Рейтинг
Порталус

ОТ РАБСТВА К РАВНОПРАВИЮ

Дата публикации: 11 февраля 2018
Автор(ы): К. Ф. ФАЗЫЛХОДЖАЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ
Номер публикации: №1518355813


К. Ф. ФАЗЫЛХОДЖАЕВ, (c)

Уничтожение социального и национального неравенства женщин Советского Востока, в том числе узбечек, приобщение их к новой жизни является одним из важнейших завоеваний ленинской национальной политики, осуществляемой Коммунистической партией и Советским государством. Л. И. Брежнев говорил на митинге по поводу вручения Узбекской ССР ордена Дружбы народов 24 сентября 1973 г.: "Здесь, на Востоке, женщина была особенно закабалена и бесправна. Поэтому все мы с гордостью отмечаем как большое достижение то, что сегодня узбекские женщины активно участвуют в строительстве коммунизма, что из их среды вышли десятки и сотни героев труда, учителя, врачи, видные ученые и деятели культуры"1 .

Трижды рабыней была узбечка до Советской власти, находясь под национальным, классовым и семейно - бытовым гнетом. Выдача замуж малолетних, калым, многоженство и другие обычаи низводили женщину до положения вещи. Купленная за калым, она становилась собственностью мужа. Коран предусматривает обязательное ношение женщинами ритуального покрывала - паранджи. "Мешок рабства" паранджа - это серый или синий халат, который набрасывается на голову и закрывает женщину до Пят; на лицо и грудь спускается плотная черная сетка из конского волоса - чачван, мешающая дышать и видеть. "Законы старого мира затворничества запрещали женщине иметь самостоятельный заработок. Женщина Востока не могла даже пойти на рынок или в магазин... Эксплуататорский мир знал, что труд дает силу, самостоятельность, свободу женщине-восточнице.

Он лишил ее права на самостоятельный труд"2 .

Огромен путь, пройденный узбечками от рабского прошлого до полного политического, экономического и культурного равноправия в Советском Узбекистане. Процесс их раскрепощения, был длительным и трудным. Он проходил в исключительно сложных условиях, порожденных местными особенностями. Еще долгое время после победы Советской власти в Средней Азии продолжали существовать пережитки прошлого. Здесь нужно было "...решать задачу борьбы не против капитала, а против средневековых остатков"3 . Декреты Октября предоставили женщинам равные с мужчинами права. Свободная по новым законам, узбечка в первые годы Советской власти все еще оставалась под религиозным гнетом, под бременем остатков патриархально - феодальных обычаев и традиций. Раскрепощение женщины осложнялось недостаточной опытностью местных партийных и советских работников и кровавыми разбоями басмаческих банд, убивавших активисток. В этих условиях борьба за подлинное раскрепощение женщины оказалась одним из самых напряженных участков общего фронта классовой борьбы на Советском Востоке4 . А решение женского вопроса на национальных окраинах СССР стало важной частью той гигантской работы, которую осуществляла Коммунистическая партия по ликвидации неравенства народов бывших колониальных окраин России. Ленинская


1 Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Т. 4. М. 1974, стр. 292.

2 А. Нухрат. Октябрь и женщина Востока. М. 1932, стр. 6 - 7.

3 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 329.

4 К. Н. Ян-Борисова. Из истории раскрепощения женщин Узбекистана (на материалах Ташкентской области 1918 - 1928 гг.). Автореф. канд. дисс. Ташкент. 1974, стр. 12.

стр. 172


национальная политика КПСС и братская помощь русского рабочего класса помогли народам Средней Азии и Казахстана ликвидировать пережитки прошлого, прийти к социализму.

"1919 год, - вспоминала Б. Э. Бендецкая, одна из участниц женского движения в Средней Азии, - был для Туркестана таким же тяжелым и суровым, как и для всей страны. К тому же Туркестан был отрезан от Советской России Оренбургским и Закаспийским фронтами... В этой напряженной обстановке борьбы с врагами социалистической революции на фронте и в тылу Краевой комитет партии по указанию ЦК РКП (б) принял решение о необходимости начать работу среди женщин и об организации женотдела" 5 .

В середине июня 1919 г. при крайкоме КП Туркестана начал работу отдел женского движения (женотдел), позднее переименованный в отдел работниц и дехканок. Первой заведующей отделом стала И. И. Финкельштейн - жена и соратница зам. председателя Ташкентского совета В. Н. Финкельштейна, одного из 14 ташкентских комиссаров, расстрелянных белогвардейскими мятежниками в январе 1919 года. Она родилась в Полтавской губернии, в 1905 г. вступила в ряды большевиков, в Туркестане работала с 1908 г., позднее принимала активное участие в установлении Советской власти в Ташкенте6 . Вместе с помощницами изо дня в день в<ела она агитационную работу среди узбечек в старогородской части Ташкента, уча понимать их законы новой жизни, и разъясняла политику Коммунистической партии.

Еще одной активной деятельницей, боровшейся за освобождение узбечек, была Л. И. Шумилова. Лукия Ивановна родилась в 1873 г. в Пензе, девушкой бежала из монастыря, куда определил ее отец. Замуж ей пришлось выйти не по своей воле, дома ей запрещали заниматься самообразованием. "Читать приходилось тайно от мужа, так как он это находил легкомыслием. Все эти переживания заставляли искать выхода из бесправного положения", - писала она впоследствии7 . Молодая женщина вовлеклась в революционную работу, и ее не остановил уход из семьи консервативно настроенного мужа. В 1906 г. Шумилова вступила в партию большевиков, в 1908 г. за революционную деятельность была арестована, в 1910 г. арестована вторично и выслана в Ташкент, затем несколько лет жила в Сибири, а в Туркестан вернулась весной 1917 г, как жена и соратник большевика с 1904 г., председателя Ташкентского совета Н. В. Шумилова. "Вступив в местную организацию, - писала она, - участвовала на митингах и собраниях, распространяла большевистскую литературу"8 . После Великого Октября работала в женотделе, позднее - ответственным секретарем Сырдарьинской областной контрольной комиссии.

В условиях Туркестана деятельность женотделов имела и свои трудности, и свою специфику. Для непосредственной работы в массах не хватало женщин - пропагандисток, учительниц, врачей. "Женотдельщица Туркестана, - говорится в документе тех лет, - это одновременно организатор, литератор, пропагандист, единственная зачастую культурная сила на тысячные женские массы", и не случайно для организации выборов на съезд представительниц женотделов ЦК КП Туркестана командировал на места в первую очередь коммунисток. Среди них была и Шумилова. "С первых же шагов, - делилась она воспоминаниями, - при поездке делегатов на съезд встретились трудности. Делегатки никак не хотели отойти друг от друга и разместиться по пяти поданным арбам. Все 25 держались за халаты одна другой и поднимали невозможный крик, когда мы приступили к посадке"9 . Фактически так начиналось тогда едва ли не любое новое дело.

Женотделы сыграли большую роль в приобщении узбечек к новой жизни, особенно когда приходилось бороться за реализацию ответственных заданий, поставленных В. И. Лениным в письме "Товарищам коммунистам Туркестана"10 и затем в постановлении ЦК РКП (б) от 29 июня 1920 г. "Об основных задачах РКП (б) в Туркестане". Женотделы занимались улучшением условий труда, быта и правового положения городских работниц и дехканок, принимали непосредственное участие в проведении в жизнь декретов, раскрепощавших женщину. В июне 1921 г. ЦИК Туркестанской АССР издал декрет об отмене калы-


5 "Пробужденные Великим Октябрем". Сборник очерков и воспоминаний. Ташкент. 1961, стр. 11.

6 Архив Института истории партии при ЦК КП Узбекистана, ф. 60, оп. 2, д. 287, л. 162.

7 Там же, д. 311, л. 233.

8 Там же, л. 234.

9 Там же.

10 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 304.

стр. 173


ма и повышении брачного возраста (для женщин он установлен в 16 лет, для мужчины - в 18)11 . Этот декрет нанес удар по устоям стародавних отношений. "Законы об отмене калыма, многоженства, о повышении брачного возраста, против принудительной выдачи женщин замуж и другие по своему значению стоят в одном ряду с важнейшими декларациями Советской власти направленными на уничтожение социального и национального гнета"12 . Были изданы циркуляры о порядке применения этих декретов на местах. К участию в их реализации привлекались сами женщины. "Больше, чем где-либо, -говорилось на Всесоюзном узбекском съезде работниц и крестьянок в октябре 1927 г., - в восточных областях и республиках партия и Советы думают, каким образом привлечь тружениц Востока в качестве народных заседателей и судей к контролю за проведением законодательства, к непосредственной работе по проведению этих законов"13 . Еще весною 1924 г. 13 народных заседателей-узбечек работали в народных судах Коканда, 9 - в Ташкентском уезде14 .

Немалое внимание уделяли женотделы культурно - просветительной работе. Одной из важнейших ее форм стали женские клубы. Первый из них был открыт по инициативе члена Коммунистической партии с 1919 г. С. Т. Любимовой. "Когда начинали строить первый женский клуб в Ташкенте, в успех дела мало кто верил, - вспоминала она. - Заходили, смотрели на горы мусора, на камни, доски, выломанные стены и пожимали плечами: "Вряд ли что выйдет!". Из большого дома, отведенного нам под клуб, нужно было выкроить помещение под школу, библиотеку, детскую консультацию, швейную мастерскую, зал для собраний, комнаты для работы кружков. Конечно, это было нелегкое дело. Но вот, несмотря на все трудности, 24 апреля 1924 года клуб был готов и широко открыл свои двери для посетителей. А посетители не явились. Их не было ни 25, ни 26 апреля. Тревожные дни для организаторов! Пришлось мобилизовать все силы для агитации по женским дворикам. Наконец, робко вошли три узбечки. Они откинули с лиц чачваны лишь после того, как убедились, что здесь нет мужчин. Осмотрели дворик, заглянули в окна всех клубных помещений, блиставших чистотой и свежестью красок, но войти в них категорически отказались. За первыми разведчиками начали появляться другие. И скоро клуб загудел, как улей. С утра - очередь узбечек с детьми в консультацию, в две смены работает школа ликбеза, систематически проводятся громкие чтения в библиотеке, - всюду жизнь"15 . В 1925 г. в Узбекистане действовало уже 12 подобных клубов, в 1926 г. - 34 клуба и 30 красных уголков, охватывавших более 3 тыс. активисток16 .

В феврале 1925 г. председатель Президиума ЦИК СССР М. И. Калинин, выступая на I съезде Коммунистической партии Узбекистана, говорил: "Я был в женском клубе в Ташкенте... Я думал, это интеллигентская затея, которая ничего не даст. А когда пришел в клуб, там десятки закрытых узбечек (там они были открыты) принесли своих ребят, и врач им объясняет, как надо воспитывать ребят, как их кормить и т. д. Это маленькая работа, которой привыкшие делать большую политику не придают значения. А по-моему, это работа колоссальная. Это и есть настоящее поднятие культуры"17 . Именно в женских клубах вырастали первые узбечки-активистки, вступавшие в ряды Коммунистической партии, шедшие учиться на рабфаки, а потом и в вузы и приходившие на фабрики и заводы18 .

Но узбечки учились не только в своей республике. Еще в июле 1921 г. 78 женщин Туркестана приехали в Москву на 2-ю Международную конференцию коммунисток, на которой присутствовали представительницы 28 стран мира. Участница этой конференции француженка Вайян-Кутюрье писала о делегатках из Средней Азии: "Мы встретили их как пионеров, порвавших со своим


11 "Компартия Узбекистана в борьбе за решение женского вопроса в период строительства социализма". Сборник документов и материалов. Ташкент. 1977, стр. 19 - 20.

12 Б. Пальванова. Дочери Советского Востока. М. 1961, стр. 37 - 38.

13 "Великий Октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана (1917 - 1936 гг.)". Сборник документов и материалов. М. 1971, стр. 196.

14 В. Каспарова. Женщины Востока. Л. 1925, стр. 29.

15 С. Любимова. В первые годы. М. 1958, стр. 29 - 30.

16 З. Рахимбабаева. Женщины Узбекистана на пути к коммунизму. Ташкент. 1949, стр. 23.

17 Архив Института истории партии при ЦК КП Узбекистана, ф. 58, оп. 1, д. 21, л. 48.

18 Р. Х. Аминова. Особенности решения женского вопроса в Узбекистане. "Национальный аспект решения женского вопроса в СССР". Ташкент. 1978, стр. 143.

стр. 174


тяжелым, варварским рабством. Цепь еще сковывала их, вуали еще не были сброшены... Никто не мог говорить, все плакали от радости. Запад открыл свои объятия работницам Востока"19 . Эти работницы пробыли в Москве 10 дней: присутствовали на параде, организованном на Красной площади в честь III конгресса Коминтерна, побывали в детских учреждениях, на швейной фабрике, на встречах с русскими женщинами. Жили они на ул. Божедомке, в Третьем доме Советов. Во дворе этого дома и состоялась их встреча с Лениным. Владимир Ильич приехал туда на III Всероссийское продовольственное совещание и выступил на нем 16 июля 1921 г. с речью. Н. К. Крупская так вспоминала позднее об упомянутой встрече: "Однажды они (туркестанские женщины) встретили на улице тов. Ленина, окружили его, стали плакать, что-то ему говорить, его обнимать. Товарищ Ленин тоже был взволнован. Потом мы пошли с "им к Кремлю. Дорогой он сказал: "Это подымаются к сознательной жизни уже угнетенные из угнетенных. Теперь победа трудящихся обеспечена". Тов. Ленин видел в пробуждении веками угнетенных работниц и дехканок Востока залог победы"20 .

Уместно привести здесь и слова активной участницы борьбы за равноправие женщин и социалистического строительства в Узбекистане Джахон Абидовой: "Оглядываясь назад, на пройденный путь, невольно вспоминаешь русских женщин-коммунисток - Артюхину, Коллонтай, Любимову, Тюкову, Жукову, Ермакову, Аксентович, Муратову, Росс и других. Это они в эти трудные годы разъясняли нам, узбекским женщинам, политику партии, учили понимать законы новой жизни, помогали во всем: от самого большого до самого маленького. Благодаря им мы научились работать среди женщин-узбечек, выводя их из ичкари (женская половина дома) на дорогу свободы, равноправия и света. Замечательные дочери русского народа, скромные, внимательные, с большой открытой душой, возглавили в Туркестане борьбу за раскрепощение женщин Востока. Каждая из них, находясь на своем посту, отдавала все свои силы, знания, здоровье делу рождения новой женщины на нашей земле. Через них мы чувствовали братскую помощь великого русского народа, дружба с которым у нас навеки"21 . Действительно, именно русские женщины по праву считаются первоучительницами таких известных узбекских активисток, как Манджамал Гафарова, Шамснкамар Гаибджанова, Шарафат Гулямова, Зухра Юсупова, Майна Хасанова, Хайринисо Назарова, Таджихон Шадиева, Джахон Абидова, Турахон Ибрагимова, Фатима Ниязова.

Братская помощь народов СССР сыграла также очень большую роль в подготовке научных работников, инженеров, деятелей культуры и искусства из женщин Туркестана. Примером может служить судьба актрисы Сары Ишантураевой. Она родилась в кишлаке Беш-Булак, Наманганской области. В 1925 г., когда ей было 14 лет, поехала учиться и поступила в Московскую узбекскую драматическую студию. Педагоги сделали все, чтобы она освоила свою профессию. В результате советское театральное искусство получило прекрасную актрису - "жемчужину узбекской сцены". Народная артистка СССР Ишантураева - одна из тех узбечек, которые в свое время восстали против феодально- байских пережитков.

Борьба за раскрепощение узбекских женщин наталкивалась на яростное сопротивление всякого рода приверженцев старого быта. Когда в 1927 г. партия провозгласила "худжум" - наступление на дореволюционный быт, эти "ревнители старины" только за год совершили 203 террористических акта против узбечек-активисток. Но это не могло остановить все ускоряющегося процесса освобождения тружениц Востока от пут многовекового рабства.

Большой заслугой русских коммунисток было вовлечение узбечек в ряды Коммунистической партии. К 1924 г. в Туркестанском крае среди узбечек было всего 40 членов РКП (б)22 . К 1927 г. в Узбекистане насчитывалось уже 2559 членов и кандидатов партии - узбечек, а в 1940 г. -около 10 тыс. коммунисток. Победа культурной революции, дальнейшее развитие и совершенствование социалистического общества, торжество зрелого социализма в СССР закрепили освобождение и раскрепощение узбечки, ныне полноправного члена славной семьи советских женщин.


19 "Коммунистка", 1921, N 14 - 16, стр. 16-17

20 "Правда Востока", 9.III.1927.

21 "Пробужденные Великим Октябрем", стр. 124.

22 С. Любимова. Теория и практика работы партии среди женщин. Ташкент. 1925, стр. 20.

Опубликовано на Порталусе 11 февраля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама