Полная версия публикации №1610576265

PORTALUS.RU СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ Досуг в городах России во второй половине XIX - начале XX в. → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

А. В. Литягина, Досуг в городах России во второй половине XIX - начале XX в. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 14 января 2021. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/love/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1610576265&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 09.03.2021.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

А. В. Литягина, Досуг в городах России во второй половине XIX - начале XX в. // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 14 января 2021. URL: https://portalus.ru/modules/love/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1610576265&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 09.03.2021).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

А. В. Литягина, Досуг в городах России во второй половине XIX - начале XX в. / Вопросы истории, № 10, Октябрь 2007, C. 136-142.



публикация №1610576265, версия для печати

Досуг в городах России во второй половине XIX - начале XX в.


Дата публикации: 14 января 2021
Автор: А. В. Литягина
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ
Источник: (c) Вопросы истории, № 10, Октябрь 2007, C. 136-142
Номер публикации: №1610576265 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Во второй половине XIX в. организация людьми досуга во многом отражала сословный строй российского общества. Отдыхали и развлекались в своем кругу. Аристократия и высшее чиновничество, мелкие чины, интеллигенция, купечество, мещанство соблюдали автономность в быту. Дворяне и купцы имели свои отдельные собрания, устраивали приемы, приглашали на банкеты равных себе по сословному статусу. У деловых людей распорядок дня и жизни, быт, досуг были подчинены интересам предпринимательства.

 

Популярными центрами досуга являлись общественные (благородные) собрания. Активисты от городского общества разрабатывали устав собрания, который затем отсылался на утверждение губернатору и далее в министерство внутренних дел. По уставу собрание избирало старшину, который регламентировал открытие и закрытие собрания, давал разрешение на проведение в нем различных мероприятий. В общественных собраниях проводились праздничные вечера, организовывались концерты, спектакли, танцы и прочие развлечения. В 1871 г. был принят устав Томского общественного собрания. По уставу в члены собрания допускались всех званий и состояний люди, "которые по своему поведению и образованию могут быть приняты в приличное общество". Семейные члены должны были платить по 15 руб., холостые - по 10 руб. в год за возможность посещать такой клуб. В здании собрания размещалась библиотека, где постоянно находились газеты и журналы, и никто не вправе был их брать домой. Там дозволялись карточные игры, бильярд, шахматы, шашки, домино. За игры в позднее время устанавливалась дополнительная плата, а долг возвращался на другой день. В случае неуплаты член исключался из собрания без баллотировки, то есть без голосования по этому поводу старшин этого своеобразного Английского клуба в провинции1.

 

Если в собрании организовывались неуставные мероприятия или посетители непристойно себя вели, то собрание власти могли закрыть. Это, например, имело место в г. Мариинске Томской губернии. В 1872 г. здесь по утвержденному уставу открылся клуб. В 1879 г. губернатор его закрыл, "так как в этом собрании неоднократно за время его существования допускались пьянства, ссоры и вообще членами его постоянно нарушались и ныне нарушаются правила пристойности". В 1880 г., губернатор разрешает вновь открыть собрание, "так как причины закрытия ныне, за выездом из Мариинска некоторых лиц, дозволивших себе неприличное и оскорбительное для общества поведение, уже не существует"2.

 

В Омске в 1868 г. возникло общественное собрание, в 1875 г. там же был утвержден устав военного собрания3. В Тюмени клуб долгое время был единственным центром досуга. Два раза в неделю там устраивались танцевальные вечера. Иногда проходили любительские спектакли4.

 

 

Литягина Алла Владимировна - кандидат исторических наук, доцент Бийского педагогического государственного университета.

 

стр. 136

 

 

Во всех городах члены общественного собрания следили за чистотой своих рядов. В Иркутске в конце 1870-х годов старшины Иркутского клуба единогласно решили не пускать актеров в стены клуба5. Актеры своим стилем жизни, характером работы, привычками, даже одеждой выделялись в обществе провинциального города. Верхушка горожан смотрела на актеров свысока и не допускала их в свою среду.

 

У купцов Бийска существовало купеческое собрание, которое уже с 80-х годов XIX в. именовалось не иначе как городское общественное собрание, куда представители местного общества из разных сословий могли приходить, общаться и выбирать для себя что-то из набора принятых здесь развлечений: танцы, игру в карты, прослушивание читаемой вслух книги ("общественные читки"), обсуждение последних новостей. Члены и гости клуба здесь не только проигрывали и выигрывали огромные суммы денег, но и "отводили душу" разговорами, общением. Здесь же устраивались театральные представления, концерты, маскарады.

 

Неоднородности общественной и культурной жизни в городах, отсутствию в ней единого общего начала способствовали различные социальные и профессиональные организации: приказчичьи или коммерческие клубы, общества ремесленников, врачебные общества взаимной помощи, императорское общество судоходства и его отделы, различные научные общества и т. д. Специализированные общественные формирования занимались организацией досуга своих членов.

 

Большое распространение имела традиционная культура времяпрепровождений, связанная с народными развлечениями, фольклором, со старым патриархальным бытом. Популярными были гуляния на свежем воздухе, походы в гости, песни и танцы, игры в среде молодежи, конские бега, катания на лошадях, кулачные бои. Особенно веселым для обывателей, насыщенным народными развлечениями временем были дни праздников: Рождество, Новый год, Святки, Масленица, Пасха. Современник писал: "Любимое развлечение тоболяков - маскарад. Главные маскарады с призами устраиваются в общественном собрании в традиционные дни. Самый большой - 1 января. Еще задолго до святок маскирующаяся публика начинает уже хлопотать и готовить костюмы. В Тобольске еще не вывелся обычай ездить маскированным по домам. И обыватели гостеприимно принимают "маски", угощают винами, закусками, приглашают музыкантов или танцуют под аккомпанемент пианино или фисгармонии. Маски повеселятся в одном доме, едут в другой, где на воротах фонарь висит, означающий прием масок - и так до утра". "Но вот минули святки с маскарадами, елками, танцевальными вечерами, и обыватель снова не знает, куда себя девать и ждет не дождется масленицы"6.

 

Долгое время были популярны кулачные бои. На улицах собирались бойцы и зрители с двух разных частей города. "Стенка" шла на "стенку", и для победы было необходимо пробить живую стену бойцов и прогнать их как можно дальше. Это было жестокое развлечение. Церковь выступала категорически против таких боев. И если вдруг случалось, что во время боя кто-либо погибал, то жертву дикого развлечения запрещалось хоронить на общем кладбище. Считалось, что гибель наступила вследствие большого греха: кулачного боя. Среди бойцов были свои силачи-герои, которые стремились поразить и удивить народ. О наиболее мощных и ловких бойцах в городах ходили легенды. Кулачные бои были популярны почти во всех городских поселениях независимо от численности жителей и статуса города. Во многих российских городах этот вид развлечения процветал даже в начале XX века. В Омске знамениты были кулачные бои зимой, на застывшей реке Оми между жителями Качагур и лугашами, т.е. жителями левого лугового берега реки. В 1912 г. здесь произошел один из самых жестоких боев, когда даже полиция, вызванная на место поединка, оказалась не в состоянии прекратить это страшное "Ледовое побоище". В Бийске больше всего были известны бои между жителями "Казанки" и "Форштадта". Регулярно между жителями разных частей города сражения проводились в Томске, Иркутске, Тюмени. В Тюмени кулачные бои называли "войнишками", и в газете сообщалось, что полиция не могла их искоренить: "...традиционные побоища по воскресеньям, кулачная расправа продолжает процветать. Полиция преследует бойцов в одном месте, они находят другое и т. д. В настоящее время каждое воскресенье и праздник устраиваются кулачные бои в трех местах"7.

 

Массовой формой проведения досуга в провинциальных городах были гуляния на свежем воздухе. Народные гуляния означали массовый выход людей на улицы, площади, шествие к берегу реки, в сад, на гору, на окраину города. При этом отдельные горожане имели свои излюбленные места встреч и круг занятий. Гулять обычно выходили семьями, но каждое поколение соблюдало свои правила поведения. В городском саду играл духовой оркестр, работал буфет. Часто гуляли по городским улицам. В воскресенье и праздничные дни, пообедав и отдохнув, горожане, особенно из

 

стр. 137

 

 

купцов, богатых мещан в нарядной одежде выходили на улицу и прогуливались со знакомыми по наиболее людным местам. Некоторые оставались у ворот, на скамейках около дома - проводили время в разговорах, часто щелкая орехи или семечки, а другие ограничивались наблюдением за уличной жизнью из окна.

 

Горожане катались на пароходах, на лодках. Тюменский купец Н. М. Чукмалдин вспоминал: "Летом в праздничные дни мы иногда плавали на лодке по р. Туре в виде прогулки. Соберется, бывало, кучка песенников, и мы, сидя в лодке во время плавания, распевали песни"8.

 

В зимнее время популярным среди молодежи города было катание на коньках. Молодежь из простых семей каталась с горы на салазках, скамеечках, ледянках. Летом среди мелкого мещанства, ремесленников широко бытовали уличные игры. Играли дети, подростки и взрослые парни и девушки чуть ли не до свадьбы. Для этих игр было характерно заметное разделение на мужские и женские. Парни играли в городки, в бабки, в лапту, в чехарду, ходили на ходулях, запускали змея. Девушки бегали в догонялки, играли в камешки, бусины ("верстки"). Дети качались на качелях, гоняли обруч, играли в мяч.

 

Общение, гостевание в часы досуга было широко распространенным занятием, особенно в провинциальных городах, где выбор развлечений был гораздо скромнее, чем в Москве и Петербурге. Жительница Иркутска, например, вспоминала, что без приглашения в гости ходить было не принято: "В праздники без приглашения в гости не ходили. Мы приглашали и нас приглашали в определенное время. При этом нужно обязательно отбыть очередь: если тебя приглашали, то и ты должен пригласить"9.

 

К 60-м годам XIX в. увеличилось число гастролей музыкантов и певцов в провинциальных городах. Это было связано с важными, переломными событиями в музыкальном искусстве: организацией Русского музыкального общества, Бесплатной музыкальной школы. Возникло - впервые в истории страны - профессиональное музыкальное образование. Появились центры музыкального искусства, которые стали организовывать просветительские концерты, где звучали произведения Бетховена, Моцарта, Шумана, Шопена, Баха, увертюры к операм Глинки, отрывки из опер Даргомыжского и других. В 1857 г. в Тобольске, Омске и Барнауле с успехом прошли концерты флейтиста А. Совле, который в 1859 г. вновь выступал в Сибири. В 1858 г. здесь гастролировал скрипач Севастьянов, которому в Тюмени аккомпанировала сестра полковника - Е. М. Серебрякова. В 1859 г. состоялись концерты певца Пекока и бельгийского скрипача А. Раншере, выступавшего и в следующем году. Музыканты давали не только публичные концерты, но иногда играли и в домах видных чиновников, где собирался узкий круг ценителей музыки10.

 

Однако значительное количество людей не понимало высокого музыкального искусства и не умело наслаждаться им. Современники нередко писали о провинциальной публике, о том, что "талантов здесь еще не понимают", что сборы у них незначительные. Это, например, относилось к вокальным концертам в Тобольске меццо-тенора Пекока, где он пропел несколько итальянских арий, русских романсов и песен. Автор письма в "Тобольские губернские ведомости" писал, что сочинения были исполнены недурно, однако выходившие из зала после концерта люди сожалели, что потратились на билеты ("деньги на ветер"), не получив никакого удовольствия от услышанного11.

 

После отмены крепостного права стали возникать многочисленные общественные организации, школы и внешкольные учреждения. Появилось осознание необходимости устройства театров для широких кругов населения с целью "цивилизовывать" и возвышать их. В российской прессе печатались призывы учреждать народные театры с билетами по доступным для людей ценам, чтобы отвлечь их от "грубых удовольствий" и проявить "воспитательное влияние". Большинство сторонников народного театра, соглашаясь с наличием у него важной просветительской функции, все же хотели видеть в нем нечто большее, чем классную комнату. Театральные критики, публицисты подчеркивали, что фундаментальная цель театра - удовлетворять эстетическое чувство каждого человека. Напоминалось, что театр - это также развлечение, но развлечение более высокого качества, чем то, что предлагалось в балаганах12.

 

Существование театральной монополии до 1882 г. тормозило развитие театрального дела в стране. Правда, Дирекция императорских театров имела право допускать частные зрелищные постановки за определенный процент со сборов. Это позволило появиться к 1880-м годам некоторым частным театрам не только в столицах, но и во многих провинциальных городах. В Иркутске строительство здания для профессионального театра было закончено в 1851 году. В торжественный день его открытия на сцене шла пьеса Н. А. Полевого "Русский человек добро помнит" и еще две пьесы - типичные образцы легких водевилей. Наряду с такими постановками иркутская те-

 

стр. 138

 

 

атральная публика уже в те годы знакомится с произведениями великих авторов: в 1852 г. была поставлена комедия "Горе от ума" Грибоедова, чуть позже - "Женитьба" Гоголя, "Свои люди - сочтемся" и "Не в свои сани не садись" Островского, "Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина и "Гамлет" Шекспира13. В 1880 - 1890-е годы Иркутск считался крупным театральным городом, знающим толк в постановках.

 

Новый губернатор Томской губернии И. И. Красовский сразу же после своего вступления в должность отыскал временное место в Томске для театральных постановок (манеж, принадлежавший военному округу). 8 сентября 1883 г. труппой Вельского был дан первый спектакль по пьесе Грибоедова "Горе от ума". "К началу спектакля манеж наполнился самою разнообразною публикой. Ложи были заняты семействами представителей местной администрации и богатым семейным купечеством. В партере, в первых рядах, сидели: полицмейстер, жандармский полковник, его адъютант, известные в городе врачи, офицеры батальона, рецензент местной газеты - словом, вся городская интеллигенция. Последние ряды стульев и скамейки занимали: мелкое купечество, приказчики, гимназисты, гимназистки и тот средний люд, который уже спустился с галереи, но до первых рядов стульев еще не дошел. Галерка, вновь устроенная на хорах манежа, наполнилась народом". В 1885 г. здесь было выстроено новое каменное здание театра на средства купца Королева. После 1884 г., когда была открыта народная бесплатная библиотека, любители организовывали спектакли на сцене небольшого зрительного зала, вмещавшего 400 человек. Члены общества попечения о начальном образовании устраивали здесь общедоступные постановки с платой 5 коп. за вход. Позже в Томске появились и другие драмкружки: при обществе взаимного вспомоществования приказчиков, при железнодорожном собрании14.

 

С конца 1870-х годов местными общественными силами в городах постоянно ставились различные благотворительные спектакли. Представления устраивались даже в малых по численности населения городах (менее 10 тыс. жителей). Так, в Таре (Тобольская губ.) в 1879 г. организовывались различные зрелищные мероприятия, в том числе спектакли по пьесам А. Островского. В Ишиме в 1880 г. во время Никольской ярмарки также состоялись любительские благотворительные спектакли. Устраивались представления в Тюкалинске, Туринске, Ялуторовске, Березове, Кузнецке, Колывани и других поселениях со статусом города с весьма малым числом жителей. Благотворительные спектакли в маленьких городках давали небольшие сборы, от 20 до 70 руб. чистой прибыли. Деньги направлялись на помощь бедным ученикам, на устройство ночлежных домов, помощь бедным горожанам, библиотекам и т. д.15.

 

Благодаря энтузиазму демократической интеллигенции ставились спектакли с целью привнесения искусства в народ. Примером является пензенский театр, действовавший в летние сезоны второй половины 1890-х годов, создатели которого не принижали своих задач в расчете на неподготовленного зрителя. Среди его участников выделялся юный В. Э. Мейерхольд, который позже вспоминал о получении духовной радости от организации народных спектаклей во время своего приезда на каникулы в родной город16.

 

Посещение представлений стало привычным для многих горожан, однако на очередной спектакль смотрели больше как на факт общественный жизни. В 1871 г. "Одесский вестник" писал о том, что публика ходит в театр не ради спектакля, а ради собственных дел, чтобы встретиться с кем-то, обсудить какие-то свои вопросы или просто от нечего делать17.

 

Эпоха модернизации с неизбежностью ставила перед экономической и интеллектуальной верхушкой общества вопрос рациональной организации досуга населения. С середины 1880-х годов санкт-петербургские промышленники старались контролировать проведение досуга рабочими, организуя для них "разумные развлечения". Промышленников поддержало государство, выборные органы власти, общественность. Самым большим культурным центром в России стал открытый Попечительством о народной трезвости Народный дом в Петербурге, где имелись столовая и чайная, библиотека и театр на 3 тыс. мест18. После этого Народные дома стали открываться во многих городах России. В них организовывался досуг для широких городских масс, связанный не только с развлечениями и увеселениями, но и с просветительством.

 

Особым развлекательным пространством становились сады и парки с различными увеселительными обустройствами. К 1900 г. в Петербурге насчитывалось уже около десятка увеселительных садов с открытыми сценами, закрытыми театрами, буфетами, танцевальными площадками, оркестровой музыкой, разнообразными аттракционами: запуском воздушных шаров, эквилибристами, парашютистами, фонтанами, бассейнами и т. д. В Москве особенно прославились увеселительные предприятия крупнейшего российского антрепренера М. В. Лентовского. Одним из его созданий в Москве стал центр "Эрмитаж". Современники отзывались об "Эрмита-

 

стр. 139

 

 

же" как о летнем театральном предприятии, выдающемся по "разнообразию, богатству и широте", куда по вечерам "прямо-таки бежали" "семейная публика, простой народ, аристократы, кокотки, кутящая молодежь и деловые люди"19.

 

Одним из любимых развлечений горожан становится цирк. Большинство цирков были на колесах, переезжали из города в город, с ярмарки на ярмарку, поэтому в XIX в. практически вся страна знала лучшие коллективы: цирки Сулье, Сура, Труцци, Саламонского, братьев Никитиных и другие. Согласно некоторым подсчетам, к концу XIX в. в России работало до трех десятков цирков20. В городах с нетерпением ожидали прибытия цирковых артистов. В 1890 г. на пасху в Тобольске давал представления цирк Панкратова. Томская публика была в восторге. Билеты на представления раскупались быстро. "Сибирская газета" за 1889 г. предлагала от имени любителей цирка выделить городские средства на продление цирковых представлений в Томске. "Так как ко дню открытия университета у нас нет никаких зрелищ, то многие из публики выражают желание, чтобы цирк остался здесь на весь июль. Действительно, городу из ассигнованных им 4 тыс. руб. на торжество не мешало бы часть отделить на народные зрелища, в числе которых и цирк". А вот в другой газете такие пристрастия томичей осуждались: "63 тыс. руб. томичи потратили на театр, 68 тыс. руб. на цирк. Томск завел 2 цирка. Университетский город!" Газетой цирк определялся как грубое удовольствие21.

 

Значимым фактом жизни людей становится книжная культура. В стране к 1894 г. насчитывалось свыше 1000 типографий, выросли темпы книгопечатания, тиражи популярных книг в несколько тысяч экземпляров стали обычным делом, число книжных магазинов выросло до 2 тысяч22. Более всего в ходу были лубочные книжки: различные "Сонники", "Оракулы", "Искусство нравиться женщинам и мужчинам" и т. п., а также дешевая низкопробная занимательно-художественная литература. С возникновением обществ попечения о начальном образовании началась целенаправленная работа по вытеснению с сибирского книжного рынка плохих книжек более качественной литературой издательств Калмыковой, Поповой, Вольфа, Павленкова, Маркса, Сытина, а также фирмы "Посредник"23. Более доступной для широких кругов населения были книги по цене 50 коп. и ниже. Популярностью пользовались народные книжки издательства "Посредник", которые продавали по 1,5 коп. за штуку. Это были рассказы Короленко, Л. Толстого, Н. Лескова и других известных авторов.

 

Наблюдался рост числа публичных библиотек в городах. В Петербурге в 1881 г. насчитывалось 39 различных библиотек и читален, к концу 1890-х годов здесь действовало 6 бесплатных библиотек24.

 

Открывались библиотеки и в провинциальных городах. 1 июля 1870 г. П. И. Макушин в Томске открыл библиотеку для знакомых с платой за пользование книгами 10 коп. в месяц. Число подписчиков с 12 выросло к концу года до 73. 4 апреля 1871 г. на просьбу Макушина о разрешении открыть в Томске публичную библиотеку от губернатора наконец был получен положительный ответ. К этому времени фонды состояли уже из 583 названий разных книг. "С широким оповещением жителей города об означенном разрешении число подписчиков почти с каждым днем стало увеличиваться, радуя и окрыляя меня. Я был в восторге, что мое первое выступление на широкой публике оказалось таким удачным и отвечающим ее духовным запросам". К концу 1873 г. библиотека имела около 2 тыс. томов, а число подписчиков в зимние месяцы доходило до 400 человек. В мае 1873 г. при библиотеке был устроен кабинет для чтения. Туда были выписаны газеты и журналы. Как писал Макушин, кабинет собирал и объединял значительную группу томской интеллигенции. К концу XIX в. в городе имелись две библиотеки. Об одной только что шла речь, а другая принадлежала обществу попечения о начальном образовании Томска и была бесплатной25. К 1911 г. в городе насчитывалось уже семь библиотек, а общее число подписчиков - более 3,5 тыс. человек.

 

В малых городах также открывались библиотеки, и это являлось заметным событием местной жизни. В газете "Сибирь" за 1897 г. читаем сообщение: "И на нашей стороне выпал праздничный день открытия общественной библиотеки. Скромно прошел праздник, немноголюдным было торжество открытия библиотеки, но тем не менее это торжество дало до некоторой степени возможность сплотить интеллигентские силы нашего городка. К сожалению, вновь открытая библиотека не богата книгами и денежными средствами. На торжестве после молебна были произнесены две речи: учитель Шунков познакомил присутствующих с историей возникновения библиотеки и с ее средствами, а г. Попов сделал характеристику отношений кузнецкого общества к хорошему почину"26.

 

Писалось и о плохих условиях работы библиотек. Об особенностях библиотеки г. Мариинска Томской губ. писал "Сибирский вестник": "Один из светлых штрихов

 

стр. 140

 

 

нецветистого фона мариинской жизни - местная общественная библиотека. В часы ее открытия она настолько переполняется подписчиками, что им довольно долго ждать очереди для перемены книг, а в читальне не всем хватает стульев. Безобразно, что вследствие низкой температуры помещения все, даже посетители читальни, сидят в шубах, галошах, с замотанными платками головами. В читальне на стол беспорядочно бросают газеты, и на нем можно найти номера за прошлый год. Часто оказывается, что какой-либо подписчик преспокойно взял со стола все свежие номера и унес их к себе домой. В читальне и библиотеке шум и хохот, так как некоторые из местных господ ташкентцев полагают, что библиотека - место свиданий и рассказов анекдотов. В заключение мы скажем об отрадном явлении: дума субсидировала библиотеке 60 руб в год"27.

 

Благодаря инициативе общественных организаций в городах стали проходить публичные чтения светской литературы. Народ собирался в школьных зданиях, в помещениях библиотек, в Народных Домах. Популяризация произведений известных писателей, приобщение к художественным, эстетическим ценностям, научным знаниям способствовали подъему культурного уровня людей.

 

Во второй половине XIX в. при участии общественности в России было организовано много разнообразных по профилю музеев: исторических, естественнонаучных, художественных, промышленных, сельскохозяйственных. В 1877 г. в Омске состоялось открытие Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. При нем были сформированы библиотека и музей. В 1878 - 1879 гг. музею были подарены многие экспонаты. Ученый Г. Н. Потанин подарил различные предметы, привезенные им из Монголии, Игнатов и Тюфин передали кольчугу, вериги, различные фото, трех "каменных баб", М. Н. Швецов - коллекцию птиц, двух деревянных идолов, нитки из крапивы, веретено и челнок для пряжи, обрядные женские рубашки, И. О. Соколов - старинный портрет Ермака28. Музей постоянно пополнялся новыми экспонатами.

 

Выставки художников-передвижников, первая из которых была организована в 1871 г., стали впервые знакомить с русской живописью не только столичную, но и провинциальную публику. Этому способствовало возникновение обществ любителей художеств. Например, в Томске в 1909 г. возникло такое общество. Выставки картин в городе стали проводиться регулярно, с переменным успехом. Об этом можно судить по публикациям в газете "Сибирская жизнь". Так, с 26 декабря по 6 января в Томске проходила 2-я периодическая выставка картин местных художников. Посетителей, как отмечалось в газете, из-за морозов было мало. Всего за весь период на картины пришли посмотреть 1400 человек. Продано было 60 картин. О 5-й выставке картин Томского общества любителей художеств газета писала с восторгом. Говорилось о ее небывалом успехе, о том, что "выставка никогда еще не вызывала таких разговоров в городе". Успех был достигнут благодаря участию столичных художников, широкому спектру выставляемых работ авторов с разными взглядами на искусство и технику живописи29.

 

В целом в структуре досуга населения произошли знаковые изменения. Молодое поколение активно приобщалось к просветительским ценностям, к новым формам свободного времяпрепровождения. В то же время активно распространялась массовая, зрелищная культура. Возрастало число новых досуговых центров.

 

Одним из наиболее перспективных центров досуга на рубеже XIX-XX вв. становится кинематограф. Первые видовые и хроникальные фильмы демонстрировались в мае 1896 г. сначала в Петербурге, в саду "Аквариум", затем - в Москве, в саду "Эрмитаж". С 1908 г. стали распространяться сюжетные игровые фильмы. Электротеатры имели огромный успех. Например, в г. Бийске Томской губ. в списке спектаклей и других увеселений, состоявшихся в апреле 1912 г., указано общее количество проданных билетов - 7053. Из них 665 билетов было продано на спектакли, 378 - в цирк, 6000 - на посещение сеансов кинематографа "Косморама"!30

 

Электротеатры выполняли как развлекательные, так и просветительские функции. Например, в Омске с лета 1914 г. по решению местной думы в городском электротеатре "Прогресс" для учащихся начальных школ по воскресеньям устраивались бесплатные киносеансы. Показывали, например, такие познавательные и развлекательные фильмы: "Постройка аэропланов", "Оловянные рудники и заводы в Малаке", "Маневры образцовой пожарной команды", "Остров Святой Гильды", "Трагедия детской души", "Глупышкин примерный гость"31.

 

Городское население представляло собой благодатную почву для распространения как просветительской, так и коммерческой культуры не только в столичных, но и в провинциальных городах. Население активно отзывалось на всякого рода предложенные зрелища, представления, концерты и нуждалось в расширении круга развле-

 

стр. 141

 

 

чений. Современник писал, например, о жителях Тобольска, которые после постройки Сибирской железной дороги оказались в глуши, в стороне от активной экономической жизни: "тоболяки падки до всякого рода зрелищ" и охотно посещают местный театр ("на материальный успех труппа пожаловаться не может")32. Тяга к грамотности и книгам также довольно сильно проявлялась у горожан. П. И. Макушин писал: "Увеличивающееся год от года число подписчиков служило все время для меня стимулом к постоянному пополнению библиотеки новыми книгами"33.

 

Обе стороны культурного процесса - просвещение и коммерция - были актуальны, перспективны в рассматриваемый период в городах России, они формировали новые формы досуга горожан, адекватные эпохе индустриального, урбанизированного общества. Новое общество не могло функционировать без ценностной системы, одинаково понятной как жителю Петербурга, так и горожанину из глубинки. Как в столицах, так и в провинции создавалась публика, готовая к потреблению культурных продуктов разного уровня: от высокодуховных до пошлых, от пустых до глубоких и содержательных.

 

Примечания

 

1. БОЙКО В. П. Томское купечество конца XVIII - XIX вв. Томск. 1996, с. 158.

 

2. Государственный архив Омской области (ГАОО), ф. 3, оп. 6, д. 10071, л. 1,7, 10.

 

3. Там же, ф. 14, оп. 1, д. 712, л. 6.

 

4. Сибирская газета, 1888, N 1.

 

5. МАЛЯРЕВСКИЙ П. Г. Очерк из истории театральной Сибири. Иркутск. 1957, с. 77.

 

6. Сибирские письма. Тобольск (сонное царство). - Сибирские вопросы, 1908, N 7, с. 35 - 36.

 

7. Сибирь, 1897, N 136, с. 2.

 

8. ЧУКМАЛДИН Н. М. Мои воспоминания: Избранные произведения. Тюмень. 1997, с. 109 - 110.

 

9. ГОНЧАРОВ ЮМ. Очерки городского быта дореволюционной Сибири (середина XIX - начало XX в.). Новосибирск. 2004, с. 308.

 

10. КУПРИЯНОВ А. И. Русский город в первой половине XIX века: общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М. 1995, с. 106.

 

11. Государственное управление Тюменской области "Государственный архив в г. Тобольске" (ГУТО "ГАТ"), ф. 329, оп. 16, д. 4, л. 43 об.

 

12. SWIFT A.E. Popular theater and sociely in tsarist Russia. Berkeley. 2002. XV, p. 76.

 

13. МАЛЯРЕВСКИЙ П. Г. Ук. соч., с. 44 - 45, 47, 52 - 53.

 

14. ЛЯСОЦКИЙ И. Е. Прошлое Томска в названиях его улиц, построек и окрестностей. Томск.

 

1952, с. 39, 43 - 44.

 

15. ГУТО "ГАТ", ф. 152, оп. 8, д. 232, л. 15, 26, 27; д. 204, л. 1, 30, 32, 45; оп. 9, д. 88, л. 13, 16, 31, 32, 35, 38.

 

16. Русская художественная культура второй половины XIX века. М. 1988, с. 200.

 

17. Там же, с. 187.

 

18. СВИФТ Э. Развлекательная культура городских рабочих конца XIX - начала XX века. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. СПб. 2000, с. 307.

 

19. УВАРОВА Е. Д. Вокзалы, сады, парки. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв., с. 328, 338.

 

20. НЕКРЫЛОВА А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л. 1988, с. 164.

 

21. Сибирская газета, 1889, N 49; Сибирь. 1897, N 56.

 

22. ЗЕЗИНА М. Р., КОШМАН Л. В., ШУЛЬГИН В. С. История русской культуры. М. 1990, с. 214.

 

23. БЕРДНИКОВ Л. П. Книготорговля в Сибири во второй половине XIX в. 200 лет книгопечатания в Сибири. Очерки истории книжного дела. Новосибирск. 1988, с. 94 - 95.

 

24. ЯКОВКИНА Н. И. История русской культуры: XIX в. СПб. 2002, с. 411.

 

25. Государственный архив Томской области (ГАТО), ф. 1582, оп. 1, д. 20, л. 2; ф. 3, оп. 2, д. 2651, л. 4; д. 3674, л. 17.

 

26. Сибирь, 1897, N 8, с. 2.

 

27. Сибирский вестник, 1904, N 27.

 

28. ГАОО, ф. 86, оп. 1, д. 6, л. 58.

 

29. Хроника художественной жизни Томска, с. 64, 66.

 

30. Центр хранения архивных фондов Алтайского края, ф. 170, оп. 1, д. 539, л. 161.

 

31. ГАОО, ф. 172, оп. 1, д. 174, л. 24; д. 306, л. 39.

 

32. Сибирские письма. - Сибирские вопросы, 1908, N 7, с. 35 - 36.

 

33. ГАТО, ф. 1582, оп. 1, д. 20, л. 4.

 
 

Опубликовано 14 января 2021 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1610576265

© Portalus.ru

Главная СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ Досуг в городах России во второй половине XIX - начале XX в.

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU