Рейтинг
Порталус

ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКИХ БИБЛИОТЕК США РОССИЙСКИМИ ИЗДАНИЯМИ (на примере Принстонского университета)

Дата публикации: 21 августа 2014
Автор(ы): Н. ШАПИРО
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) Научная книга, № 1, 2006, C. 194-197
Номер публикации: №1408636741


Н. ШАПИРО, (c)

Интерес к российским изданиям был, есть и в обозримом будущем останется у комплектаторов библиотечных фондов любой крупной научной библиотеки США. Особую роль в закупках литературы и обмене этими книгами играют ведущие университетские библиотеки, с запросами которых современные российские издатели и книготорговцы не очень хорошо знакомы.

В целом россияне и американцы одинаково трактуют состав современного документального потока, основываясь на международных и национальных стандартах. В таблице 1 приводится многоаспектная классификация документов, с которыми имеет дело практически любая университетская библиотека США.

Такая классификация и выделяемые комплектаторами основные типологические признаки книги актуальны для моделирования библиотечного фонда, рассматриваемого как способ движения книги в библиотечном деле. К числу таких признаков относятся: предмет (социальная информация, содержащаяся в книге); цель (социальная функция, реализуемая в книге); адрес (социальная потребность в информации из книги); метод (характеристика способов логического достижения поставленной цели информационного общения в книге). В самом процессе моделирования наряду с книговедческим необходимо использовать экономический и социологический методы. С помощью первого и второго определяется качественный состав модели, а с помощью третьего - ее количественные характеристики. При этом должны учитываться те основные параметры, которые связаны с человеческим фактором, то есть влиянием запросов читателей и методов их работы с книгой на формирование, систематизацию и использование фонда русистики. Эти характеристики могут быть представлены в виде трех автономных блоков.

I. Особенности обучения и возможных направлений научной деятельности:

1) факультет - традиции и перспективы развития;

2) учебные специальности, основные и дополнительные;

3) ведущие направления научных исследований;

4) учебные дисциплины гуманитарного цикла - русский язык, художественная литература, русское искусство, культура, история и т.д.;

5) основные категории читателей - студенты, бакалавры, аспиранты, преподаватели.

II. Информационно-библиографическое и фондовое обеспечение читательской деятельности:

1) издания библиографии II степени;

2) издания библиографии I степени - перспективной, текущей, ретроспективной;

3) основные типы книги - научный, художественный, учебный, популярный, библиографический (информационный);

4) основные виды книги - монография, сборник, справочник, словарь, собрание сочинений, серия;

5) автоматизированные информационные системы - поисковые, интерактивные, экспертные, искусственного интеллекта.

III. Чтение как творческий процесс и его влияние на запросы читателей:

1) формирование круга чтения - информационный поиск (библиографический, документальный, фактографический), оценка и отбор произведений, документов, изданий, их систематизация;

2) основные виды чтения - выборочное, сплошное, углубленное;

3) логическая переработка содержания книги - с помощью маргиналий (помет в книге), составление библиографических описаний, цитирование, аннотирование, реферирование, рецензирование, обозрение, адаптация;

стр. 194

Таблица 1

Классификация документов

Основания деления

Класс

Примеры документов, входящих в состав класса

Знаковые средства закрепления информации

Текстовые (читаемые)

Книги, брошюры, журналы, газеты

Идеографические (знаковые)

Ноты, карты, схемы, чертежи, изоиздания

И конические (зрительные)

Изоиздания, фотографии, рисунки, кинофильмы, слайды

Аудиальные (слышимые)

Фонограммы, музыкальные компакт-диски

Тактильные (осязаемые)

Документы, выполненные шрифтом Л. Брайля

Аудиовизуальные (воспринимаемые одновременно зрением и слухом)

Звуковой кинофильм, видеофильм, киноленты, грампластинки, слайды, видеодиск, мультимедиа, голограммы

Машиночитаемые (воспринимаемые только при помощи специальной техники)

Дискеты, компакт-диски, микроафиши, магнитные ленты, перфокарты, грампластинки

Широта распространения информации

Опубликованные

Книги, газеты, журналы

Неопубликованные

Диссертации, авторефераты диссертаций, депонированные рукописи, отчеты о НИР и ОКР

Непубликуемые

Приказы, распоряжения, штатные расписания

Промежуточные

Препринты

Целевое назначение

Официальные

Правительственные (конституция, законы, уголовный кодекс, указы, постановления, решения и др.), нормативно-технические (ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ, инструкции), патентные документы

Учебные

Учебники, учебные пособия, хрестоматии, практикумы

Справочные

Словари, справочники, энциклопедии

Научные

Монографии, диссертации, авторефераты диссертаций, сборники научных трудов, материалы конференций

Научно-популярные

Книги, брошюры, журналы

Производственные

Книги, брошюры, руководства, пособия, журналы

Патентные

Патенты, описания изобретений к авторским свидетельствам; описания промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков

Рекламные

Проспекты, буклеты, каталоги, афиши

Массово-политические

Книги, брошюры, журналы, газеты

Литературно-художественные

Книги, журналы



стр. 195

Таблица 1 (окончание)

Основания деления

Класс

Примеры документов, входящих в состав класса

Целевое назначение

Для досуга

Книги, брошюры, журналы, игры, кроссворды, гороскопы,сборники песен, репертуарные сборники

Информационные

Библиографические, реферативные, обзорные издания

Регулярность выхода в свет

Непериодические

Книги, брошюры, альбомы, открытки, ноты

Периодические

Журналы, газеты, бюллетени

Сериальные

Серия "ЖЗЛ", "Жизнь в искусстве", "Литературные памятники", "Серия литературных мемуаров"

Продолжающиеся

"Труды...", "Ученые записки...", "Вестник...", "Известия..."

Степень аналитико-синтетической переработки (свертывания) информации

Первичные

Книги, брошюры, журналы, газеты

Вторичные

Библиографические описания, аннотации, рефераты, обзоры

Материальная конструкция

Сброшюрованные

Книги, книжки-игрушки, журналы

Несброшюрованные

Листовки, газеты, буклеты, плакаты, карты

Комплектные

Газеты, открытки, книга + CD-ROM, книга + видео-CD

Объем издания

Книги

Книжные издания объемом свыше 48 страниц

Брошюры

Книжные издания объемом свыше 4, но не более 48 страниц

Листовые

Листовые издания объемом от 1 до 4 страниц



4) формы воспроизведения результатов чтения - дневник (журнал) чтения, планы и тезисы, таблицы и выводы, графики и рисунки, конспект, библиографические пособия, формирование персональных БД (в том числе электронных), перевод, комментирование.

Первый блок отражает специфику обучения и возможных научно-исследовательских направлений, второй - особенности информационно-библиографического обеспечения читательской деятельности, третий - непосредственно процесс чтения в широком его понимании.

Опираясь на эту классификацию и учитывая доминирование в запросах американцев русской гуманитарной книги, можно предложить обобщенную типовую модель (см. таблицу 2), вполне применимую для оценки и отбора вышеназванных изданий в библиотеке не только Принстонского университета, но и многих других аналогичных библиотечных и книготорговых служб в США.

Завершая сообщение, укажем, что в условиях постоянного прироста книжной продукции во всем мире, в том числе и в России, активизация комплектования российскими изданиями зависит не только от их актуальности для американских библиотек, от возможностей информационного обеспечения, но и от уровня культуры редакционно-издательского оформления книг, соответствия международным стандартам и потребительским требованиям к качеству в этой сфере. Особенно это относится к изданиям научного и словарно-справочного типов. Пока, к сожалению, из-за упущений в данной сфере очень многие оригинальные и актуальные по содержанию российские монографии, сборники научных трудов и словари остаются вне поля зрения комплектаторов и, следовательно, читателей на Западе.

стр. 196

Таблица 2

Типовая модель и приоритеты комплектования библиотечного фонда гуманитарной русской книги в университетах США

Отрасль знания, учебная или научная дисциплина

Тип издания

Видовые особенности и ограничения при комплектовании

научный

популярный

учебный

литературно-художественный

справочный

библиографический

Литературоведение

1"

3

3

-

1

1

Для всех тематических групп и типов изданий - отказ от переизданий и уже имеющихся изданий переводов с русского на английский, а также максимальная полнота комплектования сборниками материалов, конференций, нумерованными выпусками, сборниками, томами сериальных и продолжающихся изданий

Филология

1

3

3

-

1

 

История России

1

3

-

-

1

 

И скусствоведение

1

3

3

"

1

 

Политология

2

3

3

-

2

 

Экономика

2

3

-

-

2

 

Статистика

2

-

3

-

1

2

Философия

1

3

3

3

1

 

Религиоведение

1

3

-

3

1

 

Культурология

1

3

3

-

1

 

Краеведение

1

3

-

_

1

 

Социология

2

3

-

-

2

2

Мемуаристика и дневники

1

~~

-_

1

2

2

Книговедение

1

3

3

3

1

1

Библиографоведение

1

-

3

-

1

1

Прочее

3

 

 

 

3

2

Кроме собраний сочинений русских классиков, детективов, фантастики и "женских" романов

Проза и драматургия

1

 

 

2

 

 

Кроме брошюр и произведений начинающих авторов

Поэзия

2

-

-

3

-

-

 



* Здесь и далее цифрами "1", "2", "3" обозначены степень приоритетности комплектования: "1" - максимально полное; "2" - выборочное с учетом авторитета и известности автора и издателя; "3" - эпизодическое в зависимости от читательского адреса, содержания, тиража и места выпуска конкретного издания, разовых запросов преподавателей и студентов (при этом предпочтение отдается периферийным изданиям России как наиболее труднодоступным).

Среди первоочередных задач, требующих решения, - давно ожидаемый от российской - стороны отказ от использования недолговечной кислотной бумаги, повышение информативности аннотаций (и их перевод на английский язык), приведение сведений об авторе и его предыдущих работах, расширение и всемерное совершенствование справочного аппарата изданий.

Опубликовано на Порталусе 21 августа 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама