Рейтинг
Порталус


ХРОНИКА СИРИЙСКО-СОВЕТСКИХ/РОССИЙСКИХ СВЯЗЕЙ

Дата публикации: 09 октября 2022
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) "Aziia i Afrika segodnia" Date:05-01-2000
Номер публикации: №1665320523


Дипломатические отношения установлены в июле 1944 года. Позитивную основу для становления межгосударственных связей заложила позиция СССР в феврале 1946 года в ООН, поддержавшего право Сирии и Ливана на полную независимость.

В ноябре 1955 года дипломатические миссии двух стран были преобразованы в посольства. В том же году было подписано двустороннее торгово-экономическое соглашение, которое обеспечивало Сирию рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и изделий легкой промышленности.

В августе 1957 года сирийский министр обороны подписал в Москве соглашение о военном и экономическом сотрудничестве, в сентябре того же года советская военно- морская эскадра посетила сирийский порт Латакию.

В октябре 1957 года в Дамаске было подписано соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между СССР и Сирией.

Приход к власти в Сирии в 1963 году баасистов расширил возможности для установления диалога и взаимопонимания сирийцев с советским руководством.

При посредничестве Советского Союза в 1966 году удалось добиться примирения между Каиром и Дамаском: подписанное сирийско-египетское соглашение подвело черту под противостоянием этих двух стран после распада Объединенной Арабской Республики (ОАР).

В январе 1967 года начались советско-сирийские контакты на партийном уровне (КПСС- ПАСВ).

Своего рода пиком военно-политической вовлеченности СССР в ситуацию на Ближнем Востоке был арабо-израильский конфликт 1973 года, когда СССР начал крупнейшую операцию по переброске вооружений в Сирию и Египет, а советская средиземноморская эскадра была усилена и сосредоточена в зоне, прилегающей к театру военных действий. Как и в 1967 году, позиция СССР позволила предотвратить сокрушительное поражение арабов и смену политических режимов в Египте и Сирии.

Активизация в последующий после войны 1973 года период советско-сирийских контактов привела к укреплению двусторонних отношений. С марта по май 1974 года министр иностранных дел Советского Союза А.А. Громыко трижды посетил Сирию, а в апреле того же года сирийский президент X. Асад провел переговоры в Москве с советским руководством.

С выходом Египта на сепаратный путь урегулирования отношений с Израилем Сирия обрела особое значение для советской ближневосточной дипломатии. 8 октября 1980 года Советский Союз и Сирия подписали Договор о дружбе и сотрудничестве, который вывел наши двусторонние отношения на качественно новый уровень. К моменту распада СССР из 75 объектов советско-сирийско-го сотрудничества были завершены 52; среди них Евфратский гидроэнергетический комплекс, гидроузел "Аль-Баас", 1,5 тысячи километров железных дорог и другие. Из 30 тысяч арабов, получивших образование в нашей стране, более 7 тысяч составляли сирийцы. В 1991 году в советских вузах еще учились 5 тысяч граждан CAP. Начало перестройки в СССР, а затем и распад Советского Союза привели к значительному свертыванию двустороннего сотрудничества с Сирией практически по всем направлениям.

Однако вскоре российская дипломатия стала участником процесса ближневосточного урегулирования. В январе 1992 года в Москве состоялась организационная встреча по подготовке многосторонних переговоров по Ближнему Востоку. В ее работе приняли участие представители более 30 государств, в том числе большинства стран этого региона. При этом Сирия и Ливан бойкотировали московскую встречу. В Дамаске и Бейруте считали, что сначала нужно добиться прогресса на двусторонних переговорах с Израилем.

В конце 1992 года МИД РФ обнародовал концепцию российской внешней политики, ориентированную на активное содействие стабилизации обстановки на Ближнем Востоке с учетом геополитической значимости этого региона для России, а также на развитие экономического сотрудничества с государствами, обладающими большими финансово- кредитными возможностями (Саудовская Аравия и другие арабские монархии Персидского Залива). Однако Россия, судя по ее дипломатической деятельности, не имела в тот период четких ориентиров проведения самостоятельной политики на Ближнем Востоке. Ее политические инициативы выглядели спонтанными, плохо просчитанными даже в тактическом плане.

Назначение в начале 1996 года на пост главы внешнеполитического ведомства опытного "ближневосточника" Е.М. Примакова создало определенные предпосылки для активизации российского присутствия на Ближнем Востоке, восстановления роли Москвы в качестве полноценного сопредседателя мирного процесса. Турне российского министра по ряду ближневосточных стран в октябре-ноябре 1996 года оказалось весьма своевременным. После его переговоров с президентом Сирии Асадом и премьер- министром Израиля Нетаньягу удалось не только снизить накал напряженности в регионе, но и приступить к урегулированию некоторых спорных вопросов в двусторонних российско-сирийских отношениях.

Дипломатическая активность России на ближневосточном направлении в 1996-1998 годах заложила основы в целом успешного визита в Москву в июле 1999 года президента CAP X. Асада. В этом же году Дамаск посетила высокопоставленная российская правительственная делегация. В отечественных и зарубежных СМИ появилась информация о достигнутом между Москвой и Дамаском соглашении о поставках в Сирию российского вооружения и военной техники на общую сумму два миллиарда долларов. В то же время Сирия, а вслед за ней и Ливан, отказались принять участие в проходившей в конце января 2000 года в Москве многосторонней встрече по ближневосточному урегулированию. Свой отказ Дамаск мотивировал необходимостью добиться сначала прогресса на двусторонних переговорах с Израилем, которые возобновились в США в декабре 1999 года, но были вновь прерваны в январе 2000 года.

 

Опубликовано на Порталусе 09 октября 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама