Главная → ЛИНГВИСТИКА → НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ В ВЯТСКИХ ГОВОРАХ
Дата публикации: 16 июля 2024
Автор(ы): В. Г. ДОЛГУШЕВ →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА →
Номер публикации: №1721151953
В. Г. ДОЛГУШЕВ, (c)
В. Г. ДОЛГУШЕВ, кандидат филологических наук
Вятская губерния, как и другие местности России, издавна была богата народными поверьями и приметами. Они относились к разным сторонам жизни и деятельности человека: предсказание погоды; виды на урожай; материальный достаток; отношения между членами семьи; предсказание судьбы и т.д. Знакомство с народными поверьями и приметами позволяет раскрыть духовный мир человека прошлого и заглянуть в глубину народного мировосприятия, которое характеризовалось гармоничными отношениями между человеком и природой. Природа для крестьянина - основа его существования, неотъемлемая часть мироздания со своими законами. Знание и использование их помогало выжить.
Не менее значимыми были и отношения между людьми. Так, в вятских говорах издавна считалось большим грехом обидеть сироту: Не
стр. 104
обижай сироту - в доме не будет спориться - гласит народная мудрость. Во все времена человек стремился к миру и благополучию в семье, материальному достатку. В народе и на этот случай существовала примета: Не свисти в доме, деньги водиться не будут, а если долонь (ладонь) зудится (чешется) - это, говорят, к деньгам.
Вятский народ примечал всякую живность, даже маленьких насекомых. Особенно много примет относится к пауку. В современных говорах его называют по-разному - тенётник, тенятник, но наиболее распространенное - мизгирь. Увидеть паука - к добру: Мизгирь кверху подымается, значит, к добру (Оричевский р-н, 1974); Мизгири водятся к счастью (Орловский р-н, 1964). Широко бытовала и такая примета: Мизгирь ползет - письмо придет (Слободской р-н, 1965); Мизгирь ползет - письмо несет (Свечинский р-н, 2002); Мизгирь бежит по стене - значит, письмо будет (Омутнинский р-н, 1972); Мизгирь на стене - письмо, знать, будет (д. Науминцы, Белохолуницкий р-н, 1972); Мизгирь над глазами спустился - письмо придет (Слободской р-н, 1968) и др. Но к самому пауку в различных местностях отношение было неоднозначным. В одних считалось плохой приметой обидеть паука - Мизгиря-то не давят: не к добру (д. Березник, Куменский р-н, 1973), в других, наоборот, паука недолюбливали: Не люби мизгиря - несчастье будет (Орловский р-н, 1967); Мизгиря раздавить - сорок грехов снять (д. Барашки, Унинский р-н, 1973). Известный писатель и этнограф XIX века М. Забылин отмечал: "По народному русскому поверью, все пауки вредны от мала до велика" [1]. Согласно народным поверьям, и паутина в доме (в говорах - тенето, тенёта) - плохая примета: Обмети-ко тенета-то: хоть поменьше ругаться, может, будем (с. Ишлык, Советский р-н, 1976). То есть, если есть паутина в доме - это к близкой ссоре или ругани.
Зоркий народный глаз подмечал: если уголек выкатился из печки, то будут гости. Эта примета существовала в середине XIX века и о ней писал В. И. Даль: Уголья, искры, головни из печи - к гостям [2]. В диалектном тексте, записанном, по предположению, священником и этнографом Н. Кибардиным в Орловском уезде Вятской губернии, говорится как раз об этой примете: "Ну, бог с тобой, уголек, прямехонько в рожу!.. Видно се дни уж приедут: уголье-то не лгут веть неколя! Да и сорока-та вечор малошно ле шшокотала у окошка: так гостей и насказывала!.. Принесь их осподи!.." [3]. Здесь говорится еще об одной примете, указывающей на скорый приезд гостей, - стрекотании сороки.
В текстах, записанных Н. Кибардиным в Орловском и Котельническом уездах в середине XIX века, идет речь и о приметах, свидетельствующих о хорошем урожае: если в святки стоит хорошая погода, то и лето будет хорошим, а следовательно, и урожай будет хороший: Эв-то веть первая примета, ежели, особливо светьем, стоит вёдро, се-
стр. 105
нокос будет вёдро, а рожь-та зреет сенокосом (Орловский у.). Если в святки будет много на деревьях инея - куржевины - то тоже будет хороший урожай - ежели светьем кма живет куржевины, хлебеч будет басок, умолотен (Орловский у.). В святочные дни нельзя заниматься домашней работой - это не нравится силам зла: "Преди пожалуй, - говорит одна из крестьянок другой, - нет умату! Куляш [мифологический персонаж, появляющийся на святках, водяной черт. - В. Д. ] придет, умчит жо. Ну садится ли кто светьем [в святки. - В. Д. ] за пресничу [прялку]?" (Орловский у.).
Если на Ильин день (20 июля по старому стилю) стоит молодой месяц, то надо сеять молодой рожью, а если старый месяц - "на умете" - то старой, чтобы был хороший урожай (Котельнический у.).
О погоде на лето говорило такое явление: если весной из муравейников выходили сначала красные муравьи - лето будет теплым, а если черные - то дождливым: "Я слыхал от старых людей, щте весной ежеле из муравишшов [муравейников. - В. Д. ] переж красные муравьи выходят - будет лето красное, а коли черные переж, - лето будет черное, замочливо. Я весной эвто замечею, переж и узнаю, коля какое будет лето" (Котельнический у.).
Народная память донесла до нас из глубины веков множество наблюдений, сохранив их в поверьях и приметах. Они сконцентрировали в себе опыт предшествующих поколений и стали частью народной культуры.
Литература
1. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным М., 1880. С. 275.
2. Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1998. Т. 3.
3. Зимнее утро в крестьянской избе. Ильин день в 1847 году // Сб. ОРЯС АН. Пг., 1920. Т. 95. N 1. С. 67 - 70.
Киров
Опубликовано на Порталусе 16 июля 2024 года

Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK