Рейтинг
Порталус

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Дата публикации: 10 октября 2014
Автор(ы): И. М. Воротилкина
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 3, 2010, C. 88-93
Номер публикации: №1412941206


И. М. Воротилкина, (c)

Автор: И. М. Воротилкина

 

И. М. Воротилкина, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии

 

E-mail: btb_irina@rambler.ru

 

В статье представлен опыт работы со студентами в рамках дисциплины по выбору "Здоровый образ жизни и литература", которая повышает интерес и способствует формированию потребности в физкулътурно-спортивной деятельности. Сделан вывод о том, что мотивационная готовность студенческой молодежи может стать стимулом формирования у них здорового образа жизни.

 

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, художественная литература, студенты.

 

В сложных социально-экономических условиях развития современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья молодежи. Так, в "Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.", в Концепции федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 гг." указывалось на необходимость сохранить и укрепить здоровье молодежи, увеличить продолжительность активной жизни, создать условия и сформировать мотивацию для ведения здорового образа жизни, повышения уровня образованности в области

 
стр. 88

 

физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

 

Что касается студентов, то они как будущие специалисты должны быть здоровыми, физически выносливыми, обладать высокой профессиональной квалификацией, работоспособностью, поэтому уровень здоровья студентов является весьма важным условием на протяжении всего периода их обучения и профессиональной деятельности [6]. Здоровье и учеба студентов, по мнению ученых, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность.

 

Чтобы студенты были успешными в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность. А. П. Лаптевым и В. А. Панковым [6] установлено, что оптимальный двигательный режим (систематические занятия физическими упражнениями и спортом) является наиболее важным формирующим фактором здорового образа жизни. Давно отмечено, что, приступив к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, молодые люди быстро приобщаются к здоровому образу жизни: отказываются от вредных привычек, начинают закаливаться, соблюдать рациональный режим труда и отдыха, правильно питаться, применять различные восстановительные мероприятия. При этом активизируется формирование характера и ценности здорового образа жизни.

 

Указанная взаимосвязь поведенческо-деятельностных и когнитивных компонентов ценностного отношения к своему здоровью может поддерживаться эмоционально-оценочными составляющими, тем более что в искусствоведении и психологии давно рассматривается влияние искусства и литературы на формирование характера человека, его мировоззрение, жизненные установки, сущностные особенности художественного восприятия [13].

 

С целью формирования качества здорового образа жизни нами был разработан курс по выбору "Здоровый образ жизни и литература", апробированный в академии в 2008/2009 учебном году. Направленность курса выбрана не случайно: художественная литература погружает человека в свой особый мир. Эмоционально воспринимая сюжетные коллизии и проникая в проблемы литературного героя, читатель, не сознавая этого, исподволь меняется психологически. Чтение и анализ специально подобранных художественных текстов могут приводить к изменениям в мировоззрении человека, могут даже оздоровить его [8].

 

Болеющий герой литературного произведения воспринимается как совокупность достаточно мягких раздражителей по сравнению с реальными фактами или натуралистическими описаниями в специальной медицинской литературе. Художественное описание больного действует на читателя не так навязчиво и травматично, как информация из медицинских источников, но при этом помогает почти автоматически запомнить причины и признаки заболевания. Вызывая жалость, сочувствие или неприятие, литературный персонаж не так болезненно действует на читателя и, вызывая ответную реакцию, не может сделать ее выше уровня эмоционального восприятия, то есть организует адекватный физиологический ответ противодействия болезни, формирует стереотип профилактического отношения к заболеваниям. Читатель почти автоматически запоминает причины и признаки заболевания героя. Другими словами, художественная литература (имеется в виду классика) не может вызвать ятрогенных заболеваний, поскольку не является источником проблем, связанных с неверно истолкованной медицинской литературой.

 

Цель данного курса - сформировать у студентов культуру здоровья, способствовать более глубокому изучению принципов здорового образа жизни, повысить престижность здорового образа жизни, приоб-

 
стр. 89

 

щить к использованию средств физической культуры и спорта в самостоятельной двигательной деятельности, укрепить здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к вредным привычкам.

 

В ходе обучения студенты знакомились с художественными произведениями, имеющими ярко выраженную познавательную направленность в области оздоровления организма на положительных и отрицательных героях. По прочтении художественного произведения студенты обсуждали, дискутировали по поводу жизни героев, их мировоззрений, ценностных установок. В ходе таких обсуждений проявлялось многообразие процессов внутригруппового влияния, динамики мнений, а также личностные особенности: убеждение и внушение, симпатии и антипатии, лидерство и конформность и др. Как важный побочный результат следует отметить развитие образного мышления участников.

 

Психолого-педагогическое сопровождение дискуссий реализует доверительное эмоциональное соотнесение прочитанного, увиденного, услышанного со своим жизненным опытом, сегодняшним душевным состоянием. В то же время обеспечивается отстраненность от прочитанного, увиденного и услышанного, приподнятое настроение от встречи с искусством.

 

Известно, что "восхищаясь мастерством художника, читатель, зритель, слушатель интенсивнее ассоциирует созданные образы со своими жизненными наблюдениями, идеальными устремлениями, потребностями. Этот процесс, в свою очередь, поддерживает эстетический интерес к воспринимаемому" [12, с. 33]. В ходе художественного восприятия происходит "сопереживание" и "сотворчество". Они "вызываются произведениями искусства как стимуляторы активности сложных психических процессов. Сопереживание и сотворчество практически неразъединимы, нередко они взаимно проникают друг в друга, и все же это разные процессы, представляющие собой противоположные динамические образования" [12, с. 35]. Личностно безопасное эстетически осмысленное сопереживание придает читателю активность и силу, которыми он в жизни, быть может, не обладает, а сотворчество стимулирует конструктивное воображение и уже тем самым держит читателя на позиции отстранения, не дает покинуть самого себя.

 

Говоря о тайне художественного текста, В. М. Аллахвердов утверждает: "Если текст порождает такие осознанные и неосознанные противоречия, что решение осознанных противоречий приводит к решению неосознанных, то данный текст является художественным текстом. Он будет автоматически порождать положительные эмоции даже при многократном повторении" [1].

 

"Вызванное художественным образом стремление к эмпатии (всегда свойственное человеку и по его коммуникативной потребности) стимулирует эмоциональную напряженность дальнейшего восприятия, а через него необходимое для всех разновидностей вчувствования воображение, а также ассоциации с возникающими в эмоциональной памяти прошлыми жизненными впечатлениями, с событиями внутренней психической жизни как осознанными, так и неосознаваемыми. Все это, в свою очередь, повышает эмоциональный накал сопереживания, придает ему дополнительные стимулы" [12, с. 35].

 

Особо на занятиях со студентами мы уделяли внимание содержанию прочитанного, обращали внимание на развитие у них умения находить подтекст, мотив произведения.

 

По мнению А. Р. Лурия, художественное произведение допускает различные степени глубины прочтения. Можно прочитать художественное произведение поверхностно, выделяя из него лишь слова, фразы или повествование об определенном внешнем событии, а можно выделить скрытый подтекст и понять, какой внутренний смысл таится за излагаемыми событиями. Можно прочесть

 
стр. 90

 

художественное произведение с еще более глубоким анализом, выделяя за текстом не только его подтекст или общий смысл, но и анализируя те мотивы, которые стоят за действиями того или иного лица, фигурирующего в пьесе или в художественном тексте, или даже мотивы, побудившие автора писать данное произведение.

 

Специалисты считают, что "глубина прочтения текста не зависит от широты знаний или степени образованности человека. Она не обязательно коррелирует с логическим анализом поверхностной системы значений и больше зависит от эмоциональной тонкости человека, чем от его формального интеллекта. Мы можем встретить людей, которые, с большой полнотой и ясностью понимая логическую структуру внешнего текста и анализируя его значение, почти не воспринимают того смысла, который стоит за этими значениями, не понимают подтекста и мотива, оставаясь только в пределах анализа внешних логических значений" [12, с. 36].

 

В. М. Аллахвердов, исследуя данную проблему, отмечает: "...художественный текст стимулирует работу сознания над противоречиями и порождает нахождение таких решений (смыслов), которые одновременно с осознаваемыми загадками решают и неосознаваемые. Решение последних вызывает положительные эмоции". И далее: "Художественный текст специально организуется так, чтобы вызвать состояние катарсиса. Но одновременно общение с художественным текстом обучает читателя (зрителя) осознанно преодолевать противоречия и тем самым развивает интеллектуальные способности. А самое главное - учит смотреть на мир с самых разных точек зрения! Отсюда и вытекает главное предназначение искусства в контексте культуры: оно учит творческому восприятию мира. ...Восприятие художественного текста имитирует для читателя и зрителя творческий процесс, порождает эмоциональное переживание инсайда, творческого открытия. А получаемая эмоциональная подзарядка вдохновляет на поиск творческих решений и новых идей во всех областях человеческой жизнедеятельности" [1, с. 94 - 95].

 

Ю. Д. Воробей справедливо считает: "Переживание воображаемого - это, пожалуй, главная "деталь" в психологическом механизме как творчества художника, так и сотворчества читателя, зрителя, слушателя. Искусство посредством переживания позволяет не просто и не только понять и оценить, а испытать то, что могут чувствовать другие люди, и таким образом освоить их жизненный опыт" [2, с. 46].

 

Интересно и конструктивно рассматривает значение феномена переживания для раскрытия природы художественного образа В. А. Малахов. Он отмечает, что художественный образ выражает не одноактную эмоцию, а именно переживание, которое всегда целостно и несет смысловое обобщение действительности. Кроме того, и это особенно важно, атрибутивным признаком художественного образа является внутреннее раскрытие человеческого переживания. Художественный образ процессуален, ибо он -"модель целостного человеческого переживания, взятого в динамике его развития" [8, с. 36 - 37].

 

"Искусство есть общественная техника чувств, - говорил Л. С. Выготский, - орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа. Правильнее было бы сказать, что чувство не становится социальным, а наоборот, оно становится личным, когда каждый из нас переживает произведения искусства, становится личным, не переставая при этом оставаться социальным" [4, с. 326 - 327].

 

Искусство "властно втягивает воспринимающего в ситуацию, воспроизведенную в художественном произведении, заставляет его жить в ней, вступить в сотворческое сопереживание, сомыслие, воссоздать в своей

 
стр. 91

 

душе мир настроений автора" [7, с. 183]. При этом воспринимающий действительно "должен погрузиться всеми своими субъективированными образованиями в ситуацию, изображенную в произведении искусства, зажить в ней. Благодаря этому он испытывает все переливы, нюансы, перипетии, все уникальное богатство душевной жизни героев, которое с помощью художественного произведения хотел бы передать автор" [7, с. 185].

 

Повседневное воздействие искусства, его отдельных произведений сознательно и неосознанно как бы накапливается в человеческой психике, создает некий эмоциональный тон и может привести к качественным изменениям общего настроения, мироощущения, даже поведения людей. Таким образом, наряду с непосредственным воздействием, которое оказывают художественные произведения, влияние искусства может проявиться через долгосрочный, кумулятивный эффект от ряда произведений [10, с. 106 - 107].

 

В разделе "Теоретические и методические основы здорового образа жизни" (подраздел "Основы здорового образа жизни студента") большое внимание уделялось таким важным аспектам, как роль физической культуры в обеспечении здоровья; физическое самовоспитание и самосовершенствование -условие здорового образа жизни; самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Рассматривались средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период, использование "малых форм" физической культуры в режиме учебного труда студентов, образ жизни студента и его влияние на здоровье, формы и содержание самостоятельных занятий. Осваивались основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями, гигиена самостоятельных занятий. Характеризовались возможные ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.

 

В ходе работы со студентами активно использовались художественные произведения [3; 8]. Работа со студентами строилась следующим образом. На лекционных занятиях раскрывались общетеоретические проблемы здорового образа жизни, формировались нравственно-эстетические чувства к здоровому образу жизни, физкулыурно-спортивной деятельности средствами литературно-художественных произведений. В ходе семинарских занятий анализировались художественные произведения с точки зрения здоровьесберегающих ценностей, а также демонстрации того, к чему может привести несоблюдение заповедей здорового образа жизни.

 

Анализ апробации показал, что введение дисциплины по выбору "Здоровый образ жизни и литература" с 1-го курса повышает мотивацию студентов к здоровому образу жизни и способствует формированию потребности в физкулыурно-спортивной деятельности. Увеличивается активность и самостоятельность в двигательной деятельности, повышается уровень психофизической устойчивости будущих педагогов, и в дальнейшем она поддерживается на оптимальном уровне. Формирующаяся при этом мотивационная готовность может стать мощным стимулом становления у студентов качества здорового образа жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб.: Изд-во ДНК, 2001. - 200 с.

 

2. Воробей Ю. Д. Диалектика отражения и творчества в искусстве. - М.: Знание, 1980. - 64 с.

 

3. Воротилкина И. М., Невеличко Л. Г. Приобщение студентов к здоровому образу жизни средствами литературно-художественных произведений // Физическая культура и спорт в современном обществе: Материалы

 
стр. 92

 

Всерос. науч. конф. (26 - 28 марта 2003 г.). - Ч. 1. - Хабаровск, 2003, с. 26 - 30.

 

4. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1965. - 379 с.

 

5. Крижанская Ю. С. Влияние социальных установок на восприятие в массовых коммуникациях: Автореф. дисс. ... к.п.н. - Л., 1985. - 18 с.

 

6. Лаптев А. П., Панков В. А. Педагогические аспекты здорового образа жизни студентов // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VI Междунар. науч. конгр.: Материалы конф. - Т. 2. - М., 2003, с. 85 - 86.

 

7. Панпурин В. П. Внутренний мир личности и искусство: к определению сущностной природы искусства. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. - 212 с.

 

8. Психология здоровья в художественной литературе: Психология жизни и смерти. Человек в чрезвычайных ситуациях. Образ жизни и здоровье: Хрестоматия / Сост. С. С. Тверская. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Флинта, 1999. - 240 с.

 

9. Салиев А. Человеческая психология и искусство. - Фрунзе: Кыргызстан, 1980. -308 с.

 

10. Семенов В. Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 168 с.

 

11. Титов СИ. Искусство: объект, предмет, содержание. - Воронеж, 1987. - 105 с.

 

12. Художественное творчество и психология. -М.: Наука, 1991. - 192 с.

 

FICTION AS A FORMATION MEAN OF HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS

 

I.M. Vorotilkina, doctor of pedagogical sciences, head of the Social Pedagogics and Psychology Department of the Far East State Socially-Humanitarian Academy

 

The article is devoted to analysis of student's operational experience within the limits of the elective "Healthy lifestyle and literature" that raises interest and promotes formation of requirement for fitness and sport activity. Author of the article makes a conclusion that motivational readiness of student's youth can become stimulus for formation a healthy lifestyle.

 

Keywords: health, a healthy life style, fiction, students.

Опубликовано на Порталусе 10 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама