ѕоиск
–ейтинг
ѕорталус
база публикаций

—≈ћ№я, ƒќћ, Ћј…‘—“ј…Ћ есть новые публикации за сегодн€ \\ 15.12.19


Ё. ј. ѕј¬Ћё„≈Ќ ќ. ∆≈Ќў»Ќџ ¬ –”—— ќћ ќ—¬ќЅќƒ»“≈Ћ№Ќќћ ƒ¬»∆≈Ќ»»: ќ“ ћј–»» ¬ќЋ ќЌ— ќ… ƒќ ¬≈–џ ‘»√Ќ≈–

ƒата публикации: 17 окт€бр€ 2019
јвтор: √. ». “»Ў »Ќ
ѕубликатор: Ќаучна€ библиотека ѕорталус
–убрика: —≈ћ№я, ƒќћ, Ћј…‘—“ј…Ћ
Ќомер публикации: є1571331572 / ∆алобы? ќшибка? ¬ыделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


√. ». “»Ў »Ќ, (c)

найти другие работы автора

ћ. ћысль. 1988. 271 с.

—траницы истории общественного движени€ за эмансипацию давно стали предметом пристального внимани€ зарубежных научных школ. ћы же пока в этом вопросе отстаем. Ё. ј. ѕавлюченко известна как автор р€да работ о женщинах - участницах освободительного движени€, Ќова€ ее книга не механическое соединение сюжетов из ранее изданных работ под одной обложкой: автор ставит и пытаетс€ решить некоторые принципиальные вопросы темы.

–абота ѕавлюченко ограничена хронологическими рамками, она освещает судьбу интеллигентной русской женщины XIX века (именно этот период наиболее активно освещаетс€ и в работах зарубежных историков). Ќо разве женщина отстаивала свое достоинство только в описываемый автором период? ѕозволительно также задать вопрос: только ли представительницы привилегированных слоев российского общества боролись против семейного и общественного наси-

стр. 158


ли€ и деспотизма? ј многомиллионные массы кресть€нок были равнодушны к своей женской доле?

ѕавлюченко касаетс€ значительного числа событий и лиц, и естественно, что не все они отражены с достаточной полнотой. ќдним она уделила больше внимани€, другим меньше. „ем же руководствовалс€ автор? Ќапример, взаимоотношени€ Ќ. √. „ернышевского с женой представл€ют определенный интерес дл€ читателей и дают возможность более верно оценить прежде всего личность выдающегос€ революционера-демократа, чьи идеи о нравственных нормах в общественной и семейной жизни не расходились с его поведением. Ќо какое отношение жена „ернышевского имела к общественному движению в –оссии? ѕочему так много места в работе уделено именно ей, хот€ ѕавлюченко сама и указывает, что попытки некоторых авторов сделать ќльгу —ократовну участницей революционного подполь€ выгл€д€т комично (с. 74).

¬ то же врем€ трудам такой известкой, попул€рной журналистки, какой была ћ. Ќ. ¬ернадска€, отведено лишь 30 строк, да и то в контексте рассказа об ј. Ќ. Ёнгельгардт. ’от€ именно ¬ернадскую можно считать одной из первых женщин, кто настойчиво начал выступать на страницах отечественной публицистики на рубеже 50 - 60-х годов XIX в. с требовани€ми освобождени€ женщин, предоставлени€ им права на труд, образование, равных возможностей в воспитании детей. «арубежные историки ( . ѕортер) высказывали предположение, что ¬ернадской были известны ранние произведени€  . ћаркса, что именно под их вли€нием написаны некоторые ее статьи. “ворчество и жизнь ¬ернадской преждевременно и трагически оборвались, но вклад ее в освободительное движение, ее вли€ние на современниц были значительны и глубоки.

ѕри ознакомлении с главами, посв€щенными участницам первого этапа освободительного движени€, может возникнуть вопрос: почему же мы вслед за автором должны иметь в виду только этот небольшой и ограниченный женский круг?  ого можно считать декабристками? “олько ли жен, матерей и сестер, то есть тех женщин, которые были св€заны с де€тел€ми первого поколени€ русских революционеров узами кровного родства и близости? »ли этот круг должен быть шире и включать в себ€ и всех тех женщин, которые сочувствовали делу борцов за свободу, читали, хранили и распростран€ли декабристскую литературу? Ёто важно и дл€ вы€снени€ причин и обсто€тельств по€влени€ нового женского характера в –оссии в первые дес€тилети€ XIX вена.

 руг женщин, сочувствовавших идеологии декабристов и распростран€вших ее, в том числе и среди подраставшего поколени€, как об этом пишет в своих воспоминани€х Ќ. ѕ. ќгарев, был значительно шире, и он еще не до конца вы€влен. «десь уместно вспомнить и тех женщин, которые не могли по формальным причинам отправитьс€ вслед за изгнанниками в —ибирь, и поэтессу ≈. –остопчину и ее бесцензурные произведени€ "ћечта" и "  страдальцам", в которых она воспела подвиг декабристов.

ƒвижение женщин за свои права, прогрессивное по своей сути, сопровождалось иногда эмоциональными всплесками, случайными, противоречивыми решени€ми. Ётот бурный процесс был неоднозначен, и хорошо, что ѕавлюченко останавливаетс€ не только на его успехах, но и напоминает о случайном, противоречивом и ошибочном. ¬ женском движении 50 - 60-х годов XIX в. возникает, а в дальнейшем находит широкое распространение роковое заблуждение о равнозначности пон€тий "равноправие", и "равенство" полов. ѕутаница с этими пон€ти€ми наложила отпечаток и на сознание молодого поколени€ второй половины XIX века. √ероин€ комедии Ќ. ј. —ерно- —оловьевича "»з былого" убеждает свою подругу не только в идентичности мужчины и женщины, но даже в ее превосходстве по сравнению с мужчиной, которое основываетс€ на том, что женщина может реализовать себ€ не только выполн€€ мужские об€занности, но и, кроме того, может родить и выкормить ребенка. Ётот механический подход к равноправию полов приводил не только к комичным ситуаци€м на страницах литературы той эпохи, но и ведет к некоторым глубоким заблуждени€м и в современной жизни, когда равноправие женщины определ€етс€ ее возможностью выполн€ть те же общественные,

стр. 159


семейные и трудовые функции, что и мужчина, когда эмансипаци€ стала синонимом маскулинизации.

ќднако уже в 60-е годы XIX в. в сочинени€х Ћ. Ќ. “олстого, Ќ. ». ѕирогова, ‘. ћ. ƒостоевского, Ќ. —. Ћескова возникало и развивалось убеждение о приоритете иных целей в жизни женщины, о ее роли не только в общественной жизни, но и ее исключительно высокой человеческой ценности как матери. Ќужно признать, что революционеры-демократы в большинстве своем недооценивали значение материнства. ќднако мы будем не правы, если не отметим, что уже тогда, во второй половине XIX в., в поэтическом творчестве “. Ўевченко и Ќ. Ќекрасова по-новому, с особой силой прозвучала тема матери революционера. Ёто было предсказание близкой судьбы целого поколени€ русских труд€щихс€ женщин, чьи сыновь€ стали революционерами.

—тремление женщин к равноправию, образованию, самосто€тельности гор€чо поддерживалось представител€ми революционно-демократического лагер€ Ќ. √. „ернышевским, Ќ. ј. ƒобролюбовым, ј. ». √ерценом, ћ. Ћ. ћихайловым, ƒ. ». ѕисаревым и др. Ѕорьба нигилисток за женские права тесно смыкалась с борьбой за социальное переустройство, против самодержави€ и феодально-крепостнической морали. ¬се эти особенности русского женского движени€ подробно отображены в работе  . ÷еткин, котора€ внимательно изучала женское движение в –оссии в XIX в., писала, что ему был присущ "запах революции". "Ёто движение опередило свое врем€. ќно будоражило чувства и мысли молодежи и закал€ло их волю к ниспровержению царизма, к социальной революции. “огда выросло то героическое поколение борцов мужчин и женщин, пропагандистов и террористов, которые без колебаний шли в тюрьму, в ссылку, на смерть"1 .

¬ книге даны краткие, но содержательные биографии многих общественных де€тельниц и революционерок: —. ѕеровской, ¬. ‘игнер, Ќ. —условой, —.  овалевской, ћ. “рубниковой, ’. јлчевской, ј. ‘илософовой, ≈.  онради, ≈. Ќекрасовой, ћ. ÷ебриковой, —. Ѕардиной и многих других.

∆енщины-участницы освободительного движени€ в –оссии принадлежали к разным социальным сло€м. ¬ их среде происходили частые столкновени€ на идейной основе между группами "аристократок" и молодых нигилисток из-за руководства артел€ми, кружками, воскресными школами, благотворительными организаци€ми. –адикальное крыло в женском движении, поколение молодых нигилисток про€вило гор€чее стремление к обновлению быта, семейных отношений. » в св€зи с этим верно поступает ѕавлюченко, уделив в своей работе необходимое место той проблеме, которую ‘. Ёнгельс включал в решение вопроса о "свободной любви" (с. 70).

ƒействительно, слова Ёнгельса о том, что "в каждом крупном революционном движении вопрос о "свободной любви" выступает на передний план"2 , не просто подход€т к случаю. ѕавлюченко взвешенно дала объ€снение р€ду страниц личной жизни Ћ. Ўелгуновой, призывам разрушить семью, прозвучавшим со страниц " атехизиса революционера" и "ћолодой –оссии". –азумеетс€, стремление молодых женщин к свободе в сексуальных отношени€х существовало, это стремление скрывалось ими, а не афишировалось. "¬ульгарно-материалистическа€ теори€ любви на срок, механически переносивша€ законы животных на человеческое общество" (с. 72), имела достаточное распространение. Ќо вывод ѕавлюченко, что у этих крайностей было мало сторонников, как нам представл€етс€, не верен. ќб этом говор€т и "волоховщина" на страницах "ќбрыва" ». ј. √ончарова и аналогичные мысли в публицистике ѕ. “качева и ¬. «айцева.

»сследование ѕавлюченко €витс€ важной вехой в изучении истории женского вопроса и женского движени€.


1 ÷еткин  . ¬ведение. ¬ кн.: ћиловидова Ё. ∆енский вопрос и женское движение. ’рестомати€. ћ. - Ћ. 1929, с. 25 - 26.

2 ћаркс  . и Ёнгельс ‘. —оч. “. 21, с, 8.

ќпубликовано 17 окт€бр€ 2019 года



Ќовинки на ѕорталусе:

—егодн€ в трендах top-5


¬аше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на ѕорталус.

«агрузка...

ќ ѕорталусе –ейтинг  аталог јвторам –еклама