Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ЛИНГВИСТИКА есть новые публикации за сегодня \\ 06.07.20


Отношения Древней Руси со странами Кавказа в письменных источниках IX-X вв.

Дата публикации: 25 февраля 2020
Автор: О. И. Куликова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Источник: (c) Вопросы истории, № 1, Январь 2014, C. 55-62
Номер публикации: №1582652298 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


О. И. Куликова, (c)

найти другие работы автора

Образование Древнерусского государства относится к IX веку. По мере освоения купцами-русами международных торговых путей и параллельного с этим процесса расширения географии внешнеполитической активности Древнерусского государства, расширялось знакомство с Русью населения различных стран. Этот факт нашел отражение в письменных источниках, фиксирующих этноним "Русь": арабо-персидских, византийских, западноевропейских, кавказских, хазарских, еврейских.

 

Сообщения источников по истории политических отношений Древней Руси со странами Кавказа группируются преимущественно вокруг двух основных сюжетов - участия Руси в военных событиях на Кавказе и роли купцов-русов в международной торговле. Наибольший интерес для русских купцов представляли рынки Византийской империи, а также государств, образовавшихся на месте распавшегося Арабского халифата. Судя по всему, доступ купцов-русов на византийский рынок некоторое время был ограничен, поэтому их планы в значительной степени были связаны с восточными маршрутами, пролегавшими через территорию Хазарского каганата.

 

Русы, в отличие от хазар, умели строить и использовать боевые и торговые ладьи. На этих судах они выходили в Каспийское море и могли высаживаться на любом берегу, причем не только с торговыми, но и с военными целями. Нападения на прикаспийские регионы со стороны моря были в новинку для местного населения. Это давало русам существенные преимущества в военных конфликтах в Прикаспии и превратило Русь в важнейший военно-политический фактор в данном регионе. Важное место Русь занимала также в каспийской торговле1, причем Каспий в данном случае являлся не только рынком сбыта собственных товаров и приобретения местных, но еще и служил в качестве трамплина для доставки товаров в значительно более отдаленные регионы - в Рей и Багдад, а также в Среднюю Азию. Поскольку в средневековый период торговая и внешнеполитическая деятельность взаимодополняли друг друга (купцы могли исполнять роль послов и наоборот), то по географии

 

 

Куликова Ольга Игоревна - аспирант Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центр РАН. Махачкала.

 
стр. 55

 

торговых интересов Руси можно судить о географии внешнеполитических интересов молодого Древнерусского государства.

 

Что касается западной прикавказской части каспийского побережья, то она, несомненно, играла важную роль в торговых и политических устремлениях Руси, так как там располагались крупные торговые города: в пределах Хазарского каганата это был Самандар, южнее - Дербент, являвшийся к тому времени мусульманским городом, причем в тот период крупнейшим на Кавказе2. Как свидетельствуют материалы археологических исследований, в IX-X вв. Дербент поддерживал торговые связи с самыми отдаленными странами - Индией, Китаем, Средней, Передней и Малой Азией3, не говоря уже о географически более близких государствах - Ширване, Грузии и дагестанских горских владениях - Сарире, Табарсаране, Хайдаке (Кайтаге)4.

 

Наиболее ранние источники, в которых отложились сведения об участии русов в военных событиях в прикаспийском регионе, связаны со средневековой арабо-персидской географической и историографической литературой. Так, персидские средневековые авторы Ибн Исфандийар, Амоли и Мар'аши сообщают о нескольких походах русов в Прикаспий. Относительно соответствия данных этих авторов сообщениям других источников о рейдах русов в Прикаспий высказывались различные точки зрения5. Ближе всех к уточнению этих вопросов подошел С. М. Алиев6, на заключение которого автор данной работы и будет опираться.

 

Основным источником в данном случае является "История Табаристана" Ибн Исфандийара. Это сочинение написано в 1216 - 1217 годах. По сообщению автора, между 864 и 884 гг. русы напали на город Абескун, расположенный на юго-восточном побережье Каспия. Они, русы, прошли вдоль берега моря и "произвели опустошения и грабежи". Местный правитель Хасан ибн Зайд выслал против них крупное войско, которое разбило руссов7.

 

По данным того же автора, в 909 г. состоялся еще один поход русов в Прикаспий. Он также был направлен на Абескун. Русы подошли к городу на 16 судах. Спустя год, в 910 г., "русские прибыли в большом количестве", сожгли город Сари (в юго-восточной части Прикаспия), взяли пленных, но на обратном пути были разбиты войсками гиляншаха и ширваншаха8. Персидские авторы сообщают еще об одном походе русов, состоявшемся в 299 г.х. (911 - 912). Русы напали на город Сари, близ Абескуна, и с большой добычей ушли в море. Затем часть этого же отряда высадилась в Гиляне (юго-запад Прикаспия), но была разбита. Уцелевшие русы на судах направились в Ширван, но ширваншах, предупрежденный гилянцами, подготовил засаду и разбил руссов9.

 

О следующем походе русов в Прикаспий сообщает арабский энциклопедист ал-Мае'уди (около 896 - 956). Ему принадлежит множество трудов по географии различных стран, из которых сохранились только два10. В одном из них - "Золотые копи и россыпи самоцветов", завершенном в 943 - 944 гг., имеется немало сообщений о Руси и о кавказских странах. Поход Руси в Прикаспий ал-Мас'уди датирует временем "после 300 г.х." (912 - 913)11. Согласно уточнению А. П. Новосельцева, этот рейд относится к 913 - 914 году12. Близкой точки зрения придерживаются Б. Н. Дорн, В. Ф. Минорский и И. Г. Семёнов13.

 

По сообщению автора, 500 русских кораблей двинулись в поход через землю хазар. Они вышли к хазарской заставе, "снеслись с хазарским царем" с просьбой пропустить их флотилию в Каспийское море для грабежа, предлагая ему взамен половину захваченной добычи. По словам ал-Мас'уди, хазарский бек, не имея возможности противодействовать русам, был вынужден разрешить им выйти в Каспий, после чего суда русов поднялись вверх по Дону, затем были перетянуты волоком в Волгу и через устье Волги вышли в Каспийское море. Там они разграбили почти все прикаспийские области, находившиеся под

 
стр. 56

 

контролем мусульман - Гилян, Дейлем, Табаристан, Абескун, Баласакан и Ширван14.

 

Через "много месяцев", собрав награбленное, русы направились в обратный путь и прибыли в Итиль. Они "снеслись с хазарским царем, которому послали денег и добычу, как это было договорено между ними". Но сразу после этого гвардейцы-мусульмане хазарского бека, желая отомстить за единоверцев, решили напасть на русов. К гвардейцам-мусульманам присоединились и итильские христиане15.

 

По словам ал-Мае'уди, хазарский бек не имел возможности противодействовать своим гвардейцам, но, будучи связанным с русами договором, сообщил им о готовящемся нападении. Тем не менее, в трехдневном сражении погибло 30 тыс. русов. Уцелевшие 5 тыс. погрузились на суда и направились вверх по Волге, но были добиты буртасами, а затем и волжскими болгарами16.

 

Описание следующего похода русов в Прикаспий содержится в шеститомном труде Ибн Мискавайха "Книга испытаний народов и осуществления заданий", написанном в X - начале XI века17. Под 943 г. Ибн Мискавайх сообщает о нападении русов и их союзников на Берда'а. Дата этого похода была пересмотрена иранским историком А. Кесрави: на основании упоминания Ибн Мискавайхом о смерти в Багдаде эмира Тузуна (август-сентябрь 945 г.), которая имела место одновременно с походом русов, сам поход можно датировать 945 годом18. Эта точка зрения была поддержана Новосельцевым19.

 

Об этом нападении Ибн Мискавайх сообщает следующее: "Отправилось войско народа, известного под именем русов, к Азербайджану. Устремились они к Бердаа, овладели им и полонили жителей его"20. Русы прошли по Каспию к устью Куры и поднялись по реке к городу Берда'а (древнеармянское название этого города Партав; бывшая столица Кавказской Албании21). Захватив город, русы повели себя иначе, чем во время других подобных же предприятий: они "сделали объявление, успокаивали жителей его (города - O.K.) и говорили им так: "Нет между нами и вами разногласия в вере. Единственное, чего мы желаем, - это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас - хорошо повиноваться нам"". Однако отношения с горожанами складывались непросто, и спустя некоторое время против русов вспыхнуло восстание. Подавив мятеж, русы принудили горожан выкупать свою жизнь; взамен принесенных ценностей русы вручали жителям "кусок глины с печатью, которая была гарантией неприкосновенности их жизни". Однако вслед за этим среди русов началась эпидемия, и ночью они, покинув город, вышли к Куре, где стояли их суда, и направились на родину. Их пребывание в Закавказье продолжалось несколько месяцев22.

 

Иные детали этих событий приводятся в описании "История страны Алуанк" ("История Албании"): "В то самое время с севера нагрянул народ незнакомый и чуждый, прозванный рузиками, [численностью] не более трех тысяч. Подобно вихрю, прорвались они через проход обширного моря Каспийского, внезапно достигнув Партава, столицы Алуанка, который не сумел оказать им сопротивление. И город был предан мечу. Отняли они у жителей города все их богатство и имущество. И хотя сам Салар осадил их, но не смог причинить им никакого вреда, ибо те были сильны и непобедимы. Тогда женщины города задумали отравить рузов, дав им напиться из чаши смерти, но те, узнав об этой измене, стали беспощадно истреблять и женщин, и детей их. Пробыв там месяцев шесть, они оставили совершенно опустошенный и разграбленный город и тайно возвратились в свою страну со всевозможной добычей"23.

 

В этом источнике, в отличие от данных Ибн Мискавайха, ничего не говорит о мирных усилиях руссов, а сразу сообщается о том, что "город был предан мечу", и русы "отняли... у жителей города все их богатство и имущество".

 
стр. 57

 

Попытка мусульманского войска отбить город не удалась, как не удалась и попытка женщин Берда'а отравить русов. Этот факт соотносится с сообщением Ибн Мискавайха о начавшихся среди русов болезнях. В отместку русы "безжалостно истребили женщин и детей их", опустошили город и, забрав несметную добычу, "возвратились в свою страну".

 

Судя по всему, с этими событиями связано сообщение так называемого "Текста Шехтера" (по имени первого издателя) или "Кембриджского Анонима" (X в.) о военных походах "царя Русии" Хельгу. Этот документ сохранился фрагментарно24. По обоснованному мнению Н. Голба, он является письмом "дипломатического характера" и адресован, так же как и известное письмо хазарского царя Иосифа, министру кордовского халифа 'Абд ар-Рахмана III - Хасдаю ибн Шапруту (Шафрут)25.

 

А. Ю. Якубовский в очень осторожной форме предложил идентифицировать предводителя русов, убитого в Берда'а, с Хельгу из "Кембриджского Анонима"26. Эта точка зрения была поддержана Половым, который дал всестороннее обоснование данной гипотезы. По его мнению, эти события предшествовали неудачному нападению кн. Игоря на Византию в 941 г., и перед этим рейдом кн. Игорь заключил с хазарами антивизантийский союз27. Аргументация Полового нашла поддержку у Артамонова и других исследователей28. Можно также отметить, что исследователями высказывалась точка зрения о том, что Хельгу являлся воеводой кн. Игоря29.

 

Согласно предложенной Половым реконструкции последующих событий, зиму 940 - 941 гг. Хельгу провел в Крыму, а весной, когда кн. Игорь из Киева с пешим войском выступил на Балканы, направился к Константинополю морем. Успешные действия византийцев заставили кн. Игоря вернуться в Киев, а Хельгу высадился в Малой Азии и три месяца воевал там против византийцев30.

 

По мнению Полового, после того, как византийцы вытеснили Хельгу из Малой Азии, тот вернулся к своим союзникам хазарам и вскоре после этого и предпринял рейд на Берда'а31. Судя по всему, Хельгу провел у хазар довольно много времени. Готовясь к походу, он пополнил свое войско воинами из различных народов, входивших в состав Хазарского каганата, в том числе из собственно хазар, а также буртасов, алан и др. Таким образом, хазары не просто пропустили русов в Каспий, откуда те направились в Берда'а, но и сами приняли участие в данном рейде. Иначе говоря, эта кампания представляла собой совместные действия двух союзников - русов и хазар32.

 

По данным ряда источников, к походу русов на Берда'а помимо хазар присоединились аланы, буртасы и лезги33. Так, по данным Бар Гебрея, союзниками русов в этом походе являлись аланы и лезги34. Об участии лезгов в походе сообщает также Иехуда бен Барзиллая (XII в.): "...Вышли разные народы: аланы, славяне и лезги и дошли до Азербайджана, взяли город Берда'а"35.

 

По мнению И. Г. Коноваловой, утверждение хазарского царя Иосифа о том, что он не пропускает русов на Каспий, наводит на мысль, что такие попытки со стороны русов предпринимались и после похода на Берда'а36, правда, такие факты не нашли отражения в источниках.

 

Таким образом, арабо-персидские источники содержат упоминания о шести каспийских походах русов, в которых те выступали союзниками Хазарского каганата. Первый состоялся между 864 и 884 гг., второй - в 909, третий в - 910, четвертый - в 911 - 912, пятый - в 914, шестой - в 945 году.

 

Спустя два десятилетия отношения Руси с хазарами стали враждебными. Основным источником по данной теме является "Повесть временных лет", написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В ней сообщается о нескольких военных акциях кн. Святослава Игоревича, направленных против Хазарского каганата. Под 964 г. летопись сообщает о рейде Святослава

 
стр. 58

 

на Оку, в землю вятичей, которые в тот период находились в зависимости от хазар, а под 965 годом - о разгроме Святославом хазар и взятии Белой Вежи (Саркел), после чего им были разбиты ясы и касоги37.

 

О разгроме хазар Русью сообщается также арабским автором Ибн Хаукалем (X в.). Его сочинение носит название "Книга путей и стран", но в некоторых списках оно озаглавлено как "Книга картины Земли"38, где под 358 г.х. (968 - 969) Ибн Хаукаль сообщает следующее: "В хазарской стороне есть город, называемый Самандар, он между [хазарской столицей] и Баб-аль-Абвабом (Дербентом - О. К), были в нем многочисленные сады, а я спрашивал (об этом городе - О. К.) в Джурджане в 58 году, и сказал тот, кого я расспрашивал: "Там виноградники и сад такой, что был милостыней для бедных, а если осталось там что-нибудь, то только лист на стебле. Пришли на него русийи, и не осталось в городе ни винограда, ни изюма... И были в Самандаре мечети, церкви и синагоги, и свершили свой набег эти (русы - О. К.) на всех, кто был на берегу Итиля, из числа хазар, булгар и буртасов, и захватили их, часть же населения ушла"". Далее Ибн Хаукаль отмечает: "Не оставил в наше время ничего этого ни у буртасов, ни у хазар народ рус, кроме разбросанной неполной [части]... и дошло до меня, что большая часть населения вернулась в Итиль и Хазаран во времена могущественного Мухаммада Ибн-Ахмада ал-Азди, владетеля Ширваншаха, и [оказал он] им поддержку своими мужами и своими людьми, и они надеялись, просили, чтобы с ними заключили договор, и они были бы покорны им (руссам - О. К.) за то, что [русы] оказали ему (ширваншаху - О. К.) благодеяние для них (беженцев - О. К.)".

 

Несколько ниже Ибн Хаукаль приводит другие подробности этих событий: "Булгар город небольшой.., и опустошили его русы и пришли в Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус и разделились на две группы, а русы - народ варваров, живущих в стороне булгар, между ними и славянами по реке Итиль"39.

 

Ибн Хаукаль отмечает, что русы "захватили" земли противника. Население, поначалу покинувшее завоеванные земли, затем в большинстве своем стремилось вернуться назад и при посредничестве ширваншаха просило у русов заключить с ними договор, чтобы покориться им, что, спустя некоторое время, и произошло. Важно также указание автора на то, что сразу же после похода в Хазарию русы ушли "к стране Рум и Андалус", то есть, скорее всего, отправились маршем на Балканы40, где Святослав в это время вел активные военные действия против византийцев и их союзников.

 

Различия между данными Ибн Хаукаля и "Повести временных лет" относительно датировки разгрома хазар Русью В. В. Бартольд, А. Ю. Якубовский, М. И. Артамонов и В. Ф. Минорский объясняли следующим образом: к 358 г.х. (968 - 969) относится не поход Руси против хазар, а получение сведений об этом событии Ибн Хаукалем, и, следовательно, поход, описанный Ибн Хаукалем, относится к 965 г., то есть к дате, фигурирующей в "Повести временных лет"41. Иная точка зрения была высказана В. А. Мошиным. По его мнению, имели место два похода Руси, первый из которых, состоявшийся в 965 г., происходил по суше и был направлен на Саркел, а также против ясов и касогов, а второй, описанный Ибн Хаукалем, имел место в 968 - 969 гг., причем войско русов продвигалось по Волге и его целью были Итиль и Самандар42.

 

Реконструкция Мошина подверглась критике Бартольда, Якубовского, Артамонова, Минорского, но позднее нашла поддержку у Калининой, Новосельцева и Коноваловой43. Так, Новосельцев полагал, что второе нападение Руси на Хазарию происходило между двумя дунайскими походами Святослава. В этой связи он привлекает сообщение ал-Мукаддаси (X в.) о том, что "войско, [прибывшее] из Рума [Византии], называемое Русь, завоевало их [хазар] и

 
стр. 59

 

овладело страной их", а также известие Ибн Хаукаля об уходе русов после "хазарского похода в Рум и Андалус"44.

 

Нельзя также не сказать о том, что аргументация, представленная в указанных работах Калининой, Новосельцева и Коноваловой, позволяет уверенно говорить о том, что имели место два похода Руси против хазар. Кроме того, Коноваловой была убедительно показана справедливость и точки зрения Мошина о том, что во время своего второго похода против хазар русы двигались из верховьев Волги и разбили последовательно волжско-камских болгар, буртасов и хазар45.

 

Завершая анализ событий, связанных с разгромом Русью хазар, можно отметить, что обзор основных точек зрения по данной теме представлен в двух работах Сахарова46.

 

Судя по всему, после этих событий Русь стала доминирующей силой в Восточной Европе и на Северном Кавказе. Немногочисленные сообщения по данной теме содержатся в "Истории Дербента и Ширвана", которая в современной историографии обычно кратко именуется "Историей Дербента"47. Его автор неизвестен. В хронике описываются события в Западном Прикаспии второй половины VIII - XI века. Последнее сообщение в ней датировано 1075 годом.

 

По данным "Истории Дербента", дербентские раисы ("начальники"), представители городского нобилитета, арестовали эмира Дербента Маймуна и взяли власть в городе в свои руки. Маймуну удалось связаться с русами и заключить с ними союз. В 987 г. они прибыли на 18 судах и освободили Маймуна. Однако в 989 - 990 гг. в городе поднялось восстание; горожане потребовали от Маймуна выдать им русов, но тот предпочел на какое-то время оставить Дербент и укрыться с союзниками-русами в соседнем Табарсаране.

 

Можно также обратиться и к другому сообщению "Истории Дербента", которое несколько выходит за хронологические рамки настоящей работы, но оно интересно тем, что позволяет пролить свет на характер русско-кавказских отношений исследуемого периода. По данным этого источника, в 1032 г. русы напали на Ширван и разграбили его. В связи с этим Мансур ибн Маймун (1003 - 1034) совершил поход и перебил русов. По свидетельству той же хроники, в 1033 г. русы совместно с аланами напали на ал-Карах, но были разбиты местными жителями48. Как предполагал Новосельцев, в данном случае русы тождественны воинам кн. Мстислава Владимировича, правившего в Тмутаракани и проводившего активную внешнюю политику на Кавказе49.

 

Подводя итоги, можно отметить, что основные источники по данной теме различаются по своей географии и хронологии, а также по степени информативности. Наибольшую ценность представляют сообщения авторов, принадлежащих к арабо-персидским географическим школам (ал-Мас'уди, Ибн Хаукаль, Ибн Мискавайх и др.), а также древнерусская "Повесть временных лет" и имеющий хазарское происхождение "Кембриджский Аноним" ("Текст Шехтера").

 

Указанные источники нередко противоречат друг другу, что неизбежно вызывает дискуссии среди исследователей и создает определенные трудности для реконструкции истории политических отношений Древней Руси со странами Кавказа в исследуемый период. Одним из наиболее спорных является вопрос о мотивах походов Руси на Каспий в конце IX - начале X в., а также вопрос о количестве походов кн. Святослава против Хазарского каганата и их хронология.

 

Общий вывод, вытекающий из проведенного в статье анализа письменных источников, состоит в том, что у Руси имелись на Кавказе экономические и политические интересы. Кроме того, можно говорить о постепенной интеграции Руси в систему международных отношений на Кавказе и поступательном

 
стр. 60

 

росте политического влияния Древнерусского государства в этом регионе. Более детальные заключения требуют привлечения более широкого круга письменных источников, а также других видов источников, прежде всего археологических.

 

Примечания

 

1. Исследование данной темы см., например: ЗАХОДЕР Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 2. М. 1967, с. 34; КАЛИНИНА Т. М. Торговые пути Восточной Европы IX века (По данным Ибн Хордадбеха и Ибн ал-Факиха). - История СССР. 1986, N 4, с. 68 - 82; ЕЕ ЖЕ. Заметки о торговле в Восточной Европе по данным арабских ученых IX-X вв. Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования (ДГВЕ). 1998 г. М. 2000, с. 106 - 119; NOONAN TH.S. Khazaria as an Intermediary between Islam and Eastern Europe in the Second Half of the Ninth Century: the Numismatic Perspective. Archivum Eurasiae Medii Aevi. V. Wiesbaden. 1987, p. 179 - 204; КОНОВАЛОВА И. Г. Путь купцов-русов на Восток. Средневековая Русь. М. 2006, с. 9 - 28; ЕЕ ЖЕ. Географизация контактов (Арабские источники IX - первой половины X в. о русах). Восточная Европа в древности и средневековье. Трансконтинентальные пути и локальные пути как социокультурный феномен. XX Чтения памяти В. Т. Пашуто. Москва, 16 - 18 апреля 2008 года. Материалы конференции. М. 2008, с. 95 - 101.

 

2. АЛ-ИСТАХРИ. Книга путей и стран. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. III. М. 2009, с. 81; ИБН ХАУКАЛЬ. Книга путей и стран (Книга картины Земли). Там же, с. 88.

 

3. КУДРЯВЦЕВ А. А. Город, не подвластный векам. Махачкала. 1976, с. 77; ЕГО ЖЕ. Мусульманский город Дагестана. Махачкала. 1994, с. 52.

 

4. АЛ-ИСТАХРИ. Ук. соч., с. 81; ИБН ХАУКАЛЬ. Ук. соч., с. 88.

 

5. См., например: КАЛИНИНА Т. М. Сведения Ибн-Хаукаля о походах Руси времени Святослава. ДГВЕ. 1975 г. М. 1976, с. 92; НОВОСЕЛЬЦЕВ А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М. 1990, с. 172.

 

6. АЛИЕВ С. М. О датировке набега русов, упомянутых Ибн Исфандийаром и Амоли. Восточные источники по истории Юго-Восточной и Центральной Европы. М. 1969, с. 317.

 

7. ИБН ИСФАНДИЙАР. История Табаристана. Древняя Русь в свете зарубежных источников, с. 164. Там же содержится библиография, посвященная сообщениям Ибн Исфандийара о русах.

 

8. ИБН ИСФАНДИЙАР. Ук. соч., с. 165 - 166.

 

9. АЛИЕВ СМ. Ук. соч., с. 318.

 

10. АЛ-МАСУДИ. Золотые копи и россыпи самоцветов. Древняя Русь в свете зарубежных источников, с. 109.

 

11. Там же, с. 114.

 

12. НОВОСЕЛЬЦЕВ А. П. Ук. соч., с. 213.

 

13. ДОРН Б. Каспий. О походах русских в Табаристан, с дополнительными сведениями о других набегах их на прибрежья Каспийского моря. СПб. 1875, с. 302; МИНОРСКИЙ В. Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М. 1963, с. 84; СЕМЁНОВ И. Г. К вопросу об отношениях Руси и Хазарского каганата в IX - первой половине X века. - Славяноведение. 2010, N 2, с. 7 - 8. Другую точку зрения относительно датировки этого рейда см.: АЛИЕВ С. М. Ук. соч., с. 321.

 

14. АЛ-МАСУДИ. Ук. соч., с. 115.

 

15. Там же, с. 115 - 116.

 

16. Там же, с. 116.

 

17. ИБН МИСКАВЕЙХ. Книги испытаний народов и осуществления заданий. Древняя Русь в свете зарубежных источников, М. 2009, с. 100.

 

18. КЕСРАВИ А. Шахрийаран-е гомнан. Тегеран. 1956, с. 32.

 

19. НОВОСЕЛЬЦЕВ А. П. Ук. соч., с. 173.

 

20. Цитируется по: ЯКУБОВСКИЙ А. Ю. Ибн-Мискавейх о походе Русов в Берда в 332 г. = 943/4 г. Византийский вестник. Т. 24. 1926, с. 89.

 

21. О различных наименованиях этого города в источниках см.: ТАДЖИЕВ М. С. Градостроительная и фортификационная деятельность Кавада I в Кавказской Албании. Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве. Материалы V Международной конференции, посвященной памяти Г. А. Федорова-Давыдова. 2 - 6 октября 2011 года. Астрахань. 2011, с. 22.

 

22. ЯКУБОВСКИЙ А. Ю. Ук. соч., с. 90 - 91.

 
стр. 61

 

23. МОВСЕС КАЛАНКАТУАЦИ. История страны Алуанк. Ереван. 1984, гл. 3. 22, с. 169.

 

24. КОКОВЦОВ П. К. Еврейско-Хазарская переписка в X веке. Л. 1932, с. 118; ГОЛБ Н., ПРИЦАК О. Хазарско-еврейские документы X века. М. -Иерусалим. 1997 (5757), с. 134- 142; Кембриджский Аноним. Древняя Русь в свете зарубежных источников, с. 177.

 

25. ГОЛБ Н., ПРИЦАК О. Ук. соч., с. 117.

 

26. ЯКУБОВСКИЙ А. Ю. Ук. соч., с. 89

 

27. ПОЛОВОЙ Н. Я. К вопросу о первом походе Игоря против Византии (сравнительный анализ русских и византийских источников). В. В. 1961, т. 18, с. 91 - 95, 99 - 100.

 

28. АРТАМОНОВ М. И. История хазар. Л. 1962, с. 374 - 384; ЕГО ЖЕ. Воевода Свенельд. Культура Древней Руси. М. 1966, с. 324; СЕМЁНОВ И. Г. Ук. соч., с. 328 - 332.

 

29. ДОРН Б. Ук. соч., с. 521; ЯКУБОВСКИЙ А. Ю. О русско-хазарских и русско-кавказских отношениях в IX-X вв. - Известия АН СССР. Серия историческая. Т. III. M. 1946, N 5, с. 469; СЕМЁНОВ И. Г. К интерпретации сообщения "Кембриджского Анонима" о походах Хельгу, "царя Русии", с. 331; ЕГО ЖЕ. Ранние контакты Древней Руси и народов Дагестана (IX-XII вв.). История многовековых взаимоотношений и единения народов Дагестана с Россией. К 150-летию окончательного вхождения Дагестана в состав России. Махачкала. 2009, с. 9 - 15; ЕГО ЖЕ. К вопросу об отношениях Руси и Хазарского каганата в IX - первой половине X века, с. 3 - 11.

 

30. ПОЛОВОЙ Н. Я. Ук. соч., с. 91 - 92.

 

31. ЕГО ЖЕ. О русско-хазарских отношениях в 40-х гг. X века. Записки Одесского Археологического общества. Т. 1 (34). Одесса. 1960, с. 349 - 351.

 

32. Там же, с. 345 - 347, 349 - 351.

 

33. САХАРОВ А. Н. Дипломатия Древней Руси: IX - первая половина X в. М. 1980, с. 206 - 207.

 

34. ПИГУЛЕВСКАЯ Н. В. Сирийские источники по истории народов СССР. М. -Л. 1941 (Труды Института востоковедения АН СССР. Т. 41), с. 345 - 347.

 

35. КОКОВЦОВ П. К. Еврейско-хазарская переписка в X веке, с. 120.

 

36. КОНОВАЛОВА И. Г. Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения, с. 6.

 

37. Повесть временных лет. Памятники русской литературы. Начало русской литературы. XI - начало XII века. М. 1978, с. 34 - 50.

 

38. ИБН ХАУКАЛЬ. Ук. соч., с. 86.

 

39. Там же, с. 88.

 

40. МИНОРСКИЙ В. Ф. Куда ездили древние русы? Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. [Т. 1.] М. 1964, с. 19 - 28; САХАРОВ А. Н. Дипломатия Святослава. М. 1991, с. 41.

 

41. БАРТОЛЬД В. В. Арабские известия о руссах. БАРТОЛЬД В. В. Сочинения. Т. II. М. 1963, ч. I, с. 813; ЯКУБОВСКИЙ А. Ю. Ук. соч., с. 470; АРТАМОНОВ М. И. Ук. соч., с. 427; МИНОРСКИЙ В. Ф. Куда ездили древни русы, с. 26.

 

42. МОШИН В. А. Русь и Хазария при Святославе. - Seminarium Kondakovianum, vol. 6. Prague. 1933, p. 193.

 

43. КАЛИНИНА Т. М. Сведения Ибн Хаукаля о походах Руси времен Святослава, с. 90 - 98; НОВОСЕЛЬЦЕВ А. П. Ук. соч., с. 174; КОНОВАЛОВА И. Г. Падение Хазарии в исторической памяти разных народов. ДГВЕ. 2001 г. М. 2003, с. 179.

 

44. НОВОСЕЛЬЦЕВ А. П. Ук. соч., с. 174.

 

45. КОНОВАЛОВА И. Г. Падение Хазарии в исторической памяти разных народов, с. 180.

 

46. САХАРОВ А. Н. Восточный поход Святослава и записка греческого топарха. - История СССР. 1982, N 3, с. 86 - 102; ЕГО ЖЕ. Дипломатия Святослава, с. 40 - 48.

 

47. МИНОРСКИЙ В. Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков.

 

48. Там же, с. 68 - 70.

 

49. НОВОСЕЛЬЦЕВ А. П. Восток в борьбе за религиозное влияние на Руси. Введение христианства на Руси. М. 1987, с. 75 - 76.

 

 

Опубликовано 25 февраля 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама