Рейтинг
Порталус

Детская литература Туманного Альбиона. Из последнего (авторская заметка)

Дата публикации: 08 октября 2015
Автор(ы): А. Г. ОСИПОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Номер публикации: №1444309579


А. Г. ОСИПОВА, (c)

На фото: Детская литература Туманного Альбиона. Из последнего (авторская заметка), автор: admin

Финал сказок Шарля Перро был жесток: проглочено - так проглочено. Но в версии братьев Гримм Красной Шапочке и ее бабушке удавалось выбраться из чрева ненасытного волка. А знаете ли вы, сколько всего сказок собрали и обработали братья Гримм, Якоб и Вильгельм? Вместе с легендами больше двухсот. С полумиллионного тиража "Сказок братьев Гримм" и началась история издательства "РОСМЭН", за 12 лет сумевшего превратиться в крупнейшее в России издательство детской литературы. И если сегодня слова "детская литература" ассоциируются с невообразимым бумом "поттерианы", то "РОСМЭН", несомненно, причастен к успеху героя Дж. Ролинг в России. Приключения юного волшебника Гарри Поттера издательство предлагает его российским сверстникам тогда же, когда очередную книжку с очкариком на обложке сметают с прилавка читатели во всем мире. Вот и в 2005 году, не успела писательница пообещать своим фанатам шестую книгу, "Гарри Поттер и принц-полукровка", как эта книга была уже внесена в издательский план "РОСМЭНа".

Книжная продукция издательства насчитывает более двух тысяч названий.

Дети вырастают из сказок - и окунаются в миры, в диковинном разнообразии представленные на нашей планете, и даже постигают таинственные просторы космоса: "Моя первая энциклопедия", "Чудеса живой природы", "Большой атлас животных", "Атлас динозавров", "Большая энциклопедия животного мира", "Атлас подводного мира", "Мой первый атлас", "Атлас звездного неба"... "РОСМЭН" является признанным российским лидером в выпуске научно-познавательной литературы для детей, продолжая традиции издания этого вида литературы, с использованием новейших достижений в области полиграфических технологий.

В 2004 - 2005 годах в издательстве выходит тетралогия Филипа Пулмана "Рубин во мгле", "Тень Полярной звезды", "Тигр в колодце", "Оловянная принцесса".

В поисках героев, сюжетов и самого настоящего, в густом смоге, Лондона с его трущобами и верфями, куда приходят корабли со всего света, Филип Пулман отправился в далекий XIX век. В оригинале читать такую литературу без серьезной языковой подготовки сложно. Надо знать набор специальных архаичных слов, в совершенстве владеть временными формами глаголов. К тому же обычно романы Пулмана объединены несколькими персонажами. В первом из них главной героине Салли шестнадцать лет. К тому времени, когда эта хорошенькая юная особа, не владеющая латынью, зато умеющая стрелять и весьма подкованная в бухучете, достигнет возраста знаменитой мисс Марпл, ей удастся распутать все те кровавые и таинственные преступления, которые не успели раскрыть ни Шерлок Холмс, ни Эркюль Пуаро. Но Пулман не просто достойный продолжатель столь процветающего на влажной островной почве детективного жанра: он использует приемы и других жанровых разновидностей. В его книгах нагнетаются ужасы готического романа и мелькают решительные и самостоятельные барышни - гордые, но без предубеждения. Детские страдания и страхи диккенсовских героев оживают в его книгах, от авторства которых не отрекся бы и сам Конан Дойль.

Драгоценный рубин магараджи (английские колонии, восстания, сокровища), конечно, играет не последнюю роль в романе. Но эта мгла, или облако, или дымок курится вокруг сверкающего камня таинственно и зыбко, волны опиума погружают в мистическое забытье, а роман вдруг наполняется злободневным социальным содержанием, прочно связывая наркотики с кровавыми преступлениями и наживой. Замысловатый сюжет, петляя по Лондону, устремляясь к морю или в Оксфорд, выстроен мастерски, а среди персонажей нет ни одного, лишенного интереса для читателей.

А Салли... В дальнейшем ей предстоит основать свою фирму и преуспеть в консалтинге. Во второй части тетралогии читатель узнает о том, как ей удастся раскрыть очередное преступление. В жизни Салли хорошее и дурное, счастье и несчастье переплетаются неразрывно. В третьем романе она ведет преуспевающий бизнес и растит маленькую дочь, отец которой погиб. Люди любят Салли за ум, а не за безгрешность, помогая ей выпутываться из очередной передряги. На сей раз Салли предстоит столкнуться с новой для нее средой - еврейскими эмигрантами из России. Кто среди этих малопонятных, чужих людей коварный и мстительный враг, а кто друг? Салли нелегко, ведь бояться приходится не только людей, но на сей раз и зверей. И все же Салли сумела разобраться во всем и обрести свое подлинное призвание - стать миссис Голдберг и служить общественному благу, миру и социализму (то-то удивятся российские читатели роману-прокламации из туманного Альбиона!).

В романе "Оловянная принцесса" писатель отправляет на поиски приключений неутомимого путешественника Джима Тейлора. Когда охота за рубином успешно завершилась, а банк, где служил Джим, лопнул, парень стал автором пьес - и частным детективом по совместительству. Однако главной его целью было отыскать исчезнувшую в лондонском тумане Аделаиду, запуганную малютку-служанку. Поиски приводят его в самый центр Европы, в некое карликовое государство, суверенитет которого приходится защищать отважному британцу. Заговоры, дипломатические интриги, средневековые казематы, погони, предательство, куртизанки... Государство вымышлено Пулманом, но с такой убедительной достоверностью деталей, что от романа веет большой политикой времен бесчисленных немецких княжеств и курфюршеств. А если вспомнить драматические и до сих пор не проясненные истории Каспера Хаузера, "подкидыша Европы", или Людвига Баварского, романтического строителя великолепных дворцов и замков, смещенного с престола, то события этого историко-приключенческого романа перестанут казаться невероятными. За независимость, видимо, надо сражаться изо всех сил, даже если это независимость несуществующей на карте Рацкавии.

Аделаиде предстоит стать актрисой после того, как она побывала королевой-кокни. А на сцену детективных расследований вышла новая барышня, феминистски настроенная Бекки. Возможно, Филип Пулман уже дописывает книгу с ее решающим участием.

Для детей помладше - фэнтэзи Роальда Даля, игра озорного, изощренного воображения.

Надо заметить, что литература туманного Альбиона явно относится к фаворитам издательства. Еще одна серия - "для девочек" - принадлежит перу также британской писательницы. Неизменно попадающие в десятку самых популярных книг для подростков сочинения Жаклин Уилсон ("Разрисованная мама", "Дневник Трейси Бикер", "Секреты", "Вики-ангел") теперь читают российские отроковицы, их мамы и даже бабушки. Это естественно: девчонка всегда остается девчонкой, даже в восемьдесят лет, - вот они и читают о самих себе, смущенно прикрывая карамельно-яркие переплеты от посторонних взглядов. Свои истории 60-летняя Жаклин Уилсон до сих пор печатает на старомодной пишущей машинке, словно боясь, что современная техника высушит их и обездушит. На вопрос: как стать писателем? - Уилсон отвечает: "Нужно всего лишь писать так, как будто общаешься с лучшим другом". Именно так она и пишет. Ее книги отличает интонация предельной доверительности и подростковой открытости. Уилсон не боится острых тем, не уходит в сторону от страшных вопросов, находя в себе силы, деликатность и талант обсудить их со своими читателями-девчонками и помочь в их решении.

Одиночество - примета сегодняшнего времени и одна из главных тем в произведениях Жаклин Уилсон. Одиночество ребенка в обеспеченной семье, где взрослые заняты своими делами, одиночество и неприкаянность в толпе шумного города, в классе. Как хочется, чтобы рядом был близкий друг, кому можно было бы излить душу, посоветоваться, пожаловаться, с кем можно было бы посмеяться и поплакать!

Дарлинг и Индия - маленькие героини повести Уилсон "Секреты" - принадлежат к разным социальным слоям. Одна живет в жутком рабочем районе с беспутной матерью, сводными братом и сестрой и чудовищем-отчимом, который может позволить себе занести над ребенком ремень. Зато у нее есть чудесная молодая бабушка, которая ее любит и у которой на время можно укрыться от разъяренного отчима. Правда, у бабушки есть свой "парень" и своя жизнь, так что это убежище временное. И потом бабушка - это бабушка. Она очень хорошая, но подругу заменить не может. Девочка со странным именем Индия живет в престижном районе и роскошном доме, она ни в чем не знает отказа (разве что ее мама - известный модельер - сурово подсчитывает калории, которые она, толстушка, потребляет за завтраком). Но в этом стильном, красивом современном доме нет счастья. Здесь тоскливо и холодно. Папа изменяет маме с домработницами, мама озабочена только своей внешностью и бизнесом. Единственный друг Индии - ее дневник, которому она поверяет все свои печали. Казалось бы, орбиты этих девочек никак не могут пересечься. Но случай сводит их, и они становятся лучшими друзьями, а тоненькая Дарлинг еще и моделью знаменитой Мойи Аптон.

В отличие от этих девчонок, Джейд, героиня "Вики-ангела", была совсем не одинока. У нее была лучшая в мире подружка, с которой они были неразлучны, как близнецы. Но Вики нелепо гибнет под колесами машины, и жизнь Джейд отныне превращается в кошмар. Вики неотступно следует за ней, диктует, что ей следует делать, превратившись из шаловливой при жизни девочки в злое, демоническое существо. Должно быть, это следствие потрясения, которое испытала Джейд, на чьих глазах погибла Вики. Уилсон с психологической достоверностью описывает это состояние раздвоенности и чувство мнимой вины девочки за смерть подруги. Помощь психолога и поддержка толстяка Сэма, влюбленного в нее одноклассника, помогают Джейд справиться с отчаянием. А Вики, остающаяся лучшей подругой Джейд и после своей смерти, спасает ее от верной гибели, оттолкнув от приближающейся машины. Так может ее бесплотный образ не был всего лишь плодом больной фантазии Джейд?

К 50-летию Юрия Полякова, нынешнего главного редактора "Литературной газеты", издательство подготовило юбилейное собрание сочинений писателя. Произведения объединены под один корешок по тематическому принципу, так что взгляды автора можно будет оценить в эволюции. В один из томов собраны все сочинения писателя на военную тему - юношеские стихи о войне, солдатская повесть "Сто дней до приказа", казавшаяся некогда "чернухой" об армии, а нынче добравшаяся до школьных учебников; публицистика и впервые публикуемая киноповесть "Мама в строю" - о матери, идущей в армию вместо "откосившего" сына. Еще одна тема Полякова - быть может, сугубо его тема в "поздней" советской литературе - комсомольская номенклатура. Произведения на эту тему собраны в томе под общим названием "Работа над ошибками", куда, наряду с заглавной повестью, вошли "ЧП районного масштаба" и "Апофегей". "Порнократией" назван том, собравший статьи писателя разных лет. Темы разные, неизменно остро современные. Автор пишет хлестко, афористично, пустив в оборот множество словечек и выражений, ставших крылатыми (вот одно: "холуин" - праздник творческой интеллигенции).

В "росмэновской" серии "Премия Букера: Избранное" только что вышла книга К. Морралл (снова Великобритания!) "Изумительное буйство цвета". Хорошая литература из букеровского "шорт-листа". Это роман о "потерянных детях", о никчемных родителях, о современном Питере Пэне и девочках, которые вынуждены ходить к психиатру и глотать таблетки. Одна из сильных сцен в романе - возвращение блудной семидесятилетней мамаши. Давным-давно сбежавшая из дома (спустя десятилетия уже невозможно разобраться, кто из родителей был виноват в семейных распрях) и по версии для детей умершая, старуха в розовых портках, живущая с бой-френдом в фургоне у моря, заново знакомится со взрослыми сыновьями. - А я Китти, - представляется героиня, от лица которой ведется рассказ; в отличие от братьев, она осталась без матери трех лет и вот уже тридцать не знает покоя, по крупицам собирая ее образ. Но мать не узнает ее. - Китти? - спрашивает она. - А я-то думала, что Китти - это кошка...

Китти живет дверь в дверь с квартирой мужа. Они искренне любят друг друга и очень друг к другу привязаны, поэтому - живут поврозь. У нее весь дом заражен книгами, они повсюду, а не только на полках, вылезают наружу, вьются узкими стопками по всему коридору, просачиваются даже в ванную, сидят на телевизоре, угрожают свалиться с холодильника. У Джеймса - мужа - квартира огромная и пустая, стерильные конструкции из ИКЕА и полное отсутствие книг. У него своя детская драма: его родители объявили войну микробам. Я думаю, иногда у них в голове возникала путаница, и они меня, маленького, тоже причисляли к микробам.

Из благополучных респектабельных семей бегут дети, становятся хиппи, принимают наркотики, вслед за ними сбегают мамаши; бегут и вовсе маленькие девочки, которые способны поджечь дом. Дом - символ добропорядочной семьи... Все бегут и бегут от самих себя. Читать об этом было бы страшно, если бы... Если бы не яркие, упоительные, буйные краски...

У "РОСМЭНа" есть целая программа по выпуску книг и пособий по дошкольной педагогике, для занятий с ребенком в детском саду и дома. Книги - для взрослых, игры, обучающие и развивающие - для малышей. Давно известны уникальные методики Н. А. Зайцева, с помощью которых можно обучить маленьких детей чтению. Недавно появились "Кубики Зайцева" для обучения математике.

С 2004 года "РОСМЭН" издает самые известные в мире книги по теории и практике менеджмента. Среди этих книг есть свои бестселлеры; на их обложках фигурируют названия крупнейших фирм и компаний ("Правила маркетинга Procter and Gamble", "Карли Фиорина: битва за Hewlett-Packard").

Снимите шляпу - нет, пока с полки: маленький фирменный знак на корешке, черный силуэт над раскрытой книгой, - это "РОСМЭН".

Опубликовано на Порталусе 08 октября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): английская детская литература



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама