Рейтинг
Порталус

КЛИНИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ (продолжение)

Дата публикации: 06 февраля 2010
Автор(ы): д.м.н. Уманский Сергей Викторович
Публикатор: swuros
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1265479788


д.м.н. Уманский Сергей Викторович, (c)

1.2. ГИПНОЗ И ОБЩЕСТВО
Диалектика развития российской психотерапии заключалась в том, что в русской медицине второй половины XIX века набирали силу идеи нервизма. Сначала И.М. Сеченов, а затем И.П. Павлов показали, что в основе психических явлений лежат материальные физиологические процессы, происходящие в головном мозге, которые могут быть изучены объективными методами. Вся советская психотерапия прошла под знаком физиологической теории Павлова [114]. Господствующие тенденции не обошли стороной и гипнотерапию [22, 115, 121].
В России изучение феномена гипноза начинается чуть позже, чем во Франции, но уже через десять лет интенсивные исследования шли в Санкт-Петербурге (В.Ф. Спримон, Н.О. Лихонин, В.И. Дроздов), Москве (В.К. Рот), Казани (И.В. Годнев), Харькове (В.Я Данилевский). Не успело гипнотическое движение в России набрать силу, как Медицинский департамент издал циркуляр, в котором рекомендовал резко ограничить использование гипноза с лечебной целью и применять его только с разрешения административной власти и в присутствии других врачей. Естественно, что такие административные запретительные действия не могли не отразиться на развитии гипнотерапии в России. С 1890 г. по 1903 г., пока действовал циркуляр, практически не велось никаких исследовательских работ в этой области. Когда запрет на гипнотерапию был снят, былого интереса к этому психотерапевтическому методу не проявилось, так как на авансцену вышел психоанализ [18, 52]. В Советском Союзе психоанализ не получил широкого распространения, так как в условиях тоталитарного строя медицина и, особенно, психотерапия были идеологизированы. Психология считалась субъективно-идеалистической наукой, и практически не изучалась, а психологизация в психиатрии всегда считалась «дурным тоном». Большинство советских исследователей предпочитали исследовать гипноз с физиологических позиций [52, 65].
В заключение следует отметить, что несмотря на то, что восприятие гипноза субъективно, а возникающие ощущения невоспроизводимы и часто невербализируемы, внешние формы проявления гипнотических состояний и их внутренние переживания во многом зависят от культуры, эпохи, расы, социального контекста и т.п. В представлениях большинства людей в феномене гипноза переплетается магическое, мистическое и эзотерическое, но даже научно-технический прогресс не смог изменить этого положения вещей.


Глава 2
ПРЕДПОСЫЛКИ ГИПНОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

2.1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГИПНОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Способность принимать на веру
даже самый грубый абсурд,
поразительным образом
увеличиваются в современном человеке.
Он так легко поддается суеверию.
K. Jaspers [202]

Несмотря на научно-технический прогресс, сопровождающийся выдающимися достижениями в области биологии, психологии и медицины, гипноз, имеющий в своей основе мистико-магический компонент, по-прежнему пользуется популярностью у населения и является одной из самых эффективных психотерапевтических методик.
Гипноз как явление, безусловно, имеет социальные предпосылки, уходящие своими корнями в ментальность не только конкретного человека, а всего общества в целом. Определенные условия, возникающие в социуме, могут создавать как благоприятные предпосылки для гипноза, так и препятствовать формированию данного феномена. О некоторых из них говорилось в предыдущей главе.
Нами выделено три социально-психологических феномена, которые обусловливают стремление населения для изменения своего состояния здоровья использовать суггестивные психотехники: мистицизм, ипохондризация и извращенная религиозность (псевдорелигиозность). Увеличивающееся количество больных с психической патологией вносит свой вклад в искажение ментального поля человека [101] и общества.
F.D. Alexander, M.D. Selesnick в середине ХХ в. писали, что «обнаружилась небывалая психическая неустойчивость общества, проявляющаяся во взрывах немотивированного насилия, агрессивности, возрождении массовой веры в чудеса, возможности магии, экстросенсорных методов воздействия» [2].
Многочисленные исследования отечественных авторов указывают на то, что состояние психического здоровья населения России продолжает ухудшаться [73, 123, 125, 165]. Также отмечены негативные тенденции в динамике психического здоровья детей и подростков [168].
У большинства больных с психической патологией отмечается снижение критики, как к себе, так и к реально происходящим событиям, что ведет к повышенной внушаемости с восприятием патологических идей и разного рода сомнительных сообщений. Эта категория населения становится легкой добычей религиозных сект и новых псевдотерапевтических методик.
Изменения состояния психического здоровья во многом связаны с воздействием СМИ на человека. За последнее десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о деструктивном влиянии СМИ на психическое здоровье населения. На первом месте по этому показателю стоит телевидение, транслирующее сцены насилия, жестокости и откровенной эротики [73, 125].
Различная психопатология стала считаться нормой. Часто именно подобного типа люди оцениваются СМИ как интересные, неординарные личности, а их идеи и новые формы поведения тиражируются. Больных с явными и стертыми формами шизофрении, психопатов и т.п. приглашают в телестудии, берут у них интервью, пишут о них статьи. Для некоторых категорий людей подобного рода сообщения являются важным и достоверным источником информации, не требующей дополнительного анализа. Воспринимая без критики эту информацию, такие люди начинают демонстрировать патологические формы поведения и психопатологические расстройства. В дальнейшем процесс психической индукции может распространяться на ближайшее окружение субъекта, способствуя более широкому распространению психической патологии, которая в данном микросоциуме уже воспринимается как вариант нормы.
Формирование и усиление мистико-магической настроенности в поле ментальности человека [101] связано с несколькими причинами.
Процессы миграции, глобализации и урбанизации привели к тому, что современное общество лишилось стабильных традиционных жизненных ориентиров. Масштабные миграции для большинства переселенцев сопряжены с их отрывом от родной культуры и духовных ценностей, с их социоэкономической незащищенностью. Следствием всего этого может быть развитие пограничной психической патологии. Ассимиляция в другую культуру всегда сопряжена с определенными сложностями. Воспринимается в первую очередь то, что доступно. И это не высококвалифицированная медицинская помощь, а народные целители, знахари, экстрасенсы и т.п., предлагающие быстрое и недорогое исцеление. В основе их методов лечения лежат эзотерические и мистико-магические ритуалы и заговоры. В диагностическом процессе предпочтения также отдаются не научно обоснованным методам, а мгновенным озарениям, откровениям и прозрениям, посетившим целителя.
Подобный стереотип поведения передается детям. Молодые поколения, лишенные своих этнических «корней», с утраченными или искаженными национальными духовными ценностями «впитывают» новые реалии жизни, формируя своеобразный менталитет с мистико-магическим уклоном.
Огромное влияние на формирование мистико-магической настроенности играют средства массовой информации (СМИ).
СМИ необоснованно большое внимание уделяют альтернативной медицине и альтернативной психотерапии в частности, своеобразие которой в нашей стране в данный момент заключается в том, что она все в большей мере становится частью парапсихологии, включающей передачу образного и мысленного содержания на расстояние; перемещение объектов без непосредственного к ним прикосновения; определение состояния внутренних органов при поднесении к телу рук (паранормальная диагностика) и т.п. Подобные «сенсации» не только искажают факты, смещая акценты, но и формируют неуважительное отношение к науке.
В информационно-психологическом поле, как никогда прежде, сказывается зависимость каждого члена социума не только от информации, но и от тех эмоциональных потоков, которые несут СМИ. Тенденции работы СМИ – это сенсации, а сенсации сегодня – это преимущественно сомнительные факты и отрицательные события. Довольно широко освещаются «достижения» парапсихологии, целительства, черной и белой магии, обсуждаются различные виды кодирования. К этому следует добавить намеки на серьезные профессиональные разработки в области психотронного оружия. Все это рождает у людей определенную настроенность, формирует определенные установки и готовность быстро и безболезненно избавиться практически от всех болезней.
В настоящее время в общественном сознании сохраняется устойчивость к альтернативным парамедицинским идеям. Это связано с многосторонним кризисом, который сопровождается снижением интереса и уважительного отношения как к науке, так и к истинно научному знанию.

3.1.1. ОБЩЕСТВО И ЗДОРОВЬЕ.
Проблемы здоровья всегда интересовали людей, однако, в последнее время внимание к этим вопросам у некоторых категорий населения приобретает навязчивый или сверхценный характер. Мы можем наблюдать, что озабоченность состоянием своего здоровья начинает принимать характер эпидемии, которой подвержены люди вне зависимости от пола, возраста, уровня образования, социального статуса и т.п. Чрезмерное (гипертрофированное) внимание к своему здоровью принято называть ипохондрией.
A. Barsky и соавт. интерпретируют ипохондрию как специфический поведенческий стиль, предполагающий не только контроль над различными функциями организма, но и тревожные реакции с дурными предчувствиями и готовностью в ситуациях мимолетного дискомфорта приписывать себе тяжелый недуг. «Ипохондрией здоровья» назвал W. Jahrreis (1930) состояние человека, живущего «интересами тела» и сосредотачивающего все свое внимание и силы на предотвращении развития соматического заболевания [цит. по: 157].
Ипохондризацией нами назван процесс усвоения и репродукции субъектом новых ценностей, связанных с укреплением и сохранением здоровья, возводящим его (здоровье) в культ. При этом происходит переоценка системы ценностей субъекта и переориентация его на новые цели.
В современном обществе отмечается увлеченность различными оздоровительными системами, диетами. Погружение в какую-либо иррациональную оздоровительно-терапевтическую систему уже сложившихся взрослых людей часто чревато для них ухудшением состояния здоровья, не только соматического, но и психического. В таких ситуациях непростыми для объяснения представляются быстрота, глубина и устойчивость изменения вектора направленности личности, который в прочих разнообразных и нередко драматических коллизиях жизни данного субъекта сохранял завидное постоянство. Необходимо ясно представлять, что в определенных условиях некоторые иррациональные оздоровительные системы по мощи трансформирующего воздействия на личность оказывают наиболее существенное психологическое влияние. Подобное воздействие может оказаться одним из самых мощных и значимых, которые встречались человеку на протяжении его жизни.
Ипохондризация постоянно поддерживается СМИ, которые, создавая определенный ажиотаж, регулярно сообщают о достижениях медицины, о новых революционных методах профилактики и лечения тех или иных тяжелых заболеваний. Известные люди (актеры, музыканты, политические деятели) из телестудий или редакций, рассказывая о различных оздоровительных системах, принципах диетического питания и т.п., сознательно или неосознанно рекламируют их.
Фактор принятия обществом определенного вида психологического воздействия играет позитивную роль и положительно отражается на эффективности проводимой терапии. Однако, общественный менталитет может быть искажен недостоверной информацией о методах лечения, которые недостаточно апробированы и научно обоснованы. На том лишь основании, что общественность проголосовала «за», эти методы становятся широко доступными, несмотря на предупреждения специалистов и достаточно часто нанося непоправимый вред здоровью. В последнее время стало модным для коррекции веса, избавления от различных видов зависимостей обращаться к врачам-психотерапевтам с целью проведения сеансов кодирования. Временный положительный эффект, достигаемый подобной терапией, создает у населения веру в быстрое и недорогое решение сложных медицинских проблем.
Возникающие иллюзии поддерживаются еще и тем, что большинство людей на проблемы состояния здоровья, методов профилактики и лечения различных заболеваний и других медицинских вопросов имеют свою точку зрения. Девиз, выдвинутый еще советской медициной: «Лучше предупредить болезнь, чем ее лечить», в полной мере воспринят определенной (не самой пассивной) частью населения и активно воплощается ею в жизнь.
В начале 90-х гг. ХХ века, благодаря телевизионным передачам с участием А.М. Кашпировского и А.В. Чумака, гипнотерапия имела огромную популярность. Многие люди, даже не имеющие серьезных заболеваний, стремились попасть на психотерапевтические сеансы.
По нашим данным, до 70% взрослого населения, не доверяя официальной медицине, используют альтернативные и народные средства в профилактике и лечении. Около 50% из этого числа обращались за помощью к целителям, знахарям и экстрасенсам. Ипохондрические установки часто определяют поведение субъекта. В подобных случаях используемые взрослыми людьми поведенческие, эмоциональные и когнитивные стратегии в профилактических мероприятиях по механизмам импритинга (запечатления) передаются их детям.
Активный поиск универсальных лечебно-оздоровительных методов часто приводит ипохондрически-настроенных субъектов к решению испытать в этом качестве гипноз, который имеет статус процедуры, быстро и безболезненно избавляющей пациентов от различных недугов.
2.1.2. ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ
В последние годы в России отмечается увеличение количества верующих, что в первую очередь связано с изменившейся социально-психологической парадигмой, которая способствовала формированию и развитию еще одного ментального направления – религиозного. Однако, формирование религиозности происходило спонтанно и хаотически, без учета национальных традиций.
С открытием границ в Россию хлынули эмиссары различных религиозных конфессий. В этой связи интересно отметить, что практически все религиозные практики в той или иной степени нашли приверженцев. Это характерно как для традиционных религий, так и для откровенно шарлатанских доморощенных культов, типа Белого братства, Богородичного центра и т.п. Удивление вызывает тот факт, как быстро бывшие граждане Советского Союза из атеистов превратились в глубоко верующих людей.
Религиозный менталитет во многом является мистико-магическим и иррациональным. Явление освоения массовым сознанием систем духовно-религиозного опыта представляет собой яркий пример реальности, ускользающей от релевантной экспликации (смыслового объяснения) методами наук о сознании. В любой религии, как бы не трактовали ее адепты, остается еще много неясного, необъяснимого и противоречивого.
По мнению иеромонаха, доктора медицинских наук отца Анатолия (Берестова) «огромное число людей в России и за рубежом сегодня психологически зависимы от знахарей, экстрасенсов и колдунов. Такие понятия как порча, сглаз, наговор и родовое проклятие по-прежнему остаются в нашем лексиконе». (Д. Макаров. Одержимые бесами // АиФ.- 2003.- №46). Использование услуг знахарей, колдунов и экстрасенсов формально обозначает отход от принципов православия и других официальных религий.
Новая смесь религии, псевдорелигии, традиционных суеверий, научного знания и псевдонаучной мистики привели к формированию очень специфического мировоззрения. В этом смысле современный человек мало чем отличается от людей средины ХХ века, когда K. Jaspers в своей книге «Смысл и назначение истории» писал: «Можно, пожалуй, считать, что способность принимать на веру даже самый грубый абсурд поразительным образом увеличивается в современном человеке. Он так легко поддается суевериям. Но там, где есть суеверия, победить может только вера, не наука» [202]. По мнению Ф.К. Кондратьева, место прежних архетипов заняло новое коллективное бессознательное в виде «научно-мистического» менталитета [73], который является новой реальностью, и с которым врачам-психотерапевтам приходится считаться. K. Jaspers писал, что бесполезно переубеждать мистически ориентированных пациентов, «…приводя им данные науки. Они к ним абсолютно не восприимчивы» [202]. В таких ситуациях врач должен строить свою терапию в соответствии с ожиданиями пациента, сопровождая и предупреждая его в его болезни.
Мистическая и религиозная направленность обращена к высшему разуму, способному разрешить самые сложные проблемы бытия. Все великие религии мира всегда в верующих вселяли и поддерживали веру в возможности сверхъестественного исцеления. Известно много «святых» мест, храмов и икон, которые пользуются популярностью у верующих. (Вера в чудесное исцеление всегда живет в человеке, и он готов поверить во что угодно, лишь бы избавиться от страданий).
Таким образом, реалии современного ментального поля таковы, что мистицизм, ипохондризация и псевдорелигиозность, тесно переплетенные друг с другом, мирно соседствуют с атеизмом, рациональным мышлением и научными знаниями, создавая специфическую атмосферу общественного менталитета. К этому можно добавить ауру, создаваемую увеличивающимся количеством больных с психической патологией. Находясь в таком противоречивом ментальном поле, население готово принимать суггестивные методы психотерапии, а задача врача-профессионала заключается в правильном их использовании во благо больному.


Опубликовано на Порталусе 06 февраля 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама