Рейтинг
Порталус

© "МЕДИЦИНА - МОЯ ЗАКОННАЯ ЖЕНА..."

Дата публикации: 23 июля 2014
Автор(ы): Мария САПРЫКИНА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) Наука в России, № 1, 2010, C. 72-77
Номер публикации: №1406133143


Мария САПРЫКИНА, (c)

В истории всемирной литературы в целом и русской в частности можно назвать немало имен известных писателей-врачей. В их числе и гениальный Чехов, которого Лев Толстой называл "Пушкиным в прозе". В своем творчестве Антон Павлович активно использовал медицинские знания, особенно психологии и психиатрии, а также из практики в земских лечебницах. Он сам не раз признавался, что данная работа оказала серьезное влияние на него как на литератора. "Не будь у меня медицины ... я свой досуг и свои мысли едва ли отдавал бы литературе", - утверждал Чехов.

 
стр. 72

 

Мария САПРЫКИНА, журналист

 

ЗАМЫСЕЛ ДИССЕРТАЦИИ

 

В Чехове нам привычно видеть автора рассказов, миниатюр, юморесок, повестей, пьес, однако ему было не чуждо сознание ученого-медика. Кстати, оканчивая медицинский факультет Московского университета в 1884 г., он планировал написать диссертацию и даже предпринял к этому шаги: поиски в его личном архиве (сейчас находится в Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве) позволили в 1930-е годы открыть новый факт его биографии как ученого. Этому интереснейшему вопросу посвящена статья известного литературоведа, члена-корреспондента АН СССР с 1953 г. Николая Бельчикова "Опыт научной работы Чехова" (он, собственно, и обнаружил указанную рукопись); о том же упоминает доктор медицинских наук Марк Мирский в своей книге "Доктор Чехов" (М.: Наука, 2003). Как оказалось, за 5 - 6 лет до появления "Острова Сахалин" (1893 г.) писатель два года изучал историю отечественной медицины. Таким образом, это был уже второй его исследовательский опыт, а о первом он умолчал, однако сохранившиеся рукописи Антона Павловича позволили установить его задумку. Так, он планировал издание сочинения "Врачебное дело в России 1884, 1885", которое должно было стать его докторской диссертацией. Внешне это 46 рукописных листов Чехова, заполненных выдержками из ряда сочинений - от летописей до народных лечебников. Судя по ним, он глубоко вникал в тему: зафиксировал много интересных, с его точки зрения, случаев, рецептов и т.д. Для работы Антон Павлович составил список более чем из 100 книг - их ему надо было прочесть. Рукопись датируется 1884 и 1885 гг., т.е. периодом, когда он окончил университет и начал врачебную практику в Подмосковье. Интересно, что в письмах того времени писатель ни единым словом не упоминает о замышляемом фундаментальном труде, хотя последний отнимал у него довольно много времени и вовсе не был случайным занятием. Среди материалов для планируемой диссертации есть и методологические рассуждения Чехова, свидетельствующие о том, что он хотел стать историком русской медицины, познающим ее прошлое: писатель умело собирал факты, тонко подмечал все полезные для себя показания источников, попутно осмысливал значение, обдумывал метод их обработки.

 

К сожалению, Чехов не закончил планируемое сочинение, хотя ему удалось собрать внушительный материал, который можно разделить на несколько составных частей (документы о врачебном деле на Руси в древние времена, в XVII в. и т.д.). Как уже бы-

 
стр. 73

 

ло сказано, об этой работе он не обмолвился ни строкой в своих многочисленных письмах того времени (о ней не знали даже самые близкие ему люди), но она не прошла бесследно, став своеобразным преддверием к созданию "Острова Сахалин", где Чехов проявил свой талант из мелких фактов рисовать широкие полотна и попутно обнаружил себя как опытный и предусмотрительный исследователь.

 

Позже в письме к отечественному театральному и художественному деятелю Сергею Дягилеву от 20 декабря 1901 г. он сообщал, что "Остров Сахалин" написан им "вместо диссертации, которую ... замыслил написать после 1884 г. - окончания медицинского факультета". Кстати, вполне вероятно, что Чехов намеревался вернуться к своей историко-медицинской работе: об этом свидетельствует факт сохранности рукописи, что было весьма необычно для него - как правило, он уничтожал черновики, не хранил лишнего. Следовательно, в собранных материалах Антон Павлович видел определенную ценность. Правда, историком медицины он не стал, но использовал полученный бесценный опыт в художественном творчестве.

 

"ОСТРОВ САХАЛИН"

 

Итак, в 1890 г. Чехов отправился на Дальний Восток, на остров Сахалин. Там он проделал огромную работу, прежде всего по переписи местного населения, изучал заболеваемость по данным больничных "Правдивых книг", а также записи церковных метрических книг. Занимался он и врачебной деятельностью - принимал больных и делал амбулаторные операции. Антон Павлович поставил себе цель провести научное исследование - и действительно, перепись населения острова в 1890 г. была, как полагают специалисты, первой частичной переписью населения России, в основе которой лежал научно-статистический метод.

 

Как медик Чехов собрал, обобщил и проанализировал обширные сведения о населении острова - они-то и легли в основу его знаменитого путевого очерка "Остров Сахалин" (1893 г.), который сам автор склонен был рассматривать именно как исследовательскую работу. Это был опыт в стиле научной диссертации (позднее известный столичный врач-невролог, друг и сокурсник Антона Павловича Григорий Россолимо (1860 - 1928) предлагал ему похлопотать, чтобы этот труд приняли к защите в качестве диссертации, но, к сожалению, не получилось). В данном произведении Чехова соединены в одном месте клиническое мышление врача-практика, глубокие познания ученого-медика и художественное мастерство литератора. Автор применил научно-статистический метод, приспособив его для целей своего труда - все это сделало последний серьезным научным изысканием, а выход в свет стал событием в общественной жизни России (он печатался отрывками, по главам, в журнале "Русская мысль"). Эффект был

 
стр. 74

 

ошеломляющий, а царское правительство даже отправило специальную комиссию для обследования и упорядочивания положения и жизни заключенных на острове. Несомненно одно: это произведение навсегда останется памятником литературному и врачебному подвигу Чехова. Позднее о нем высоко отзывались выдающиеся отечественные писатели - Илья Эренбург, Евгений Замятин.

 

МЕДИЦИНА, ЛИТЕРАТУРА И ЖИЗНЬ

 

Как же относился сам Чехов к практической медицине, которая отнимала у него довольно много времени? Совершенно очевидный факт - она явно помогала писателю, обогащая его научным пониманием психологии человека и самых сокровенных, скрытых сторон его внутреннего мира. Весьма показательно, что врачу Ивану Островскому он писал в феврале 1893 г.: "Медицина - моя законная жена, литература - незаконная. Обе, конечно, мешают друг другу, но не настолько, чтобы исключать друг друга". Родным и друзьям о своей врачебной работе он сообщал то серьезно, то с юмором.

 

Очень показательно высказывание об Антоне Павловиче как о враче писателя Александра Куприна в очерке "Памяти Чехова" (1904 г.): "Если бы Чехов не был бы таким замечательным писателем, он был бы прекрасным врачом. Доктора, приглашавшие его изредка на консультации, отзывались о нем, как о чрезвычайно вдумчивом наблюдателе и находчивом, проницательном диагносте. Да и не было бы ничего удивительного в том, если бы его диагноз оказался совершеннее и глубже диагноза, поставленного какой-либо молодой знаменитостью. Он видел и слышал в человеке - в его лице, голосе, походке - то, что было скрыто от других, что не поддавалось, ускользало от глаз среднего наблюдателя. Сам он предпочитал советовать в тех редких случаях, когда к нему обращались, средства испытанные, простые, по преимуществу домашние. Между прочим, чрезвычайно удачно лечил он детей. Верил он в медицину твердо и крепко, и ничего не могло пошатнуть этой веры".

 

Еще в годы учебы в университете стало складываться научное мировоззрение Чехова. Он усердно изучал медицину, исправно посещал лекции, успешно сдавал экзамены и в то же время много работал в юмористических журналах. Ему повезло: на медицинском факультете ему довелось слушать таких корифеев, как Григорий Захарьин и Алексей Остроумов (по терапии), по хирургии - Николая Склифосовского, по нервным болезням - Алексея Кожевникова, по женским болезням - Владимира Снегирева (кстати, Чехов, будучи студентом четвертого курса, в 1883 г. задумал написать в соавторстве со своим братом Александром "Историю полового авторитета" с естественно-исторической точки зрения, правда, затем оставил эту затею), по патологической анатомии - Александра Фохта, по гигиене - Федора Эрисмана и др.

 
стр. 75

 

В ноябре 1884 г. Антон Павлович получил свидетельство о том, что определением университетского совета от 15 сентября он утвержден в звании уездного лекаря. Вскоре на дверях его квартиры появилась дощечка с надписью: "Доктор А. П. Чехов". Свою врачебную деятельность он начал в знакомой ему к тому времени Чикинской земской больнице (ныне Гатчинский район Ленинградской области); затем некоторое время заведовал Звенигородской больницей в Подмосковье. Оттуда в том же году он писал издателю петербургского юмористического журнала "Осколки" Николаю Лейкину, что волею судеб исправляет должность земского врача, полдня занят приемом больных (30 - 40 человек в день). Отдыхать должным образом Чехову не удавалось, так как он не только трудился в больнице, но и исполнял должность уездного врача, выезжал с судебным следователем на вскрытия, исполнял поручения местной администрации, выступал экспертом на суде.

 

Чехов придавал большое значение распространению санитарных знаний среди населения; ратовал за повышение квалификации медиков, мечтал об открытии института усовершенствования врачей, принимал близко к сердцу судьбу медицинской прессы в России (в частности, призывал земских врачей активно участвовать не только в специальной, но и в общей печати). К примеру, много сил и энергии он приложил к спасению от гибели журналов "Хирургическая летопись" и "Хирургия".

 

Но наиболее активно Антон Павлович практиковал в Мелихове*, куда переехал с родными в 1892 г. - там он был занят медицинской практикой круглый год. В 1897 г. в России проходила всеобщая перепись населения, и Чехов не мог остаться в стороне от этого важного события, за что был награжден медалью "За труды по первой всеобщей переписи населения".

 

С 1897 г. в связи с ухудшением здоровья он по совету друзей прекратил медицинскую деятельность и врачеванием занимался только эпизодически. Впрочем, это вовсе не было бесповоротным решением. Медицина по-прежнему сопровождала его, занимая важное место в его жизни. Так, переезжая из Мелихово в Ялту, Чехов отправил всю свою обширную библиотеку в родной город Таганрог, но взял с собой

 

 

* См.: Ю. Балабанова. Мелиховское семилетье. - В этом номере журнала (прим. ред.).

 
стр. 76

 

медицинские книги и даже записи университетских лекций. На новом месте он тоже не отказывал в медицинской помощи жителям города, студентам и малоимущим.

 

Антон Павлович хорошо знал и чаще всего писал о болезнях, которые были тогда основной причиной смертности населения, например, о туберкулезе, чахотке (пьеса "Иванов", рассказы "Гусев", "Супруга", "Невеста", "Цветы запоздалые" и т.д.). Точные психологически верные характеристики людей, страдавших лихорадкой, содержатся и в ряде других его произведений - повесть "Степь", рассказы "Скрипка Ротшильда", "Зеркало". Отметим, особое внимание уделял Чехов психиатрии и психологии. В одной из бесед (в середине 1890-х годов) с писателем Иеронимом Ясинским он высказал интересную мысль: "Если бы я не сделался писателем, вероятно, из меня вышел бы психиатр". Свое глубокое знание именно этой отрасли медицины он черпал не только из специальных тематических трудов, но и собственных наблюдений за пациентами. Так, его знаменитые повести "Палата N 6", "Скучная история" и рассказы "Попрыгунья", "Припадок" написаны, по выражению некоторых литературоведов, как "образцовые психологические диагнозы". В повестях, рассказах и пьесах Чехов рисовал и положительные, и отрицательные образы медиков (главным образом, земских, которых знал не понаслышке).

 

Но сам Антон Павлович, действительно много сделавший для медицины в России и искренне заботящийся о физическом благополучии людей, не был полностью здоровым человеком. Он расплатился тяжелым недугом за поездку на остров Сахалин и свою подвижническую работу медика. С осени 1903 г. ему стало уже трудно работать. В 1904 г. его увезли в Германию, где он скончался.

 

Писатель ушел из жизни на 45 году жизни. Но в памяти людей он остался навсегда гениальным писателем, выдающимся драматургом, одаренным исследователем и, конечно, великолепным врачом.

Опубликовано на Порталусе 23 июля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама