Рейтинг
Порталус

СНГ и опыт европейской интеграции

Дата публикации: 29 апреля 2014
Автор(ы): Александр Шевченко - руководитель аппарата Исполнительного секретаря Содружества Независимых Государств, Минск
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) "БЕЛАРУСЬ В МИРЕ" No.004 12-01-97
Номер публикации: №1398771672


Александр Шевченко - руководитель аппарата Исполнительного секретаря Содружества Независимых Государств, Минск, (c)

Развитие интеграции, проведение рыночных реформ в Беларуси и других странах Содружества Независимых Государств (СНГ)диктуют необходимость учитывать и использовать имеющийся в мировой практике опыт образования и деятельности интеграционных объединений. В связи с этим особое значение имеет опыт  создания  экономического  сообщества в Европе.  Развитые  западноевропейские страны успешно прошли значительную часть пути, на который государства Содружества только ступили.

С первых шагов своего становления СНГ во многом ориентировалось на опыт Европейского Союза. Цели и задачи этих двух региональных организаций во многом схожи. В связи с тем, что закономерности процесса экономической интеграции носят универсальный характер, при подготовке основополагающих документов - Устава СНГ, договора о создании Экономического союза и некоторых других соглашений изучались соответствующие документы и материалы ЕС. В ходе изучения опыта ЕС отбиралось и отбирается то, что может быть применено в рамках нашего интеграционного объединения.

Особый интерес вызывает имеющийся в Европейском Союзе опыт формирования Экономического, Валютного и Таможенного союзов. В сентябре 1993 года главы государств СНГ подписали договор о создании Экономического союза. В соответствии с положениями этого договора Экономический союз призван обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на территории стран Содружества, дать возможность проведения согласованной денежно- кредитной, бюджетной, таможенной и валютной политики, а также осуществления других мер.

В рамках договора подписаны соглашения о принципах свободной торговли, о создании Платежного союза, о развитии новых форм интеграции в виде транснациональных, финансово-промышленных групп, совместных производственных и коммерческих структур, другие документы. В определенном смысле все это ведет к необратимости реформ, ориентированных на формирование рыночной инфраструктуры, создание общих условий для экономического роста, на перестройку структуры экономики, образование ее частного сектора, т. е. для создания всего того, что требуется для обеспечения устойчивого экономического развития стран СНГ.

Однако следует признать, что согласованные программы и договоренности не всегда выполняются. В определенной степени создание Экономического союза застопорилось, его механизмы действуют слабо. Представляется, что главной объективной причиной этого является то, что Содружество пока еще не достигло такого этапа своего развития, когда интеграция рассматривается не как средство решения текущих экономических проблем, а как основа для долгосрочного, взаимовыгодного сотрудничества и обеспечения экономического процветания. Наибольшую отдачу интеграционное взаимодействие стран СНГ даст тогда, когда его участникам удастся преодолеть текущие экономические сложности, стабилизировать свои национальные экономики. До этого попытки ускорить интеграционное взаимодействие не будут в полной мере результативны.

Развитие интеграции является поэтапным процессом, развивающимся по мере формирования экономических предпосылок и создания соответствующих организационно-правовых механизмов. В связи с этим исключительную актуальность приобретает Концепция экономического интеграционного развития государств Содружества. 28 марта 1997 г. эта концепция была одобрена на заседании глав государств СНГ. По мнению экспертов, это самый фундаментальный документ за всю шестилетнюю историю Содружества. Эксперты отмечают высокий научный уровень концепции, а производственники усматривают в ней реальные предпосылки широкого практического применения. В ней не только обоснованы общие для всех цели, но и выделены приоритеты для каждого из государств.

Концепция экономического интеграционного развития ориентирует экономическую политику государств СНГ на более эффективное развитие внутреннего рынка. Предполагается ускоренное формирование общего экономического пространства при создании соответствующих организационных условий и механизмов для взаимодействия в рамках этого пространства. Общее экономическое пространство будет конструироваться за счет создания и развития зон свободной торговли, таможенного и платежного союзов, общего аграрного рынка и рынка труда, единого научно-технического, инвестиционного и информационного пространства. По оценкам экспертов, реализация заложенного в концепции сценария формирования общего экономического пространства позволит значительно увеличить к 2000 году объем валового внутреннего продукта стран СНГ. Концепция создана с учетом общих принципов движения к интегрированному сообществу: она допускает различную глубину интеграции и предусматривает формирование системы сотрудничества подобной той, которая успешно используется в Европейском Союзе.

 

Интеграция "на разных скоростях"

 

Сейчас в Содружестве отношения между его участниками строятся в соответствии с принципом, согласно которому никто не может заставить страну принимать участие в тех соглашениях, в которых она не заинтересована по политическим или экономическим соображениям. В то же время, никто не может блокировать продвижение других государств к более высоким ступеням интеграции. СНГ можно рассматривать как региональное объединение с "меняющейся геометрией", поскольку на протяжении 1992-1997 гг. большинство документов подписывалось не всеми членами СНГ. Кроме того, даже подписывая то или иное соглашение, государства иногда делали серьезные оговорки по его существу.

Аналогичный принцип давно применяется в рамках Европейского Союза, где ряд принципиальных соглашений подписывали не все члены союза. Ратифицированный всеми странами ЕС Маастрихтский договор предполагает серьезные изъятия для Великобритании и Дании, в частности, в отношении положений о переходе к единой валюте. Экономический и валютный союз также будет создан в составе только тех государств, которые экономически готовы для введения единой валюты.

Интеграционные мероприятия в рамках ЕС не всегда точно соответствуют географическим рамкам сообщества. Тем самым обеспечивается основополагающий принцип: интеграция носит добровольный характер - в ней участвуют только те, кто реально к ней готов. Именно такой подход нужен сегодня СНГ. Определенные различия в условиях развития и интересах сотрудничающих стран, особенности политико-экономической обстановки порождают широкий спектр взглядов и позиций, накладывают свой отпечаток на готовность государств к реальному сближению и консолидации. В этой ситуации любое продвижение в сторону углубления интеграции в СНГ требует больших усилий по выработке таких подходов, которые обеспечивали бы учет национально-государственных интересов участников и принимали во внимание особенности их политического и внешнеэкономического курса.

С этой точки зрения возможность придать Содружеству необходимую динамику и эффективность позволяет формула интеграции "на разных скоростях" или "на разных уровнях". Идея Содружества "на разных скоростях" может оказать исключительно позитивное воздействие на ход интеграционных процессов на пространстве бывшего Советского Союза. Действительно, если имеется "твердое ядро" СНГ в составе группы стран, которые всерьез намерены постепенно двигаться к таможенному союзу, единому экономическому пространству, а затем и к полноценному экономическому и валютному союзу, то возможно, что в случае успешного развития событий к нему присоединятся и другие участники.

Однако реализация принципа многоскоростной интеграции представляет собой исключительно сложный и деликатный процесс. Стоит учитывать, что даже в самом ЕС, где родилась концепция Европы "двух скоростей", или Европы с "меняющейся геометрией", эта концепция так и не стала официальной доктриной.

Как известно, в рамках СНГ сформировались и развиваются несколько миниобъединений со своими высшими и исполнительными органами. Центральноазиатские участники СНГ - Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Узбекистан - подписали договор о создании единого экономического пространства. В рамках договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях объединились Россия, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Наконец, самым продвинутым альянсом является Союз Беларуси и России.

Каждое из перечисленных объединений государств преследует свои цели. Все они, безусловно, имеют право на существование и на практике доказывают свою полезность. Рассматривая имеющийся собственный опыт развития СНГ "на разных уровнях", следует прежде всего выяснить, как согласуется развитие субобъединений с усилиями по приданию динамики Содружеству в целом. Сегодня с большой долей уверенности можно говорить, что концепция интеграции "на разных скоростях" является эффективной при соблюдении двух ключевых условий.

Во-первых, она не должна иметь дезинтеграционного эффекта и разрушать уже созданные более широкие механизмы взаимодействия. Формирование интеграционных подсистем должно происходить таким образом, чтобы обеспечить координацию действий между органами Содружества и вновь создаваемыми институтами, избежав дублирования их функций.

Во-вторых, "ядро" государств, готовых к более тесной интеграции, должно определяться объективными экономическими критериями, а не политическими факторами. При этом важно не оттолкнуть тех, кто по политическим причинам не готов к ускоренной интеграции, хотя по экономическим параметрам созрел для нее.

Еще одним важным фактором жизнеспособности разноуровневой интеграции может и должно стать условие, когда деятельность объединения стран в "узком" составе будет более эффективной и такое объединение будет выступать в качестве "локомотива" интеграции, к которому постепенно присоединятся остальные.

На степень интегрирования государств Содружества оказывает влияние и то, что проблемы экономического и государственно-политического устройства приобрели широкое международное значение, стали объектом столкновения интересов различных экономических и политических сил. Проявляя интерес к постсоветскому пространству как к открывшемуся емкому рынку для реализации своей продукции и крупному источнику топливно-сырьевых ресурсов, Запад жестко проводит линию на минимизацию своих затрат по осуществлению реформ в государствах СНГ.

 

Условия успеха для СНГ

 

Эти и другие обстоятельства наводят на мысль о том, что нельзя механически накладывать опыт ЕС на СНГ. Он может применяться только творчески, исходя из особенностей и специфики Содружества. СНГ -  своеобразное объединение. Оно не похоже на Британское Содружество, в своем развитии оно не следует примеру Общего рынка в Европе в период 1960 -197 0 гг. Тем более оно - аналог Европейского Союза. Это не политический и не военный союз, а более "скромное" сообщество государств, желающих поддерживать отношения на высшем уровне и на уровне исполнительных властей. Созданные в рамках СНГ органы нельзя ставить в один ряд с более организованными и влиятельными органами -законодательными, исполнительными и юридическими - Европейского Союза.

ЕС представляет собой классический пример политического объединения, создание которого ведется постепенно и базируется на твердой почве очевидности преимуществ экономической кооперации для всех участвующих в сообществе государств. Именно эта кооперация естественным образом подготовила необходимые условия для сближения политических линий в социальной сфере, внешней политике и безопасности, а затем и для политического объединения, создания евровалюты.

СНГ пока не достигло этой фазы. Сегодня государства Содружества не хотят даже частично поступиться своим суверенитетом. Пойти на ограничения, налагаемые общей политикой СНГ, они смогут только при условии полной уверенности в том, что это принесет им пользу в будущем. Когда будут сделаны конкретные шаги для развития свободного валютного обмена - непременного условия для создания единого рынка, для беспрепятственного обращения трудовых ресурсов, капитала, продукции, тогда характер СНГ изменится. Тогда же европейский опыт интеграции может быть применим с большей эффективностью.

Для того, чтобы деятельность Содружества стала более эффективной, государствам-участникам необходимо ясно и четко определить цели Содружества и выработать соответствующую долгосрочную стратегию.

Опубликовано на Порталусе 29 апреля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама