Главная → ЛИНГВИСТИКА → Книги Пушкина - его нерукотворный памятник на века
Дата публикации: 31 августа 2015
Автор(ы): Галина ТЮРИНА →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1441016212
Галина ТЮРИНА, (c)
Особенности национальной любви к поэзии.
Две стороны медали
Классики не виноваты в том, что их юбилеи выливаются в национальное безумие. Говорят, это характерно для слаборазвитых стран: если там ступала нога гения... Сегодня половина Африки считает себя родиной Пушкина, на этом основании отдельные ее граждане скандалили у нас на Пушкинской площади, экспансивно требуя идентификации с бронзоволиким предком.
Российский официоз по поводу 215-летия Александра Сергеевича соответствовал стандартам "третьего мира". С некоторыми национальными особенностями, обусловленными менталитетом. А чем же еще? Если в Англии премьер-министр читает на юбилее Шекспира его сонеты без запинки, то председатель нашего правительства на юбилее Пушкина ошибался и в стихах, и в прозе, письменно и устно. Подражая ему, прочие официальные лица тоже декламировали с неточностями. А вот бывший премьер Примаков, открывавший зимой "Год Пушкина", читал поэта без единой помарки.
В той же Великобритании глава государства Ее Королевское Величество возглавляет официальные юбилейные церемонии. Наш президент и его "домашнее политбюро" проигнорировали все праздничные мероприятия без извинений и объяснений (не считая кремлевской тусовки с раздачей памятных медалей. А цитировать наизусть? Не дождетесь!).
Нам ли тягаться с Англией?! Нищенствуем, клянчим подачки, но гордо рапортуем: выделенные из бюджета на юбилейные торжества 36 миллионов долларов израсходованы до копейки. Размах реставрационных работ в старых музеях, открытие новых мемориалов и возведение памятников - такого не было ни при царе, ни при Советах. Количество фестивалей, конкурсов, всенародных игр, скандально сенсационных публикаций не поддается учету. За два века наш гений пережил три юбилея, но нынешний четвертый затмил предыдущие. Грандиозным аккордом двухдневного безумия стал концерт в честь Пушкина на Красной площади с прямой трансляцией на всю страну. С участием мировой оперной "звезды" Пласидо Доминго. Виват заезжей знаменитости, озвучившей партию Германа из оперы "Пиковая дама" по-русски! Но ведь не бесплатно и не за рубли пел великий испанец - за десятки тысяч долларов...
Почему-то раньше, при живом Шаляпине, Чайковском, Римском-Корсакове, Рахманинове интимную камерную лирику Пушкина на Красную площадь не выносили. Даже в юбилей. Не было средств? Были! Но также были такт, вкус и чувство меры, не позволявшие опошлять гениальные интерпретации пушкинской поэзии в музыке. И страна была другая, могучая, не уступавшая англиям, франциям, испаниям (тем более). И деньги по-другому тратились, например на издание сочинений юбиляра для бесплатной раздачи во время праздничных гуляний. А банкеты и балы были сплошь благотворительные - в пользу бедных слоев населения, к чему сам Пушкин призывал.
А как он сам оценил бы "раблезианское" пиршество в его честь, устроенное властью прежде всего для самовозвышения и политической агитации? "С днем рождения тебя Александр Сергеевич! Мы с тобой!" - по-хлестаковски и пренебрегая пунктуацией, расписался в памятной книге премьер Степашин. Незабвенный Иван Александрович Хлестаков, который, как известно, "с Пушкиным был на дружеской ноге", явил себя под занавес праздника в ночном эфире ОРТ в лице Никиты Сергеевича Михалкова. С легкостью и непосредственностью гоголевского героя наш киногерой предположил, что был бы другом Александру Сергеевичу, случись им жить в одно время. Увы вам, господа! Случись так, Пушкина бы не было ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. "Бунтарь по духу и складу характера, он и в наше время был бы критически настроен к любой власти и не смог бы смолчать, видя, что происходит с Россией.
Его наверняка отправили бы в ссылку, как Сахарова, или выслали бы, как Солженицына", - предположила проживающая в Германии праправнучка поэта Клотильда фон Ринтелен в интервью одной из наших либеральных газет. А проживающий в Москве Алексей Александрович Коротышев, просто любитель Пушкина и наш читатель, посвятив свои досуги вдумчивому общению с великим поэтом, нашел у него немало строк, из которых нетрудно вычитать ответ самого виновника торжества на выше поставленный вопрос. Ответ получился пространный - три страницы убористого компьютерного набора. Ограничимся, к примеру, вот этой скорбной тирадой:
Здесь каждый день в душе рождает
Воспоминанья прежних лет.
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
Исчезло все, страны великой нет.
Пришло губительное время,
Когда невежества несет Россия бремя.
Или вот еще архисовременное, заглушающее праздничные фанфары:
Я говорил: в Отечестве моем
Где верный ум, где гений мы найдем?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной,
Кто славу русскую и здравый ум любя,
Принять Отечество сумеет на себя?..
Пушкинский праздник имел две стороны медали: официозную, помпезно-парадную и дорогостоящую, которой сопутствовало квазинародное и квазипушкинское веселье в атмосфере непритязательной развлекательности, чаще всего - с акцентом на человеческие слабости юбиляра (так ближе к народу?). Этот организованный сверху праздник широко освещался всеми СМИ, которые не жалели на пропаганду официоза ни сил, ни денег. Что касается другой стороны "медали" - ее суть в истинно народном характере чествования национального гения и в стихийном самодеятельном происхождении. Эта не подвластная учету и контролю ипостась общих торжеств почти не афишировалась и не рекламировалась. Она вырастала и самоорганизовывалась из личных инициатив, индивидуальной потребности, из благородных помыслов, возвышенных устремлений ума и искренней душевной благодарности Поэту-Учителю, Поэту-Другу, Поэту-Пророку: вне церковной канонизации он почитаем, как святой. Святая к Пушкину любовь живет в особой атмосфере. Она многогранна, многомерна, творчески изобретательна и неиссякаема. Кстати, в интернет магазинах, которыми пользуются самые, скажем так, продвинутые читатели, Пушкин до сих пор популярен - томики его произведений постоянно входят в топы интернет развалов. Популярен Пушкин не только в России, но и в СНГ. На том же Okbook он находится в списке самых популярных и продаваемых писателей. Вот такая она - народная любовь сквозь века!
Святая к Пушкину любовь
Спасибо, Александр Сергеевич, огромное, необъятное, планетарное - спасибо! За то, что родились в России, в Москве, во времена осознававшей свое величие империи. За то, что любили эту империю, ее историю, ее героев, разноязыкую и разноплеменную культуру, любили ее женщин, выбрав в жены самую красивую...
Спасибо за все, что успели сделать за недолгую жизнь - менее половины пути, отмеренного 11 смертному человеку. Ваш любимый Данте подсказывает из другого века: "Земную жизнь пройдя до середины, я очутился в сумрачном лесу..." Чем ваша жизнь не сумрачный лес, отторгающий всякое светоносное тело как чужеродное? Говорят, вы были заядлым дуэлянтом: чуть что - к ногам обидчика перчатку и вызов на дуэль. Сколько их было у вас? И ни одной жертвы. Вы часто брали в руки дуэльный пистолет, но никого не убивали. Убили - вас... Но убить Солнце или затмить его - невозможно, а вы наше Солнце, и потому ваше пребывание с нами бессрочно. За это тоже огромное неоплатное спасибо.
Спасибо вам за ваши памятники: рукотворный (бесценные рукописи) и тот, который "вознесся выше... Александрийского столпа". Подражая великим учителям Горацию и Державину, вы создавали этот духовный монумент на русский лад, понятный даже неграмотному простолюдину: из Божьего веленья и памяти народной. Вы не осмелились назвать свою неизбежную славу иначе как "Слух обо мне пройдет..,".
Вы не могли знать, что самым высоким, уходящим в запредельные выси памятником станет ваша жизнь, в которой друзьям дорого все, но всего дороже - чудо творчества. Недругам же...
Дантесов род неистребим. Простите нас за то, что мы не в силах помешать их излюбленным забавам - чернить нашего гения. Сейчас их время. Они на виду. Наши силы неравны, но с Божьей помощью мы этих бесов одолеем. Сегодня они "приватизировали" ваш юбилей. Хорошо, что вы родились в начале лета, а не зимы: им хватило бы на весь календарный год задора выворачивать наизнанку вашу жизнь и глумиться над нею. Почти полгода они беззастенчиво этим занимались. Но в канун юбилейных торжеств урезонились, притихли, попрятались. Знаете, почему? Потому что на улицы и площади, на лужайки и поляны вышло столько любящего вас народу, что людям с черною душой пришлось остаться за кормой. Не будем сегодня о них.
Сегодня по свежим следам отгремевших торжеств, ставших кульминацией пушкинского юбилея, но не финишной прямой, полюбуемся другим нерукотворным монументом. Это памятник любви к поэту, воздвигнутый из самых светлых и нежных чувств наших соотечественников. И в какое гибельное время! Он создавался из чувства самозащиты. Перед лицом национальной катастрофы мы инстинктивно защищаемся Пушкиным. Он укрепляет наш дух особой миссионерской ролью в глазах образованного мира, олицетворяя собой исключительный талант и непопранную честь России.
В возведении этого уникального памятника самым непосредственным и деятельным образом участвовали наши читатели. Задолго до официально объявленного "года Пушкина" они стали создавать свою Пушкиниану на страницах нашей газеты. Первым делом они встали на защиту чести и достоинства великого поэта, ставшего в юбилейный год лакомой добычей псевдоученых либералов. От их циничных копаний в личной жизни Пушкина наш читатель из Санкт-Петербурга Иван Решетов камня на камне не оставил. Рыцарственно преданный любимому поэту, честный кропотливый исследователь-энциклопедист, он дважды выступал в нашей газете со своими яркими и страстными статьями. Ни тени равнодушия - безграничной любовью и уважением были полны статьи профессора из Костромы Юрия Владимировича Лебедева. А какую отповедь получили враги любимой пушкинской героини Татьяны Лариной от педагога из Владимира Светланы Алексеевны Мартьяновой! Кроме обширного фактического материала, наши авторы демонстрировали собственную" литературную одаренность. Не оскудела земля Русская талантами - сколько тому примеров найдете вы на наших страницах!
Океан ликующей любви, море светлой радости, реки чистого восторга, фонтаны искрящейся гордости, водопады лучезарного счастья - это Пушкин в сердце народном в день своего рождения. Знал бы он, какую ответную поэтическую волну вызвал своим юбилеем! Каким спасительным щитом были эти праздничные дни, заслонившие нас от своего и чужого горя, от омерзительного само-властья, от надоевших до смерти телеперсон. Обозреватели теряются в догадках: кто отменил на РТР 6 июня программу Сванидзе "Зеркало"? Конечно, Пушкин! А куда деваться руководству РТР под напором охватившего всю страну и перелившегося за ее границы пушкинского марафона. Вместо ненавистного, с агрессивной щетиной Сванидзе на экране целый час - наш любимый, курчавый, с африканскими губами и нездешними страстями, но до того свой, родной, что роднее не бывает. Все стерпим от него: любой упрек, насмешку, гневный выпад, потому что это от огромности его любви к нам. Потому наша взаимность бесконечна во времени и пространстве.
Пушкин в сердце народном
За неделю до начала торжеств в Москве объявился человек с рюкзаком, забитым под завязку книгами. Олесь Григорьевич Грек, гидротехник и журналист, привез из далекого легендарного Саяногорска "Саянский венок Пушкину", "сплетенный" из ярко-желтых жарков, нежно-зеленой со сны и изысканно-розового багульника,- это на обложке. А под ней на роскошной веленевой бумаге стихи, эссе, рассказы, публицистические за метки и даже письма, адресованные всероссийскому имениннику. Что за город Саяногорск, где из восьмидесяти имен (разнополых, разновозрастных, разноплеменных) можно составить любительский коллективный сборник на зависть профессионалам?
И хотя сегодня такими подношениями юбиляра не удивишь, все же дар саянцев заслуживает особого внимания. Он складывался не в одночасье - на протяжении многих лет. Тридцать три года на зад в один день - 6 июня в двух географических точках СССР, очень удаленных друг от друга - селе Михайловском Псковской области и в сибирских Саянах - родилась не прерываемая никакими переменами традиция пушкинских праздников поэзии. Организаторам ее на европейской части было легче: на родине поэта каждый камень и каждая травинка рифмуются. А саянские энтузиасты, объединившиеся в литературное братств( "Стрежень", могли отыскивать в своих пейзажа милые Пушкину приметы и представлять его радость от воображаемого посещения поэтом этих романтических мест. А как они обрадовались, когда выяснилось, что проектный замысел их "кормилицы" Саяно- Шушенской ГЭС ("поэма" инженерного искусства!) и его воплощение в чертежа рождались в 1960 году в Ленинграде, на Конюшенной площади, в бывшей церкви двора Его Beличества, где отпевали убиенного поэта перед тайной отправкой в Михайловское. "Так вот невидимыми нитями связывается время", - замечает в предисловии к сборнику его организатор и составитель Олесь Грек. Сегодня в литобъединении "Стрежень" 60 человек, некоторые стали членам! Союза писателей России, но каждый год 6 июня, в день рождения своего Наставника, они держат перед ним экзамен.
Оцените их труд! "Саянский венок Пушкину" любо-дорого взять в руки. Вот первое попавшееся пушкинское посвящение Николая Данилова, геодезиста, ветерана Великой Отечественной, под названием "Мой Пушкин":
Пролистано две сотни лет
Со дня Его явленья в свет.
И вот уже не молодым -
Я вижу Пушкина седым...
Не торопясь, в грядущий век
Идет Великий Человек!
Идет, вне всяких "честных правил",
Гранитным берегом Невы
И грустно мыслит о Державе,
Которой нет уже - увы!..
... Если книгу листать с конца, сразу попадешь в раздел "Племя младое, незнакомое!". От его имени одиннадцатилетняя Маша Кабачкова рассказывает Александру Сергеевичу о достопримечательностях своего города:
Весною ветер в степи поет.
И воздух синий-синий.
И выпускает наш завод
саянский алюминий.
И будет пламенный металл
взмывать над всей планетой,
в какой Гагарин не летал,
искристою ракетой!
И будет самолет кружить
над Кипром и Аляской.
И люди будут говорить:
- А чей металл?
- Саянский!
Был бы Пушкин жив-здоров - махнул бы в Саяны. Позавидовал бы собратьям по перу, имеющим такого знатного мецената - Саянский алюминиевый завод. Саянский металл "вошел" в книгу весомым финансовым вкладом, обеспечившим высокий уровень полиграфии (издательство Хакасского государственного университета имени Н.Ф.Катанова), безупречный художественный уровень и полуторатысячный тираж. Формой и содержанием "Саянский венок Пушкину" мог бы поспорить с любым столичным изданием, приуроченным к юбилею.
"Мы рождены для вдохновенья?"
С приближением юбилея поэтическое паломничество в столицу нарастало. Своей массовостью напоминало многочасовые очереди у московских храмов в начале июня 1996 года, когда в Москве были выставлены нетленные мощи святого великомученика Пантелеймона-целителя из Афона. Эти явления различались направленностью дароприношений: к святому Пантелеймону шли за дарами, а к Пушкину - с дарами.
Дар творческой мастерской "Русская поэзия" архискромен: полсотни машинописных страниц со стихами и рисунками, повторяющими разнообразные профили Пушкина. Но этот дар, как евангельская лепта вдовицы, ценен бескорыстием своих создателей - никаких надежд и средств на публикацию, презентацию и т.п. Какие средства могут быть у детей, посещающих эту мастерскую добровольно, из чистой любви к Пушкину и к поэзии. Руководит этим детским клубом энтузиаст и романтик, тезка нашего юбиляра поэт Александр Сергеевич Щеколдин. Он и его питомцы собираются в центре детского и юношеского творчества "Бибирево" в экзотическом интерьере. Специально для этих занятий преподавателем курса "Русская артель" А.А.Мазаевым и художниками Д.А.Докучаевым и И.И.Комаровым создана в натуральную величину русская изба. Это очень располагает к неспешным занятиям русским стихосложением на основе классических образцов, главным образом из пушкинского наследия.
Пушкина стремительный
Почерк на листе -
И огонь живительный
На его лице.
Небо темно-синее,
Лишь свеча горит -
И перо гусиное
С нами говорит.
Это стихотворение десятиклассника Саши Махотина "Гусиное перо". Почти пушкинская легкость и умение двумя-тремя штрихами создать поэтическую атмосферу. Детские посвящения Пушкину ни на что не претендуют: они - органичная часть их повседневной жизни, направляемой заботливой рукой наставника. У наставника одна забота - сохранить ресурс русского классического стиха. Этому посвящены труды и дни Щеколдина без приноравливания к каким- либо знаменательным датам. Поэтому 200-летие со дня рождения главного наставника в поэзии "Русскую мастерскую" в Бибиреве не застало врасплох. Здесь каждый день проходит с именем Пушкина на устах. Выйдут ли из этого "пушкинского лицея" настоящие поэты - пока судить рано, но их желание приобщиться к тайнам родной речи, явленной высочайшими образцами, овладеть навыками высокого ремесла принесет в жизни несомненную пользу. Как минимум - поможет в защите от "свинцовых мерзостей бытия". Их дар Пушкину принимаем как бесценный взнос на нерукотворный памятник народной любви к нашему гению.
Еще один паломник-романтик. Виталий Буденный из города Воронежа. Глава семейства. Выпускник МГИМО. Политолог-экономист. Год назад закрылся от всех и - думал только о Пушкине. Говорит, что испытал сильнейшую потребность осмыслить жизнь и творчество русского гения. А семья? Семье были выделены заработанные ранее и сэкономленные средства на жизнь. А себе? Много ли надо человеку, которому духовная пища потребнее всякой другой? Итог годового затворничества - рукопись из трехсот страниц с осмыслением всего прочитанного и перечитанного в оригинальной поэтической форме. Если хотите, роман в стихах о жизни Пушкина. Ни тени графоманства. Все документально выверено и поэтически одухотворено. Напоминает по стилистике пушкинский цикл Давида Самойлова, но авторское присутствие ограничено краткими комментариями и лаконичными ремарками. И в какую форму стих закован! Такого ритмического и строфического разнообразия встречать не приходилось... Одну из глав этой рукописи под названием "Цыганка гадала" мы напечатали в праздничном выпуске "Советской России" 5 июня. Еще одну главу автору удалось прочесть на телевизионном конкурсе на канале ТВ-6. Что делать с остальными? Через московских друзей поэт-политолог пытается найти издателя. А кто захочет издать неизвестного литературному миру поэта, произведение которого в отечественной словесности аналогов не имеет? Этот роман может быть увлекательно-познавательным чтением для детей среднего школьного возраста. Может, кто-то все-таки рискнет?
"Настоящее искусство бескорыстно", - учил теоретик психоанализа Зигмунд Фрейд. Пушкинский юбилей выявил неслыханное и невиданное изобилие народного творчества, свободного от какой-либо корысти, кроме желания разделить свои мысли и чувства с единомышленниками (графоманы и эпигоны не в счет, хотя и они - своеобразный показатель). Это чисто российский феномен: нигде, ни в одной стране мира не пишется столько стихов исключительно для себя и, может быть, родных и близких. Следствие (оно же лишнее доказательство) нашей самодостаточности. Когда мудрый наш Александр Сергеевич говорил о "самостояньи человека", он не подозревал, сколько явит Россия подтверждающих этот тезис примеров за два последних века! Куда там чванливой надменной Америке с ее компьютерным невежеством и литературной ограниченностью... Друзья, благодарите судьбу за посылаемое вдохновенье и мгновения творческой радости, доступные очень немногим людям.
"Веленью Божию, о муза, будь послушна?"
С чем пришла к юбилею Пушкина наша творческая интеллигенция, которой сам Бог велел задавать тон на этих торжествах? Странно, что приближенные к Кремлю деятели культуры - режиссер Марк Захаров, актер и режиссер Олег Табаков, руководитель театра "Современник" и депутат фракции НДР Галина Волчек, любитель боев на канделябрах пианист Николай Петров, кинорежиссер Эльдар Рязанов и прочие многочисленные любимцы и любимицы кремлевского двора отгородились от юбилея плановой рабочей текучкой. В подражание президенту, проигнорировавшему праздник?
Справедливости ради заметим, что немалая часть служителей муз буржуазной ориентации компенсировала свое отношение к Пушкину фейерверком разнообразных фестивалей: от высокой классики до низменной попсы. Границы фестивального жанра оказались резиновыми: в эту отчетную обойму зачислялось все - и вернисажи модельеров "Я помню чудное мгновенье...", и костюмированные балы с участием загримированных под Александра Сергеевича и Наталью Николаевну артистов, и хоровое чтение стихов, и цирковые фокусы под названием "Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!", и балаганные уличные представления с осовремененными пушкинскими текстами. Не обошлось без пошлости, безвкусицы и бестактности, хотя одобрительный резонанс в СМИ эти мероприятия имели, а некоторые отличались беспримерным стечением публики. Но как подумаешь о денежных затратах на эти забавы (якобы для народа, а народ с трудом мог раскошелиться в жару на стакан минералки), веселье улетучивается вмиг. Становится совсем не по себе.
Стыдно, что наш национальный кинематограф не осилил ни одного пушкинского сюжета. Обидно, что Большой театр так и не поставил пушкинскую "Метель" на музыку Свиридова, хотя этот балет планировался еще к юбилею Георгия Васильевича в 1995 году! Горько, что из юбилейных концертов симфонической музыки, созданной современными композиторами, по неизвестным причинам выпало, возможно, самое талантливое приношение Пушкину - "Петербургский концерт (по прочтении Пушкина)" для гобоя, струнных и клавесина преподавателя Московской консерватории Валерия Кикты. Хотя полгода назад, когда составлялись праздничные программы, это произведение значилось среди майских концертов в Большом зале консерватории.
Валерий Григорьевич Кикта сделал еще одно замечательное приношение Пушкину. В течение двух лет он, как ученый и редактор, готовил к изданию для издательства "Музыка" необычный информационный справочник "Пушкинская музыкальная панорама XIX-XX веков", включающий в себя все музыкальные произведения, написанные на пушкинские темы и сюжеты за последние сто восемьдесят лет. Самых разных жанров: от песни до оперы, от киномузыки до симфонии, от инструментальной пьесы до балета и мюзикла. Еще более разнообразен список представителей этой панорамы: от немца Ф.Е.Шольца, написавшего в 1821-м музыку к балету "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника", до нашего современника Георгия Дмитриева, автора самого последнего по времени вокального цикла на стихи Пушкина. Колоссальный труд, потребовавший беспрецедентной поисковой работы и систематизации найденного. Этот впечатляющий свод позволяет лишний раз восхититься творчеством нашего гения, постоянно обогащающего собой другие виды и роды искусства, другие нации и другие времена. "В итоге мы оказываемся перед лицом неоспоримого феноменальнейшего явления, не имевшего доселе аналогов в мировой музыкальной практике", - пишет в предисловии составитель. "Вокруг магического имени Пушкина объединились около тысячи композиторов, создавших более трех тысяч опусов!" (Интересно, что та же Англия не удосужилась аналогичным образом исследовать распространение шекспировских идей.) И как грустно, что все официальные пушкинские комиссии не заметили этого научно-исследовательского вклада в отечественную Пушкиниану! Я уж не говорю о том, что перу выдающегося современного композитора Валерия Кикты принадлежит более десяти посвящений Пушкину: балеты, хоры, инструментальные и вокальные произведения. Вы знаете, читатель, такого музыканта?
Сейчас, когда занавес пушкинского юбилея полуопущен, можно констатировать, что уполномоченные властями комиссии и комитеты по проведению 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина работали по принципу избирательности. Отмечали, субсидировали и представляли к наградам не все достойные государственного поощрения создания и деяния. Самое большое упущение (или тенденция?) - фестивальные программы Академии хорового искусства, которую возглавляет музыкант с мировым именем, народный артист СССР, профессор Виктор Сергеевич Попов. Чтобы не заметить его необычайно активной и плодотворной деятельности на юбилейном поприще, надо быть незрячим или намеренно равнодушным.
Если все прогремевшие и прошумевшие во славу юбиляра музыкальные представления выставить на конкурс, несомненным победителем стал бы фестиваль, организованный тремя богатырями во главе с Виктором Поповым. Он имел программное название - "Веленью Божию, о муза, будь послушна..." и устанавливал высочайшую содержательную и исполнительскую планку. И выдержал ее. "Три богатыря" - это ректор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Михаил Николаевич Овчинников, председатель Русского музыкального товарищества композитор Георгий Петрович Дмитриев и председатель общероссийского общественного движения "Россия Православная" Александр Иванович Буркин. Душой этого музыкального праздника, его главным дирижером и вдохновителем был ректор Хоровой академии со своими знаменитыми коллективами: Большой детский хор радио, популярнейший во всем мире хор мальчиков и мужской хор академии.
Эти четыре человека, четыре подвижника русской культуры, собрались однажды и без всякой бюджетной поддержки, исключительно своими силами и средствами в трех залах консерватории устроили такое музыкальное приношение гению русской словесности, какого ни один режиссер или продюсер за государственный или "олигархический" счет не смог бы повторить. Для возведения такого памятника любви поэту нужен отменный художественный материал, исключительные организаторские способности и столь же исключительный артистический талант. Недостатка ни в чем не было.
Две масштабные хоровые премьеры были представлены на фестивале: "Песнь восхождения" или покаянные псалмы.
Владимира Рубина для солистов, смешанного хора и органа и "Завещание Николая Васильевича Гоголя" Георгия Дмитриева для чтеца, солистов и смешанного хора. Тексты Н.В.Гоголя читал народный артист России Николай Бурляев. По поводу последнего сочинения даже либеральная пресса вынуждена была признать его несомненные композиторские и исполнительские достоинства. А ведь современных композиторов, работающих в академической манере, исполнять рискованно, но для хормейстера В.С.Попова риска не существует.
И еще одной премьерой был ознаменован фестиваль: на сцене Большого зала консерватории в исполнении хоровых коллективов академии и симфонического оркестра консерватории под руководством народного артиста России профессора! Леонида Николаева впервые прозвучала кантата Н.А.Римского- Корсакова "Песнь о вещем Олеге", пролежавшая в забвении более ста лет. Этот концерт достойно венчал праздник бескорыстного музицирования, это был подлинный триумф русской музыки, не замеченный ни одной телекамерой! А ведь звучали шедевры Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова в великолепном исполнении хоровых коллективов Виктора Попова и студентов- вокалистов его академии, а также солиста Мариинского театра, заслуженного артиста России Владимира Ванеева.
На фестивале звучала музыка еще одного Чайковского, нашего современника, недавно ушедшего от нас - Бориса Александровича. Даже Мстислав Ростропович вынужден был при жизни Б.А.Чайковского признать его "самым выдающимся русским композитором конца XX века". Чтобы согласиться с таким утверждением, достаточно было побывать на первом фестивальном концерте в Малом зале консерватории. Он открывался вокальным циклом Бориса Чайковского "Лирика? Пушкина" для сопрано и фортепиано. В нем восемь стихотворений, объединенных темой морально-философского осмысления творчества. Одно из них: "Если жизнь тебя обманет..." звучит дважды - сначала в минорной, потом в мажорной интепретации этого текста. А заканчивается цикл одним из самых проникновенно гражданственных стихотворений Пушкина "Не дорого ценю я гром кие права..." (из Пиндемонти) с развернутым фортепианным сопровождением редкой красоты.! Цикл посвящен первой исполнительнице народной артистке России Галине Писаренко, но на этот раз пела ее ученица, солистка муниципального театра "Новая опера" Елена Гоголева. Хорошо пела. Вот случай, когда поэт и композитор равны друг другу! Какая музыка! Какое изумительное богатство в себе содержит: композиционное, интонационное, гармоническое, фактурное... Впечатывается в память и уже не отпускает от себя... Спасибо Виктору Сергеевичу Попову: если бы не его фестиваль, неизвестно, где и когда нам довелось бы услышать этот шедевр вокального искусства,! вдохновленный Пушкиным. Поразительно: Россия дала миру двух великих Чайковских, которые даже не были родственниками. Оба вдохновлялись своим великим предшественником и умножали его славу. Слава Пушкину и всем его друзьям, способным любить его бескорыстно и беззаветно!
Вы не были на этом фестивале? Как жаль! Он явился истинно художественной кульминацией юбилейных чествований, но был тенденциозно сокрыт от подлинных любителей музыки и поэзии нашими лицемерно "патриотичными" СМИ! А ведь ничего лучше наше искусство сегодня предложить не может. Вот еще один нерукотворный памятник поэту от русской интеллигенции, не уронившей своей чести и не запятнавшей славы предшественников. Да будет так!
Опубликовано на Порталусе 31 августа 2015 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): юбилей Пушкина →
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK