для потребителей.

-"И семейная закалка есть, - смеется председатель. - Две дочки взрослые, у одной - свои две дочки..."

Млада-Болеслав имеет тысячелетнюю историю. Когда-то это был замок с прилегающим поселением. С раннего средневековья дошли до нас документы о местных событиях, иногда весьма значительных, как, скажем, присоединение к сторонникам Яна Гуса в период освободительной борьбы. Официальный статус города Млада-Болеслав получил в 1528 году: по численности населения он занимал в Чехии пятое место. Город стал заметным культурным центром, славился своей типографией. Еще в 1501 году здесь напечатана первая книга - "Канционал", через несколько лет врач и физик Клаудианус издал первую карту чешского королевства, а Ян Лекарж - первую медицинскую книгу.

Жители города гордятся своим прошлым, чтут и охраняют памятники истории и культуры. Но живут они в сегодняшнем дне, строя день завтрашний.

Самое крупное и самое влиятельное в городе предприятие - автозавод "Шкода". Возникло оно еще в 1895 году - тогда здесь делали кустарным способом велосипеды. Это было дорого, все больше становилось конкурентов, но завод выстоял. В 1898 году из его ворот выехал первый мотоцикл с электромагнитным зажиганием и сразу завоевал Европу. Особенно после того, как гонщики Вондржих и Томан показали высочайшие для тех времен результаты. В 1907 году "Шкода" начала выпуск автомобилей, к 1925 году это уже было крупное капиталистическое предприятие.

В конце второй мировой войны завод "Шкода" лежал в руинах. Но предприятие, ставшее народным достоянием, ждала славная судьба. Трудом рабочих в невиданно короткие сроки цехи были восстановлены и модернизированы. В 1958 году XI съезд КПЧ принял решение строить в Млада-Болеславе совершенно новый автозавод, превратить город в центр массового производства легковых автомобилей для нужд Чехословакии и экспорта на мировой рынок. В год тысячелетия Млада-Болеслава с конвейера сошла миллионная "Шкода".

До 1978 года завод "Шкода" не только финансировал, но сам строил, сам хозяйствовал в социально-бытовом секторе. Потом было принято решение: передать все Национальному комитету.

- И как это сказалось на положении дел?

- Начнем с детских учреждений, - председатель достает бумаги, просит пригласить Вацлава Мариновского, заведующего отделом народного образования. - Проблема мест в детских садах у нас теперь решена - никому отказа нет. У нас сейчас, в городе с 48-тысячным населением, 79 детских садов: 60 принадлежат нам, 14 - по-прежнему предприятиям, 5 - пригородным сельхозкооперативам. А совсем недавно мест не хватало. За три года мы многое построили: предприятия выполнили свои обязательства.

- Без конфликтов не обошлось?

- Хм, разве без этого бывает! Вот свежий пример. В сельхозкооперативе "Лущенице" есть детский сад. Но какой - лучше не спрашивайте. И так и этак с председателем говорили. Ответ один: "Не на улице же дети". А нам мало этого - нам надо, чтобы детский сад, как, кстати, и дом для престарелых, был бы образцовым, с полным комфортом. Так наказывали избиратели. Товарищ Мариновский съездил в кооператив. После этого пришлось круто поговорить в комитете с председателем - в итоге выделили средства, первоклассный детсад строится. А вообще все социальное строительство, все, что относится к быту и благоустройству, включено у нас в специальный документ. Вот, посмотрите...

Председатель протянул мне изданный типографским способом иллюстрированный альбом. Это предвыборная программа организации Национального фронта Млада-Болеслава, ставшая законом для. Национального комитета нового состава. Рассчитана программа на 1981- 1985 годы, а в перспективе до конца столетия. Выполнение программы строго и неукоснительно контролирует Национальный комитет; в ней точно записано, что, кем и в какие сроки должно быть сделано. Характерно, что в Млада-Болеславе очень широко возводятся социальные объекты методом народной стройки. Это тоже отражено в программе.

- Каждый день выполнять то, что намечено на этот день, - вот моя и моих коллег главная задача, - говорит председатель, -тогда можно быть спокойным за день завтрашний. Сделать для конкретного человека то, что нужно именно ему сегодня, - значит позаботиться обо всем населении города... Если все время говорить о перспективе, не делая живого сегодняшнего дела, значит, и перспектива в итоге окажется туманной.

Достойный стиль работы.

После Млада-Болеслава мы побывали в соседнем городе Баков, где нас принял председатель Национального комитета Йозеф Масак. В городе Мнихово-Градиште беседовали мы с председателем. Национального комитета Йозефом Рингом и секретарем Ладиславой Опалецкой. Наши разговоры были все о тех же социальных заботах руководителей городов. Посетили мы детские сады, дом ветеранов, библиотеку, посмотрели новые кварталы, памятники старины...

Не похожи друг на друга эти чешские города. Тем более не похожи они на Тамбов, Конотоп, Кентау или, допустим, Кутаиси. Но после бесед с руководителями чехословацких Национальных комитетов выносишь так много знакомых впечатлений! И это понятно: едина природа органов власти социалистических государств, у них одни и те же заботы - заботы о человеке.

Опубликовано на Порталусе 24 октября 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама