Полная версия публикации №1720357917

PORTALUS.RU ЛИНГВИСТИКА Еще раз о глаголе воятъ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Н.А. ЕСЬКОВА, кандидат филологических наук, Еще раз о глаголе воятъ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 07 июля 2024. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/linguistics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1720357917&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 07.02.2025.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Н.А. ЕСЬКОВА, кандидат филологических наук, Еще раз о глаголе воятъ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 07 июля 2024. URL: https://portalus.ru/modules/linguistics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1720357917&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 07.02.2025).



публикация №1720357917, версия для печати

Еще раз о глаголе воятъ


Дата публикации: 07 июля 2024
Автор: Н.А. ЕСЬКОВА, кандидат филологических наук
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Номер публикации: №1720357917 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В N 4 за 1999 г. напечатана интересная заметка Н.С. Авиловой о глаголе воятъ у Бунина. Я хочу уточнить, действие каких морфологических механизмов приводит к трансформациям в парадигме глагола выть и нескольких других такого же устройства.

Много лет назад я услышала, как четырехлетний мальчик спросил: "Что это там воило?", с удовольствием отметив этот типичный для детской речи факт. (Я тогда не знала, что аналогичная форма - воил фигурирует среди перечисленных Пушкиным пяти грамматических ошибок, замеченных у него критиками.)

Мальчик выровнял глагол по настоящему времени. Естественнее всего объяснить это "ориентацией" на продуктивный класс на -ить; если исходить только из звучания, игнорируя орфографию, получается такой же глагол, как строить: воить - вою, воишь, воит и т.д.

Но если учитывать написания воешь, воет, обнаруживается сходство настоящего времени этого глагола (и еще четырех: крыть, мыть, ныть, рыть, образующих вместе с выть маленькую непродуктивную группку) с настоящим временем тоже непродуктивных, но более многочисленных глаголов, относящихся к тому же классу, что писать, прятать, пахать и т.д., но не выявляющих из-за "йотовой" основы чередований (блеять, веять, лаять, лелеять, реять, сеять, паять, чуять и нек. др.: блеешь, веет, лаем, лелеете, реют). Выравнивание по этой группе (а не по первому продуктивному классу, как пишет Н.С. Авилова) приводит к инфинитиву, который надо орфографически передать как воять (и кроять, моять, ноять, роять).

Обращает на себя внимание следующая деталь: все пять глаголов группки, к которой относится выть, имеют в настоящем времени корневое о; в то же время в группе с "йотовыми" основами, относящимися к непродуктивному классу, глаголов с корневым о нет (представлены а, е, у: лаять, сеять, чуять). Это имеет свое историческое объяснение, которого я здесь не касаюсь.

стр. 122

Опубликовано 07 июля 2024 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1720357917

© Portalus.ru

Главная ЛИНГВИСТИКА Еще раз о глаголе воятъ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU