Рейтинг
Порталус

В. Н. БАСИЛОВ. ИЗБРАННИКИ ДУХОВ

Дата публикации: 01 ноября 2018
Автор(ы): В. П. АЛЕКСЕЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ
Номер публикации: №1541026458


В. П. АЛЕКСЕЕВ, (c)

М. Политиздат. 1984. 208 с.

В русской этнографической и исторической литературе немало статей, посвященных описанию отдельных шаманских ритуалов, месту шаманства в социальной жизни того или иного общества, сравнительной типологии шаманства у разных народов. Очерки о шаманизме заняли солидное место в общих обзорах истории и религии, вышедших за два последних десятилетия. Однако все это - частности, детали огромного исторического явления, каким являлось шаманство и в качестве какового оно давно уже не подвергалось всестороннему рассмотрению. Единственное в литературе на русском языке монографическое рассмотрение шаманских верований и ритуалов осуществлено В. М. Михайловским, который был в этой сфере пионером и в мировой этнографии, но его книга, безусловно интересная, вышла в 1892 г. и потому устарела по фактическому материалу.

Работа кандидата исторических наук В. Н. Басилова (Институт этнографии АН СССР) рассчитана на широкую читательскую аудиторию, включающую не только специалистов-историков, этнографов, религиеведов, археологов, но и лиц, интересующихся динамикой духовного развития человечества и многообразием форм культуры в истории. В работе нет полных библиографических списков сочинений, посвященных той или иной стороне шаманства, авторы многочисленных книг и статей, использованных при ее подготовке, перечисляются для облегчения восприятия лишь в тексте, подстрочных примечаний почти нет. И тем не менее перед нами осуществленная на современном уровне сводка данных по шаманству, опирающаяся на чрезвычайно полное использование литературы и большое число собственных оригинальных материалов и наблюдений.

Книгу отличает богатая фактическая оснащенность. Автор не ограничил исследование сибирским шаманством, которое уже много десятилетий находилось в центре внимания ученых и до сих пор поставляло основной материал для реконструкции шаманской практики и мировоззрения, но широко привлек менее известную информацию о деятельности шаманов в прошлом у народов Средней Азии. Эти данные собраны им во время многолетних экспедиций в районах Средней Азии и опираются как на непосредственный контакт с лицами старшего поколения, занимавшимися шаманской практикой, или являющимися потомками шаманов, так и на тщательное изучение сохранившихся атрибутов шаманского культа. Эти данные впервые вводятся в научный оборот, и поэтому книгу можно считать не только сводкой известных, но и публикацией новых фактов, способствующих пониманию своеобразия шаманского ритуала у разных народов. В частности, эти данные неоценимы в сравнительно-типологическом исследовании шаманства у среднеазиатских и сибирских народов.

Но дело не только в богатстве и разнообразии материала, положенного в основу исследования. Простой перечень глав показывает, что автор чрезвычайно полно охватил проблематику изучения шаманства: "Профессия: шаман", "Служебные" духи", "Избрание. Дороги шамана", "Верхом на бубне", "Кафтан с хвостом, "корона" с рогами", "Театр одного актера", "Здоров ли шаман?", "Шаман и род", "Закат шаманства". Здесь и общий очерк о шаманстве как одной из ранних форм религии, и описание конкретных форм, которые оно принимает у разных народов, и обзор шаманских ритуалов и их атрибутов, и рассмотрение мировоззрения шамана. Автор показал, какое место в шаманском ритуале занимает театрализация, исследовал он и разложение шаманства, хотя в противовес фигурирующим в литературе прямолинейным утверждениям о его полном исчезновении, он справедливо пишет о сложных путях преодоления религиозных пережитков и остатков религиозных культов в современную эпоху.

В посвященной шаманству литературе последних лет практически почти не фигурируют попытки заглянуть в психический мир шамана и аудитории, перед которой он выступает. В. Н. Басилов преодолевает этот пробел, отводя вопросам психологии шамана и тех коллективов, внутри которых он действует, т. е. психологии шаманства в целом, специальную главу "Здоров ли шаман?". В ней он подвергает критике неоднократно высказывавшиеся упрощенные мнения о физиологической обусловленности состояния шамана и его действий, о близости психофизиологии шамана и истерика, о шаманах как психически не вполне нормальных людях. При этом автор учитывает разнообразные этнографические наблюдения над реальной жизнью шаманов вне пределов осуществления шаманской функ-

стр. 115


ции, приводит многочисленные примеры, свидетельствующие, что шаманы в повседневной жизни, как правило, - удачливые охотники и рачительные хозяева, их жизненные действия и поступки вполне адекватны практическим ситуациям. В конечном итоге авторская концепция сводится к тому, что шаманами становятся в результате самовнушения, а на других людей шаман действует тоже внушением, включающим элементы гипноза. Концепция эта объясняет многие факты и поэтому выглядит вполне убедительной.

Заслуживают специального внимания, однако, суммированные автором многочисленные факты, демонстрирующие исключительную психическую активность шаманов, их редкую наблюдательность и умение воздействовать на психику других людей. Все это говорит о психической одаренности шаманов, незаурядном понимании ими чужой психологии, экстрасенситивных способностях, что в совокупности и выделяет будущего шамана из массы. Самовнушение, безусловно, играет, как об этом справедливо пишет автор, значительную роль в становлении личности шамана, но оно бессильно, если не накладывается на определенные психофизиологические свойства личности, необходимые для выполнения шаманской функции. В переплетении психофизиологических предпосылок, социальных мотивов, коллективных театрализованных действий лежит сложность изучения шаманства, этим переплетением объясняется обилие гипотез, трактующих генезис и место шаманства в структуре разных традиционных обществ, оно же указывает путь дальнейшего исследования той проблематики, которая связана с шаманством, - это коллективные усилия многих наук, среди которых на равных правах должны, выступать гуманитарные дисциплины, историческая антропология, генетика человека и т. д.

Книга подводит на современном уровне итог уже проведенным исследованиям шаманства у разных народов и содержит интересные теоретические разработки многих кардинальных проблем его изучения. Она дает объективную и глубокую оценку месту шаманства в первобытных коллективах и его пережитков в современном обществе. Автор не ограничился реконструкцией и анализом структуры шаманства как религии, но представил его как развивающееся явление и проследил черты его динамики от связи с другими, более примитивными культами до его упадка и разложения. Все это делает книгу значительным шагом вперед в изучении истории религии и первобытного общества.

Член-корреспондент АН СССР В. П. Алексеев

Опубликовано на Порталусе 01 ноября 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама