Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ есть новые публикации за сегодня \\ 26.04.19


"КРУГЛЫЙ СТОЛ" О ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ ИСТОРИЕЙ

Дата публикации: 28 января 2019
Автор: И. Н. ИЛЬИНА
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ
Номер публикации: №1548687900 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


И. Н. ИЛЬИНА, (c)

найти другие работы автора

12 марта 1987 г. в Московском городском институте усовершенствования учителей состоялся "круглый стол" на тему "Воспитательная функция истории", организованный Правлением Всероссийского общества "Знание" (ВОЗ) и его секцией пропаганды исторических знаний. Во встрече приняли участие преподаватели истории ряда московских школ и специалисты Института истории СССР АН СССР, члены ВОЗ, представители общественности.

Зам. председателя Научно-методического совета по пропаганде исторических знаний при ВОЗ В. П. Дмитренко во вступительном слове отметил, что необходимость в таких встречах диктуется остротой проблем воспитания исторического сознания молодежи. Важен в этой связи вопрос о популяризации исторических знаний. А деятельность ВОЗ не отвечает полностью задачам, которые встают сейчас перед историками: читается мало лекций по отечественной истории, удовлетворение жажды исторических знаний происходит чаще всего через печать, радио и телевидение. Оживление пропаганды отечественной истории наталкивается в последнее время на новые трудности. Так, встреча с членами Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) показала, что лекторы ВОЗ плохо владеют "историческим памятником" как инструментом пропаганды истории.

Что касается ряда новейших произведений беллетристики и кинофильмов, в которых пересматриваются традиционные точки зрения, подчеркнул В. П. Дмитренко, то неизвестно, как укладывается это в уже сложившуюся у учащихся систему взглядов и готовы ли они к восприятию новых острых материалов. Дать необходимые разъяснения должна прежде всего историческая наука. Резко возрастает при этом роль школы, учителя. Необходимо теснейшее сопряжение школы и науки, причем первая обязана помочь ученым точно определить молодого адресата, найти формы правильной реализации достижений науки в учебной программе. В. П. Дмитренко рассказал также о некоторых новых исследованиях, о целевых комплексных программах и приоритетных направлениях в изучении отечественной истории в АН СССР.

В ряде выступлений был определен круг вопросов, связанных, во-первых, с современным юношеством (оно как объект пропаганды, его общий интеллектуальный уровень, спрос на исторические знания, отношение к истории); во-вторых, со школой в целом (ее роль в пропаганде истории и конкретный пропагандистский инструмент, деятельность учителей в ВОЗ); в-третьих, с наукой (ее значение в формировании исторического сознания, отношение преподавателей к специальной литературе, потенциал науки по популяризации актуальных проблем истории).

Много внимания было уделено роли учителя и учебника в правильном воспитании подрастающего поколения. По мнению учителей М. А. Литвинова (ср. шк. N 100), Н. С. Бессоновой (ср. шк. N 676) и И. Е. Харитонова (ср. шк. N 757), зав. лабораторией НИИ содержания и методов обучения АПН СССР Г. В. Клоковой, необходимо проводить конкурсы на учебники и вообще дать учителю не один, а несколько учебников для выбора по его усмотрению. Воспитательных целей скорее достигнет учебник эмоциональный, насыщенный яркими образами, действующими лицами и конкретными фактами. Поскольку учебник не может вместить большой фактический материал, желательно создать именной и хронологический справочники как пособие для учителей, публиковать, помимо обычных хрестоматий.

стр. 157


сборники документов с необходимыми комментариями по каждому курсу.

Учителя М. А. Литвинов и Н. В. Александров (спец. шк. N 62) говорили о необходимости издания энциклопедии юного историка или школьного исторического словаря, которыми учащиеся могли бы пользоваться в дополнение к учебнику, а также о расширении юношеской исторической библиотеки. Отмечалась нехватка справочной литературы и для преподавателей: нужна подготовленная специалистами серия пособий по истории, содержащая богатый фактический материал по каждому курсу. Был поставлен вопрос о том, чтобы учителя могли реально приобрести необходимую литературу (например, книги серии "Мир истории" издательства "Молодая гвардия") и подписаться на издания по исторической тематике.

Об укреплении связи ученых со школой говорили учителя М. А. Литвинов, Г. И. Подоляк (ср. шк. N 468), а также Г. В. Клокова. Они предложили специалистам организовывать систематические встречи с учителями, проводить отдельные уроки, вести кружки для увлеченных этим предметом школьников. Было отмечено, что ученые редко публикуют результаты своих исследований через издательство "Просвещение". Были высказаны также мысли о необходимости использования историками различных каналов связи с широкой аудиторией, в первую очередь с молодежью; о реализации давно назревшей идеи создания регулярной телепередачи по истории и выпуска популярного журнала по истории. Учителя О. И. Волошина (ср. щк. N 129), В. Г. Мотрий (ср. шк. N 586) и др. считают недопустимой слишком медленную реакцию (или даже полное ее отсутствие) со стороны ученых на фильмы и произведения художественной литературы, имеющие отношение к истории. Наконец, подчеркивалось, что для освещения наиболее актуальных проблем прошлого следует шире предоставлять историкам страницы печати.

В ряде выступлений прозвучала критика в адрес ВОЗ: говорилось о необходимости обеспечить более высокий уровень лекций по истории, были поставлены вопросы об организации в Политехническом музее публичных лекций историков и о поиске нетрадиционных форм пропаганды исторических знаний.

"Круглый стол" показал, что и специалисты, и преподаватели недостаточно представляют себе уровень образованности молодежи, ее спрос на исторические знания и динамику этого спроса. Г. В. Клокова предложила в этой связи провести выборочное социологическое обследование для изучения представлений школьников о происходящих в мире социальных процессах, о роли истории в современной жизни, а также для выявления уровня и направленности их исторического сознания. Отмечалось, что в школах не всюду утвердились такие формы внеклассной работы, как изучение истории родного края (города, района, улицы), охрана и реставрация памятников, хотя все это призвано закрепить активную позицию молодежи в сохранении и обогащении исторической среды.

Б. Г. Литвак поддержал предложения учителей о воссоздании юношеской исторической библиотеки (некогда существовал юношеский филиал ГПИБ), предложил возродить семинар учителей на базе Института истории СССР АН СССР, поставил вопрос о занятиях ученых с талантливыми школьниками непосредственно в институтах Отделения истории АН СССР. Подводя итоги встречи, В. П. Дмитренко наметил очередные задачи пропаганды исторических знаний и воспитания молодежи историей.

Опубликовано 28 января 2019 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама