Рейтинг
Порталус

Жизнь Парижа в средние века. Блеск и нищета Парижа (XIV - XV вв.).

Дата публикации: 27 августа 2022
Автор(ы): В. СТОКЛИЦКАЯ-ТЕРЕШКОВИЧ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ
Источник: (c) Историк-марксист, № 3(061), 1937, C. 209-210
Номер публикации: №1661603782


В. СТОКЛИЦКАЯ-ТЕРЕШКОВИЧ, (c)

CHAMPION, PIERRE. La vie de Paris au moyen age. Splendeur et misere tie Paris (XIV - XV siecles). 1934. 287 p.

 

ШАМПИОН, П. Жизнь Парижа в средние века. Блеск и нищета Парижа (XIV - XV вв.).

 

Пьер Шампион (не следует смешивать с Эдмоном Шампионом) - автор ряда популярных произведений, посвященных истории литературы, бы га и нравов средневековой Франция. Рецензируемая книга представляет ряд очерков из жизни Парижа в XIV-XV веках. Многовековая история Парижа (первое упоминание о кельтском селении Лютеции, из которого впоследствии развился Париж, встречается у Цезаря) тесно переплетается с судьбами сперва франкского государства, потом - Франции. Парижский университет сыграл огромную роль в жизни не только средневековой Франции, но и всей средневековой Европы. Здесь в XII в. гремели споры номиналистов с реалистами и блистал своим пламенным красноречием Абеляр. В 1356 г. Париж становится ареной большого восстания, связанного с именем Этьена Марселя и с крестьянским восстанием - Жакерией. В XVI в. история Парижа тесно связана с религиозными войнами и с борьбой между укрепляющимся абсолютизмом и все еще вспыхивающими сепаратистскими тенденциями, идущими из лагеря крупных феодалов и городских коммун средневековья. В XVII в. Париж - столица абсолютнейшего монарха, короля солнца Людовика XIV, и средоточие и очаг политической и культурной жизни Франции. В конце XVIII в. Париж - очаг революции.

 

История Франции в XIV-XV вв., безусловно, заслуживает специального рассмотрения. Столетняя война и начинающееся разложение феодализма вызывают глубокое брожение в народных массах, прорывающееся наружу в форме восстаний в деревне и в городе. Объединенная было уже в значительной степени, Франция разваливается. К концу этого периода происходит снова ее воссоединение. Все эти факты и процессы органически связывают этот период в единое целое. Эта внутренняя спаянность различных моментов в истории Франции XIV-XV вв. и глубокое потрясение ее социальных основ с наибольшей силой проявляются в ее столице - Париже.

 

Таким образом, ни против темы, выдвинутой Шампионом, ни против ее хронологических рамок не может быть возражений. Зато многочисленные возражения вызывает трактовка вопросов, поставленных им. Жизнь Парижа в XIV - XV вв. насыщена острой классовой борь-

 
стр. 209

 

бой. Шампион же, по возможности, устраняет из своей работы все, напоминающее классовую борьбу. О парижском восстании Этьена Марселя он едва упоминает и притом в чрезвычайно характерных выражениях. Он пишет: "Парижский мятеж был подавлен при возгласа: "Да здравствует король Франции!.." Мятеж, естественно, постарались поскорее забыть. Интересы собственности взяли верх. Парижский буржуа не мог оставаться верным идее Жакерии, договариваться с восставшими, с фламандцами и с англичанами..." В коротенькой главе, носящей название "Судороги Парижа", Шампион бегло касается восстания мальотенов (maillotins), вспыхнувшего в Париже в 1382 г., причем не употребляет слова "maillotins". В этой же главе он посвящает восстанию Кабоша следующие две строчки: "Реформаторы-кабошены и мясники - революционеры являются в 1413 г. хозяевами Парижа. Их эксцессы привели в Париж арманьяков". Необходимо отметить, что история восстания мальотенов и кабошенов мало разработана в исторической литературе, но все же о них можно было бы сказать значительно больше, чем это сделал Шампион.

 

Зато придворный быт нашел в книге Шампиона сравнительно полное отражение. Например большая глава "Людовик XI" полна массой внешних подробностей, характеризующих, быт королевского двора. Шампион с большой любовью останавливается на галерее типов парижских судей (prevots), но характеристика их, даваемая Шампионом, искусственно оторвана от социальных движений, волновавших Париж. Так же любовно обрисовывает Шампион малозначительные подробности интимного быта богатого парижского горожанина XIV - XV веков.

 

Главы, посвященные снабжению Парижа продовольствием и санитарному состоянию его, представляют некоторый интерес. Ряд интересных сведений о книгопечатании в Париже содержит глава "Рождение книги". Но, базируясь главным образом на старых литературных источниках, работа Шампиона все же очень мало освещает литературные веяния XIV-XV веков. Зато книга пестрит обилием данных о топографии и архитектуре Парижа.

 

Автору не удалось целиком вытравить из своего произведения социальный смысл приводимых им фактов. Местами этот смысл, против воли Шампиона, громко говорит о себе. Это особенно верно по отношению к страницам, посвященным характеристике положения женщины в средние века. Шампион приводит, например, потрясающий рассказ о бедной девушке Колетте, родившей сына от связи с благородным господином Жаном ле Мерсье, сэром де Нувион. Когда жившая в провинции Колетта приехала с ребенком в Париж и положила своего сына во дворе дома Жана ле Мерсье, то как этот последний, так и его друзья, в том числе известный адвокат Жан Жувенель де Юрсен, были возмущены происшедшим. Ведь Колетта "произносила оскорбительные и клеветнические слова по адресу такой личности, как сэр де Нувион, который занимал такое положение, что всякий знал его, и состоял членом королевского совета". Друзья сэра помогли ему выпутаться из беды. В прошлом Колетты оказалась мелкая кража, и так как, по закону, воров закапывали живьем, то этим случаем воспользовались, чтобы навсегда изгнать ее из Парижа.

 

Такие популяризации, как "Жизнь Парижа в средние века" П. Шампиона, рассчитаны на читателей из узкого круга буржуазии, которая отвертывается от волнующих социальных вопросов и у которой интерес к прошлому Парижа выражается в форме стремления познакомиться с тем, каковы были некогда расположение парижских улиц и архитектура города, какова была интимная жизнь предков буржуазии, каков был церемониал празднеств при королевском дворе и т. д. Книга Шампиона - характерный пример упадочности буржуазной науки в области исторической популяризации. Шампион дал своей книге название "Блеск и нищета Парижа". Но в ней нет настоящего блеска этого великого города, ибо Шампион не касается героев парижских народных восстаний и очень мало говорит о носителях его умственной жизни. Еще в меньшей степени отразились - в работе Шампиона нищета Парижа, бедствия масс.

 

Упадочность буржуазной науки получила свое выражение и в форме изложения. Язык Шампиона страдает вычурностью. Часто встречаются лирические излияния, за которыми не чувствуется внутреннего пафоса. Всякий, кто серьезно интересуется историей умственной жизни, быта и нравов Парижа, найдет гораздо более полное удовлетворение своим запросам в большом и серьезном сочинении Lacroix (Лакруа) "Histoire des arts, des lettres et des sciences" (60-е и 70-е годы), кстати сказать, очень популярно написанном, чем в книжке Шампиона, малозначительной по содержанию и манерной по форме.

Опубликовано на Порталусе 27 августа 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама