Рейтинг
Порталус

Социальная помощь семьям военнослужащих в Нижнем Поволжье. 1941-1945 гг.

Дата публикации: 05 марта 2020
Автор(ы): Е. Е. Красноженова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ
Источник: (c) Вопросы истории, № 3, Март 2012, C. 141-147
Номер публикации: №1583390520


Е. Е. Красноженова, (c)

В чрезвычайных условиях Великой Отечественной войны на первый план в государственной политике выдвинулись мероприятия военно-оборонного и хозяйственного значения. Однако это обстоятельство не устраняло государственные структуры в центре и на местах от решения вопросов социального характера. Кроме того, усилия государства в военный период были необходимы для обеспечения условий жизнедеятельности граждан, поскольку от этого напрямую зависела социально-политическая стабильность в регионе, невозможно было обеспечить воспроизводство рабочей силы на уровне, позволяющем государству решать поставленные военно-оборонные задачи. Одним из важнейших направлений государственной социальной политики в годы войны была организация и оказание помощи семьям военнослужащих.

 

Разнообразные виды помощи со стороны государства, партийных, общественных организаций, трудящихся оказывались семьям военнослужащих в Нижнем Поволжье с первых дней войны. Прежде всего, следует упомянуть о денежных выплатах - пенсиях, пособиях, которые устанавливались нормативными документами военного времени. Основным документом, регламентировавшим взаимоотношения органов власти и семей фронтовиков в условиях Великой Отечественной войны являлся принятый 26 июня 1941 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время"1. Согласно указу семьям военнослужащих, в которых имелись иждивенцы, ежемесячно выплачивались денежные пособия в зависимости от количества нетрудоспособных в размере от 100 до 200 руб. в месяц (в сельской местности - вдвое меньше). Пособия начислялись по месту жительства комиссиями по назначению и выплате пособий семьям фронтовиков при районных (городских) исполкомах Советов депутатов трудящихся в составе заместителя председателя исполкома, военкома и заведующего отделом социального обеспечения. Семьи тех, кто находился в трудовых армиях, пособия не получали. 16 августа 1941 г. Ставкой Верховного Главнокомандующего был издан приказ N270, по которому лишались пособия и помощи семьи красноармейцев, сдавшихся в плен. С середины 1942 г. для тех городских семей, где при отсутствии трудоспособных имелось пять или более иждивенцев, пособие увеличивалось до 250 руб. До 200 руб. увеличивалось пособие для семей при двух работающих, имеющих пять или более иждивенцев. Кроме этого, семьи военнослужащих, призванные в армию, имели льготы по налогам, квартирной

 

 

Красноженова Елена Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент Астраханского государственного университета.

 
стр. 141

 

плате, поставкам сельскохозяйственной продукции. Жены фронтовиков пользовались льготами при трудоустройстве, их дети в первую очередь устраивались в детские сады и интернаты. В случае гибели на фронте кормильца его семье выплачивалась пенсия и сохранялись на время войны все предоставленные ранее льготы.

 

Семьи погибших на фронте получали пенсии согласно Постановлению Совнаркома СССР от 16 июля 1940 г. N1269 "О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям"2. Кроме этого, семьям военнослужащих были предоставлены различные льготы: по налогам, квартплате и другие. Работа государственных органов власти по оказанию помощи семьям военнослужащих регламентировалась решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 22 января 1943 г. "О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих". Данным постановлением местным органам власти вменялось в обязанность "использовать все имеющиеся в их распоряжении возможности для оказания максимальной помощи семьям военнослужащих в деле улучшения их материально-бытового положения: обеспечение топливом, ремонт жилья, одежды и обуви, трудоустройство, помощь детям и т.д."3. Постановление во многом способствовало устранению имевшихся недостатков в работе органов власти в области оказания помощи семьям фронтовиков, улучшению их работы.

 

Призывы организовать помощь семьям военнослужащих публиковались в периодической печати Нижнего Поволжья. Так, в газете "Большевик" (г. Балашов Саратовской области) содержалась статья под заголовком "Забота о семьях защитников Родины - наш патриотический долг". В ней сообщалось о размерах выделенных семьям фронтовиков денежных пособий, о предоставленных льготах и других видах помощи4.

 

В соответствии с данными документами органы власти Нижнего Поволжья развернули работу по их реализации. Повседневно вопросами улучшения материально-бытовых условий жизни семей военнослужащих занимались областные, городские и районные Советы депутатов трудящихся. При горисполкомах и райисполкомах создавались отделы государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих, которые начали свою деятельность с марта 1943 г., а также районные комиссии по назначению и выплате пособий семьям военнослужащих, во главе которых стояли заместители председателей районных Советов. Главами отделов гособеспечения являлись также заместители председателей исполкомов областных, городских, районных Советов депутатов трудящихся. В своей практической деятельности отделы приняли участие в работе по обеспечению семей фронтовиков топливом, одеждой, обувью, продовольствием и т.д. Отделами гособеспечения проводилось обследование материально-бытовых условий жизни семей военнослужащих, выявлялась их нуждаемость в ремонте квартир. Их задачами стало упорядочение процесса назначения и выплаты пособий и пенсий, улучшение работы по трудоустройству семей военнослужащих. Отделы гособеспечения совместно с Советами депутатов трудящихся рассматривали поступавшие от семей фронтовиков жалобы и заявления, принимая по ним необходимые решения.

 

Помощь семьям военнослужащих оказывали профсоюзные и комсомольские организации. Профсоюзы предоставляли детям военнослужащих места в детские учреждения, помогали продовольствием, деньгами. В Нижнем Поволжье для семей военнослужащих и их детей проводились сборы праздничных продуктов и подарков. В большом количестве такие подарки собирались к Новому году, ко Дню Советской армии, к 8 марта и годовщине Октября. 23 декабря 1941 г. в Саратове принято постановление "Об организации новогодних елок для детей"5. Подобные решения принимались и в других городах Нижнего Поволжья.

 

В ходе начавшейся мобилизации на сборных пунктах организовывались столы справок, где можно было получить консультацию по вопросам назначения пособий семьям военнослужащих, проблема их обеспечения часто являлась темой бесед и других массово-политических мероприятий, проводившихся среди мобилизованных агитаторами, выделенными райкомами и горкомами ВКП(б). Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. был опубликован в печати, что также способствовало ознакомлению с его содержанием членов семей мобилизованных. Поми-

 
стр. 142

 

мо этого, организовывались обсуждения положений Указа на общих собраниях рабочих, служащих, колхозников.

 

Вопрос обеспечения семей военнослужащих в ходе войны являлся одним из основных в работе местных органов власти Нижнего Поволжья. Так, 17 февраля 1943 г. при исполкоме Красноярского райсовета Астраханского округа Сталинградской области состоялось совещание председателей сельсоветов по данному вопросу. На совещании были обозначены основные направления деятельности Советов в области обеспечения семей фронтовиков: организовать работу по учету семей военнослужащих, обследовать их жилищно-бытовые условия, создать при сельсоветах постоянно действующие комиссии, трудоустроить в учреждениях, организациях и колхозах всех трудоспособных членов семей военнослужащих, выявить семьи фронтовиков, нуждающиеся в денежной помощи, немедленно разбирать все жалобы семей военнослужащих, проверить правильность обложения налогами и выплаты пособий семьям военнослужащих6.

 

В качестве первоочередных направлений деятельности Советов на 29-й сессии Астраханского городского Совета депутатов трудящихся, состоявшейся 17 октября 1944 г. в Астрахани, были отмечены: улучшение руководства работой местных органов власти по оказанию помощи семьям военнослужащих, устранение недостатков в деятельности по их обеспечению; проведение месячника по оказанию помощи семьям фронтовиков; создание денежных и продовольственных фондов на заводах, предприятиях, учреждениях, колхозах; обеспечение ремонта квартир, заготовки и подвоза топлива семьям военнослужащих, оказание помощи остро нуждающимся семьям; создание комиссий по оказанию помощи семьям военнослужащих там, где они еще не созданы и усиление работы действующих комиссий; упорядочение выплат пособий и пенсий, ликвидация случаев переплат и недоплат, обеспечение рассмотрения районными комиссиями заявлений и жалоб семей военнослужащих; ведение точного учета семей фронтовиков7.

 

Одним из направлений деятельности местных государственных органов в области оказания помощи семьям военнослужащих явилась работа по их учету. В 1943 г. в Саратове на учете состояло 49 607 семей фронтовиков. Им за 1943 год было выплачено пособий на сумму 7830 тыс. руб., пенсий - 1432 тыс. руб., единовременных пособий из средств местного бюджета - 22 500 руб., трудоустроено - 2300 чел., 1099 семьям предоставлены льготы по налогам8. В Астрахани в 1944 г. было зарегистрировано 22 539 семей военнослужащих9, с января по июнь 1944 г. им выплачено пособий на сумму 16 225 руб., пенсий - на 2404 руб., 3510 членов семей военнослужащих были устроены на работу10. Кроме того, была оказана помощь продуктами питания, промтоварами, одеждой, овощами, рыбой. В 1943 - 1944 гг. по Астраханской области семьям военнослужащих выдано 356,4 т продуктов питания, 80 651 т промтоваров, 9293 шт. одежды, 16 941 пара обуви, 15756 м мануфактуры11. При участии отделов гособеспечения по Астрахани за военный период было отремонтировано более 5000 квартир12.

 

Большая работа в первый период войны была проведена центральными органами власти по эвакуации гражданского населения, и в первую очередь семей военнослужащих, из прифронтовых и угрожаемых районов в тыл страны, в том числе и в города Нижнего Поволжья. Начиная с июня 1941 г. вопросы, связанные с эвакуацией, часто рассматривались местными органами власти региона. В их числе - организация эвакопунктов на железнодорожных станциях и пристанях, обеспечение эвакуированных горячим питанием и медицинским обслуживанием, проблемы расселения эвакуированных, их трудоустройство, выдача им пенсий и пособий. Необходимость размещения эвакуированного населения потребовала от органов власти Нижнего Поволжья дополнительного строительства жилищ. В сентябре 1941 г. Совнарком СССР принял постановление "О строительстве жилых помещений для эвакуированного населения", в соответствии с которым в регионе развернулись мероприятия по размещению эвакуированного населения, организовывалось строительство жилых и коммунально-бытовых помещений. При необходимости разрешалось выдавать на индивидуальное строительство кредит в размере 50% стоимости жилья. В целях улучшения материального положения эвакуированных семей военнослужащих в Нижнем Поволжье создавались денежные и продовольственные фонды помощи.

 
стр. 143

 

Исключительно острой в военный период стала проблема снабжения жителей городов и рабочих поселков, в том числе и семей военнослужащих, продуктами питания и товарами первой необходимости. В целях более рационального их использования, а также бесперебойного снабжения городского населения советское правительство в первые месяцы войны приняло решение о введении в стране карточной системы снабжения13.

 

С началом боев под Сталинградом материально-бытовые условия жизни гражданского населения кардинально изменились. Перестали работать торговые точки и общественные столовые, хлебозаводы и продовольственные склады. Местные органы власти области принимали меры для выявления сохранившихся в городе продовольственных резервов, организации пунктов питания и ларьков для снабжения жителей, в первую очередь членов семей военнослужащих, инвалидов, детей. Для них по решению Сталинградского Городского комитета обороны 31 августа 1942 г. открыто 7 дополнительных пунктов питания14, в городе действовало 40 хлебопекарен полевого типа. 7 сентября были сокращены нормы на получение продуктов. Не оккупированным остался только Кировский район. Здесь продолжали работать хлебозавод, хлебопекарни, магазины. В других районах области не смогли обеспечить даже минимального продовольственного снабжения членов семей военнослужащих.

 

С целью улучшения материального положения рабочих и служащих, в том числе и членов семей военнослужащих, на промышленных предприятиях Нижнего Поволжья были организованы отделы рабочего снабжения, созданы подсобные хозяйства. Развивалось индивидуальное и коллективное огородничество.

 

В апреле 1942 г. Совнарком СССР и ЦК партии в целях дальнейшего развития подсобных хозяйств, а также коллективного и индивидуального огородничества приняли постановление "О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих"15. В регионе выявлялись пустующие земельные участки и свободные земли госфонда, расположенные вокруг городов и поселков. Они отводились промышленным предприятиям, учреждениям, организациям, больницам, детским учреждениям, госпиталям и воинским частям для организации подсобных хозяйств и под огороды. При отсутствии свободных земель разрешалось временно использовать необрабатываемые земли колхозов с согласия последних. 18 октября 1942 г. Совнарком СССР и ЦК партии приняли еще одно постановление "О мерах по дальнейшему развитию подсобных хозяйств промышленных наркоматов"16, согласно которому расширялись посевные площади, особенно под картофель, овощи и крупяные культуры, увеличивалось поголовье скота и домашней птицы в подсобных хозяйствах. К началу 1945 г. по Астраханской области 13 623 семьи военнослужащих были обеспечены земельными участками17. Иногда часть выделенных земель засеивалась коллективно. Собранный затем урожай поступал в фонд особо нуждающихся семей фронтовиков. В сельской местности помощь семьям военнослужащих оказывалось колхозами. Она чаще всего сводилась к выдаче муки, выделению коровы на две-три семьи, оказанию помощи в подвозке дров и сена.

 

Значительное развитие в годы войны получило общественное питание, которое сыграло большую роль для организации помощи членам семей военнослужащих. В Нижнем Поволжье были открыты дополнительные столовые, на многих предприятиях и учреждениях в связи с удлинением рабочего дня отдельным категориям работников, перевыполнявшим производственные планы, а также занятым на тяжелых работах и вредных производствах, выдавалось дополнительное питание. Столовые общественного питания были специально открыты для эвакуированных семей военнослужащих, детей, инвалидов, больных, беременных женщин. На улучшение общественного питания расходовались значительные государственные фонды продовольствия. На эти же цели выделись продукты, полученные из подсобных хозяйств.

 

Несмотря на тяжелые военные условия, в Нижнем Поволжье принимались меры для снабжения населения, в том числе семей военнослужащих, необходимыми промышленными товарами. Они основывались на принятых 2 января и 25 августа 1942 г. постановлениях Совнаркома СССР о развитии производства товаров широкого потребления из местного сырья. В соответствии с последними предприятия региона развернули производство обуви, гончарных изделий, местных строительных материалов - извести, бутового камня, алебастра. Росла металлообработка, заготовка торфа,

 
стр. 144

 

производство текстильных, трикотажных, галантерейных и других товаров, запасных частей для сельскохозяйственных машин.

 

В Саратовской области за годы войны местная и кооперативная промышленность увеличили выпуск продукции широкого потребления, который возрос более чем в 3,5 раза. С 1 января 1944 г. по 1 января 1945 г. число райпромкомбинатов в Саратове увеличилось с 26 до 66, а производств и мастерских - со 100 до 810. Из-за дефицита товаров широкого потребления большое значение в годы войны приобрело расширение сети ремонтных, пошивочных, починочных мастерских. Кооперацией инвалидов области было организовано 16 новых артелей и 37 мастерских по ремонту обуви, одежды и предметов домашнего обихода. Большое развитие получили деревообрабатывающие, валяльные, обозные, кожевенные, гончарные, шорно-седельные, плодоовощные, мыловаренные и другие производства18. Промышленность региона стала выпускать изделия, которые ранее завозились из других областей (спички, зубной порошок, различный инструмент, грифельные тетради, железные грабли, пуговицы и др.).

 

За два года войны - с 1943 по 1944 г. - в Саратове 108 тыс. семей военнослужащих получили пенсий и пособий на сумму 238 млн. руб. В порядке единовременной помощи им было выдано свыше 292,5 млн. руб.19. Органы власти Нижнего Поволжья большое внимание уделяли вопросу правильности предоставления льгот семьям военнослужащих. Только в 1941 г. в Астраханском округе Сталинградской области была оказана помощь 11417 семьям военнослужащих через отделы государственного обеспечения, военкоматы, фабрично-заводские комитеты. В 1942 г. по Астраханскому округу было выплачено пособий семьям фронтовиков на сумму около 4 млн. руб., выдано пенсий более чем на 5,5 млн. руб., оказано единовременной помощи на сумму 61513 рублей20.

 

В регионе проводились воскресники, недели, декадники, месячники по оказанию помощи семьям фронтовиков, в которых участвовали коллективы предприятий, учреждений, колхозов, организаций. Для их проведения на местах создавались комиссии из представителей партийных, советских органов власти и общественных организаций. Особое внимание при этом обращалось на выявление остронуждающихся семей фронтовиков, их обеспечение, а также трудоустройство членов семей военнослужащих, устройство их детей в детские учреждения. В освобожденных от немецких оккупантов районах Сталинградской области 152 добровольческие бригады принимали участие в ремонте жилищ для семей фронтовиков. В период проведения месячника помощи семьям военнослужащих были созданы денежные, продовольственные, промтоварные фонды21.

 

Для создания фонда помощи семьям воинов Красной армии в Астрахани в 1943 г. были проведены декадник и месячник, в течение которых выявлены наиболее нуждающиеся семьи и им оказана помощь22. Выполняя решение ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 22 января 1943 г. "О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих", местные органы власти Саратова в апреле-мае 1943 г. организовали декадник помощи семьям военнослужащих, в ходе которого была улучшена работа по оказанию им помощи, созданы фонды помощи защитникам Родины. В фонд помощи семьям военнослужащих в ходе проведения декадника поступило: продовольствия 610 т., одежды 10 989 предметов, обуви 5215 пар, денег 396 109 руб., 6877 семьям военнослужащих отремонтированы и предоставлены вновь квартиры, трудоустроено 17 590 членов семей военнослужащих, помещены в детские дома и детские учреждения 3352 ребенка23. В октябре-ноябре 1944 г. в Саратове и области проходил месячник помощи семьям фронтовиков, в ходе которого было собрано более 2 млн. руб., предоставлено 1390 квартир, продано свыше 1500 голов крупного рогатого скота и завезено 286 тыс. кубометров дров24.

 

Во время декадников и месячников в Нижнем Поволжье организовывались шефские спектакли, концерты, киносеансы, денежный сбор от которых поступал в фонд помощи семьям военнослужащих.

 

Помимо отмеченных форм помощи принимались специальные решения по выпуску одежды и обуви для семей военнослужащих, прежде всего детей. Так, к началу 1945 г. 701 ребенок в Астраханской области был обеспечен одеждой и обувью25.

 
стр. 145

 

Однако подобные мероприятия лишь частично решали проблему обеспечения детей военнослужащих. Например, из-за отсутствия одежды и обуви в 1944 г. в Трусовском районе г. Астрахани около 150 детей военнослужащих не посещало школу26. Органами власти Нижнего Поволжья проводилась работа с детьми военнослужащих и вне школы. В регионе действовали детские клубы, стадионы, парки, спортивные площадки. В то же время происходило сокращение детских образовательных и внешкольных учреждений, помещения которых передавались для военных нужд. Повышенное внимание в годы войны в регионе уделялось детям-сиротам. Малолетние дети направлялись в детские дома, подростки для получения рабочей или военной профессии - в ремесленные и суворовские военные училища. Частыми были случаи усыновления или патронирования детей-сирот. Проводилась работа по улучшению питания детей и охране их здоровья. Нормы на отдельные продукты питания по детским продовольственным карточкам приравнивались к нормам снабжения рабочих и служащих. Детям до года отпускалось специальное питание с молочных кухонь, а детям от одного до трех лет - с детских пищевых станций. Многие дети военнослужащих были прикреплены к столовым, домовым кухням. В конце октября 1942 г. Совнарком СССР принял постановление об усилении питания детей слабого здоровья в возрасте от 3 до 13 лет, в соответствии с которым в Нижнем Поволжье, как и в других регионах, дополнительно открывались столовые усиленного и диетического питания детей. Сталинградский Городской комитет обороны уполномочил секретаря по торговле и общепиту обкома ВКП(б) провести проверку детских столовых области, в ходе которой выявлено, что "обеды ...вполне доброкачественные, состоят из 2 и 3 блюд... Средняя калорийность ... составляет 900 - 1000 калорий... Оборудование столовых, обеспеченность посудой и другим необходимым инвентарем вполне удовлетворительное... Выделены лучшие помещения..."27.

 

Еще одним направлением социальной политики государства в области оказания помощи семьям военнослужащих явилась работа по контролю за осуществлением намеченных мероприятий и выполнением принятых законов и решений, которая осуществлялась как центральными органами власти, так и местными. Так, 30 июня 1941 г. на бюро Саратовского обкома ВКП(б) слушался вопрос "О семьях призванных в РККА", 26 июля - "О выполнении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. "О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время в районах Саратовской области"", 29 октября - "О состоянии дела с разбором жалоб семей призванных в РККА в исполкомах местных Советов депутатов трудящихся".

 

Таким образом, государственная политика в отношении семей военнослужащих в Нижнем Поволжье состояла в оказании им различных видов помощи. В их числе - выплата пособий и пенсий, организация снабжения продовольствием и промышленными товарами, помощь в трудоустройстве, ремонте квартир, создание фондов помощи семьям фронтовиков и другие. Однако все эти формы помощи лишь в какой-то степени облегчали материально-бытовые условия семей военнослужащих. На адрес отделов государственного обеспечения Советов депутатов трудящихся Нижнего Поволжья постоянно поступали жалобы и заявления от семей фронтовиков. Они просили оказать материальную помощь, назначить пособия, пенсии, подвести дрова, помочь с жильем, устроить на работу. Не всегда эти жалобы и письма своевременно рассматривались и правильно разрешались, хотя комиссии по назначению и выплате пособий семьям фронтовиков обязаны были разбирать их в трехдневный срок. Задолженности с назначением и выплатой пособий имели место в Ершовском, Екатериновском районах Саратовской области. За ноябрь-декабрь 1941 г. прокуратурой Саратовской области было вынесено 16 протестов по неправильному отказу в предоставлении льгот28. В Марфинском районе Астраханской области на 30 мая 1944 г. имелись нерассмотренные жалобы от января, марта, апреля, среди которых были и с фронта, в том числе - сержанта Туганова с запросом о причинах снятия с пособия его матери, фронтовика Григорьева, у которого от истощения умерли дети в результате неполучения положенной помощи, письмо воинской части N60788 об оказании помощи семье фронтовика Кубгудова. В Енотаевском районе Астраханской области в первом квартале 1944 г. имелось 29 жалоб и заявлений от фронтовиков и членов их семей, из которых было удовлетворено только 18, а учет жалоб отсутствовал29.

 
стр. 146

 

В целом же мероприятия государственной политики в области социальной поддержки семей военнослужащих Нижнего Поволжья, несмотря на все проблемы и издержки, помогли семьям фронтовиков выжить в условиях военного времени. Работа центральных и местных органов власти по обеспечению семей военнослужащих имела огромное значение, являясь составной частью государственной социальной политики и важнейшим условием обеспечения успеха на фронте.

 

Примечания

 

1. СП РСФСР, 1941, N7, ст. 36, 39; 1942, N2, ст. 3, N6, ст. 47; N7, ст. 58; 1943, N3. ст. 24 - 25; Известия, 1943, 28 августа; 1944, 17 октября; 1945, 21 апреля.

 

2. СП РСФСР, 1940, N7, ст. 209, 210.

 

3. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. 17, оп. 88, д. 219, л. 55.

 

4. Большевик (г. Балашов), 1944, 6 октября.

 

5. РГАСПИ, ф. 17, оп. 22, д. 2227, л. 86 - 87.

 

6. Государственный архив Астраханской области (ГААО), ф. 1095, оп. 1, д. 853, л. 25.

 

7. Там же, ф. 6, оп. 2, д. 288, л. 16.

 

8. РГАСПИ, ф. 17, оп. 88, д. 219, л. 55.

 

9. ГААО, ф. 6, оп. 2, д. 288, л. 97.

 

10. Там же, ф. 2233, оп. 1, д. 34, л. 3 - 8.

 

11. Государственный архив современной документации Астраханской области (ГАСД АО), ф. 9, оп. 1, д. 721, л. 11 - 12.

 

12. ГААО, ф. 1095, оп. 1, д. 756, л. 24.

 

13. РГАСПИ, ф. 82, оп. 2, д. 391, л. 34.

 

14. Коммунист (г. Саратов), 1943, 17 февраля.

 

15. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сб. док. М. 1957. Т. 2, с. 723.

 

16. Там же, с. 735, 737.

 

17. ГАСД АО, ф. 9, оп. 1, д. 723, л. 1 - 2.

 

18. Коммунист, 1943, 17 февраля.

 

19. РГАСПИ, ф. 17, оп. 88, д. 219, л. 42.

 

20. ГАСД АО, ф. 6, оп. 1, д. 1244, л. 37.

 

21. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО), ф. 113, оп. 14, д. 15, л. 288 - 290.

 

22. ГАСД АО, ф. 9, оп. 1, д. 609, л. 6.

 

23. Центр документации новейшей истории Саратовской области (ЦДНИСО), ф. 594,. оп. 2, д. 6, л. 11.

 

24. РГАСПИ, ф. 17, оп. 88, д. 219, л. 43

 

25. ГАСД АО, ф. 9, оп. 1, д. 723, л. 1 - 2.

 

26. Там же, ф. 325, оп. 1, д. 236, л. 77.

 

27. ЦДНИВО, ф. 171, оп. 1, д. 147, л. 62 - 64.

 

28. РГАСПИ, ф. 17, оп. 88, д. 592, л. 4.

 

29. ГААО, ф. 2233, оп. 1, д. 34, л. 7; ф. 1095, оп. 1, д. 22, л. 53.

Опубликовано на Порталусе 05 марта 2020 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама