Рейтинг
Порталус

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ЛИЦЕНЗИЯМИ НА ТОРГОВЫЕ МАРКИ И ПАТЕНТЫ

Дата публикации: 19 апреля 2012
Автор(ы): Кондратюк И.В.
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Вопросы межд.права →
Источник: (c) http://tm.ua
Номер публикации: №1334834762


Кондратюк И.В., (c)

Торговая марка – это самый активный объект интеллектуальной собственности. И это не случайно, так наибольшие обороты капитала – именно в торговле. В производстве тоже сконцентрированы огромные капиталы, но они часто омертвлены в средствах производства, которые намного более статичны, чем сами товары этого производства. А там, где деньги – там и наибольшая бизнес-активность. Торговля оперирует в первую очередь торговыми марками. Производство – это уже не только торговая марка, но еще и патенты на изобретения (полезные модели) и промышленные образцы.

Распоряжение правами на торговую марку возможно двумя путями: полная передача прав на торговую марку и временная передача прав путем выдачи лицензии (заключения лицензионного договора).

Не смотря на различия в национальных законодательствах разных стран, лицензия и / или лицензионный договор предусмотрены в законодательстве практически всех государств мира.

Однозначно можно сказать, что лицензионная деятельность является неотъемлемой частью гражданско-правовых отношений субъектов предпринимательской деятельности в рыночных условиях разных стран.
Для обеспечения защиты торговых марок, изобретений и промышленных образцов во всех странах мира существует патентное законодательство, которое обеспечивает монополию на их использование. Использование новой техники и технологии стало невозможным без приобретения лицензий у владельцев прав на торговые марки и владельцев патентов. Разные объекты интеллектуальной собственности имеют значительные различия в их правовой охране. Однако все они имеют и определенные общие черты, в частности относительно легальности режима их использования.
Легальное использование прав на торговые марки и патенты возможно только при условии их лицензирования.

Международная торговля лицензиями на торговые марки и патенты является важным экономическим механизмом международного торгового обмена.

Рост международной торговли лицензиями на торговые марки.

Рост международной торговли лицензиями на торговые марки обусловлено рядом факторов, стимулирующих фирмы продавать и покупать лицензии на мировом рынке:

• Усиление конкурентной борьбы на мировом рынке в период спада и стагнации мировой экономики требуют проникновения на новые, капиталоемкие рынки.
• Сложившиеся реалии постиндустриального общества требует максимально быстрого и легкого перетекания капиталов через национальные границы стран.
• Международные компании активно борются за получения доступа к дополнительным рынкам сбыта тех своих товаров, которые не находят спрос на национальном рынке.
• Национальная торговая марка облегчает проникновение и завоевание труднодоступных рынков в тех странах, которые широко используются тарифные и нетарифные барьеры для иностранных товаропроизводителей.
• Капиталы перетекают в сферу товарного производства и сферу услуг только вместе с торговыми марками.
• Товары и услуги должны иметь зарегистрированную торговую марку в стране их поступления.
• Как правило, на капиталоемких рынках имеется существенная насыщенность уже зарегистрированных ТМ. А потому в стране такой стране есть сложность подбора такого имени (слова, названия) для торговой марки, которое может и пройти регистрацию, и соответствовать маркетинговым требованиям к товарному знаку.
• Коммерческая заинтересованность лицензиара: продавая лицензию на торговую марку он затраты на ее создание и получает дополнительную прибыль без затрат каких-то усилий.
• Необходимость ускорения выпуска на рынок новой продукции под непроблемными торговыми марками.


Рост международной торговли лицензиями на изобретения, полезные модели и промобразцы.

Рост международной торговли лицензиями на изобретения, полезные модели и промобразцы обусловлено рядом факторов, стимулирующих фирмы продавать и покупать лицензии на мировом рынке:

• Многие ведущие мировые производители переносят свои передовые, а значит – и патентоемкие производства из стран Запада все дальше на восток, в Восточную Европу, в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Т.е. туда, где дешевая рабочая сила и особые налоговые льготы для инвесторов.
• Коммерческая заинтересованность в осуществлении технологического трансферта и трансферта лицензий со стороны как государств, так и компаний, получающих новые технологии. Особо в этом продвинулся Китай в своей промышленной политике, когда часто внедрение новых технологий сопровождается и условием их последующей передачи национальному производителю.
• Коммерческая заинтересованность лицензиара. Так как продавая лицензию, он в короткий срок окупает затраты на научно-исследовательские, технологические и конструкторские разработки. А также получает дополнительную прибыль за счет быстрого освоения изобретения и выпуска на его основе новых видов продукции.
• Коммерческая заинтересованность лицензиата. Так как покупая лицензию, он не тратит свои капитали на научно-исследовательские, технологические и конструкторские разработки. Плюс получает имеет доступ к передовым научно-техническим достижениям, приобретает бесценный передовой технологический опыт и получает доходы от использования новейших технологий.
• Международные компании с диверсифицированным производством могут корректировать ассортимент выпускаемых товаров, переключая ресурсы на производство наиболее прибыльных изделий. При этом иногда неконкурентными могут оказаться такие виды продукции или технологии, которые для них уже не имеют интереса, но могут быть с выгодой переданы зарубежным предприятиям, заинтересованным в их покупке.
• Страны с ограниченными ресурсами научно-технического развития, участвуя в международном технологическом обмене, имеют возможность занять лучшую позицию на мировом рынке без дополнительных затрат. Нагляден пример послевоенной Японии, которая после второй мировой войны начала свое возрождение именно с покупки зарубежных технологий.
• Снижение политических и правовых рисков. Так, лицензирование с более выгодным способом интернационализации при желании лицензиара защитить свои активы в условиях несовершенного законодательства, нестабильной политической ситуации в стране лицензиата, к тому же проводит политику по ограничению господства иностранного капитала и укрепления государственной собственности.

Современное состояние торговли лицензиями на торговые марки и патенты.

Международные лицензионные связи осуществляются преимущественно между развитыми странами. В общей сумме поступлений от международной торговли лицензиями доля развитых стран составляет почти 98%.

В целом оборот торговли лицензиями на торговые марки и патенты в 2010-м году по разным оценкам составлял порядка 30 млрд дол. в год. Однако значимость этого рынка определяется тем, что стоимость продукции, выпускаемой в разных странах с иностранным лицензиям, составляет 330-400 млрд дол. ежегодно. Лидирующее положение на рынке лицензий принадлежит США (65% поступлений промышленно-развитых стран от экспорта лицензий).

Значительную роль в международной лицензионной торговле играют страны Западной Европы. Так, доля Германии в мировом экспорте лицензий составляет 14%, Великобритании - 8%.

В основе возникновения и прогрессивного развития международной торговли лицензиями лежит общественное разделение труда.

В мировой практике обмена научно-техническими достижениями применяется и такая опосредованная форма правоотношений, как лицензионный договор.
Лицензионный договор является жизнеспособным средством маркетинговой, финансовой и технологической стратегии, направленной на оптимальное экономическое использование зарегистрированной торговой марки или патента не только в интересах сторон договора, но и в интересах широкой общественности.

В мире действует более 200 тыс. договоров и договоров о международной передаче технологий. Даже наиболее развитые индустриальные страны является не только экспортерами, а импортерами технологий. Вообще продажа лицензий - это типичная форма передачи технологий. В современных условиях передача и использование исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и другие объекты часто сопровождаются передачей ноу-хау, технической документации, оказанием технической помощи и т.д. Широко распространенными стали неисключительные лицензии на изготовление и реализацию продукции.

© Патентный поверенный Кондратюк И.В., Агентство Украинские торговые марки, 2012

Опубликовано на Порталусе 19 апреля 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама