Рейтинг
Порталус


А. Н. ПЫПИН. МОИ ЗАМЕТКИ

Дата публикации: 13 мая 2021
Автор(ы): В. Ю. ЗАХАРОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Номер публикации: №1620898167


В. Ю. ЗАХАРОВ, (c)

Саратов. "Соотечественник". 1996. 341 с.

Имя известного историка и филолога второй половины XIX в., Александра Николаевича Пыпина (1833 - 1904) в наши дни известно лишь специалистам. Отечественные и зарубежные исследователи не раз обращались к его работам о масонстве, декабризме, славянофильстве, народничестве, но в основном для того, чтобы извлечь из его трудов факты. Лишь немногие проявляли интерес к пыпинской концепции истории русской общественной мысли, однако, подробно ее не рассматривали, ограничиваясь, как правило, общими замечаниями и оценками, во многом зависевшими от официальных идеологических установок 1 . В дореволюционный же период Пыпин считался добросовестным ученым-энциклопедистом, сумевшем "обнять всю духовную жизнь России, осветить ее критически и поставить в надлежащую связь с потребностями культурного прогресса" 2 . В советской историографии его называли "либеральным фальсификатором" истории общественного движения в России XIX в., особенно истории декабризма 3 . Подобный подход к творческому наследию Пыпина преобладал в отечественной науке до недавнего времени. Сам он был известен скорее как родственник и ближайший друг Н. Г. Чернышевского, нежели как автор серьезных трудов по истории русской литературы и общественной мысли XIX века.

Автобиографические заметки Пыпина позволяют дать объективную оценку его жизненного и творческого пути. По словам дочери Пыпина В. А. Ляцкой, замысел написания мемуаров возник у него на рубеже 80 - 90-х годов XIX века. Именно в этот период выходят наиболее значительные труды ученого: "Общественное движение в России при Александре I", "Характеристика литературных мнений от 1820-х до 1850-х гг.", "Белинский: его жизнь и переписка", "История русской этнографии", "История русской литературы", принесшие ему славу и заслуженное признание. Однако в силу разных причин идея написания мемуаров не была реализована полностью. "Мои заметки" писались на склоне жизни - с лета 1900 по июнь 1904 года. Они охватывают период с конца 30-х годов XIX в. по 1860 год. Работа над мемуарами была прервана смертью автора.

Мемуары Пыпина имеют ряд существенных особенностей, отличающих их от воспоминаний других общественных деятелей XIX века. В большинстве этих мемуаров композиционной основой, сюжетным центром являлась жизнь и деятельность самого мемуариста. Все остальные события и лица являются как бы фоном, оттеняющим деятельность и мировоззрение автора. Иными были "Мои заметки". Как верно заметил ученик и биограф Пыпина Н. К. Пиксанов, "в воспоминаниях нет истории души" 4 . Данные мемуары написаны ярко выраженным представителем культурно-исторического метода научного исследования, предусматривавшего установление связей науки, искусства и литературы с другими факторами духовной жизни людей. Литература понималась Пыпиным как часть общей духовной культуры, своего рода культурно- историческая иллюстрация. "Интерес воспоминаний, писал Пыпин, может состоять лишь в тех отношениях частной жизни, которые могут прямо или косвенно, далеко, а иногда и близко касаться целой общественной жизни и нравов времени. Только это последнее и может побудить меня обратиться к своим воспоминаниям" (с. 46).

Главную задачу своих мемуаров Пыпин видел в том, чтобы создать общественно-литературные портреты видных деятелей, а также воспроизвести исторический фон, на котором они действовали. Личность же самого мемуариста отходит при этом как бы на второй план. С этой точки зрения, воспоминания Пыпина являются чрезвычайно ценным источником по истории общественно-литературной жизни России второй половины XIX века. На страницах мемуаров мы находим яркие характеристики знаменитых писателей и общественных деятелей

стр. 164


России этого периода: Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Д. в. Григоровича, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и многих других. Представляет значительный познавательный и научный интерес подробное описание конфликта "старого" и "нового" кружка журнала "Современник" на рубеже 1850-х - 1860-х годов, причин его возникновения, позиции в этом конфликте редактора журнала Некрасова (с. 157 - 160, 243 - 250). Интересны также описания быта, нравов, особенностей преподавания в Казанском и Петербургском университетах (с. 76 - 88, 97 - 105), зарисовки старого Саратова и старой Казани, рассказы о пребывании автора в Западной Европе, в частности, об образе жизни иностранцев, особенностях обучения в Йенском, Гейдельбергском университетах, Сорбонне (с. 170 - 197).

События в мемуарах излагаются в хронологической последовательности. Впрочем иногда этот принцип нарушается. Повествование прерывается характеристиками исторических деятелей, разбором конфликтных ситуаций.

К сожалению, в воспоминаниях Пыпина практически отсутствует личностный момент. Поэтому трудно восстановить процесс формирования мировоззрения Пыпина-ученого, а также выявить его личное отношение ко многим животрепещущим проблемам тогдашней действительности. Нельзя не отметить и некоторое высокомерие, снобизм маститого ученого к "непросвещенной толпе", которые местами проскальзывают на страницах "Моих заметок". Но главной цели Пыпину удалось достичь. Он сумел раскрыть общественную жизнь и нравы середины XIX в., достоверно воспроизвести сложные перипетии идейно-политической борьбы тех лет.

При подготовке мемуаров автор, естественно, пользовался дневниками, перепиской, обращался к старой периодике и книгам. В основном же он опирался почти исключительно на свою память, которую многие современники считали феноменальной, что впрочем не спасло его от ряда неточностей, на которые подробно указывается в комментариях к изданию. Издание "Моих заметок" сопровождается содержательной вступительной статьей А. С. Озерянекого и многочисленными иллюстрациями и портретами.

К сожалению, составителям не удалось выяснить местонахождение рукописного источника мемуаров. Озеря некий высказал предположение, что возможно автограф "Моих заметок" был вывезен в середине 20 годов в Чехословакию мужем дочери Пыпина историком литературы Е. А. Ляцким, принимавшем участие в дореволюционном издании "Моих заметок" (с. 22). Составителям пришлось довольствоваться перепечаткой с соответствующими комментариями текста дореволюционного издания "Моих заметок", что, естественно, не позволяет осуществить полноценный источниковедческий анализ текста.

Примечания

1. См. БАЛЫКИНД. А. А. Н. Пыпин как исследователь течений русской общественной мысли. Брянск. 1996, с. 3.

2. JAGIC V. A. N. PYPIN. - Neue freie Presse, 12.XII.1904.

3. НЕЧКИНА M. В. Движение декабристов. Т. I. М. 1955, с. 186 - 187, 17 - 18, 47 - 48; ТАРАСОВА В. М. Происхождение либеральной концепции декабризма. - История и историки. Историография истории СССР. М. 1965, с. 331.

4. ПИКСАНОВ Н. К. Памяти А. Н. Пыпина. - Известия Отделения русского языка и словесности Академии Наук, 1911, т. 15, кн. 3.

Опубликовано на Порталусе 13 мая 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама