Полная версия публикации №1617442315

PORTALUS.RU СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ Обучение немецких детей на территории Калининградской области в 1946 - 1947 учебном году → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

И. Ф. Сюбарева, Обучение немецких детей на территории Калининградской области в 1946 - 1947 учебном году [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 03 апреля 2021. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/love/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1617442315&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 16.05.2021.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

И. Ф. Сюбарева, Обучение немецких детей на территории Калининградской области в 1946 - 1947 учебном году // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 03 апреля 2021. URL: https://portalus.ru/modules/love/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1617442315&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 16.05.2021).



публикация №1617442315, версия для печати

Обучение немецких детей на территории Калининградской области в 1946 - 1947 учебном году


Дата публикации: 03 апреля 2021
Автор: И. Ф. Сюбарева
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ
Номер публикации: №1617442315 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Калининградская область имеет особое географическое положение и историческое прошлое. До 1945г. ее территория относилась к немецким владениям. 7 апреля 1946 г. в составе Российской Федерации была образована Кенигсбергская область, переименованная в июле того же года в Калининградскую.

"Отчет Калининградского отдела народного образования о работе школ области в 1946 - 1947 учебном году" 1 свидетельствует об огромных трудностях и значительной работе, которая была проведена для создания на разрушенной войной земле системы образования. Значительный интерес при этом представляет история становления не только образовательных учреждений для русского населения, но и школ для немецких детей.

В 1946 - 1947 учебном году в Калининградской области были организованы школы для немецких детей. Отделом народного образования области были поставлены следующие задачи: создать учебно-материальную базу для обеспечения учебного процесса, осуществить всеобщее обучение немецких детей, подготовить кадры, способные преподавать в данных школах, обеспечить контроль за деятельностью учителей.

При Калининградском ОблОНО были организованы месячные курсы, на которых прошли подготовку 150 будущих учителей. Программы обучения были переведены с русского на немецкий язык и разосланы по школам. Программа по родному языку была составлена на основании берлинской школьной программы. Учебный год в немецких школах начался с опозданием на 2 - 2,5 месяца по причине недостаточной подготовки школьных зданий. Занятия в школах проходили в сложных условиях: запаса топлива на зиму не было, в классах было очень холодно, занятия проводились в две смены, школьной мебели было недостаточно. И все же осенью 1946 г. 44 немецкие школы, из которых 8 семилетних и 36 начальных, с контингентом учащихся 4927 человек начали свою работу.

В конце первого полугодия две начальные школы объединились в одну по причине малочисленности учащихся, к концу учебного года учащихся было 3420 человек. Уменьшение численности учащихся было связано с болезнями детей, отсутствием продуктовых и хлебных карточек, трудным материальным положением, отъездом отдельных семей. Предпринятые отделом народного образования меры (снабжение учащихся продовольственными карточками и ордерами на промтовары, беседы учителей с родителями о необходимости посещения школы) должного результата не принесли.

Снизилась общая успеваемость: из 3420 учеников были переведены в следующие классы 2569 человек, 594- оставлены на второй год и 255 имели осенние испытания. Причинами неуспеваемости, кроме вышеперечисленных, являлось и то, что некоторые дети определенное время не обучались в школе и были приняты в классы без соответствующих документов на основании устных справок детей об их возрасте; следует учитывать и то, что учащиеся бывших немецких школ по уровню обучения отставали на год от русских детей.

В школах обучение велось на немецком

стр. 169


языке, преподавались все учебные предметы, за исключением географии, истории, конституции, иностранного языка (французского или английского) и литературы по причине отсутствия педагогических кадров, владеющих немецким языком, а также из-за отсутствия учебников. Ученики 5 - 7 классов были обеспечены учебниками только по точным наукам, учебников по ботанике, родному языку не было. При изучении русского языка пользовались русскими букварями, которые не соответствовали учебникам для нерусских школ и затрудняли обучение. В 1 - 4 классах учебники вообще отсутствовали, поэтому пользовались учебниками по немецкому языку для 3-го класса русских школ. Постоянное использование этого учебника приводило к тому, что дети знали его наизусть, и он их переставал интересовать. Задачи по арифметике учителя составляли сами; в основном на уроках занимались счетом. Наглядные пособия изготовлялись самими учителями и учащимися, но применялись очень редко. При некоторых школах были библиотеки-передвижки, с небольшим количеством литературы.

Программный материал в 1946 - 1947 учебном году, несмотря на многочисленные трудности, был выполнен. На основании инструкции, переведенной на немецкий язык и разосланной по школам, с 20 мая во всех школах были проведены экзамены и испытания. Инспекторами немецких школ при ОблОНО были составлены билеты и письменные работы. Результаты экзаменов оказались удовлетворительными. Были выявлены недостатки в преподавании: недостаточная квалификация и уровень знаний самих учителей, слабое владение немецким языком, отсутствие методической литературы.

В школах для немецких детей проводилась воспитательная работа. Изучались правила поведения учащихся, переведенные на немецкий язык. В праздничные дни проводились различные мероприятия, беседы, утренники. Все ученики знали наизусть и пели по-немецки "Гимн Советского Союза". Еженедельно проводились классные собрания по вопросам успеваемости, посещаемости и поведения, демонстрировались и обсуждались кинофильмы, проводилось коллективное чтение газет, большинство школ выписывало немецкую газету "Neue Zeit", которая издавалась в Калининграде. На летний период составлялся план мероприятий и работы в совхозах, проводилась подготовка к осенним испытаниям.

Контроль за работой школ со стороны РайОНО и директоров школ был неудовлетворительный, так как инспектора и завшколами не знали немецкого языка.

Таким образом, на начальном этапе становления образования в Калининградской области создавались школы для детей немецкого населения. Эти учебные заведения функционировали до отправки немецкого населения в Германию.

И. Ф. Сюбарева , сотрудник Научной библиотеки Калининградского государственного университета

Примечания

1. Государственный архив Калининградской области (ГАКО), ф. 462, оп. 2, д. 4, с. 82 - 86.

Опубликовано 03 апреля 2021 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1617442315

© Portalus.ru

Главная СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ Обучение немецких детей на территории Калининградской области в 1946 - 1947 учебном году

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU