Рейтинг
Порталус


РОССИЯ В "БОЛЬШОЙ ВОСЬМЕРКЕ" МИРОВЫХ ДЕРЖАВ: ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Дата публикации: 13 июля 2021
Автор(ы): В. В. ПАНОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Номер публикации: №1626177064


В. В. ПАНОВА, (c)

По общепринятому определению, "Большая восьмерка" - это неформальный механизм взаимодействия лидеров промышленно развитых государств: Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции, Японии. На встречах с 1977 г. также присутствует представитель Евросоюза (ЕС). Если в зарубежной литературе этот механизм изучают с середины 70-х годов XX в.1 , то в отечественной историографии этот международный институт пока мало изучен: работы на эту тему в России появились лишь в последние годы2 . Такое положение, как представляется, вероятно, связано в первую очередь с тем, что Россия лишь недавно стала участником этого элитного "клуба"3 .

Начало отношений между "Группой семи" и СССР относится к рубежу 1980 - 1990-х годов XX в. В это время в Восточной Европе произошли революции, коммунистические режимы пали, бывшие союзники СССР начали резкий пересмотр системы внутри- и внешнеполитических ценностей. За образцы были взяты западные страны демократии с рыночной экономикой. Вскоре примеру Восточной Европы последовал и СССР.

Первые контакты между СССР и "Группой семи" состоялись, когда Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев направил 14 июля 1989 г. Президенту Франции Ф. Миттерану письмо, в котором глава советского государства высказывал пожелание участвовать в работе "семерки". Следующее послание было направлено Президенту США Дж. Бушу за несколько дней до саммита в Хьюстоне (10 - 11 июля 1990 г.)4 . Письмо М. С. Горбачева обсуждалось на саммите и было отражено в документах, а также оказалось в центре внимания журналистов, хотя текст письма опубликован не был.

5 августа 1990 г. премьер-министр Великобритании М. Тэтчер в речи в Аспене (Колорадо, США) предложила "постепенно наладить более тесные отношения между Советским Союзом и экономическими саммитами". За несколько дней до начала самми-


Панова Виктория Владимировна - преподаватель кафедры истории международных отношений и внешней политики России МГИМО (У) МИД РФ, директор российского проекта группы по исследованиям "восьмерки" университета Торонто (Канада).

1 Bayne N., Putnam R. Hanging Together. The Seven Power Summits. Cambridge, 1984; Bayne N. Hanging in there: the G7 and G8 summit in maturity and renewal. Brookfield, 2000; Furstenberg G., Daniels J. Economic Summit Declarations, 1975 - 1989: Examining the Written Record of International Cooperation. N 72, Princeton (New Jersey), 1992; The G8's Role in the New Millennium. The G8 and Global Governance Series. Eds. M. Hodges, J. Daniels, J. Kirton. Aldershot, 1999.

2 Луков В. Б. Россия в "Большой восьмерке": 1992 - 2001 гг. М., 2001; его же. Россия в клубе лидеров. М., 2002; его же. Фактор доверия (к итогам Эвианского саммита "Группы восьми"). - Международная жизнь, 2003, N 8, с. 3 - 11; Панова В. В. Многосторонние механизмы взаимодействия промышленно развитых государств - "Большая восьмерка" 1975 - 2002 гг. М., 2004; Сафонов М. В. Современные подходы к изучению международных институтов (на примере исследований "большой восьмерки"). - Полис, 2003, N3, с. 58 - 66; Смирнов П. С. "Семерка" / "Восьмерка" на Окинаве. Международная жизнь, 2000, N 7, с. 44 - 53; "Большая восьмерка": возрождение лидерства. Россия в глобальной политике, т. 1, 2003, N 2, с. 165 - 193.

3 Первый саммит "Группы семи" состоялся в 1975 г. в Рамбуйе (Франция).

4 Это письмо было названо британским министром иностранных дел Дж. Хау "криком о помощи".

стр. 99


та "семерки" в Лондоне 12 июля 1991 г. Председатель Совета Союза Верховного Совета СССР Е. М. Примаков передал письмо лидерам "Группы семи". Это послание представляло собой синтез планов экономических реформ, которые разрабатывались в СССР5 . Тогда же на заключительную часть саммита был приглашен М. С. Горбачев. В ходе этой встречи лидеры стран Запада обсуждали с советским руководителем возможности оказания международной помощи СССР6 .

После развала СССР, начиная с 1992 г., Россия неизменно принимала участие во встречах лидеров стран "Большой семерки". В 1992 г. в Мюнхене (ФРГ) и в 1993 г. в Токио (Япония) Президент России Б. Н. Ельцин имел статус лица, приглашенного на саммит. В Лионе (Франция) в 1996 г. Россию представлял председатель правительства РФ В. С. Черномырдин.

До сих пор исследователи высказывают различные точки зрения по поводу того, почему "клуб мировых лидеров", сохранявший свои двери закрытыми в течение долгого времени, позволил России вступить, пусть и не сразу, в свои ряды. Объясняя этот процесс, западные эксперты проводят аналогию с "европейским концертом" России, Австрии, Пруссии, а также Британии и побежденной ими наполеоновской Франции, когда последней позволили стать равноправным участником "европейского концерта" с тем, чтобы державы-победительницы могли контролировать Францию7 . Такая историческая аналогия неприемлема для большинства отечественных ученых, а также тех зарубежных исследователей, которые не считают Россию как правопреемницу СССР побежденной в "холодной войне".

В соответствии с другой точкой зрения, приглашение России в члены "клуба избранных" было данью политического уважения к бывшей сверхдержаве, не подкрепленное реальным экономическим и политическим значением России на международной арене. По мнению американского исследователя С. Сестановича "роль России в этом клубе и по сей день скорее символическая", так как "из-за отсутствия процедуры приема Россия получила возможность вступить в "Большую восьмерку" без применения к ней строгих критериев членства, существующих в других международных структурах". Сестанович утверждает, что изначально РФ пригласили участвовать в заседаниях клуба "в качестве политического жеста или в знак уважения"8 .

Для России вступление в "клуб мировых лидеров" было обусловлено рядом политических, экономических и даже психологических факторов. В начале 1990-х, после развала СССР, Россия представляла собой предельно ослабленное государство. Для того, чтобы избежать социально-политического взрыва в стране, необходимо было изыскивать средства на проведение реформ, "смягчить" последствия резкого ухудшения качества жизни большинства населения.

Россия унаследовала от СССР огромные долговые обязательства, выполнение которых также требовало серьезных дополнительных кредитов со стороны западных стран. С учетом того, что страны "семерки" являются влиятельными членами таких международных финансовых институтов, как Всемирный банк и Международный валютный


5 Подробнее об истории постепенного подключения СССР к деятельности "Большой семерки" см.: Bayne N. The Course of Summitry. The Summit and the Soviet Union. The World Today, 1992, N 2, p. 27 - 30; Kirton J. Economic Co-operation: Summitry, Institutions and Structural Change.

6 Решение о приглашении СССР на саммит было принято лишь в последний момент. По свидетельству шерпы британской стороны Н. Бэйна, в мае 1991 г. о таком развитии событий речь еще не шла. См.: Bayne N., Putnam R. The G-7 Summit Comes of Age. - www.library.utoronto.ca; Bayne N. Hanging in There: the G7 and G8 Summit in Maturity and Renewal. Ashgate, 2000.

7 Такое объяснение дает директор группы по исследованиям "Большой восьмерки" университета Торонто Дж. Киртон. - Kirton J. The G8 and Global Governance: the Role of Canada, Japan and the United States. 2000. - www.g7.utoronto.ca; The G8's Role in the New Millennium, p. 75 - 91.

8 Сестанович С. Где истинное место России? Pro et Contra, т. 6, 2001, с. 153 - 170.

стр. 100


фонд, основными игроками Парижского и Лондонского клубов9 , диалог России с "Группой семи" был необходим для достижения договоренностей о реструктуризации советского и российского долга.

С исчезновением мировой социалистической системы и развалом СССР, прекратила свое существование не только Организация Варшавского Договора, но и Совет Экономической Взаимопомощи. Необходимость выживания России в этих условиях требовала построения новых экономических связей, в первую очередь с богатыми экономически развитыми странами Запада.

Понижение мирового статуса российского государства после прекращения существования СССР стало для России болезненным психологическим шоком, что в определенной мере было компенсировано ощущением принадлежности РФ к клубу мировых лидеров.

Для поощрения демократической России и недопущения возврата к советскому прошлому, лидеры "семерки" совместно с международными финансовыми институтами были готовы оказать экономическую и финансовую помощь России, но только для поддержки согласованных с Западом и детально продуманных программ реформ. Это было нелегкой задачей: Россия, еще недавно выступавшая в роли сверхдержавы СССР, теперь вынуждена была превратиться в государство, зависимое от иностранной помощи. К тому же взгляды на реформы и их финансовое обеспечение внутри России и за ее границами серьезно отличались.

Саммит 1994 г. в Неаполе (Италия) принято считать началом формирования "Большой восьмерки". На эту встречу лидеров "Большой семерки" Президент России Б. Н. Ельцин был приглашен не в качестве просителя помощи, а как равноправный участник политической части саммита. Этот шаг показал признание конструктивной роли Российской Федерации - важного субъекта мировой политики и постоянного члена Совета Безопасности ООН - в международных отношениях, хотя уже тогда обстановку саммита осложняла проблема Чечни.

Американский исследователь Р. Калперер считает, что "в 1994 г. Россия стала равноправным партнером "Группы", хотя и только в сфере политических вопросов, которые на тот момент занимали половину повестки дня. Но что касается финансово-экономической сферы и встречи министров финансов, то там Россия не стала равным партнером, в результате чего и появилось это странное название "семерка-восьмерка""10 . Британский исследователь Н. Бэйн согласен с тем, что на саммите в Неаполе образовалась полноценная "политическая восьмерка", но при этом "у России нет права претендовать на равенство в обсуждении экономических вопросов"11 .

Главным итогом саммита в Галифаксе (Канада) в 1995 г., в котором также участвовал Б. Н. Ельцин, стало значительное расширение участия России в обсуждении экономических и глобальных политических вопросов при сохранении и закреплении полноправного участия в работе в формате "восьмерки" по политическим вопросам.

Несмотря на то, что со времени встречи в Неаполе председатели саммитов выступали с заявлениями по итогам общей дискуссии восьми государств (участие в ней российской стороны заключалось скорее в "самоотчетах", т.е. информации о ходе реформ и запросах о дальнейшей кредитной поддержке), можно согласиться с россий-


9 Членами Парижского клуба, созданного в 1956 г., являются 19 государств-кредиторов. Россия вступила в Парижский клуб в 1997 г. Лондонский клуб начал свою деятельность в 1970-х годах в качестве форума, каждый раз созываемого по инициативе той или иной страны-заемщицы до подписания соглашения о реструктуризации. В его состав входят 600 коммерческих банков из стран-членов ОЭСР. Предоставляемые ими кредиты являются частными и не гарантируются государством.

10 Culperer R. Systematic Reform At A Standstill: A Flock Of "Gs" In Search Of Global Financial Stability. The North-South Institute President, 2000. - www.library.utoronto.ca

11 Bayne N. Changing Patterns at the G7 Summit. - G7 Governance, N 1, 1997. - www.g7.utorono.ca

стр. 101


ским исследователем В. Б. Луковым, что в 1992 - 1995 гг. Россия обладала лишь "гостевым" статусом в "клубе лидеров"12 .

Тот факт, что в Неаполь и Галифакс Б. Н. Ельцин был приглашен как полноправный участник политических дискуссий, был воспринят им с большим энтузиазмом. Президент России стал стремиться к участию в дискуссии и по экономическим проблемам. Однако все остальные участники саммита не считали, что Россия могла бы внести свой вклад в обсуждение экономических проблем, но в то же время лидерам Запада не хотелось давать Ельцину "от ворот поворот". Одной из главных причин исключения России из дискуссии по финансовым вопросам представитель одной из стран "семерки" - Японии - назвал то, что Россия не является членом Международного валютного фонда (МВФ). Россия, например, не участвовала в помощи, которую МВФ оказывал азиатским странам после экономического кризиса, а руководители стран "семерки" в основном обсуждали вопросы, поднятые в ходе совещания министров финансов "семерки"13 . Проведение встречи, посвященной проблемам ядерной безопасности, позволило лидерам "семерки" привлечь Б. Н. Ельцина к участию в мероприятии формата "семь плюс один", но, в то же время, оставить экономические вопросы за рамками дискуссии с участием России.

Такая встреча была проведена в апреле 1996 г. На саммите по ядерной безопасности в Москве Россия совместно с Францией исполняла роль сопредседателя. В результате 20 апреля 1996 г. в Кремле лидеры "восьмерки" приняли: Декларацию (основной итоговый документ), Программу борьбы против незаконного оборота ядерных материалов, заявления по Украине и по Договору о всеобщем запрещении ядерных испытаний, а также ряд технических документов. Помимо этого, они обсудили актуальные политические темы: ситуацию в Ливане, а также в Боснии и Герцеговине. Этот факт еще более сблизил Московский саммит с ежегодными встречами лидеров "семерки" с российским участием, способствовал перерастанию его в событие широкого политического звучания14 . В Москве президент Франции Ж. Ширак заявил, что "восьмерка" уже существует в политическом плане15 .

Во многом благодаря московскому саммиту, Россия все прочнее становилась участником ежегодных встреч "Группы семи", хотя пока и с особым статусом.

Встреча в Лионе в 1996 г. по предложению российского руководства проходила в три этапа: первый, в формате "семи", 27 - 28 июня, был посвящен рассмотрению ряда актуальных международных экономических вопросов. По его итогам было обнародовано экономическое коммюнике. В нем "семерка" выразила однозначную поддержку российских реформ. В документе подчеркивалось, что экономические и политические реформы в России дополняют друг друга и выводят РФ на позиции, с которых она могла бы наращивать свою роль в мировой экономике.

На втором и третьем этапе, 28 - 29 июня, в рамках "восьмерки" обсуждался весь комплекс глобальных и внешнеполитических проблем. В ряду глобальных проблем Москва поставила на первый план вопрос о дальнейшей интеграции России в мировую экономику на равноправной основе. Россия заявила о необходимости своего признания в качестве страны с рыночной экономикой, РФ стремилась к скорейшему подключению к работе Парижского клуба в качестве кредитора. Россия добивалась более активной поддержки Западом своей заявки на вступление в организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).


12 Луков В. Б. Россия в клубе лидеров.

13 Adams E. It's Our Party, And Yeltsin's Not Invited! - G7 Bulletins, v. 2, N 3, 1998. - www.library.utoronto.ca

14 Пентилля Р. Политическая анатомия "Большой восьмерки". - Международные процессы, 2003, N 3, с. 90 - 103.

15 Press Conference, President of the French Republic. Lyon, June 28, 1996. - www.library.utoronto.ca

стр. 102


Эксперты считают, что денверский (США) саммит 1997 г. констатировал рождение "восьмерки" с полноправным участием России в обсуждении почти всех вопросов повестки дня16 . Участники встречи в Денвере приветствовали достижение соглашения между Россией и Парижским клубом, высказались за скорейшее вступление России в ВТО и за "дальнейшее продвижение ее к членству в ОЭСР"17 .

Более скептически оценивают вклад и участие России в Денвере западные исследователи. Так, канадский ученый Дж. Киртон не считает 1997 г. годом формирования полноценной "восьмерки". По его словам, желая сделать саммит в Денвере "историческим", Президент США Б. Клинтон пригласил Б. Н. Ельцина почти на весь саммит, кроме последнего заседания, и назвал его "Денвером восьми". Ученый даже назвал 1997 год временем, когда ""семерка" подошла совсем близко к завершению того, что можно назвать второй российской революцией".

На Бирмингемском саммите в Великобритании в 1998 г. было торжественно объявлено, что "семерка" отныне и навеки, а не только на одну встречу, как было в Денвере, превратилась в "восьмерку". Но, тем не менее, перед началом саммита восьми участников, лидеры "семерки" провели свою встречу без России. Дж. Киртон назвал это "семеркой с половиной плюс три четверти с Россией"18 . Временем формирования полноценной "восьмерки" 1998 г. считают и политологи Н. Бэйн, М. Ходжес и Дж. Дэниэлс19 .

В 1998 г. на саммите в Бирмингеме Россия впервые участвовала в обсуждении вопросов на всех уровнях. Главными темами встречи были: занятость, борьба с международной организованной преступностью, глобальные экономические вопросы, включая кризис, поразивший азиатские страны. На этом саммите Россия была признана важным звеном глобальной экономической системы.

Финансовый кризис августа 1998 г. в России поставил под сомнение окончательность и полноценность принадлежности РФ к "Большой восьмерке". Неполное соответствие статусу мировой державы в первую очередь по уровню экономического развития, а также ограниченное международное политическое влияние России в 1997 и 1998 гг. стало причиной того, чтобы "семерка" оставила за собой право обособляться от России для обсуждения своих внутренних проблем, прежде всего валютно-финансового характера. Журналисты даже пустили в ход новую формулу: вместо "7 + 1" стали писать "8 - 1".

В 1999 г. в Кёльне (ФРГ) состоялась встреча глав государств и правительств стран "Большой восьмерки". Если первоначально саммит был запланирован как "глобальный экономический", то, в конечном счете, и в повестке дня и в итоговых документах этой встречи нашла свое отражение традиционная международно-политическая и финансово-экономическая проблематика. Б. Н. Ельцин на саммите выдвинул ряд громких и крупномасштабных инициатив: разработка "Концепции мира в XXI в." в преддверии следующего саммита; выступление "восьмерки" с идеей обсуждения на "саммите тысячелетия" в ООН (Нью-Йорк, сентябрь 2000 г.) вопроса о правовых аспектах применения силы в международных отношениях, их кодификации в новых условиях и о создании глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий.

Особое звучание саммит в Кёльне получил ввиду развития ситуации вокруг Косово. Дело в том, что в преддверии саммита на встрече министров иностранных дел "вось-


16 Отечественный исследователь П. С. Смирнов полагает, что Денвер стал "последним аккордом в формировании "Группы восьми"" - (Смирнов П. С. Указ. соч., с. 44 - 53), а российский дипломат В. Б. Луков охарактеризовал Денвер как этапную встречу, в ходе которой произошло становление "восьмерки" в сферах международной политики и отчасти экономики. - Луков В. Б. Россия в клубе лидеров.

17 Communique. Denver, 22 June 1997. - www.g7.utoronto.ca

18 Kirton J. The G8 and Global Governance: the Role of Canada, Japan and the United States.

19 Daniels J., Furstenberg G. Economic Summit Declarations, 1975 - 1981: Examining the Written Record of International Cooperation. Princeton, 1992; The G8's Role in the New Millennium; Bayne N. Hanging in There: the G7 and G8 Summit in Maturity and Renewal.

стр. 103


мерки" в кёльнском конгресс-центре Гюрцених был разработан проект резолюции, впоследствии принятой на заседании Совета Безопасности ООН. По итогам встречи министров иностранных дел "восьмерки" было объявлено о достижении значительного прогресса в "восстановлении мирного процесса в Косово" после провала переговоров между представителями НАТО и югославской армии. Переговоры в Германии возобновились 8 июня 1999 г. после перерыва, объявленного для того, чтобы дать возможность российскому министру иностранных дел И. С. Иванову проконсультироваться с Москвой по поводу проекта резолюции Совета Безопасности ООН о претворении в жизнь мирного соглашения. Ранее несогласие России вызывали пункты резолюции о контроле НАТО над всеми миротворческими силами и связанными с этим полномочиями НАТО, а также о действиях международного трибунала по военным преступлениям после обвинений, выдвинутых в адрес президента Югославии С. Милошевича. Как отметил британский министр иностранных дел Р. Кук, "Москва проявила неожиданную сговорчивость", и участники переговоров близки к принятию решения, приемлемого для всех сторон. Одновременно президент Финляндии М. Ахтисаари, участвовавший в выработке соглашения с Милошевичем, ездил в Пекин для ознакомления китайского руководства с последними предложениями по урегулированию косовского конфликта. Чтобы избежать вето, было решено провести голосование по проекту резолюции в Совете Безопасности ООН лишь после того, как Белград начнет выводить свои войска из Косово, а НАТО прервет бомбардировки.

Согласно резолюции, отвечавшей основным целям НАТО, силы альянса играли ведущую роль в миротворческом контингенте, который вступал в Косово для охраны беженцев, возвращавшихся в родные места. Россия обусловливала свое участие в миротворческой операции в Югославии неподчинением российского воинского контингента командованию НАТО20 . Проект резолюции также предусматривал разоружение Освободительной армии Косово и создание временной гражданской администрации под патронажем ООН21 .

Таким образом, несмотря на наличие дискуссий в рамках заседаний Совета Безопасности ООН22 , пути разрешения конфликта в Косово были согласованы именно на встрече министров иностранных дел "Большой восьмерки".

Лидеры "восьмерки" вслед за своими министрами иностранных дел также уделили большое внимание косовской проблеме23 . Они приветствовали принятие Советом Безопасности ООН резолюции N 1244, разработанной в ходе встречи министров иностранных дел стран "восьмерки", и подчеркнули важность выполнения ее положений всеми сторонами конфликта. Было решено провести конференцию доноров (стран, оказывающих помощь) по оценке гуманитарных и иных потребностей Косово в июле 1999 г., с последующей встречей осенью под непосредственным руководством Европейской комиссии и Всемирного банка. О серьезном отношении к проблеме свидетельствовал тот факт, что министрам иностранных дел "восьмерки" было поручено держать и в дальнейшем ситуацию под контролем и обеспечить дальнейшее руководство процессом мирного урегулирования проблемы24 .

В сфере экономики в Кёльне одной из серьезных групп вопросов стала проблема реструктуризации российских долгов. Лидеры "восьмерки" приветствовали рамочные


20 BBC News, 8 June 1999. - www.news.bbc.co.uk

21 BBC News, 9 June 1999. - www.news.bbc.co.uk

22 ИТАР-ТАСС, 08.VI.1999. - www.itar-tass.com

23 Интересно, насколько по-разному одну и ту же ситуацию оценивают отечественный исследователь В. Б. Луков, как пример не символического, а реального участия России в "клубе", и канадский исследователь Дж. Киртон, трактующий косовские дебаты в рамках "восьмерки" как проигрыш России. -Луков В. Б. Россия в "Большой восьмерке": 1992 - 2001 гг.; его же. Россия в "восьмерке" Pro et Contra; его же. Россия в клубе лидеров.

24 Встреча большой "восьмерки" в Кёльне. Заявление "Группы 8-ми" по региональным вопросам. -Дипломатический Вестник, 1999, N 7.

стр. 104


соглашения России с МВФ и Всемирным Банком и призвали Парижский клуб провести переговоры о заключении соглашения с Россией о реструктуризации долгов, а также договорились углубить диалог по долгосрочной социальной, структурной и экономической реформе в России (в рамках структур "восьмерки").

При обсуждении блока финансовых тем в "клубе" - как правило, на уровне министров финансов и директоров центральных банков - затрагиваются и вопросы, касающиеся деятельности международных финансовых организаций, основными донорами которых являются партнеры РФ по "клубу лидеров", а также общие проблемы международной кредитной политики. Российские представители принимают ограниченное участие во встречах, где вырабатываются конкретные подходы и рекомендации МВФ и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) в отношении стран-заемщиков.

Саммит на Окинаве (Япония) в 2000 г. стал дебютом в "клубе лидеров" российского президента В. В. Путина. И российские, и зарубежные газеты пели дифирамбы "звезде саммита" - так В. В. Путина назвала одна канадская журналистка.

В Японии традиции встреч лидеров "семерки" до официального открытия продолжились. Так, проблема списания долгов беднейшим странам была обсуждена в отсутствие В. В. Путина, хотя раздел, касающийся этого вопроса, и вошел в Заключительное коммюнике "Группы восьми". Что же касается реструктуризации или отсрочки платежей по советскому долгу, доставшемуся России по наследству и составившему 42 млрд. долл., то этот вопрос В. В. Путин не поднимал вообще, заявив, что "клянчить" неприлично. Это его высказывание очень понравилось западным партнерам.

Как несомненный успех российского президента расценивалось включение в Заключительное коммюнике формулировки по противоракетному оружию (ПРО). Часть, посвященная этой проблеме, была сформулирована так, как звучала официальная российская позиция: "Мы ожидаем скорейшего вступления в силу и выполнения в полном объеме Договора СНВ-2 и заключения как можно скорее Договора СНВ-3, сохраняя и укрепляя Договор по ПРО в качестве краеугольного камня стратегической стабильности и основы для дальнейшего сокращения стратегических наступательных вооружений в соответствии с его положениями. Мы приветствуем ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Договора СНВ-2 Россией"25 .

В отстаивании этого мнения у В. В. Путина был козырь: итоги его визита в столицу Северной Кореи Пхеньян. Лидер КНДР Ким Чен Ир впервые заявил, что Северная Корея готова прекратить реализацию своей ракетной программы и в освоении космоса перейти на использование исключительно зарубежной ракетной техники, если международное сообщество предоставит ракеты для запуска 1 - 2 спутников в год, причем даже не с территории КНДР. Тогда Б. Клинтон впервые открыто заявил о появившихся сомнениях по вопросу ПРО. Хотя, как показало время, достигнутый видимый успех оказался фикцией. Срок президентства Б. Клинтона подходил к концу, а пришедший к власти в США Д. Буш-младший ужесточил прежнюю линию США по этому вопросу.

Генуэзский саммит "восьмерки" не принес России ни больших успехов, ни разочарований. Проблема ПРО почти совсем не звучала на саммите и лишь затрагивалась в ходе двусторонней встречи российского и американского президентов. Только в итоговом документе министров иностранных дел, встреча которых проходила в Риме, эта проблема была очень коротко и расплывчато обозначена.

Как поражение политики РФ на саммите этот факт расценивать нельзя, но в свете заявления Дж. Буша-младшего от 13 декабря 2001 г. об одностороннем выходе США из Договора по ПРО 1972 г. можно в целом отметить неудачу России по этому вопросу.

Другая серьезная для России проблема - реструктуризация долгов - в Генуе даже не рассматривалась. Напротив, РФ проявила себя в роли кредитора - согласно продолжению кёльнской инициативы по облегчению бремени задолженности беднейшим стра-


25 G8 Communique. Okinawa, 2000. 23 July 2000. - www.g7.utoronto.ca

стр. 105


нам (БЗБС) списанию подлежат 53 млрд. долл., и Россия, как кредитор, находится на четвертом месте по объему списания долгов беднейшим развивающимся странам после Японии, Франции и Германии.

Важным для России вопросам международной безопасности и борьбы с терроризмом в итоговых документах саммита не было уделено достаточно внимания: основное обсуждение этих проблем прошло в преддверии саммита на более низком уровне - на встрече министров иностранных дел.

На саммите в Кананаскисе (Канада) в 2002 г. было затронуто несколько важных для России тем. В первую очередь, это проблемы борьбы с терроризмом. В результате было принято два новых документа: Соглашение по транспортной безопасности и "Глобальное партнерство "Группы восьми" против распространения оружия и материалов массового уничтожения". Целью последнего является предотвращение попадания ядерного, химического и биологического оружия в руки террористов. В соответствии с этим документом страны "восьмерки" обязались выделить до 20 млрд. долл. США в течение 10 лет для уничтожения ядерного и химического оружия в России и других странах бывшего СССР.

В ходе саммита был принят документ, в котором было сказано, что Россия будет впервые принимать у себя на высшем уровне лидеров восьми государств в 2006 г., "вклинившись" между Великобританией и Германией. Эта перспектива является уже более реальной, чем прежде, поскольку заявление сделано не в форме устного обещания, а в письменном виде. Предполагается, что к этому времени Россия вступит в ВТО и таким образом сможет принимать участие во всех встречах экономического характера. В Кананаскисе было также отмечено, что в случае необходимости лидеры семи государств все же смогут встречаться на неофициальном уровне, а изменения формата встреч министров финансов "семерки" не ожидается.

Именно саммит в Кананаскисе, когда "впервые было сказано о возможности преобразования "семерки" в "восьмерку", авторы "Системной истории международных отношений" называют временем превращения России в полноправную участницу "Группы"26 . На официальном уровне такое мнение высказал и президент В. В. Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ 2003 г.27 На саммите в Кананаскисе был принят итоговый документ, в котором зафиксирована готовность стран "восьмерки" предоставить России право председательствовать в "клубе" в 2006 г.

Ввиду того, что 2003 г. знаменовался небывало резким обострением отношений и расколом в стане "великих держав", вызванным кризисом в Ираке, основной задачей саммита "восьмерки" в Эвиане (Франция) в 2003 г. стало не решение глобальных проблем, а примирение партнеров по "клубу". Хотя реальная встреча всех участников произошла несколько раньше, на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга28 и лавры миротворца у Ж. Ширака "перехватил" В. В. Путин.

В развитие инициативы 2002 г. по "Глобальному партнерству "Группы восьми" против распространения оружия и материалов массового уничтожения" на саммите в Эвиане был принят план действий "восьмерки" по глобальному партнерству29 .

Главными вопросами, обсуждавшимися в ходе саммита, были проблемы политической безопасности и борьбы с терроризмом. Важным достижением стало принципиаль-


26 Системная история международных отношений в 4-х т. 1918 - 2003 гг., т. 3, М., 2003.

27 Путин В. В. Таков способ воспроизводства России как сильной страны. - Послание Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. - Международная жизнь, 2003, N 6, с. 3 - 23.

28 На юбилей были приглашены лидеры стран ЕС, СНГ, "восьмерки".

29 Однако реальная ценность договоренности о глобальном партнерстве была невелика. До сих пор более половины расщепляющихся материалов почти никак не охраняются, что делает их легкой добычей для международных террористов. Несмотря на подписанные двусторонние и многосторонние соглашения, партнеры России по "восьмерке" ассигнуют на программу по разоружению и обеспечению безопасности ядерных материалов гораздо меньше объявленных ими сумм. - См.: www.pircenter.org, а также: Flournoy M. Strengthening the G8's Global Partnership Against WMD. - www.g8.utoronto.ca/conferences

стр. 106


ное соглашение о формировании африканских миротворческих сил, хотя конкретное воплощение эта инициатива получила лишь в следующем году. Как успех многие наблюдатели и эксперты оценили заявление лидеров "восьмерки" по Северной Корее, содержавшееся в декларации по проблемам борьбы с распространением ядерного оружия. На уровень глав государств и правительств были вынесены более узкие темы безопасности, такие, как вопросы транспортной безопасности, морской среды и безопасности танкерного судоходства, обеспечения безопасности радиоактивных источников, контроля за переносными зенитно-ракетными комплексами, надлежащего управления водными ресурсами30 .

Саммит 2004 года в Си-Айленде (США) имел решающее значение как по внешне-, так и по внутриполитическим мотивам для хозяина встречи "восьмерки" Дж. Буша. Разногласия с важнейшими партнерами и союзниками Америки, а также трудности, испытываемые международной коалицией в Ираке, нестабильность в Афганистане -все это привело к тому, что Дж. Бушу было необходимо достичь значительных результатов на саммите "восьмерки".

В Си-Айленде В. В. Путин оказался в выигрышном по сравнению с остальными партнерами положении: из всех лидеров "восьмерки" у российского президента наиболее высокий рейтинг внутри страны, всего несколько месяцев прошло после его выборов - т.е. он меньше всех зависит от внутренней конъюнктуры в принимаемых на саммите решениях31 . Особое место России в "восьмерке" на современном этапе обусловлено ее важностью для США как партнера по борьбе с международным терроризмом. У российской власти и республиканской администрации Буша наиболее близкие понятия с точки зрения обеспечения безопасности среди всех стран "восьмерки". Большое значение США придавали вступлению России, как второй по величине ядерной державе мира, в Инициативу по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения (ИБОР) до начала саммита 2004 года в Си-Айленде32 .

На встрече лидеров преобладали политические вопросы и проблемы безопасности. Наибольшие надежды США возлагали на так называемые инициативы реформ стран Ближнего Востока и Северной Африки. Изначальный миссионерский дух проекта к началу саммита был в значительной мере скорректирован, во внимание были приняты замечания и возражения, как европейских партнеров, так и арабских стран. В итоге на свет появился документ, озаглавленный как "Партнерство во имя прогресса и совместного будущего с регионом расширенного Ближнего Востока и Северной Африки"33 .

Для России же, несмотря на важность достижения ситуации стабильности и мира в ближневосточном регионе, в целом саммит представлял меньшую ценность, чем для других участников. Встреча лидеров в 2004 г. явила собой ситуацию, когда не Россия нуждалась в поддержке и участии своих партнеров, а наоборот: В. В. Путин оказал поддержку хозяину саммита Дж. Бушу.

Растущее вовлечение России в международное сотрудничество в политической, торгово-экономической, кредитно-финансовой сферах требует активного использо-


30 См. итоговые документы саммита 2003 г. в Эвиане. - http://www.g7.utoronto.ca

31 Канадский исследователь Дж. Киртон разработал теорию зависимости успеха саммитов от ряда составляющих, т.н. "модель равноправного концерта". См.: Kirton J. Explaining G8 Effectiveness: A Concert of Vulnerable Equals in a Globalizing World. Montreal, 17 - 20 March 2004.

32 Россия последняя из всех стран "восьмерки" присоединилась к инициативе, объявленной США на встрече в Кракове в 2003 г. Ее суть заключается в том, что в рамках борьбы с терроризмом, страны-участницы ИБОР имеют право останавливать и досматривать воздушные и морские суда, если существует подозрение в незаконной перевозке ими оружия и материалов массового уничтожения, либо технологий двойного назначения.

33 В рамках этой инициативы было также решено создать ряд программ, нацеленных на содействие демократическим реформам, повышение уровня жизни, развитие образования, здравоохранения, предпринимательства, соблюдение прав женщин. Например: "Диалог по содействию демократии", "Инициативу по решению проблем на уровне микроэкономики и финансов".

стр. 107


вания механизмов многостороннего взаимодействия глобального масштаба для продвижения российских национальных интересов. Участие России в "восьмерке" является важным фактором утверждения ее роли как серьезного игрока и одного из центров формирующегося многополярного мира. В ходе личных неформальных встреч и прямых контактов, с использованием личных взаимоотношений, у России появилась возможность наиболее близко подойти к практической реализации концепции равноправного партнерства с ведущими индустриальными державами.

Цели России в "восьмерке" изменялись с течением времени с учетом изменения ситуации в стране. Если в начале 90-х годов одной из основных задач России было получение кредитов у западных партнеров и реструктуризация долгов, то на современном этапе эта проблема отошла на задний план. "Восьмерка" уже не используется Россией для получения финансовых вливаний. В ходе недавней встречи с российским президентом председатель Всемирного Банка Дж. Вулфенсон заявил о том, что дружба между Россией и Всемирным Банком стала более зрелой, т.к. теперь "все программы вырабатываются совместно". В 2004 г. Всемирный Банк одобрил 53 кредитных проекта для России на общую сумму в 13,4 млрд. долл., в то время как Российская Федерация использовала лишь 8,4 млрд. долл.

Важным остается использование партнерских отношений в рамках "клуба" для создания благоприятных внешнеэкономических условий для ускорения развития хозяйства и укрепления экономической стабильности в стране. За весь период взаимоотношений России и стран "клуба" последние оказали содействие в реструктурировании внешнего российского долга на общую сумму около 70 млрд. долл. Членство в "клубе мировых лидеров" и решения, принятые в Кананаскисе, также способствовали росту доверия к российскому государству со стороны международных деловых кругов и повышению кредитного рейтинга страны, что облегчило доступ российским бизнесменам к зарубежным кредитам, а также стимулировало увеличение размеров зарубежных инвестиций в экономику РФ.

Участие в "восьмерке" позволило России постепенно подключаться, а также оказывать определенное влияние на разработку и принятие решений по важнейшим политическим, социально-экономическим и валютно-финансовым проблемам. В рамках "клуба" Россия проводит политику достижения договоренностей и поддержки со стороны партнеров с целью скорейшего вступления страны в такие международные организации, как ОЭСР, ВТО.

Серьезной для России является и задача реализации внешнеполитических целей посредством равноправного сотрудничества с ведущими индустриальными державами в решении глобальных проблем.

Тем не менее, нельзя сказать, что Россия и сегодня в полной мере соответствует уровню развития остальных членов клуба34 .

Так, по целому ряду количественных параметров (ВВП, производству высокотехнологичной продукции; объему экспорта товаров и капиталов и др.) Россия не отвечает уровню великой экономической державы. Россия, по классификации МВФ, входит лишь в третью группу стран, с ВВП на душу населения от 3 тыс. до 10 тыс. долл., в то время как все остальные страны "восьмерки" принадлежат к группе наиболее высокоразвитых стран, с ВВП на душу населения свыше 15 тыс. долл.

Экономика России отстает по стандартам качества от национальных хозяйственных комплексов остальных стран "восьмерки" (реальные доходы на душу населения, эффективность, энергоемкость и т.д.). Хотя за последние годы экономический рост в


34 Осторожную позицию в этом вопросе занимают авторы труда "Системная история международных отношений", полагая, что "в силу экономической слабости она [РФ] фактически не обладает пока всем объемом привилегий членства в "восьмерке"". - Системная история международных отношений, т. 3, М., 2003, с. 10.

стр. 108


России превышает аналогичные показатели во многих других государствах мира, в том числе и в странах "восьмерки"35 .

Однако в экономике России продолжают наблюдаться негативные тенденции макроэкономического, инвестиционного и структурного порядка. К примеру, сохраняется проблема зависимости экономического роста от экспорта в первую очередь топливных ресурсов, а именно нефти и природного газа. Другой проблемой остаются медленные темпы реформирования российской экономики.

Однако экономика России вышла из кризиса. За полтора десятилетия РФ превратилась из основного реципиента помощи западных стран в одного из основных государств-доноров, входящих в "клуб". В течение последних пяти лет Россия списала беднейшим странам задолженность на сумму около 35 млрд. долл., причем 5,5 млрд. долл. попадают в разряд официальной помощи развитию. В итоге Россия, как донор, оказалась на первом месте по отношению к собственному ВВП, и по абсолютным показателям - на третьем месте, после Японии и Франции.

Основной задачей РФ в 2006 г. станет необходимость показать, что в качестве страны-председателя "клуба лидеров" Россия сможет организовать саммит на должном уровне. Основным вопросом организации саммита 2006 г. в России станет обеспечение безопасности, т.к. Россия входит сегодня в основную группу риска среди стран, на которые с наибольшей вероятностью может быть совершено террористическое нападение.

Председательствование в "восьмерке" будет способствовать дальнейшему продвижению российских национальных интересов на международной арене, углублению партнерства и сотрудничества с ведущими странами мира, росту влияния на международные дела.

В заключение сформулируем основные выводы.

Во-первых, после окончания "холодной войны" ввиду исчезновения стратегической угрозы в лице Советского Союза и социалистического блока в целом, перед лидерами ведущих стран мира встал вопрос об изменении модели взаимодействия "группы семи" с Россией. Поэтапное принятие России в свои ряды и поиск новых тем для саммитов позволили "Большой восьмерке" укрепить западное единство, усилить роль и влияние на мировые дела. Это обстоятельство дало повод исследователям и политикам говорить чуть ли не о грядущем в ближайшем будущем превращении неформального механизма "клуба" в мировое правительство. По мнению автора, такой сценарий маловероятен, но усиление роли "группы восьми", успешное преодоление "кризиса" рубежа 90-х годов, вступление "Большой восьмерки" в третье тысячелетие на более выгодных, по сравнению с другими международными организациями, условиях - налицо.

Во-вторых, тот факт, что, несмотря на элитарность "клуба лидеров", к участию в его делах и членстве в нем постепенно была приглашена Россия, свидетельствует не только о влиянии России в мире, но и о том, что "клуб лидеров" является гибким механизмом, восприимчивым к изменениям в системе международных отношений.

В-третьих, прочное и недвусмысленное положение РФ в "группе восьми" важно, как представляется, не только для самой России, но и для ее партнеров по "клубу". Данная посылка исходит из важной и все более растущей роли нашей страны на международной арене. Причем это касается не только политической и военной сфер, но также и ее экономической составляющей. Огромный потенциал, которым обладает российское государство, важен для более эффективного решения проблем, рассматриваемых в рамках "восьмерки".


35 Для сравнения, рост ВВП в 2003 г. в России составил 7,3%, в то время как в США - 2,9%, в Японии - 2,6%, в еврозоне - 0,5%, а рост мировой экономики в целом составил 3,8%. См.: Информационные бюллетени МИД России N 885 - 23 - 04 - 2004, N 2004 - 04 - 05, N 2004 - 02 - 09 - 249; статистику на сайтах: www.goskomstat.ru, www.infostat.ru, www.worldbank.org

Опубликовано на Порталусе 13 июля 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама