Рейтинг
Порталус

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Дата публикации: 27 мая 2017
Автор(ы): Ф. И. КОЖЕВНИКОВ, В. А. МАЗОВ
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Номер публикации: №1495894301


Ф. И. КОЖЕВНИКОВ, В. А. МАЗОВ, (c)

Одной из особенностей современного международного права является появление в нем новых международно-правовых принципов и норм, порожденных научно-технической революцией. Научно-техническая революция - один из важных факторов, приводящих ко все большему усложнению международных отношений. Она позволяет государствам осуществлять в широких масштабах такие виды деятельности, которые выходят за рамки государственных территорий. Международное право за последнее десятилетие обогатилось значительным числом новых принципов и институтов, возникших под влиянием научно-технического прогресса, главным образом в межгосударственном сотрудничестве, касающемся исследования и использования ядерной энергии, космического пространства, Мирового океана и морского дна, защиты окружающей человека среды, использования средств массовой информации. Назрела необходимость в изучении основных правовых аспектов международных отношений в связи с этими сравнительно новыми сферами сотрудничества государств, принадлежащих к различным социальным системам.

В современном мире насчитывается свыше 150 различных по своей политической структуре, социальному и научному уровню государств. Они развиваются разными путями и вносят далеко не одинаковый вклад в охрану и улучшение среды, окружающей человека. В речи на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве в октябре 1973 г. Л. И. Брежнев подчеркнул, что прочный мир в настоящее время является важнейшей предпосылкой "для решения крупнейших проблем современной цивилизации", с которыми "связано само будущее человечества,.. будущее всей планеты, с которым уже нельзя не считаться, решая проблемы сегодняшнего дня, какими бы сложными и трудными они ни были сами по себе"1 . От их решения зависит будущее Земли, и они настоятельно требуют всестороннего делового сотрудничества всех государств.

Необходимо пристальное и всестороннее изучение характера и тенденций общественного развития, связанных с главными сферами человеческой деятельности, порожденными и открывающимися в условиях современной научно-технической революции. Еще В. И. Ленин предсказывал, что "техника с невероятной быстротой развивается в наши дни, и земли, непригодные сегодня, могут быть сделаны завтра пригодными"2 . Народам и государствам не безразлично, например, как регламентируется использование различных видов техники, способных влиять на дальнейший прогресс всего человечества, на судьбы мира, на условия обитания людей. В наши дни эта регламентация стала сферой напряженной


1 Л. И. Брежнев. За справедливый, демократический мир, за безопасность народов и международное сотрудничество. М. 1974, стр. 27.

2 В. И. Ленин. ПСС. Т. 27. стр. 381.

стр. 58


борьбы между силами социализма и демократии и силами империализма и реакции.

Особенность этой борьбы состоит в том, что она развертывается в условиях, когда в мировой политике происходит разрядка международной напряженности. "Глубоко закономерно, что нынешние положительные перемены в мире оказались возможны прежде всего благодаря изменению соотношения сил на международной арене в пользу мира, демократии и социализма"3 . Решающим фактором современной международной жизни, стимулирующим прогресс в борьбе за упрочение мира и развитие международного сотрудничества, является Программа мира, разработанная на XXIV съезде КПСС. Уже сейчас в разрядке напряженности достигнуты такие рубежи, когда становится реальной задача сделать позитивные сдвиги на мировой арене необратимым явлением. В этих условиях центр тяжести противоборства социалистической и капиталистической систем все больше перемещается в область экономики и научно-технического прогресса, в различные сферы идеологической борьбы. Нельзя при этом не учитывать, что прогресс цивилизации объективно требует расширения обмена между нациями не только в области экономики, но и в области науки и культуры. Не случайно, что обмен научными и культурными ценностями стал предметом официальной политики и специальных международных соглашений.

Современная научно-техническая революция происходит в условиях мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Это объективный фактор. Но он означает, что международные научные связи могут успешно развиваться лишь при соблюдении ряда важнейших принципов, применяемых в международных отношениях, и прежде всего принципов дружественных отношений и сотрудничества между государствами. Кроме того, необходимо иметь в виду, что развитие науки и техники выдвигает перед международными отношениями новые проблемы, решить которые на пользу человечества возможно только в мирных целях.

На современном этапе существования независимых суверенных государств международные отношения мыслятся не иначе, как международно-правовые, основывающиеся на юридически закрепленных принципах и нормах поведения государств. Следует при этом подчеркнуть, что научно обоснованное использование международно-правовых норм и принципов дает возможность активно влиять на международные отношения, на их развитие.

Огромное влияние на формирование новых принципов и норм в международных отношениях и в международном праве оказывает активная позиция могучего социалистического содружества. Под непосредственным и решающим воздействием политики социалистических государств значительно ускорилось утверждение общедемократических международных норм и принципов. Это относится и к проблемам международного права, порожденным научно-технической революцией. Советский Союз активно участвует в международном обмене в области науки и техники. Это составная часть выдвинутой XXIV съездом КПСС Программы борьбы за мир и международное сотрудничество4 .

Международное сотрудничество в области научных и культурных связей благотворно для всех государств. При правильном ведении дел все они могут получать от него выгоды. Особое значение это сотрудничество имеет для молодых независимых государств, роль которых возросла во всех сферах международных отношений. Более полное использование результатов научно- технического прогресса способствует ускорению их развития.


3 А. А. Громыко. По пути Октября - к новым победам дела коммунизма и мира. "Правда", 7.ХI.1974.

4 См. "Материалы XXIV съезда КПСС". М. 1971, стр. 30.

стр. 59


Крепнущая тенденция к тому, чтобы утвердить справедливые демократические политические и экономические принципы отношений между всеми странами, получила свое убедительное выражение на состоявшейся в апреле 1974 г. VI специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Самый ход сессии и документы, принятые на ней, вышли по своему значению за рамки обсуждавшегося вопроса, - проблемы сырья и экономического развития. Выступления многих делегатов прозвучали как осуждение народами грабительской, своекорыстной колониалистской и неоколониалистской политики империалистических монополий. В "Декларации об установлении нового экономического порядка" участники сессии заявили о своей решимости "приложить усилия для установления нового международного экономического порядка", основывающегося на справедливости, суверенном равенстве и сотрудничестве всех государств, независимо от их экономических систем. В этом документе отмечается, что такой порядок должен устранить неравенство и покончить с существующей несправедливостью, ликвидировать все увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами и обеспечить более быстрое экономическое и социальное развитие в мире. В документе говорится также о принципе полного и неотъемлемого суверенитета каждого государства над своими природными ресурсами и над всей экономической деятельностью, включая и право на национализацию5 .

Выступая на этой сессии в общей дискуссии, министр иностранных дел СССР А. А. Громыко заявил: "Мы и впредь будем сотрудничать с государствами Азии, Африки, Латинской Америки, оказывать им в меру наших возможностей помощь и содействие по самым различным направлениям - от предоставления долгосрочных кредитов до обеспечения доступа к передовым техническим знаниям, от подготовки национальных кадров до передачи опыта планирования народного хозяйства. Речь идет именно о помощи и содействии в соответствии с пожеланиями тех или иных государств"6 .

Советский Союз и другие социалистические страны отметили большое значение VI специальной сессии Генеральной Ассамблеи, созванной по инициативе развивающихся стран, и поддержали ее решения, призванные устранить существующие несправедливости в международных экономических отношениях, наносящие ущерб развивающимся странам. Представители социалистических государств отмечали на сессии, что самый факт ее созыва стал возможен благодаря продолжающемуся процессу разрядки международной напряженности, все более прочному утверждению в практике международных отношений принципа мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Тенденция к укреплению равноправия в международных отношениях, к уважению прав и интересов всех народов нашла новое подтверждение в работе XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1974 г.). Принципиальная внешнеполитическая линия СССР состоит в поддержке всех народов, борющихся за свое национальное освобождение, политическую и экономическую независимость. Все это свидетельствует о важности международно-правового оформления тех изменений, которые происходят в области экономического и научно-технического сотрудничества государств.

В настоящей статье авторы пытаются показать общие тенденции развития международного права, связанные с этим обстоятельством и продиктованные задачами упрочения мира и безопасности, решения важнейших проблем современной цивилизации. Особое внимание они уделяют воздействию социалистических стран на систему международных и международно-правовых отношений в условиях современной научно-технической революции.


5 Резолюции, принятые VI специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Нью-Йорк. 1974, стр. 6.

6 "Правда", 12.IV.1974.

стр. 60


Одной из первоочередных является проблема ядерного разоружения. В документах XXIV съезда КПСС сказано, что Советский Союз выступает за ядерное разоружение всех государств, обладающих ядерным оружием, с тем "чтобы ядерная энергия служила исключительно мирным целям"7 . Взаимоотношения между государствами на основе научно-технического прогресса стали приобретать всеобщий характер как раз в связи с появлением атомной бомбы и возникновением угрозы мировой ядерной войны. В докладе "Последствия возможного применения ядерного оружия для безопасности и экономики государств", подготовленном группой экспертов ООН и одобренном XXII сессией Генеральной Ассамблеи ООН, на большом фактическом материале показано, что колоссальная разрушительная сила ядерного оружия в случае его применения приведет к гибели сотен миллионов людей, а в странах, вовлеченных в такой конфликт, неизбежно наступит конец цивилизации, какой мы ее знаем, так же, как и организованной общественной жизни8 .

В силу этого ядерное оружие как оружие массового уничтожения подпадает под систему запретительных норм международного права, ограничивающих выбор средств ведения войны. Однако необходимо было разработать принципы и нормы, предусматривающие, во-первых, прямое запрещение применения ядерного оружия, во-вторых, утвердить в международных отношениях принцип ядерного разоружения, разработать частичные меры по его реализации с учетом того, что задача полного устранения ядерного оружия еще не решена. Ныне на путях становления и утверждения этих принципов и норм достигнуты ощутимые результаты.

Угроза, которую несет для будущего человечества возможность использования ядерного оружия, давно уже находится в центре внимания всех миролюбивых сил. На предотвращение этой угрозы направлена политика Советского Союза в течение всего послевоенного периода. Идея полного запрещения ядерного оружия принадлежит Советскому Союзу. Она содержалась в Проекте международной конвенции о запрещении производства и применения оружия, основанного на использовании атомной энергии, в целях массового уничтожения, внесенном Советским Союзом в ООН в 1946 году. В нем предусматривалось не только объявление этого оружия вне закона, но и прекращение его производства и уничтожение в трехмесячный срок всех его запасов. Хотя инициатива СССР и была отклонена западными державами, она послужила мощным стимулом развертывания массового движения, направленного на запрещение ядерного оружия. Эта идея нашла яркое выражение во многих авторитетных международных документах и превратилась в требование прогрессивных сил современности9 . На XVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1962) противники запрещения ядерного оружия потерпели, поражение. По предложению СССР и афро-азиатских стран на этой сессии большинством голосов была принята Декларация о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия. Против нее голосовали государства - участники империалистических военно-политических блоков. В Декларации говорится, что "любое государство, применяющее ядерное и термоядерное оружие, должно рассматриваться как нарушившее Устав Организации Объединенных Наций, действующее вопре-


7 "Материалы XXIV съезда КПСС", стр. 26.

8 См.: "Последствия возможного применения ядерного оружия, а также последствия приобретения и дальнейшего развития ядерного оружия для безопасности и экономики государств". М. 1970, стр. 4.

9 Подробнее об этом см.: О. В. Богданов. Разоружение - гарантия мира. М. 1972. стр. 93 - 94.

стр. 61


ки законам человечности и совершающее преступление против человечества и цивилизации"10 .

Предложение Советского Союза об отказе от применения силы и запрещении навечно применения ядерного оружия, внесенное на XXVII сессии Генеральной Ассамблеи, было встречено международной общественностью с большим удовлетворением. Дискуссия по этому предложению была главным событием этой сессии. В итоге 29 ноября 1972 г. Ассамблея подавляющим большинством голосов приняла резолюцию, в которой от имени государств - членов ООН торжественно заявляется об отказе от применения в международных отношениях силы во всех ее формах и проявлениях и о запрещении навечно использования ядерного оружия. Генеральная Ассамблея рекомендовала также, чтобы Совет Безопасности ООН как можно скорее принял соответствующие меры для полного осуществления этого торжественного заявления. Резолюция подтвердила также принцип недопустимости приобретения территории силой и неотъемлемое право государств возвращать себе такие территории всеми имеющимися в их распоряжении средствами. Резолюция подтвердила также законное право колониальных народов на борьбу за свою свободу11 .

Эта важнейшая акция со стороны ООН отвечает интересам всех государств, всех народов. Принятое решение, безусловно, содействует прогрессу в деле всеобщего и полного разоружения, вопрос о котором подлежит рассмотрению на Всемирной конференции по разоружению. Соответствующее предложение насчет созыва этой конференции было выдвинуто Советским Союзом на той же сессии. Голосование советского предложения показало, что подавляющее большинство стран мира выступает за неприменение силы в международных отношениях, за запрещение навечно применения ядерного оружия. Отрицательную позицию заняли лишь представители четырех государств: Китая, Албании, фашистской Португалии и ЮАР. Принятие этой резолюции стало историческим событием. Оно по праву расценивается как важный вклад в укрепление мира и безопасности и предотвращение вооруженных конфликтов. Учитывая, что, как правило, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН имеют характер рекомендательный, на очередь встал вопрос о дальнейшем правовом закреплении положения об отказе от применения силы во всех ее формах и проявлениях и о запрещении навсегда применения ядерного оружия. Совет Безопасности должен принять со своей стороны меры для практического осуществления указанной резолюции Генеральной Ассамблеи. Советский Союз предложил и другие меры по претворению этой резолюции в жизнь. В докладе Л. И. Брежнева "О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик" говорится: "В развитие этого решения ООН мы заявляем о готовности Советского Союза договориться и соответственным образом оформить с любой из ядерных держав взаимные обязательства о неприменении силы, включая запрещение применения ядерного оружия друг против друга"12 .

Большое значение как для СССР и США, так и для других стран имеет советско-американское "Соглашение о предотвращении ядерной войны". Заявив, что целью политики Советского Союза и Соединенных Штатов "является устранение опасности ядерной войны и применения ядерного оружия", стороны обязались "действовать так, чтобы предотвратить возникновение ситуаций, способных вызвать опасное обострение их отношений, избежать военных конфронтации и чтобы исключить


10 Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на шестнадцатой сессии. Т. I. Нью-Йорк. 1962, стр. 5.

11 См.: "Генеральная Ассамблея ООН. Резолюции, принятые на двадцать седьмой сессии". Нью-Йорк. 1973, стр. 145.

12 Л. И. Брежнев. О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик. М. 1972, стр. 42.

стр. 62


возникновение ядерной войны между ними и между каждой из сторон и другими странами". Тем самым крупнейшие ядерные державы взяли на себя обязательство не применять ядерного оружия не только друг против друга, но и против других государств. Это соглашение дополняется обязательством обеих стран "воздерживаться от угрозы силой или ее применения против другой стороны, против союзников другой стороны и против других стран в обстоятельствах, которые могут поставить под угрозу международный мир и безопасность"13 . Таким образом, в отношениях между СССР и США узаконивается принцип, за который Советский Союз и другие социалистические страны боролись уже длительное время, добиваясь его включения в двусторонние договоры и многосторонние соглашения, такие, как, например, принятая на XXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюция о неприменении силы в международных отношениях и о запрещении навечно ядерного оружия.

В современных условиях, когда задача полной ликвидации ядерного оружия еще не решена, большое значение имеют отдельные частичные меры по ядерному разоружению. Имея ограниченный характер, они тем не менее играют немалую роль на пути к запрету и упразднению этого оружия. Речь идет о частичном запрещении его испытаний, о нераспространении, о количественном лимитировании и ограничении качественного его совершенствования. Обязательства, принятые по этим вопросам, нельзя считать случайными. Вполне закономерно, что в силу колоссальных разрушительных данных ядерного оружия даже отдельные частичные меры по уменьшению ядерной угрозы являются необходимыми, так как они не только уменьшают эту угрозу, но и подготавливают почву для других более радикальных шагов.

По предложению Советского Союза 5 августа 1963 г. в Москве представителями СССР, США и Англии был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В этом договоре содержится также указание на необходимость скорейшего прекращения и подземных взрывов. Советский Союз приложил немало усилий для практического решения этой задачи. XXIV съезд КПСС подчеркнул, что Советский Союз будет и впредь "добиваться прекращения всюду и всеми испытаний ядерного оружия, включая подземные"14 .

Важным является вопрос о прекращении ядерных испытаний всеми ядерными державами, а не только участниками Договора о запрещении испытаний ядерного оружия. Делегация КНР, как известно, проголосовала против резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, содержащих призыв к прекращению испытаний ядерного оружия, заявив, что, несмотря на протесты многих стран, КНР будет продолжать ядерные испытания в атмосфере. Произведенные КНР в 1973 - 1974 гг. термоядерные взрывы в атмосфере вызвали протесты многих стран и международной общественности. Тем более ответственные задачи стоят перед дипломатией и международным правом, которые должны найти эффективные средства международного воздействия, способные положить конец ядерным взрывам в атмосфере и тем самым прекратить ее отравление радиоактивными веществами. Во время третьей советско-американской встречи на высшем уровне в июне-июле 1974 г. обе стороны отметили историческое значение Московского договора 1963 г. и высказались за то, чтобы прекращение испытаний ядерного оружия стало всеобъемлющим. С этой целью СССР и США в качестве важного шага в этом направлении заключили Договор об ограничении подземных


13 "Визит Леонида Ильича Брежнева в Соединенные Штаты Америки". М. 1973, стр. 87.

14 "Материалы XXIV съезда КПСС", стр. 30.

стр. 63


испытаний ядерного оружия, предусматривающий полное прекращение, начиная с 31 марта 1976 г., испытаний ядерного оружия под землей мощностью свыше 150 килотонн и ограничение других подземных испытаний этого оружия минимальным количеством15 .

Среди частичных мер по ядерному разоружению важное место заняла проблема нераспространения ядерного оружия. Это международно-правовое понятие получило развитие за последнее десятилетие в связи с научно-техническим прогрессом.

После окончания второй мировой войны Советский Союз внес в ООН предложение о полном уничтожении и запрещении ядерного оружия. Но Соединенные Штаты, которые первыми произвели ядерное оружие, отклонили это предложение. Так был открыт путь к соперничеству в производстве ядерного оружия и положено начало его распространению. Если в начале 50-х годов ядерным оружием обладали США и СССР, то в настоящее время число государств, владеющих ядерным оружием, возросло до пяти - США, СССР, Англия, Франция, Китай. С расширением круга стран, располагающих ядерным оружием, вероятность его применения естественно возрастает. 18 мая 1974 г. произвела первый ядерный взрыв Индия. Это шестая ядерная держава, которая, впрочем, заявила о своем особом статусе: она обязалась не производить ядерного оружия и использовать ядерную энергию исключительно в мирных целях. В правительственном заявлении, опубликованном в связи с первым ядерным взрывом, указывается на этот счет следующее: "Индия не имеет намерения производить ядерное оружие и подтверждает свою решительную отрицательную позицию относительно использования ядерных взрывов в военных целях"16 .

Путь к заключению Договора о нераспространении ядерного оружия был длительным и трудным из-за сопротивления тех агрессивных империалистических кругов, которые рассматривают ядерное оружие как инструмент своей политики. Тем не менее договор этот был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 года. В его статьях формулируется конкретное обязательство как ядерных, так и неядерных государств надежно обеспечить нераспространение ядерного оружия. Однако в нем разработаны не только вопросы, относящиеся к этой проблеме. Нераспространение ядерного оружия рассматривается в договоре в качестве одной из мер по предотвращению опасности возникновения ядерной войны и обеспечению безопасности народов. Важное место уделено также вопросу о больших возможностях применения ядерной энергии в мирных целях. Основным положением при этом служит указание на использование в полной мере механизма Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), являющегося широко представительной международной организацией, призванной служить делу использования ядерной энергии в мирных целях.

Существенной особенностью Договора о нераспространении ядерного оружия является принятие дополнительных международных документов, имеющих целью сделать систему нераспространения ядерного оружия предельно надежной. Эти документы были приняты Советом Безопасности ООН 17 - 19 июня 1968 года. Речь идет о резолюции относительно гарантий безопасности неядерных стран и о заявлениях трех постоянных членов Совета - СССР, США и Англии, подтвердивших свою решимость действовать в соответствии с указанной резолюцией. Совет Безопасности признал, что агрессия с применением ядерного оружия или угроза такой агрессии против государства, не обладающего ядерным оружием, создала бы обстановку, в которой Совет Безопасности, и прежде всего его постоянные члены, располагающие этим ору-


15 См. "Документы и материалы третьей советско-американской встречи на высшем уровне". М. 1974, стр. 58.

16 "New Delhy", 18.V.1974.

стр. 64


жием, должны были бы немедленно действовать в соответствии с их обязательствами по Уставу ООН. Указанная резолюция Совета Безопасности и заявления СССР, США и Англии об их твердой решимости незамедлительно предпринять такие действия могут служить дополнительной гарантией того, что любая агрессия с применением ядерного оружия будет пресечена.

Таким образом, Договор о нераспространении ядерного оружия существенно обогатил практику международных отношений. Введение его в действие - крупный успех всех миролюбивых сил. Среди важнейших международных соглашений 60 - 70-х годов этот договор играет особую роль. Ставя своей целью предотвратить распространение ядерного оружия, он вместе с тем уменьшает опасность применения этого средства массового уничтожения, создает серьезные предпосылки для достижения соглашения о его запрещении и ликвидации. За годы, минувшие с того времени, когда этот договор был открыт к подписанию, его международное значение неизмеримо возросло. К настоящему времени договор ратифицировали более 80 государств, то есть подавляющее большинство членов ООН. Отсюда вытекает, что нападки, с которыми делегация КНР выступила на XXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН против Договора о нераспространении ядерного оружия, идут вразрез с интересами подавляющего большинства государств. В совместном советско- американском коммюнике от 3 июля 1974 г. стороны подчеркнули важность Договора о нераспространении ядерного оружия и вновь подтвердили "обоюдное намерение следовать обязательствам, принятым ими в соответствии с этим договором, в том числе его статьей VI". Советская и американская стороны высказались за дальнейшее повышение его эффективности17 .

В 1972 г. между СССР и США были заключены Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений18 . Принятие этих двух документов - событие, не имеющее прецедентов в международных отношениях с тех пор как существует самое разрушительное оружие - ракетно-ядерное. Ограничивая количественно ракетно-ядерные арсеналы двух крупнейших держав, договор одновременно способствует созданию условий для принятия новых мер по сдерживанию гонки вооружений и для дальнейшего продвижения по пути решения проблемы всеобщего и полного разоружения. В преамбуле первого документа стороны ссылаются на обязательства по статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия. Это указывает на" определенную связь между этими двумя договорами и на единство целей, ради которых они заключены. В статьях I-VII определены совместные обязательства сторон по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО) и другие ограничительные меры в области стратегических вооружений. Согласно этим обязательствам, стороны могут иметь не более чем по два района размещения средств противоракетной обороны радиусом 150 км каждый, а в каждом из двух районов - не более ста пусковых установок противоракет.

Таким образом, этот документ служит важным дополнением к уже существующим договорным нормам в области ядерного разоружения, свидетельствующим о процессе их непрерывного развития и совершенствования. Являясь взаимовыгодным для обеих стран, он ни в коей мере не ущемляет интересов третьих стран. Наоборот, он отвечает не только интересам советского и американского народов, но и интересам других стран, всего человечества, так как способствует ослаблению угрозы ядерной войны, ведет к укреплению международной безопасности.


17 "Документы и материалы третьей советско-американской встречи на высшем уровне", стр, 68.

18 См. "Советская Программа мира в действии". М. 1972, стр. 19, 25.

стр. 65


Принимая во внимание взаимосвязь между развитием наступательных и оборонительных видов стратегического оружия и отмечая успешное осуществление Договора об ограничении систем противоракетной обороны, советская и американская стороны сочли желательным установить дополнительные ограничения по развертыванию таких систем. С этой целью они заключили Протокол к договору 1972 г., предусматривающий ограничение размещения систем противоракетной обороны одним районом вместо двух, разрешенных указанным договором. При этом оба государства подчеркнули серьезное значение, которое придают СССР и США осуществлению возможных других мер - как на двусторонней, так и на многосторонней основе - в области ограничения вооружений и разоружения 19 . Временное соглашение, в котором советская и американская стороны взяли на себя обязательства о некоторых мерах по ограничению стратегических наступательных вооружений, было заключено на пять лет. В ходе советско-американских переговоров в СССР в 1974 г. стороны снова рассмотрели все аспекты проблемы ограничения стратегических вооружений. Они пришли к выводу, что за Временным соглашением о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 г. должно последовать новое соглашение между СССР и США по ограничению стратегических вооружений. Стороны договорились, что такое соглашение должно охватывать период до 1985 г. и касаться как количественных, так и качественных ограничений. Они условились, что разработка такого соглашения должна быть завершена по возможности в скором времени, до истечения срока действия Временного соглашения. Стороны были единодушны в том, что такое новое соглашение отвечало бы не только интересам Советского Союза и Соединенных Штатов Америки, но также интересам дальнейшей разрядки международной напряженности и всеобщего мира. В результате встречи в районе Владивостока в ноябре 1974 г. Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с президентом США Дж. Фордом было достигнуто согласие о главных принципах, на которых будет основываться новое долгосрочное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений. В совместном советско-американском заявлении по вопросу об ограничении стратегических наступательных вооружений сообщается, что стороны договорились завершить подготовку соглашения в ближайшее время с тем, чтобы подписать его в 1975 году. Достигнута также договоренность о том, что это новое соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений, рассчитанное на срок до конца 1985 г., будет основано на принципе равенства и одинаковой безопасности сторон20 .

Говоря о позиции Советского Союза по вопросу разоружения, Л. И. Брежнев отмечал: "С первых лет своего существования Советский Союз ведет борьбу за разоружение. При самом активном участии нашей страны за последнее десятилетие удалось добиться заключения ряда важных договоров по таким вопросам, как запрещение испытаний ядерного оружия, его нераспространение, запрещение бактериологического оружия и другие. Все это, разумеется, только начальные страницы в летописи разоружения. Мы призываем все правительства, все народы мира совместно заполнить последующие страницы этой летописи, вплоть до последней - всеобщего и полного разоружения"21 .

В речи на Всемирном конгрессе миролюбивых сил Л. И. Брежнев вновь подчеркнул, что для того, чтобы разрядка международной напряженности и мир были прочными, необходимо остановить гонку воору-


19 "Документы и материалы третьей советско-американской встречи на высшем уровне", стр. 55 - 57.

20 "Правда", 25.XI.1974.

21 Л. И. Брежнев. О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик, стр. 41 - 42.

стр. 66


жений22 . В принятых конгрессом документах признается необходимым обеспечить строгое выполнение уже заключенных договоров и соглашений по разоружению, присоединение к ним тех стран, которые их еще не подписали или не ратифицировали. Необходимо также, чтобы все пять ядерных держав заключили пакт о неприменении силы, содержащий обязательство о запрещении навечно применения ядерного оружия, сократили свои военные расходы, обратив часть высвободившихся средств на оказание помощи народам развивающихся стран, обеспечили прекращение испытаний ядерного оружия во всех средах, предприняли дальнейшие практические шаги по прекращению гонки ракетно-ядерных вооружений, их усовершенствованию и по разоружению.

Итак, в настоящее время существует уже целая система международных договоров в области разоружения. В них имеются как конкретные нормы, так и общие положения, раскрывающие принцип разоружения. Содержание этого принципа сводится к международному обязательству содействовать в достижении эффективных мер как по частичному, так и по полному разоружению, включая ядерное оружие и другие средства массового уничтожения. Однако нужны дальнейшие конкретные меры, способные устранить материальные предпосылки возникновения ядерной войны. Такой цели могли бы служить полный запрет и уничтожение ядерного оружия. Этой перспективой и определяется весь ход дальнейшего международного сотрудничества в этой области.

Все это означает, что новая международная политическая реальность, сложившаяся в настоящее время, заключается прежде всего в уменьшении вероятности возникновения термоядерной катастрофы, в расширении перспектив сохранения мира. Все более утверждается принцип равной безопасности и недопущения односторонних преимуществ в области ядерного разоружения.

Советский Союз и другие социалистические страны, последовательно проводящие политику мира, решительно выступают за то, чтобы космос использовался исключительно в мирных целях и был объектом широких научных исследований на пользу человечества. Являясь пионером мировой космической науки, СССР плодотворно сотрудничает с другими странами в деле освоения космоса.

Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях, созданный по решению Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1958 г., разработал ряд международных актов в области использования космоса. Содержащиеся в них принципы устанавливают, что деятельность в космосе должна осуществляться в соответствии с Уставом ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания, на благо всех народов и в интересах всех стран без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства и независимо от степени экономического или научного развития государств. Все небесные тела, включая Луну, могут использоваться исключительно в мирных целях. Запрещается создание на них военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Демилитаризация космического пространства распространяется пока на размещение ядерного и другого оружия массового уничтожения на каком-либо небесном теле или искусственном спутнике. К запрещенным действиям в космическом пространстве относятся также пропаганда войны, засорение разными предметами космического пространства, непринятие мер


22 См.: Л. И. Брежнев. За справедливый, демократический мир, за безопасность народов и международное сотрудничество, стр. 22.

стр. 67


против неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, отказ рассматривать просьбы других государств о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов и др. Разработаны принципы возмещения ущерба в связи с космической деятельностью. Они зафиксированы в подписанной 29 марта 1972 г. Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Однако всестороннее исследование и освоение космоса требуют еще более широкого международного сотрудничества, использования ресурсов возможно большего числа стран; необходимо учитывать, что проблема космоса затрагивает интересы всего человечества.

Развивающиеся страны также проявляют большой интерес к проблеме исследования и использования космического пространства. Это не случайно, так как в результате выполнения различных космических проектов могут быть получены важные практические результаты, содействующие решению различных экономических и социальных проблем. Например, благодаря использованию метеорологических спутников станет возможным определять самое оптимальное время для сева и уборки урожая во всех странах мира. Нетрудно представить, какую выгоду получит сельскохозяйственная страна, если она будет знать, какие районы являются наиболее подходящими для выращивания той или иной культуры, если она будет иметь точные прогнозы о будущих урожаях в этих районах.

К числу актуальных проблем относится в настоящее время и разработка принципов использования искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного вещания. На рассмотрение XXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз внес проект Конвенции о принципах использования государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного вещания22 . Советский проект явился еще одним убедительным свидетельством глубокой заинтересованности Советского Союза в том, чтобы выдающиеся научные достижения нашего времени не были использованы в ущерб национальным интересам государств и народов, в ущерб делу мира и международной безопасности.

Основные положения внесенного СССР проекта конвенции предусматривают создание условий, при которых этот вид космической техники служил бы исключительно благородным целям мира и дружбы между народами и исключал нарушение суверенитета государств. В проекте закрепляется равное право всех государств пользоваться благами от осуществления непосредственного телевизионного вещания с помощью искусственных спутников Земли без какой бы то ни было дискриминации.

Согласно указанному проекту, государства - участники конвенции обязуются в любом случае исключить из телевизионных программ, передаваемых с помощью искусственных спутников Земли, материалы, пропагандирующие идеи войны, милитаризма, нацизма, национальной и расовой ненависти и вражды между народами, а равно материалы, носящие аморальный или подстрекательский характер или иным образом направленные на вмешательство во внутренние дела других государств или их внешнюю политику. В проекте признается противоправным и влекущим международную ответственность государства телевизионное вещание с помощью искусственных спутников Земли, осуществляемое на иностранные государства без явно выраженного на то их согласия. Также противоправными и влекущими международную ответственность государства признаются передачи, наносящие ущерб делу поддержания мира и безопасности, представляющие собой вмеша-


22 Текст проекта конвенции см.: "Правда", 11.VIII. 1972.

стр. 68


тельство во внутригосударственные конфликты любого рода, содержащие посягательство на права человека, и другие.

Направленное телевизионное вещание, предназначенное для населения иностранного государства без явно выраженного на то согласия со стороны последнего, надлежит, по нашему мнению, квалифицировать в качестве "пиратского". В соответствии с правом на самооборону от идеологической агрессии государства должны пользоваться правом на пресечение таких передач. В случаях направленного вещания, которые можно квалифицировать как международное преступление, в отношении государства-правонарушителя могут применяться санкции в соответствии со статьями 41 и 42 Устава ООН по решению Совета Безопасности23 .

Применение спутников, обеспечивающих прямую передачу телевизионных сигналов на индивидуальные приемники, будет иметь особое значение для развивающихся стран, учитывая, что они не создали еще широкой системы телесвязи на основе обычных технологических средств. В ходе дискуссии по данному вопросу на сессии Генеральной Ассамблеи представители многих развивающихся стран выступили в поддержку советского предложения. Представители же США и некоторых других западных стран заняли негативную позицию по отношению к советскому проекту конвенции. Представитель США пытался при этом истолковать в ложном свете смысл советского предложения, заявив, что оно якобы рассчитано на создание какого-то "ограничительного режима". Но разработка международно-правовых принципов, направленных на защиту от идеологического вмешательства во внутренние дела государств, отнюдь не ведет к созданию каких-либо "ограничительных режимов". К тому же эти принципы должны будут действовать без какой бы то ни было дискриминации в отношении всех без исключения стран.

В результате состоявшегося обмена мнениями проект резолюции по данному вопросу, внесенный Советским Союзом, был принят подавляющим большинством голосов. В преамбуле резолюции говорится, что советский проект принимается к сведению и что необходимо не допустить превращения непосредственного телевизионного вещания в источник международных конфликтов и оградить суверенитет государств от какого-либо вмешательства извне. Признав необходимым разработку принципов использования государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного вещания в целях заключения международного соглашения или соглашений, Генеральная Ассамблея поручила разработку этих принципов Комитету ООН по использованию космического пространства в мирных целях.

Заключение международной конвенции по столь важному вопросу на основе приемлемых для всех государств принципов могло бы способствовать развитию сотрудничества между государствами по практическому использованию космического пространства в интересах всеобщего мира, экономического и социального прогресса всего человечества, послужить базой для охраны интересов государств.

Таким образом, курс Советского правительства на организацию равноправного сотрудничества со всеми государствами, в том числе и в области космического пространства, подкрепляется реальными делами.

Научно-технический прогресс поставил в повестку дня создание особых международных принципов, отражающих специфические особенности морской среды и морского дна. Речь идет прежде всего о


23 См. об этом: Ю. М. Колосов. Массовая информация и международное право. М. 1974, стр. 137 - 146.

стр. 69


выработке общих принципов в вопросах, связанных с исследованием и использованием ресурсов морского дна, с защитой морской среды, включая Морское дно, прекращением и предупреждением загрязнения морской среды и морского дна. Признавая специфичность условий воздушного и космического пространства по сравнению со сферой Мирового океана и морского дна, международное право в то же время должно, Очевидно, исходить из того, что любая деятельность государства, будь то в воздушном или космическом пространстве, в Мировом океане или на морском дне, должна сообразовываться с требованиями общепризнанных правовых принципов международных Отношений. Ныне этот вывод получил подтверждение в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой на XXV юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В ней говорится, что "огромные политические, экономические и социальные изменения и научный прогресс, которые имели место в мире со времени принятия Устава Организации Объединенных Наций, придают возрастающее значение этим принципам и необходимости их более эффективного применения в деятельности государств, где бы они ни осуществлялись"24 .

В течение многих веков Мировой океан использовался "как общая просторная дорога всех наций"25 . До второй половины XX в. практически использовалась лишь поверхность океана. Научно-техническая революция позволила начать освоение человечеством новой части земли- дна морей и океанов. Эта проблема стала одной из острейших в сфере международных отношений, затрагивая политические, экономические, правовые и военные интересы больших и малых стран всех континентов, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Современная техника, позволяя эксплуатировать морское дно не только в экономических, но и в военных целях, породила реальную опасность распространения гонки вооружений и на этот район.

30 октября 1969 г. делегациями СССР и США в Комитете по разоружению был внесен проект Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Проект был одобрен XXV сессией Генеральной Ассамблеи ООН 7 декабря 1970 года. В преамбуле отмечается, что он "является шагом на пути к договору о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем"26 . Договор содержит в себе запрещение устанавливать и размещать на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом зоны морского дна любое ядерное оружие или какие-либо другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и любые другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия.

Принятие Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения явилось важным вкладом в дело ограничения сферы размещения средств массового уничтожения. Он еще больше расширяет пространство, свободное от ядерного оружия. Важное значение договора заключается также в том, что он является шагом на пути к полной демилитаризации морского дна и обязывает все государства в соответствии с договором прилагать усилия для практического решения этой задачи.

В проекте статей Договора об использовании морского дна в мирных целях27 , внесенном в июле 1971 г. делегацией СССР в Комитет ООН по


24 Документ ООН А/2625 (XXV), 4 ноября 1970 года.

25 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 15, стр. 439.

26 Текст договора см. "Известия", 11.II.1971.

27 Док. ООН А/АС/138/43.

стр. 70


подготовке к конференции по морскому праву, которая должна состояться в Женеве в 1975 г., отмечается, что сотрудничество в этой области между государствами, базирующееся на договорной основе, явилось бы вкладом в поддержание мира и безопасности, развитие международного сотрудничества, а также содействовало бы использованию ресурсов морского дна в интересах экономического прогресса народов. В проекте предусматривается, что морское дно и его недра открыты для использования исключительно в мирных целях всеми государствами как прибрежными, так и не имеющими морского берега, без какой-либо дискриминации. Ни одно государство не будет претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять таковые над какой-либо частью морского дна или его недр. Равным образом морское дно и его недра не должны быть предметом присвоения государствами или лицами (физически или юридически) каким бы то ни было образом. В проекте определяется, что использование морского дна и его недр в военных целях запрещается. Эта статья направлена на практическое решение задачи полной демилитаризации морского дна.

Опасность, связанная с ухудшением и разрушением окружающей человека среды, все более осознается руководящими деятелями государств. Все народы мира кровно заинтересованы в сохранении природных ресурсов земли. Но для этого необходимо активное многостороннее международное сотрудничество и рациональное использование природных ресурсов. В этой связи важной инициативой является внесение делегацией СССР на рассмотрение XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН проекта "Конвенции о запрещении воздействия на природную среду и климат в военных и иных целях, несовместимых с интересами обеспечения международной безопасности, благосостояния и здоровья людей". Проект предусматривает, что каждый из участников конвенции обязуется не проводить разработку метеорологических, геофизических и любых иных научно-технических способов воздействия на природную среду, включая погоду и климат, в военных и иных целях, несовместимых с интересами обеспечения международной безопасности и интересами обеспечения благосостояния и здоровья людей, а также никогда ни при каких обстоятельствах не прибегать к таким способам воздействия на природную среду и климат и не приступать к подготовке их использования.

Говоря о принципе защиты природной среды от загрязнения и разрушения, нельзя не отметить его общечеловеческий характер. Разработка международно- правовых принципов и норм, касающихся предотвращения дальнейшего загрязнения окружающей среды, - общее дело всех государств. На Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 5 - 16 июня 1972 г. был поставлен вопрос о предотвращении дальнейшего загрязнения морей. Эта проблема имеет особое значение, так как подавляющая часть пространства, находящегося за пределами действия национальной юрисдикции государств, приходится на долю Мирового океана и атмосферы над ним. В документе, выработанном по данному вопросу на Стокгольмской конференции, правительствам рекомендуется при помощи соответствующих органов ООН осуществить ряд необходимых мер.

В материалах Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде отмечается, что количество попадающих в океаны загрязнителей с каждым годом растет. Если этот процесс останется по-прежнему бесконтрольным, то он представит угрозу для производительности Мирового океана и благосостояния всего человечества. Сбросы загрязнителей, как правило, в открытое море производятся бесконтрольно. Это обстоятельство, не говоря уже о прочих факторах, требует принятия неотложных мер. В принципах, провозглашенных в принятой конференцией Декларации, определено, что государства должны тесно сотрудничать для

стр. 71


дальнейшего развития международных принципов, касающихся защиты окружающей среды.

На пути решения проблемы предотвращения загрязнения океанских и морских вод серьезным шагом явилась состоявшаяся в ноябре 1972 г. в Лондоне Межправительственная конференция по вопросу о мерах по предотвращению загрязнения морской среды. В ее работе приняли участие делегации 80 стран, в том числе и Советского Союза. Участники конференции выработали Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов28 , которая была открыта для подписания любым государством в Москве, Вашингтоне, Лондоне и Мехико с 29 декабря 1972 г. по 31 декабря 1973 года. Конвенция свидетельствует о заинтересованности всех государств в сохранении ресурсов морей. В ее преамбуле отмечается, что, согласно Уставу ООН и принципам международного права, государства имеют суверенное право эксплуатировать свои собственные ресурсы в соответствии с их собственной политикой в отношении окружающей среды, а также несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность, осуществляемая в рамках их юрисдикции или контроля, не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами действия национальной юрисдикции. Конвенция устанавливает, что договаривающиеся стороны, в соответствии с ее положениями, принимают каждая в отдельности, в зависимости от своих научных, технических и экономических возможностей, а также коллективно эффективные меры по предотвращению загрязнения морской среды, вызываемого сбросами, и согласовывают свою политику в этом отношении.

Конвенция полностью запрещает сбрасывание в моря и океаны ряда особо опасных отходов производства, содержащих радиоактивные вещества с таким уровнем, которые компетентная в данной области международная организация (МАГАТЭ) определяет с точки зрения здравоохранения по биологическим и другим причинам как недопустимые для сброса в море. К полностью запрещенным веществам для сброса относятся хлорорганические соединения, ртуть, кадмий, нефть, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, а также некоторые другие вещества.

Решение вопроса о предотвращении загрязнения морей тесно связано с результатами научных исследований. Ввиду этого меры по охране морской среды должны также способствовать сотрудничеству в передаче технологии при проведении научных исследований. Растущая взаимосвязанность в сфере рационального для всего человечества использования богатств природы, защиты и улучшения природной среды проявляется как в расширении и углублении межгосударственного научно-технического сотрудничества, так и активном создании природоохранительных норм международного права.

Следовательно, на разработку международных норм и принципов при исследовании и использовании Мирового океана, включая морское дно, влияют самые различные факторы, требующие максимального и всестороннего учета. Конечно, научно-технический прогресс сам по себе не ведет к разрушению природы, загрязнению морской среды. Порча природной среды связана с капитализмом, с присущей ему анархией производства, стремлением к получению максимальной прибыли. В условиях социализма рациональная организация народного хозяйства служит надежной основой для решения различных экологических проблем.

Забота всего человечества об экологическом благополучии Земли расширяет возможность плодотворного сотрудничества государств с раз-


28 Текст конвенции см.: "Межправительственная конференция по вопросу о мерах по предотвращению загрязнения морской среды". 1972 г. Лондон. Материалы и документы.

стр. 72


личным социальным строем. Это сотрудничество всех государств должно благотворно повлиять на осуществление принципа мирного сосуществования, на претворение в жизнь задачи всеобщего и полного разоружения. В процессе обсуждения и выработки международных принципов и норм по проблемам, имеющим глобальное значение, конечно, неизбежны противоречия в оценке предлагаемых мер и методов решения. Однако важно подчеркнуть, что эти проблемы, затрагивая жизненные интересы всего человечества, должны решаться на основе единства действий всех стран, стремящихся к предотвращению экологического кризиса.

В советско-американском коммюнике (май 1972 г.) отмечается, что путем совместных исследований и принятия совместных мер Советский Союз и Соединенные Штаты надеются внести вклад в сохранение благоприятной для здоровья человека окружающей среды в своих странах и во всем мире. Этим целям, в частности, служат Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 23 мая 1972 г. и Соглашение о сотрудничестве в области исследования Мирового океана от 19 июня 1973 года. Заключение подобных двусторонних, а также и многосторонних соглашений создает надежную основу для долговременного сотрудничества государств. Во время встречи с представителями деловых кругов США 23 июня 1973 г. Л. И. Брежнев отмечал: "Полным ходом идет научно-техническая революция, движущей силой которой являются великие достижения человеческого гения и труда. Больших успехов достигло развитие культуры и образования. Этот неудержимый прогресс порождает огромный рост потребностей и запросов людей и требует все более широкого международного разделения труда, развития торговли, экономических, научно-технических и культурных связей между государствами. Особенно это относится к крупным странам, добившимся значительных успехов в своем развитии"29 . В совместном советско- американском коммюнике от 3 июля 1974 г. говорится, что "объединение усилий СССР и США в таких сферах сотрудничества, как медицинская наука и здравоохранение, охрана и улучшение окружающей человека среды, наука и техника, исследование космического пространства и Мирового океана, мирное использование атомной энергии, сельское хозяйство, транспорт, создает предпосылки для ускоренного решения ряда актуальных и сложных научно- технических проблем, стоящих перед всем человечеством"30 . Явным несоответствием с интересами миролюбивых народов является призыв КНР к решению проблем Мирового океана в порядке односторонних действий. Эта позиция Китая была подвергнута в советской периодической печати решительной критике как несовместимая с общепризнанными началами современных международных отношений, с интересами всего человечества и ведущая, по существу, к разрушению международной законности31 .

Важно также подчеркнуть роль современных международных организаций, ставших постоянным и весьма значительным фактором международной жизни в решении глобальных проблем. Развитие этих организаций отражает процесс становления новых методов решения международных проблем. Эти новые методы многообразны и связаны с различным механизмом международных организаций. При этом необходимо подчеркнуть, что в любом случае международные организации не обладают суверенной волей. Ею обладают лишь государства, их учредившие.


29 "Визит Леонида Ильича Брежнева в Соединенные Штаты Америки", стр. 79.

30 "Документы и материалы третьей советско-американской встречи на высшем уровне", стр. 74.

31 См.: О. Н. Хлестов. Международно-правовые проблемы Мирового океана. "Международная жизнь", 1972, N 2; "Международная жизнь". 1973, N 5, стр. 128 - 129.

стр. 73


Любая международная организация представляет собой инструмент сотрудничества между государствами и ни в коем случае не может стоять над государствами. Задачу охраны природы ныне решают более 200 постоянных международных организаций. К их числу относится созданный в 1948 г. Международный союз охраны природы и природных ресурсов и множество региональных и субрегиональных организаций.

Однако их усилия пока еще не дают видимых результатов из-за несоответствия глобального масштаба задач ограниченным ресурсам, находящимся в распоряжении этих организаций. Успешно решать эти задачи можно только путем межгосударственного комплексного сотрудничества. Именно об этом неоднократно заявляли правительства социалистических стран.

В вопросе о соотношении деятельности международной организации и входящих в нее государств в глобальных проблемах международно-правовая практика уже идет по пути, когда деятельность этих организаций представляет собой лишь разновидность совместной деятельности государств, которые наряду с этим предпринимают и самостоятельные акции, а также используют двустороннее и многостороннее сотрудничество с другими государствами вне рамок той или иной международной организации. Вместе с принципом универсальности, то есть участия всех государств в решении глобальных проблем, такая практика открывает большие возможности для деятельности государств по охране различных природных сред.

Разработка международных норм и принципов, отражающих специфику деятельности государств в решении глобальных проблем, возникающих под влиянием научно-технического прогресса, дает благодатную почву государствам с различным социальным строем для взаимовыгодного сотрудничества в интересах мира и блага народов, Долг советской внешнеполитической науки и дипломатии состоит в разработке и обеспечении принятия таких международных актов по межгосударственному сотрудничеству, порождаемому научно-технической революцией, которые бы явились действенным оружием в борьбе за мир и социальный прогресс.

 

Опубликовано на Порталусе 27 мая 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама