Рейтинг
Порталус

ПОЛИКЛИНИКА БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ. Миф или реальность?

Дата публикации: 07 марта 2015
Автор(ы): С. ЦИКОРА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1425752253


С. ЦИКОРА, (c)

Что совершенствовать работу поликлиник надо - говорят давно. Сложность в другом - как это сделать?

Положение, в котором оказалась поликлиника, простым не назовешь. Вот самый свежий пример. Как только мы всерьез взялись за повсеместное укрепление трудовой дисциплины, бережного отношения к рабочему времени, то оказалось, что единственным человеком, который может, не боясь последствий, отвлечь каждого из нас от работы - даже на целую неделю - является поликлинический врач. Причем сделает он это, руководствуясь служебным долгом.

Капитал здоровья, естественно, цены не имеет. Но подсчитать, во сколько обходится сохранение этого капитала, можно. Один медицинский профилактический осмотр занимает как минимум четыре-пять дней. Быстрее побывать у десятка врачей при традиционных очередях в поликлинике редко кому удается.

В результате на заводах, где профилактические осмотры обязательны, одну неделю в году вообще никто не работает. Во что это обходится, можно показать на примере рабочего с автомобильного завода: его посещение одиннадцати врачей в поликлинике оборачивается предприятию недовыпуском продукции на 450 рублей.

Ситуация, что и говорить, парадоксальная. На первый взгляд может показаться, что перед нами редкостный случай (именно случай!), когда служба здравоохранения вошла в конфликт с интересами производства.

Но нашлась светлая голова, которая оценила сложившуюся ситуацию совсем по-иному. Там, где виделись неизбежные трения, А. Ситник увидел благоприятные условия для сложения сил промышленных предприятий и медицинских учреждений, чтобы организовать врачебную помощь по-новому, создать поликлиники нового типа, без очередей и с более высоким качеством обслуживания. Итог реализации его идеи таков: на автомобильном заводе разработана и ныне принимает пациентов автоматизированная система для проведения комплексных медицинских профилактических осмотров населения. Так нужный всем профосмотр по приказу 302 н здесь выполняется всего за два-три часа при высоком уровне диагностирования.

Представить вам Александра Серафимовича и просто, и сложно. Признаюсь, я даже растерялся, когда узнал, что А. Ситник, которого коллеги за глаза величают не иначе как "главный идеолог" системы, не имеет медицинского образования. Он заведует на "АвтоЗАЗе" лабораторией, кандидат технических наук и стал им в возрасте, к которому знаменитости науки уже давно защищают докторские диссертации. Зато сурового жизненного опыта у Александра Серафимовича было столько, что хватило бы на десятерых. Воспитанник детского дома, он нащупывал тропинки в свое будущее без опеки и подсказок. Словом, был приспособлен к самым неожиданным поворотам судьбы.

Эта жизнестойкость сохранила в нем оптимизм, когда в день торжественного пуска первого варианта системы вдруг оказалось, что она не сэкономит предприятию ни одной копейки денег и ни одного часа рабочего времени. Поиски продолжались. Но пришел день, когда жизнестойкость этого человека тоже надломилась.

- Мы уперлись в стену, которая выросла перед нами в виде сугубо медицинской задачи: разработать технологические карты приема больных врачами основных специальностей, - вспоминая события ушедшего времени, рассказывал мне А. Ситник. - Это оказалось совершенно необходимым для того, чтобы "мозг" нашей системы - вычислительная машина - мог работать в паре с врачом. Такая карта должна была представлять абсолютно обязательный для каждого специалиста-терапевта, невропатолога, хирурга, окулиста... перечень вопросов, которые им предстояло задать во время приема пациента и передать результаты в ЭВМ. Остановка была за "малым" - составить эти вопросы. И вот тогда я, не врач. услышал от специалистов: чтобы сформулировать эти вопросы, необходимо проштудировать весь практический опыт медицины.

Для инженеров такая задача непосильна. И все же А. Ситника уговорили продолжить работу. Обком партии подключил к разработке десятки кафедр Запорожского института усовершенствования врачей, группа пополнилась математиками, программистами, специалистами в области электроники, химии, связи...

Бывший генеральный директор "АвтоЗАЗа" И. Доля, который с самого начала разработки системы активнейшим образом содействовал группе, взял на себя ответственность за продолжение финансирования ее работ.

Минуло еще два года. И вот в одну из командировок А. Ситника в Киев я услышал от него: можете приезжать, теперь нам систему показывать не стыдно.

ПОРЯДОК, которым живет диагностический центр Запорожского производственного объединения "АвтоЗАЗ", не предусматривает ни приема гостей в рабочее время, ни тем более "внеплановых" пациентов для профосмотра. Когда я попросил пристроить меня к потоку заводчан, чтобы вместе с ними пройти всю диагностику, мне вежливо объяснили, что желательно сделать это в конце рабочего дня, иначе придется смещать график приема врачами многих людей. Оказалось, что в приглашении на сегодняшний профосмотр у каждого обозначено время прихода, приема его врачом, часы и минуты, когда медобследование закончится.

На практике новая форма приема выглядит так.

В регистратуре автоматизированного центра медицинской диагностики "АвтоЗАЗа" отсутствует привычная картотека с "историями болезни". Исходные данные обо мне - фамилия, возраст, профессия и т. п. - девушка-регистратор набрала на клавиатуре дисплея и ввела в память вычислительной машины заводской АСУ. ЭВМ сообщила мой регистрационный номер, и я прошел в следующий кабинет, большую часть которого занимали видеотерминальные аппараты-дисплеи. Медсестра-инструктор объяснила, как с ними работать, и, включив устройство, набрала мой регистрационный номер. Телеэкран дисплея ожил, на нем засветились слова обращенных ко мне вопросов. ЭВМ начала расспрашивать, как я себя чувствую, на что жалуюсь, когда и чем болел, что тревожит сейчас. Вопросы несложные, а отвечать на них и того проще: нажатием одной из кнопок. Данные о моем самочувствии ЭВМ собирала терпеливо и старательно. "Беспокоит ли вас боль: 1 - в области сердца, 2- за грудиной, 3 - при большой и длительной физической нагрузке, 4 - не беспокоит. Я нажал клавишу с цифрой "4": "не беспокоит".

- Этим ответом вы не избежали визита к терапевту и снятия кардиограммы, - сказал сопровождавший меня врач центра И. Кечин,-но "любопытство" ЭВМ к вашему сердцу значительно уменьшили. В ее память заложено более 2.000 вопросов. Узнав, что на сердце вы не жалуетесь, ЭВМ опустила весь кардиологический раздел опроса.

Мой диалог с ЭВМ продолжался чуть больше 20 минут. Но эти минуты сохраняют врачам часы. Специалисту не надо заново расспрашивать пациента, на что он жалуется. В каждом кабинете стоит дисплей и, набрав регистрационный номер посетителя, врач получает от ЭВМ не только данные опроса, собранные электронным помощником, но и результаты предварительного анализа этих данных во взаимосвязи. Врач работает в режиме "чистого времени", которое используется только для выполнения операций, которые пока не под силу машине. Но диагноз они ставят вместе: ЭВМ - предварительный, основанный на анализе данных биохимической лаборатории. расшифровки кардиограммы и симптоматики, полученной от пациента. Врач - окончательный, после изучения рекомендаций ЭВМ и проверки правильности "осмысления" ею исходных данных.

Анализ работы центра показал, что качество профилактических осмотров резко возросло.

- Именно этой, качественно возросшей стороной диагностики мы гордимся в первую очередь и дорожим ею превыше всего, - сказал А. Ситник. Я показал ему заключительный документ моего профосмотра, так называемую табулограмму, на которой ЭВМ в содружестве с 11 врачами четко отпечатала, что найдено в норме, а что требует помощи.

- Такие табулограммы имеются на каждого, кто прошел медосмотр и работает на "АвтоЗАЗе", - продолжал А. Ситник. - Автоматизированная система для комплексных медицинских профосмотров только за 5 месяцев работы сберегла производству более тридцати тысяч человеко-дней. Это экономическая сторона вопроса. Но есть еще и социальный аспект. Дело в том,что наша система ориентирована прежде всего на обследование практически здоровых людей, имеющих, однако, склонность к тому или иному заболеванию в будущем. Сохранить у этих людей работоспособность, продлить активный период их жизни можно, если оказать необходимую врачебную помощь. Если у человека выявлена предрасположенность к какому-либо заболеванию, ЭВМ обязательно ставит в известность цехового терапевта, и пациент уже не выходит из-под контроля врача и ЭВМ.

ЗБОТА о здоровье практически здоровых людей -повседневная работа не только одних медиков. Интересный разговор состоялся у меня с генеральным директором "АвтоЗАЗа" Степаном Ивановичем Кравчуном.

- Мое отношение к здравоохранению - однозначно, - сказал он. - Объединение не скупится выделять средства как для диагностического центра, так и для заводской поликлиники, больницы, дома отдыха на берегу моря и пионерлагеря. Почему? В первую очередь потому, что отдачу медиков можно сравнить только с эффектом от внедрения на заводе новой технологии. Одно сокращение сроков профосмотра позволило "АвтоЗАЗу" получать ежегодно дополнительной продукции на многие миллионы рублей. О другом факторе, определяющем мое отношение к медицине, я бы сказал так: хорошо поставленная медслужба гарантирует предприятию стабильное количество работающих. При конвейерной технологии производства этот фактор - исходная предпосылка для организации ритмичной работы всего коллектива. Словом, сегодня крупным предприятиям без хорошо организованной медслужбы никак не обойтись.

Знаменательный факт: все автогиганты - Камский, Волжский" Горьковский заводы, ЗИЛ, БелАвтомаз и другие, - узнав о запорожской новинке, начали заключать с "АвтоЗАЗом" договоры на создание в их медсанчастях таких же автоматизированных диагностических центров. Может быть, это и есть начало цепной реакции внедрения важного медицинского новшества, примета изменения отношения к амбулаториям, поликлиникам и больницам со стороны руководителей предприятий. Медики во всяком случае к такому содружеству готовы.

- У нас есть свой интерес к автоматизированным диагностическим центрам типа запорожского, созданного исключительно на отечественной технике и аппаратуре из стран СЭВ, - сказал начальник Главного управления лечпрофпомощи Минздрава В. Козлюк.

- Резко обострившаяся проблема трудовых ресурсов требует от медиков многократного повышения внимания к сохранению здоровья работающего человека. Решить эту задачу можно только путем регулярного диспансерного обследования людей. Созданный на "АвтоЗАЗе" комплекс позволяет делать это с минимальными затратами времени.

По нашему мнению, такие системы должны внедряться прежде всего на крупных предприятиях основных отраслей производства. Здесь они сработают с максимальной отдачей как в плане экономическом, так и социальном. В дальнейшем система, разработанная запорожцами, может стать той реальной "точкой опоры", которая позволит осуществить коренную перестройку наших поликлиник - главнейшего учреждения по профилактической работе среди всего населения.

На этом, собственно, и можно закончить рассказ о запорожской новинке. Думаю, у нее будет счастливая судьба.

Опубликовано на Порталусе 07 марта 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама