Рейтинг
Порталус


А. П. БОГДАНОВ. МОСКОВСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII ВЕКА

Дата публикации: 19 марта 2021
Автор(ы): Б. М. КЛОСС
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Номер публикации: №1616148133


Б. М. КЛОСС, (c)

М. Институт российской истории РАН. 2001. 492 с.

Монография доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН А. П. Богданова - наиболее полная на сегодняшний день энциклопедия русской (и в немалой степени украинской) книжности, ориентированной на актуальные вопросы общества времен царствования Федора Алексеевича (1676 - 1682 гг.), правления царевны Софьи (1682 - 1689 гг.), царицы Наталии Кирилловны (1689 - 1694 гг.) и первых относительно самостоятельных мероприятий молодого Петра. Исследований такого масштаба по периоду начала преобразования Московской Руси в имперскую Россию не публиковалось более ста лет 1 .

Благодаря публикациям А. П. Богданова, источниковедческим его исследованиям и археографическим обзорам расширилось и обогатилось представление о русской книжности накануне преобразований Петра I. Назову лишь несколько печатных изданий этого автора: "Памятники общественно-политической мысли в России конца XVII века: Литературные панегирики"; "А. Лызлов. Скифская История"; "Россия при царевне Софье и Петре I. Записки русских людей"; "И. Римский-Корсаков. Генеалогиа". Автор открыл несколько ценных исторических сочинений конца XVI - начала XVII и XVIII веков. Находки автографов первых авторских редакций "Прений с греками о вере" Арсения Суханова и исследование астрологических предсказаний царских врачей изменили наши представления о борьбе мнений в обществе во времена Алексея Михайловича и патриарха Никона.

Используя современные методы анализа манускриптов, автор по единым принципам пересмотрел всю известную в литературе рукописную книжность последней четверти XVII в. и бытование памятников этого времени в более поздней традиции. В сжатом виде значительная часть этих наблюдений суммирована в монографии Богданова, вышедшей в 1995 году 2 .

Теперь предстояло уже на более широкой и прочной источниковедческой базе заново рассмотреть литературу Московского государева и патриаршего печатных дворов, книжную продукцию архиерейских, монастырских и воеводских скрипториев, памятники правительственной публицистики в России и за ее пределами, широкий спектр записок современников, как и содержание культурных связей между Россией и Украиной, Белоруссией, Балканами, Центральной и Западной Европой.

Изменились за последние десятилетия и представления о действующих лицах "переход-

стр. 163


ного времени" в российской истории: о правителях, политиках и высшем духовенстве, о личностях ученых и писателей, придворных поэтов и публицистов, бунтарей и правдоискателей. Автор вводит читателей в неизвестный прежде духовный мир "действительно деятельных" россиян XVII столетия. Этот подход побуждает и на дипломатические баталии и военные действия взглянуть по-иному.

В рецензируемой монографии автор избрал путь системного анализа борьбы идей в московском обществе, причем не "накануне" преобразований, а с самого их начала, доказательно относимого им к царствованию Федора Алексеевича (1676 - 1682 гг.). Системное понимание исследовательского процесса было сформулировано автором еще в 1984 г. в связи с необходимостью постепенно привести логику гуманитарного исследования в соответствие с более развитой в естественных дисциплинах "наукой здравомыслия, наукой правильно рассуждать" (по определению В. Даля). Сомнения вызывает только излишне великодушное допущение автором простой линейной схемы исследования и устаревших методических штампов "для более древнего периода" 3 .

Книга раскрывает общность, взаимосвязь идей, по-разному и с различных позиций излагавшихся публицистами и воспринимавшихся современниками. Богданов показывает, что содержание литературных панегириков и политических гравюр невозможно установить вне стоящих за текстом обширных знаний, канонов и принятой символики (с учетом различий в их толкованиях). Теперь мы убеждаемся, что за всей публицистикой стоит единая система взглядов и вся борьба происходит в ее пределах.

Публицистическое разделение на "своих" и "чужих", имперских "ястребов" и не менее ярых "голубей", на "латинствующих" и "грекофилов", "западников" и "старомосковскую" партию - все эти ярлыки, не столько раскрывают, сколько маскируют истинные идейные противоречия в рамках единой державной концепции. Как показывает автор, то, что подобные ярлыки XVII в. до сих пор продолжают бытовать в историографии, нельзя отнести лишь на счет убедительности древних публицистов (хотя талант их теперь очевиден!). Суть проблемы в том, что в литературе до последнего времени хорошо отражались частные разногласия, но не было ясного представления об общем мировоззрении, в рамках которого и разгорались жаркие споры.

Богданов же выявил глубокую взаимосвязь взглядов десятков авторов разной сословной принадлежности, политической и идейной ориентации, начиная с их отношения к выдвинутой на высшем официальном уровне концепции Российского самодержавного православного царства и представлениям о миссии россиян в истории, продолжая спорами о войне и мире (особенно жаркими в условиях войн с Турцией 1673- 1681 и 1686 - 1700 гг.), о задачах и содержании просвещения России, о соотношении авторитета и прав разума, веры и науки. Интересны разделы, характеризующие идеологические и публицистические находки, сделанные искушенными политиками и литераторами в ходе борьбы за власть, особенно обострившейся, точнее - ставшей публичной со дня смерти царя Федора. В этом контексте особенно важна проходящая через все споры грань между московскими публицистами и "иноземцами-иноверцами", в число которых временами с легкостью попадают православные греки и малороссы, активно участвующие в полемике на разных ее сторонах, но не всегда сознающие ее подоплеку.

Коренная система общих идей и представлений о Российском православном самодержавном царстве выявлена и рассмотрена в монографии на основе всего комплекса отразивших ее памятников, начиная с чинов венчания русских царей, государственных и церковных актов, придворной публицистики и кончая авторами кратких летописцев, пытавшихся осознать замыслы составителей крупных летописных сводов (о кратких летописцах еще сравнительно недавно не ведала историческая наука). Значение этой идеи в свете изученной Богдановым публицистики несомненно. Логика исследования привела к открытию духовного первоначала, всеобщей закономерности, определявшей поиски авторами смысла государственного бытия и путей развития России.

Однако исторические изыскания автора в области происхождения российской державной идеологии (и всей государственной мировоззренческой системы) на доказательном уровне не простираются глубже конца XVI века. Уже для XVII в. далеко не все использованные автором важнейшие тексты опубликованы. При изысканиях же в источниках XV-XVI вв. автор вынужден опираться на материалы, круг которых искусственно сужен адептами "теории Третьего Рима". Репрезентативная источниковая база для изучения становления российской державной идеологии с XV века до сих пор не сформирована. Выходящие в последнее время работы по "Третьему Риму" лишь маскируют ее отсутствие. Монография Богданова показывает необходимость скорейшей разработки и введения в научный оборот полного комплекса источников о становлении идеологии Российской державы, по крайней мере - академического издания всех важнейших памятников XV- XVII веков.

стр. 164


Автор сделал серьезный шаг на пути к созданию такой всеобщей источниковедческой базы, четко структурировав текст своей монографии и снабдив ее развернутой системой указателей. Помимо аннотированного указателя имен, фондовых перечней старинных изданий и манускриптов, он дал и подробный указатель памятников, установив для большинства из них научные названия. Обработаны и воспроизведены орнаменты, заставки и, главное, многочисленные иллюстрации - общие виды и фрагменты политических гравюр XVII в., которые также изучаются в качестве публицистических памятников.

Следующим шагом должно быть компьютерное "издание" монографии в Рунете. При включении в компьютерную мировую сеть монография станет важным узлом базы данных по российской общественной мысли и публицистике. Но уже сейчас рецензируемая книга способствует ускорению и углублению исторических и филологических исследований всей русской книжности "переходного времени".

Примечания

1. ПЕКАРСКИЙ П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. Т. I-II. СПб. 1861 - 1862; СОБОЛЕВСКИЙ А. И. Образованность Московской Руси XV-XVII вв. СПб. 1903; его же. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв. СПб. 1903.

2. Богданов А. П. От летописания к исследованию: русские историки последней четверти XVII века. М. 1995, с. 568.

3. См.: БОГДАНОВ А. П. Системный анализ источников по социально-политической истории предпетровской России. - Тезисы докладов совещания "Комплексные методы в изучении истории с древнейших времен до наших дней". Москва, 20 - 22 февраля 1985 г. М. 1984, с. 143 - 145. Ср.: ЧИСТЯКОВА Е. В., БОГДАНОВ А. П. Некоторые проблемы изучения общественно-политической мысли в России второй половины XVII века. - Вопросы истории, 1986, N4, с. 45 - 57.

 

Опубликовано на Порталусе 19 марта 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама