Главная → МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО → РОССИЯ - ТУРЦИЯ: 85 ЛЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ
Дата публикации: 23 марта 2024
Автор(ы): А. КОРИЦКИЙ →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО →
Номер публикации: №1711225887
А. КОРИЦКИЙ, (c)
А. КОРИЦКИЙ
Политический обозреватель РГРК "Голос России"
Такая дата - весомый повод, чтобы еще раз вспомнить о некоторых этапах становления отношений между Россией и новой Турцией. Многие исследователи, в первую очередь западные, касаясь российско-турецких межгосударственных отношений, история которых насчитывает более пяти столетий, сразу же принимаются подсчитывать количество лет, в течение которых наши страны воевали между собой, стремясь при этом раздуть длительное военное противостояние России и Турции. Мы же попытаемся вспомнить о событиях и фактах из истории отношений Москвы и Анкары, о которых не так часто говорят сегодня. Напомнить об этом необходимо в контексте развития сегодняшних добрососедских партнерских российско-турецких отношений.
23 апреля 1920 г. в Анкаре состоялось открытие нового турецкого парламента - Великого национального собрания Турции (ВНСТ). Парламент избрал своим председателем Мустафу Кемаля. Он же возглавил сформированное из числа депутатов ответственное перед ВНСТ правительство. Великое национальное собрание провозгласило себя единственной законной властью в Турции. Собрание сосредоточило в своих руках как законодательные, так и исполнительные функции. Все распоряжения султана и его правительства, изданные с момента иностранной оккупации Стамбула, были объявлены не подлежащими исполнению. Этим была завершена организация национальной власти новой Турции. С тех пор этот день является в Турции национальным праздником - Днем суверенитета и праздником детей.
У ИСТОКОВ ДОБРОСОСЕДСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Первым дипломатическим актом новой власти было обращение к Советской России. 26 апреля 1920 г. Мустафа Кемаль отправил в Москву на имя В. И. Ленина письмо, в котором предлагал установить дипломатические отношения и просил оказать революционной Турции помощь в борьбе против империализма.
2 июня 1920 г. Наркоминдел направил в Анкару ноту, в которой отмечалось, что правительство России "с живейшим интересом следит за героической борьбой, которую ведет турецкий народ за свою независимость, и в эти дни, тяжелые для Турции, оно счастливо заложить
стр. 63
прочный фундамент дружбы, которая должна связать турецкий и русский народы"1 . В документе констатируется "согласие на немедленное установление дипломатических и консульских отношений между РСФСР и Турцией". А 29 ноября 1920 г. Наркоминдел получает телеграмму Мустафы Кемаля, которая подтверждает получение в Анкаре ноты с согласием РСФСР установить дипломатические и консульские отношения с Турцией. Помощь России сыграла решающую роль в борьбе Турции против иностранной интервенции и в период ее внешнеполитической изоляции. В подготовленном еще в начале 1920 г. Кавказским краевым комитетом партии большевиков докладе о положении в Турции на вопрос, может ли национальное движение своими собственными силами, без всякой поддержки извне, успешно вести борьбу с Антантой и защитить Анатолию от полной оккупации, был дан отрицательный ответ2 . Основным доводом являлось отсутствие в распоряжении кемалистов заводов по производству оружия и боеприпасов, а также блокада всех портов Средиземного и Эгейского морей. Единственным путем доставки военной помощи была Россия. В докладе также отмечалось, что, кроме военной помощи, нужна и финансовая поддержка. В итоге Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение о поставках оружия и золота кемалистской Турции.
Из Советской России стала поступать безвозмездная материальная и военная помощь. Уже 8 сентября 1920 г. в Эрзуруме турецкой стороне была передана первая партия золота в слитках общим весом 200,6 кг. А 23 сентября из Туапсе в Трапезунд (нынешний Трабзон. - А. К. ) прибыла первая партия оружия. В течение осени 1920 г., а также в 1921 и 1922 гг. кемалистская Турция получила из России около 40 тыс. винтовок, сотни пулеметов, более 50 орудий, 147 тыс. артиллерийских снарядов, 65 млн. патронов, большое количество различного военного снаряжения, а общая финансовая помощь превысила 10 млн. золотых рублей3 .
В 1921 г. в Турцию была направлена военная миссия во главе с Михаилом Фрунзе, занимавшим в то время пост главнокомандующего вооруженными силами Украины. Эта миссия хранилась в строжайшей тайне. Командарму были выданы документы на имя "купца Михайлова", с которыми он на итальянском пароходе "Саннаго" из Батуми прибыл в турецкий порт Трапезунд, откуда он и его помощники были переправлены в Анкару4 .
В ходе этой миссии была создана благоприятная почва для военно-технического сотрудничества между двумя странами. Помимо поставок в Турцию вооружений, экипажи турецких военных кораблей пополнялись командным составом российского Черноморского флота, а советские военные эксперты инструктировали командование турецких сухопутных частей.
Заслуги российского военачальника не остались в Турции без внимания. По личному распоряжению основателя и первого президента Турецкой Республики Кемаля Ататюрка память о нем увековечена в монументе на центральной площади Стамбула. Скульптура Фрунзе в военной форме стоит в одном ряду с героями национально-освободительного движения, рядом со скульптурой Кемаля Ататюрка.
О громадном значении поддержки России национально-освободительного движения в Турции свидетельствует высказывание известного английского историка А. Тойнби: "В критический момент борьбы они (турки. - А. К. ) пылко схватили руку, которую Россия протянула им, и эта поддержка имела громадную ценность для их дела. Помимо материальной помощи снаряжением и деньгами, их дух усилился в неизмеримой степени благодаря сознанию, что им не придется сражаться с победоносными союзными державами в одиночку, но что они имеют за собой страну, которая даже в поражении и несчастии остается потенциальной великой державой"5 .
А вот оценка, данная Мустафой Кемалем. Выступая в парламенте, он констатировал: "Мы с Россией - друзья, ибо Россия раньше, чем кто-либо иной, признала наши национальные права и проявила к ним уважение. При этих условиях как сегодня, так и завтра, да и всегда Россия может быть уверена в дружбе Турции"6 . Турецкая пресса отмечала "искреннейшие чувства дружбы и братства, питаемые турецким народом к великой и благородной союзнице - Советской России". Студенты Стамбульского университета на общем собрании потребовали выдвижения кандидатуры В. И. Ленина на Нобелевскую премию7 .
Практически сразу же после
стр. 64
установления дипломатических отношений обе стороны начинают формирование договорно-правовой базы своих взаимоотношений. Ее краеугольным камнем стал Договор о дружбе и братстве между Россией и Турцией, подписанный в Москве 16 марта 1921 г. Он освободил Турцию от "всяких денежных и иных обязательств, основанных на международных актах, ранее заключенных Турцией с царской Россией"8 . Московский договор стал решающим фактором укрепления международного положения кемалистской Турции.
В последующие годы Россия и Турция заключили еще ряд важных соглашений и протоколов. Среди них - Торговый договор, подписанный в 1931 г. В соответствии с его положениями советское правительство в 1932 г. предоставило Турции кредит в размере 8 млн. долл. США для приобретения в СССР новейших машин и промышленного оборудования. В Турцию направлялись советские специалисты для выполнения проектных работ, а в советских вузах готовились турецкие специалисты.
В октябре 1933 г. Турцию посетила советская правительственная делегация во главе с К. Е. Ворошиловым. Визит придал двусторонним отношениям новый импульс. В мае 1934 г. началось строительство самого крупного на Ближнем и Среднем Востоке текстильного комбината в Кайсери. В 1935 г. после обращения Кемаля Ататюрка к правительству СССР была создана организация "Турецкая птица" ("Turk kusu"), ставшая впоследствии кузницей кадров для ВВС Турции. С 1935 по 1940 г. турецкие военные летчики обучались летному искусству в планерной школе в Коктебеле и в Московской школе военных летчиков. Среди них была и приемная дочь Кемаля Ататюрка, первая военная летчица Турции Сабиха Гекчен.
Период Второй мировой войны и полтора десятка послевоенных лет - это годы ухудшения советско-турецких отношений по всем направлениям, когда в отдельные исторические моменты возникали вспышки взаимной антипатии, порожденные непродуманными действиями с обеих сторон, которые еще более обостряли межгосударственные противоречия. В результате граница Советского Союза и Турции стала южной границей противостояния двух главных военно-политических блоков - НАТО и Варшавского Договора. Две соседние страны, два соседних народа волею судеб и исторических событий стали заложниками идеологического и военного противостояния в мире. Минимум информации, да и то лживой, друг о друге, максимум усилий западных союзников Анкары по стиранию в памяти народов двух стран событий 1920 - 1940 гг., привели к уникальной ситуации, когда жизнь в соседней стране представлялась таинственной и опасной.
НА ПУТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВЗАИМНОГО ДОВЕРИЯ
Однако время, несмотря на идеологические и блоковые предрассудки, постепенно все расставило на свои места. В начале 1960-х гг. начался период постепенного восстановления взаимного доверия, торгово-экономических связей и сотрудничества в области культуры. 25 марта 1967 г. Москва и Анкара подписали Соглашение об экономическом, техническом сотрудничестве и строительстве промышленных и других объектов. В соответствии с этим документом при непосредственном участии и содействии советских специалистов в Турции построены 16 важнейших объектов и предприятий, формирующих экономику страны. Многие из них являются крупнейшими не только в Турции, но и в регионе. Это - металлургический завод в Искендеруне мощностью 2,2 млн. т стали в год, алюминиевый комбинат в Сейдишехире мощностью 60 тыс. т алюминия и 25 тыс. т проката в год, а также Измирский нефтеперерабатывающий завод, теплоэлектростанция "Орханели", линии электропередачи, плотина и водохранилище на реке Ахурен, заводы серной кислоты в Бандырме и бихромата натрия в Мерсине и др.
Примечательно, что Турция обращалась за помощью в сооружении этих чрезвычайно значимых для развития национальной экономики объектов к своим западным союзникам. Однако эти обращения остались без ответа или же ответ был таков: зачем вам производить, покупайте у нас. Так, в частности, было с производством бихромата натрия в Мерсине. Западные партнеры упорно предлагали закупать в Турции сырье, производить продукцию у себя, а затем втридорога продавать ее турец-
стр. 65
ким потребителям. Другими словами, отчетливо проявился различный подход к пониманию партнерских отношений Москвы и Запада с Турцией.
ПЛОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
В начале 90-х гг. прошлого столетия турецкая сторона, понимая выгодность и емкость российского рынка, начала активно его осваивать. Объем работ и заказов турецких подрядных фирм в России превышает 14 млрд. долл. При участии турецких специалистов построены и реконструированы десятки промышленных предприятий и объектов соцкультбыта. Среди них Деловой центр, госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны на 1000 коек, родильный дом, институт сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева в Москве, табачная фабрика в Краснодаре, жилые и туристические комплексы, административные здания в Тверской и Курской областях, Сочи, Тюмени, Казани, Новокузнецке, Якутске, Саратове, Воронеже, Красноярске и др.
В эти годы наглядно проявилась взаимодополняемость рынков двух стран, взаимовыгодность двусторонних торгово-экономических отношений стала очевидной. Понимание этих двух аспектов, а также правильная оценка предыдущего опыта двустороннего торгово-экономического сотрудничества впервые в их истории дали возможность Москве и Анкаре реализовать уникальный проект "Голубой поток". К 2010 г. Турция выйдет на первое место по закупке российского природного газа. Сейчас объем поставок составляет 15 млрд. куб. м в год, а через пять лет, когда газопровод "Голубой поток" заработает на полную мощность, эта цифра увеличится до 30 млрд. куб. м в год. Возрастают и закупки сырой российской нефти. По данным турецкой государственной компании БОТАШ, в 2004 г. эти закупки по сравнению с 2003 г. увеличились на 75% и составили 4,7 млн. т.
Растут и турецкие инвестиции в российскую экономику. В 1998 г. после тяжелейшего финансового кризиса, поразившего российскую экономику, турецкие компании, не в пример многим западным, не покинули российский рынок. В Анкаре на специальном заседании кабинет министров обратился к турецкому бизнесу не сворачивать свою деятельность в России. И сегодня крупнейшие турецкие компании "Арчелик", "Вестель", "Коч холдинг", "Эджазаджибаши" разрабатывают новые проекты, которые будут реализованы в России в ближайшее время.
Не отстают малые и средние фирмы двух стран, которые намерены создавать в России совместные предприятия. В марте 2005 г. в Москве подписан Протокол о российско-турецком сотрудничестве в области развития малого и среднего предпринимательства, который заложил правовую основу для взаимодействия двух стран в этой области. А в конце апреля с.г. в Москве побывала представительная делегация ведущей в Турции Ассоциации промышленников и предпринимателей. По мнению одного из членов делегации, генерального директора холдинга "Мэтеле энержи" Бюлента Шахинальпа, высказанному в интервью нашему журналу, турецкий рынок очень перспективен для российских инвестиций. Кстати, такого же мнения придерживается и глава РАО "ЕЭС России" А. Чубайс, назвавший, в частности, турецкий энергетический рынок "фантастически привлекательным".
Анкара поддержала Москву в вопросе вступления России в ВТО. 19 апреля 2005 г. в Анкаре состоялось подписание российско-турецкого Протокола о присоединении России к ВТО. Глава российской делегации, министр экономического развития Г. Греф и его турецкий коллега госминистр Кюршад Тюзмен договорились о подписании между двумя министерствами Меморандума - своего рода плана конкретных мероприятий на ближайшие два года, реализация которых позволит в 2007 г. достичь объема двусторонних торгово-экономических связей в 25 - 27 млрд. долл. Предусматривается открытие в Подмосковье турецкой торговой инвестиционной зоны, участие российских компаний в приватизации турецких предприятий энергетической сферы, совместное развитие туристической инфраструктуры с участием турецких компаний на Черноморском побережье России.
Кроме этого, Москва и Анкара условились об активизации сотрудничества в области космических технологий, использования Турцией российских достижений в этой области. Было также принято решение о подготовке проекта Соглашения между таможенными службами двух стран. Важным является и заявленная Г. Грефом готовность России выплатить имеющийся долг Анкаре в размере около 300 млн. долл. поставками российской техники, в первую очередь авиационной, в которой Турция заинтересована.
Переговоры в Анкаре и достигнутые договоренности позволили главе Минэкономразвития России охарактеризовать нынешний период как "золотой век" в российско-турецких отношениях9 .
Процесс восстановления взаимного доверия, начавшийся в 1960-е гг. с экономики и торговли, постепенно охватил и другие области двусторонних отношений. При этом незримо ощущалась связь с российско-турецкими отношениями, сложившимися в их начальный период. Приведу лишь один пример.
Сотрудничество представителей вооруженных сил России и Турции в 20-е - 30-е гг. прошлого столетия сыграло определенную роль в недавнем принятии турецким руководством следующего важного решения.
В середине 1990-х гг. в Турции был одобрен проект создания художественной панорамы крупных исторических сражений, связанных с именем Кемаля Ататюрка и отображающих переломные для судеб новой Турции события: "Битва при Чанаккале", "Битва при Сакарье" и "Великое наступление", состоявшееся под Измиром. Среди претендентов на участие в проекте были выбраны именно российские мастера батальной живописи из Студии военных художников имени М. Б. Грекова.
Опыт совместной работы удался. Народный художник РФ Сергей Присекин, возглавлявший работавшую в Турции группу из 12 российских баталистов, был награжден ценным подар-
стр. 66
ком генштаба турецких вооруженных сил.
Позитивный опыт налаживания российско-турецких отношений, их динамичное расширение во всех областях, в т.ч. политической, повышение уровня доверия между Москвой и Анкарой потребовали научного осмысления этого процесса. И 3 июня 1998 г. в Анкаре состоялось подписание Протокола о создании совместного Российско-турецкого исследовательского центра. С российской стороны протокол подписала председатель Росзарубежцентра при МИД РФ Валентина Терешкова, с турецкой - депутат парламента, председатель Турецкого фонда демократии Бюлент Акарджалы.
Этот Протокол стал первым подобного рода документом в истории российско-турецких межгосударственных отношений. Он предусматривает проведение совместных исследований истории и современного состояния отношений между Россией и Турцией, поддержку инициатив, направленных на развитие политических, торгово-экономических, научных, военных, культурных и гуманитарных связей. Акарджалы, отмечая важность этого документа для укрепления доверия между Москвой и Анкарой, констатировал в интервью нашему журналу: "Сегодня в регионе существуют две мощные и влиятельные державы - Россия и Турция. О чем бы они ни договаривались с другими странами, это не будет иметь такого большого значения, как двусторонние российско-турецкие договоренности. При этом Москва и Анкара должны сделать все, чтобы этим договоренностям не мешали третьи страны".
Совет турецкого политика злободневен. Динамичное развитие добрососедских и взаимовыгодных российско-турецких отношений во всех областях вызывает недовольство в Вашингтоне. Так, Ричард Холбрук - известный политический деятель США, в недавнем прошлом один из архитекторов американской внешней политики, постоянный представитель США в ООН, в одном из своих комментариев в марте 2005 г. утверждал, что "российско-турецкое сближение - это опасный процесс".
В связи с этим приведу следующие слова наркоминдел России Г. В. Чичерина из его послания министру иностранных дел анкарского правительства Ахмеду Мухтару от 19 декабря 1920 г.: "Информируя друг друга о своей политике в Европе, мы можем избежать недоразумений, которые наши недруги, несомненно, постараются и стараются уже теперь, но безуспешно, посеять в отношениях между турецким и русским народами"10 .
Цитата из далекого 1920 г. злободневна и сегодня. К счастью, и в Москве, и в Анкаре, выстраивая добрососедские отношения, все чаще вспоминают и анализируют их историю, ее положительные и негативные страницы. И это является, как показывает опыт, безошибочным ориентиром для их взаимовыгодного дальнейшего углубления и расширения во всех областях.
Свидетельством тому стала и состоявшаяся в Сочи 17 - 18 июля 2005 г. рабочая встреча президента РФ В. Путина и премьер-министра Турции Р. Эрдогана. Около пяти часов оба руководителя детально анализировали весь комплекс двусторонних отношений, а также направления сотрудничества по региональным и глобальным проблемам. Вывод, который они сделали, заключается в том, что за последние три года в российско-турецких отношениях произошли очень серьезные позитивные изменения. Эти изменения имеют место в политике, торговле, экономике, в области культуры и гуманитарных связей.
Наряду с этим и В. Путин, и Р. Эрдоган выразили единое мнение о том, что эти успехи должны стимулировать усилия обеих сторон по дальнейшему развитию многопланового партнерства двух стран во всех областях. Потенциал у России и Турции для этого есть. "У Москвы и Анкары много задач, которые они могут эффективно решать сообща", - констатировали российский президент и турецкий премьер.
В российских и турецких дипломатических, политических и деловых кругах подчеркивают, что российско-турецкий саммит в Сочи еще раз продемонстрировал наличие между Москвой и Анкарой эффективно действующего стабильного политического диалога, начало которому было положено 85 лет тому назад в 1920 г. установлением дипломатических отношений между Россией и Турцией.
1 Миллер А. Ф. Очерки новейшей истории Турции. Москва, 1948, с. 103.
2 Еремеев Д. Е. Становление республиканской Турции (1918 - 1939 годы). Москва, 2004, с. 74.
3 Там же, с. 81 - 82.
4 Баранов Ю. Тайная миссия "купца Михайлова". Российское военное обозрение, РИА "Новости", 02.01.2004.
5 Миллер А. Ф. Указ. соч., с. 104.
6 Там же, с. 120.
7 Там же, с. 103.
8 Там же, с. 114.
9 Корицкий А. А. РГРК "Голос России". Главная редакция региональных радиовещательных программ. Отдел вещания на Иран, Афганистан, Турцию. Эфир: 21.04.2005.
10 Моисеев П. П. Российско-турецкие отношения: история, современное состояние и перспективы. Москва, 2003, с. 122.
Опубликовано на Порталусе 23 марта 2024 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK