Главная → ЛИНГВИСТИКА → ПОДГОТОВКА ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БАКАЛАВРИАТА: МУЛЬТИМЕДИЙНО ОПОСРЕДОВАННЫЙ КОНТЕКСТ
Дата публикации: 20 октября 2014
Автор(ы): А. И. Санникова, Б. А. Крузе →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА →
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 9, 2010, C. 75-79 →
Номер публикации: №1413789039
А. И. Санникова, Б. А. Крузе, (c)
А. И. Санникова
доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой социальной педагогики
Пермского государственного педагогического университета, академик Международной академии наук педагогического образования
E-mail: sannikova@pspu.ac.ru
Б. А. Крузе
кандидат педагогических наук, старший преподаватель
Пермского государственного педагогического университета
E-mail: bkruze@gmail.com
Статья посвящена проблеме обоснования мультимедийно опосредованного контекста полилингвалъной и поликультурной подготовки учителя международного бакалавриата.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, мультимедиа, полилингвальная и поликультурная личность, лингвомультимедийная компетентность, информатизация, международный бакалавриат, мультимедийно опосредованный контекст.
Глобальные политические, экономические и социальные изменения в стране, усиление межнациональных и международных контактов, интеграционных процессов в жизни многонационального общества обусловили становление новой образовательной парадигмы. В связи с этим в Пермском крае в докладе губернатора законодательному собранию было означено противоречие, существующее в системе образования края между необходимостью интеграции образовательного пространства Пермского края и международного образовательного пространства и отсутствием условий для этого. Министерству образования Пермского края было дано поручение создать образовательное учреждение, работающее по программам международного уровня. Система образования впервые получила четко сформулированный заказ от Блока экономического развития. Образование международного уровня означено как условие конкурентоспособности региональной экономики.
Для Пермского края прорывным направлением стало открытие школ международного бакалавриата. Международный бакалавриат (МБ) - это универсальная образовательная система, единая для всего мира и дающая качественное современное общее образование, воспитывающая лидеров будущего. Штаб-квартира Организации международного бакалавриата находится в Швейцарии, другие структурные подразделения размещены в различных странах мира. Обучение ведется по трем программам:
1) программа детского сада и начальной школы (Primary Years Programme, или сокращенно PYP) - рассчитана на детей от 3 до 12 лет;
2) следующая ступень обучения - основная школа (Middle Years Programme, MYP);
3) самая эксклюзивная программа - дипломная (Diploma Programme, DP) - ориентирована на старших школьников. По окончании этой программы ученики получают дипломы о среднем образовании, признанные университетами во всем мире [3].
Основное требование новой образовательной парадигмы - переход от классической и часто "разомкнутой" триады "знания-умения-навыки" к замкнутому циклу "знания-умения-навыки - актуализация (применение, технология) - производство знаний, развитие компетентности" [1] на основе приоритетного внимания к коммуникации как специфической сферы бытия личности вообще и специалиста в частности.
Такая трактовка новой образовательной парадигмы обозначила необходимость более тщательного изучения коммуникативных процессов, в том числе специфику межкультурной коммуникации во всей ее полноте.
Особенности системы международного бакалавриата: международный характер, единые во всем мире программы, необходимость преподавания предметов на иностранном языке, безусловное требование соблюдать принцип интернационализма обуславливают необходимость рассмотрения иноязычной межкультурной коммуникации учителя международного бакалавриата как процесс вербального и невербального общения специалистов сферы, являющихся представителями разных культур, или как совокупность специфических процессов взаимодействия медиаторов культур и в полной мере осознающих все следующие из этого особенности такого взаимодействия. Показателем качества подготовки учителей, работающих по программам международного бакалавриата, таким образом, является некий ресурс их личности, обеспечивающий возможность их полноценного участия в полилингвальной и поликультурной коммуникации.
Условием формирования полилингвальной и поликультурной личности является овладение определенным уровнем коммуникативной компетентности, которая рассматривается как "ведущая и стержневая" компетентность, лежащая в основе всех прочих.
Реалии информационного общества, несомненно, вносят существенные коррективы в понимание процесса межкультурной коммуникации вообще и межкультурной коммуникации учителя Международного бакалавриата в частности, который не может рассматриваться изолированно от быстро развивающегося информационного пространства. Информатизация общества предстает не только как технико-технологический феномен, но и как явление современной культуры. Любая культура подразумевает существование определенного информационного пространства, имеющего технологические и социальные характеристики. Мультимедиа в этой связи представляются как новейшая и быстро распространяющаяся информационная среда современной поликультурной языковой действительности, как новый тип технологического, психофизического и социокультурного бытия полилингвальной и поликультурной личности вообще и учителя международного бакалавриата в частности.
Социальные характеристики мультимедийной среды имеют серьезное значение в понимании процессов межкультурной коммуникации учителя международного бакалавриата. Речь идет об опосредованном мультимедиа поликультурном и полилингвальном взаимодействии; сетевом этикете, регулирующем общение между удаленными партнерами; особенностях функционирования складывающихся в мультимедийной среде общностей в сфере международного бакалавриата; возможностях мультимедийно опосредованного самовыражения полилингвальной и поликультурной личности специалистов; когнитивных стратегиях в условиях оперирования мультимедийными структурами; переносе в реальную деятельность приобретенных в мультимедийной среде коммуникативных компетенций. Уникальные свойства мультимедийной полилингвальной и поликультурной коммуникации позволяют учителям международного бакалавриата преодолевать пространственные и временные ограничения аналоговой информационной среды поликультурной коммуникации, а это означает, что мультимедийно опосредованная
межкультурная коммуникация является средством эффективного образовательного взаимодействия учителей международного бакалавриата.
Это изменяет представление о полилингвальной и поликультурной подготовке учителя международного бакалавриата. Такая подготовка неизбежно подразумевает формирование готовности и способности учителя в рамках межкультурной коммуникации пользоваться иноязычными универсальными поисковыми серверами, самостоятельно создавать мультимедийные продукты на иностранном языке, что требует определенного уровня развития мультимедийных компетенций в сфере иноязычной коммуникации.
Широкие возможности для учителя международного бакалавриата участвовать в иноязычной межкультурной коммуникации в контексте полилингвальной и поликультурной мультимедийной среды, которая оказывает значимое влияние на международное образование, позволяют констатировать на теоретическом, практическом и институциональном уровнях осознание важности и актуальности ориентации системы международного образования не только на процесс формирования полилингвальной и поликультурной личности учителя международного бакалавриата, но и на процессы информатизации соответствующей его подготовки в рамках новой компетентностной образовательной парадигмы.
В сфере международного образования благодаря мультимедийным технологиям сегодня стали возможными международные сетевые сообщества специалистов, взаимодействие внутри которых осуществляется на основе мультимедийного обмена информацией. Речь идет о мультимедийных формах совместной деятельности в сетевом полилингвальном и поликультурном сообществе учителей международного бакалавриата. Созданный в штаб-квартире Организации международного бакалавриата Центр образовательной Интернет-поддержки представляет собой мультимедийный портал или среду, которая призвана обеспечить учителя необходимой нормативно-методической и организационной информацией, практическими рекомендациями, специально разработанными дидактическими и иллюстративными материалами. Однако главное назначение этого портала заключается в обеспечении коммуникации специалистов системы международного бакалавриата по всему миру. Речь идет о полноценном разноплановом общении всех заинтересованных субъектов: специалистов и руководства штаб-квартиры и региональных офисов организации, руководителей и специалистов образовательных учреждений, реализующих программы международного бакалавриата, учителей, родителей и общественности. Основное назначение мультимедийно опосредованного сообщества специалистов сферы международного бакалавриата заключается, таким образом, в создании условий для становления и поддержания коммуникативной, дидактической и других профессиональных компетентностей учителя, содействии улучшению качества его подготовки.
В связи с глобализацией мультимедийно опосредованные сообщества учителей все чаще рассматриваются как явление поликультурной среды иноязычного общения учителей. Деятельность таких международных сообществ регламентируется определенной системой правил и норм, которые являются элементом поликультурного контекста полилингвальной подготовки учителя международного бакалавриата [2].
Знакомство с такими сообществами, формами их деятельности, публикациями, форумами, стилем общения, условиями вступления в них и различными видами предоставляемой членам сообщества информации является необходимой составляющей подготовки полилингвальной и поликультурной личности учителя международного бакалавриата. Все виды межкультурной коммуникации между членами таких сообществ, представляющих разные
культуры, осуществляются на одном или нескольких современных иностранных языках. Поэтому уровень развития иноязычной коммуникативной компетентности учителя международного бакалавриата должен обеспечивать его возможность реализоваться как потенциальный член международного сообщества в данной профессиональной сфере, что является важным средством приобщения к полилингвальному и поликультурному контексту профессии учителя международного бакалавриата, а значит, содержание его подготовки должно включать в себя соответствующие дидактические разделы.
Формирование мультимедийной среды деятельности учителей международного бакалавриата и их межкультурной коммуникации означает, по аналогии с полилингвальным и поликультурным контекстом их профессии, существование и мультимедийного полилингвального и поликультурного контекста профессии учителя международного бакалавриата. Для специалиста такой контекст служит средой и средством конструирования мультимедийной идентичности в совокупности культурных и поведенческих аспектов в виде личного сайта, средой, в которой реализуется индивидуальная траектория деятельности в направлении формирования полилингвальной и поликультурной личности учителя, воплощаются, структурируются и подвергаются рефлексии ее продукты.
В таком контексте мультимедийно опосредованные коммуникативные и когнитивные компетенции относятся к приоритетным компетенциям учителя международного бакалавриата. Его иноязычная коммуникативно-познавательная деятельность здесь также будет осуществляться с использованием мультимедийной среды. Поэтому при постановке целей и задач подготовки учителей международного бакалавриата должны быть учтены особенности межкультурной коммуникации учителей в условиях компьютеризации.
Это и обусловливает необходимость формирования у учителей международного бакалавриата лингвомультимедийной компетентности. Формирование лингвомультимедийной компетентности учителя международного бакалавриата - отдельная задача, которая подразумевает овладение учителями профессионально и общекультурно значимыми мультимедийными иноязычными ресурсами, а также компетенциями, обеспечивающими готовность и способность пользоваться этими ресурсами в полилингвальном и поликультурном информационном пространстве, которые являются интегрированными и составляют лингвомультимедийную компетентность учителя международного бакалавриата, под которой понимается комплексный ресурс его полилингвальной и поликультурной личности, обеспечивающий возможность его эффективной разносторонней мультимедийно опосредованной межкультурной коммуникации. Другими словами, это кумулятивная готовность, способность и опыт проявления совокупности лингвомультимедийных компетенций в ситуации реальной межкультурной коммуникации учителя международного бакалавриата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Казиев В. М. Современная образовательная парадигма и образовательные ресурсы Интернета [Электронный ресурс] // ИТО-2003. Режим доступа: http://www.ito.su/2003/VII/VII-0-3227.html.
2. Евдокимова М. Г. К обоснованию структуры иноязычных профессиональных компетенций выпускника неязыкового вуза // Иностранные языки в дистанционном обучении: Материалы III Международной научно-практической конференции. - Пермь, 2009. - С. 10-18.
3. Карпушин Н. Я., Колесников А. К., Безукладников К. Э., Захарова В. А., Крузе Б. А. Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае: региональный сетевой проект: Учеб. пособ. - Пермь, 2009.
POLY LINGUAL AND POLY CULTURAL TRAINING OF THE INTERNATIONAL BACKALAUREATE TEACHER: MULTIMEDIA ORIENTED ENVIRONMENT
A.I. Sannikova
doctor of pedagogical sciences, professor, pro-rector on study, head of Social Pedagogical Department of the Perm State Pedagogical University, academician of the International Teacher's Training Academy of Science
B.A. Kruze
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Department for Foreign Language Education of the Perm State Pedagogical University
The article is devoted to the problem of justification of multimedia oriented environment of poly lingual and poly cultural training of the International baccalaureate teacher.
Keywords: cross-cultural communication, multimedia, poly lingual and poly cultural personality, linguomultimedia competence, informatization, professional training of the International backalaureate teacher, multimedia oriented environment.
Опубликовано на Порталусе 20 октября 2014 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK