Рейтинг
Порталус

ИЗ ВЕКА XVIII - В XXI ВЕК. Академия Сечинова.

Дата публикации: 17 июля 2014
Автор(ы): Михаил ПАЛЬЦЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) Наука в России, № 4, 2008, C. 35-39
Номер публикации: №1405546765


Михаил ПАЛЬЦЕВ, (c)

Академик РАН и РАМН Михаил ПАЛЬЦЕВ, ректор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова

В 2008 г. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова отмечает свой 250-летний юбилей. Сотни тысяч врачей подготовлены за годы ее существования, миллионами исчисляются пациенты, чье здоровье сохранено благодаря знаниям и умениям ее выпускников.

Сегодня это крупнейший комплекс по обучению, аттестации и повышению квалификации медицинских и фармацевтических кадров. А еще - многопрофильный лечебный и исследовательский центр, ставший колыбелью большинства отечественных медицинских школ и научных обществ.

Родоначальником нашей академии был медицинский факультет Императорского Московского университета, открытого в 1755 г. по предложению великого русского ученого Михаила Ломоносова* и графа Ивана Шувалова. Занятия начались в 1758 г. в здании у Воскресенских (ныне Иверских) ворот. Преподавание в XVIII в. ограничивалось чтением лекций и посещением больниц, где студентам всего лишь демонстрировали симптомы болезней и давали указания по применению той или иной терапии.

Уже за первые полвека существования факультет стал центром отечественной медицинской науки.


* См.: Э. Карпеев. Гигант российского просвещения. - Наука в России, 2003, N 3 (прим. ред.).

стр. 35

Собственно с него началась история российской медицины, и первая половина XIX в. славна многими научными достижениями, выпускниками и преподавателями. В числе последних хирург и анатом Николай Пирогов (член-корреспондент Петербургской АН с 1846 г.), один из основоположников экспериментальной патологии Алексей Филомафитский, врач, первым в России осуществивший операцию под наркозом Федор Иноземцев, терапевт, основатель крупнейшей школы русских клиницистов Сергей Боткин.

В последующие десятилетия на факультете преподавали такие выдающиеся деятели медицины, как терапевты Григорий Захарьин (почетный член Петербургской АН с 1885 г.), Алексей Остроумов, хирург Николай Склифосовский, невропатолог Алексей Кожевников, психиатр Сергей Корсаков, физиолог Иван Сеченов (почетный член Петербургской АН с 1904 г.), гистолог и физиолог Александр Бабухин, основатель научной гигиены Федор Эрисман, один из основоположников научной гинекологии Владимир Снегирев, микробиолог Георгий Габричевский, педиатр Нил Филатов и др. В это время появились новые кафедры, были введены лекционные и практические курсы по клиническим дисциплинам. Потребовалось расширение клинической базы, и в сентябре 1884 г. Московская городская Дума передала Университету (в полную собственность) пустующие земли на Девичьем поле. К 1897 г., благодаря частным пожертвованиям и государственному финансированию, медицинский факультет уже располагал 12 клиниками, амбулаторией и научными подразделениями.

До 1930 г. факультет находился в составе Московского университета, а затем был преобразован в Первый Московский медицинский институт.

Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. не обошла и его стороной. В первые же дни отсюда ушли на фронт более половины преподавателей и студентов, многие из них не вернулись. Тем не менее в эти тяжкие годы вуз продолжал готовить врачей.

В 1955 г. Институту было присвоено имя выдающегося ученого и мыслителя, создателя физиологической школы Ивана Сеченова, а в 1990 г. он был преобразован в Московскую медицинскую академию (ММА) им. И. М. Сеченова.

Сегодня учебный процесс в Академии обеспечивают 14 факультетов, в том числе лечебный, военного обучения, фармацевтический, медико-профилакти-

стр. 36

ческий, стоматологический, высшего сестринского образования, подготовки научно-педагогических кадров, иностранных учащихся, послевузовского профессионального образования врачей, педиатров, провизоров, специалистов медико-профилактического дела, управления здравоохранением и дополнительного профессионального образования преподавателей.

Особенность ММА - сочетание образования, исследовательской деятельности и лечебного процесса. Ныне в ней работают свыше ста действительных членов и членов-корреспондентов РАН и РАМН, преподают около двух тысяч педагогов, обучаются более десяти тысяч студентов из России и 85 зарубежных стран.

Академия располагает Клиническим центром с 18 разнопрофильными клиниками на 3000 коек, Научным центром с 21 лабораторией, пятью научно-исследовательскими институтами: молекулярной медицины*, фтизиопульмонологии, фармации, общественного здоровья и управления здравоохранением, медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского. В состав Академии входят также богатейшая Центральная научная медицинская библиотека, Музей истории медицины, ботанический сад, стадион, спортивно-оздоровительный лагерь, студенческие общежития.

Время диктует новые требования, и традиционные подходы в обучении студентов сменяются инновационными. Не случайно наш вуз - единственный среди медицинских - выиграл в 2006 г. конкурс инновационных образовательных программ на получение государственного гранта в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Программа направлена на формирование в вузе конкурентной среды, что позволит максимально приблизить качество обучения к реальным потребностям экономики и общества. При этом сохраняется баланс между знаниями, ориентированными на практику, и фундаментальными науками. Студентов обучают не только современным медицинским технологиям, но и лечебным методам завтрашнего дня.

В рамках программы в Академии созданы центры информатизации учебного процесса и отработки практических навыков на тренажерах. Уже приобретено около 500 специализированных фантомов - имитаторов либо всего человеческого тела, либо отдельных органов, на которых студенты смогут отрабатывать приемы оказания неотложной помощи и ухода за пациентом. В ходе занятий преподаватель с пульта дистанционного управления моделирует любую патологию, а студент, применив соответствую-


* См.: М. Пальцев, А. Иванов, В. Киселев. От молекул болезни до молекул здоровья. - Наука в России, 2006, N 1 (прим. ред.).

стр. 37

щие методы, имеет возможность в широком диапазоне освоить практические навыки и диагностировать заболевание. Среди многочисленных фантомов для отработки профессиональных манипуляций, например в акушерстве и гинекологии, - не только наглядные пособия по развитию плода, но и имитатор родов. Есть также модели различных патологических состояний новорожденного. А стоматологические фантомы способны имитировать звуки и слюноотделение, их челюсти оснащены съемными зубами, на которых можно изучать патологические процессы и осуществлять лечебные процедуры. После такой первоначальной отработки навыков студенты гораздо увереннее чувствуют себя у постели больного.

Новый способ обучения нисколько не противоречит главному принципу российской высшей медицинской школы - "лечить не болезнь, а больного". Это означает, что будущий врач должен овладеть глубокими знаниями о человеческом организме в целом, взаимодействии его сложнейших систем.

Понимание глубинных процессов, в том числе на клеточном уровне, должно стать основой и главным направлением в системе медицинского образования. В этих целях на базе нашего Научно-исследовательского института молекулярной медицины создается специальный GMP*-центр, где будут разрабатывать и испытывать новейшие технологии, предполагающие лечебное воздействие на клетки организма. Планируется, что он станет базой для научной работы студентов и преподавателей, местом, где осваиваются новые методики.

Кроме того, в рамках программы реализован проект "виртуальная операционная". Благодаря современным информационным технологиям студенты могут наблюдать за манипуляциями хирургов, действиями анестезиологов, другими участниками операции в режиме реального времени. Более того, преподаватель контактирует с оперирующим хирургом, с лабораториями. А студенты могут наблюдать за заочным консилиумом в самой операционной, поскольку благодаря техническим средствам у хирурга появилась возможность при необходимости срочно проконсультироваться, например, с цитологом, врачом-лаборантом, фармакологом. Все это позволяет будущим медикам почувствовать реальную обстановку во время операции.

Одна из составляющих программы - создание на фармацевтическом факультете учебно-производственной аптеки и аналитической лаборатории, в кото-


* GMP (Good Manufacturing Practices) - перечень международных требований к фармацевтической промышленности (прим. ред.).

стр. 38

рых студенты своими руками по прописям составляют порошки, изготовляют микстуры, проводят анализ различных лекарств, определяют вероятные примеси.

Основной принцип современной высшей школы - доступность информации, умение работать с большими объемами полученных сведений. Поэтому наиболее важная часть инновационной программы - формирование единой информационной среды. Для этого строятся компьютерные сети, бумажные источники информации переводятся на электронные носители, меняются и частично создаются заново системы управления Академией и учебным процессом. Преподаватели и студенты получат доступ к электронным библиотекам, справочным материалам, у них появится возможность виртуального общения.

Внедрение инновационных образовательных технологий невозможно без системного подхода. Поэтому в Академии принято решение в первую очередь создать систему управления качеством образования в соответствии с международными стандартами. Сейчас идет обучение сотрудников, но уже очевидна готовность вуза к внедрению этой системы. Реализация программы формирования инновационного образовательного пространства ММА им. И. М. Сеченова позволила создать модель современного высшего учебного заведения, которая может быть использована и другими медицинскими и фармацевтическими вузами страны.

В заключение отметим: в рамках юбилейного для нашей Академии года пройдут конференции, научные чтения, симпозиумы по различным проблемам научной и практической медицины. Кульминацией праздничных мероприятий станут события ноября 2008 г., когда на торжественное заседание в Колонном зале Дома союзов соберется научная, культурная и медицинская общественность. В том же месяце состоится III Международная конференция "Российский медицинский форум", будут введены новые учебные корпуса фармацевтического факультета, Института молекулярной медицины, откроет свои двери уникальный Музей истории медицины ММА им. И. М. Сеченова.

Опубликовано на Порталусе 17 июля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама