Рейтинг
Порталус

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ

Дата публикации: 09 декабря 2015
Автор(ы): И. В. Абрамова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 11, 2012, C. 98-102
Номер публикации: №1449688256


И. В. Абрамова, (c)

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ1

 

И. В. Абрамова

 

кандидат педагогических наук, доцент Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева

 

Тел.: 8-927-192-85-66; е-mail: iva-76@yandex.ru

 

В статье рассматриваются проблемы модернизации современной системы российского образования; основные направления оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); организация, содержание и исторический аспект коррекционно-педагогической работы и психолого-педагогического сопровождения таких детей в условиях массового образования. Также обосновывается необходимость проектирования индивидуальной коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ, подготовки специалистов инклюзивного образования.

 

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, специальное образование, коррекционно-педагогическая работа, психолого-педагогическое сопровождение, интеграция, инклюзивное образование.

 

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего, создание общей безбарьерной образовательной среды и реализация интеграционного подхода. К описываемой категории относятся дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, эмоционально-волевыми расстройствами и со сложными множественными нарушениями.

 

Основными аспектами оказания помощи детям с ОВЗ являются:

 

- совершенствование коррекционно-образовательного процесса в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях за счет внедрения современных технологий обучения и воспитания детей и подростков с ОВЗ;

 

- реализация вариативных моделей социальной и педагогической интеграции, разработка условий организации и внедрения инклюзивного образования детей с ОВЗ в практику общеобразовательных учреждений;

 

- подготовка психолого-педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в рамках модернизации системы российского образования, перехода на многоуровневую подготовку специалистов.

 

В связи с этим особая роль отводится коррекционно-педагогической работе. В современной образовательной системе целесообразность и необходимость такой работы во многом обусловлены как внешними социально-педагогическими обстоятельствами - изменением социальной ситуации, сменой нравственных ценностей и моральных требований, так и особенностями внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире подрастающего поколения, в его сознании, мироощущении, отношении к социуму. Следовательно, коррекционно-педагогическая работа должна строиться не как совокупность отдельных упражнений, не как простая тренировка "западающих" умений и навыков, а как проектируемая целостная осмысленная деятельность педагога и ребенка, органически вписывающаяся в систему их повседневной жизнедеятельности и социальных отношений [6].

 

Коррекционно-педагогическая работа - это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, пронизывающее весь образовательный процесс (обучение,

 

 

1 Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств проекта 2.1.2 "Решение комплексных проблем формирования профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования" (развитие научно-исследовательской лаборатории "Интегрированное обучение детей в современной системе образования") Программы стратегического развития Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева на 2012 - 2016 гг. "Педагогические кадры для инновационной России".

 
стр. 98

 

воспитание и развитие). Основная цель коррекционной работы заключается в исправлении психических и физических функций аномального ребенка в процессе его общего образования, подготовки к жизни и труду. Коррекция по отношению к общему образованию выступает как подсистема. Поэтому обучение, воспитание и развитие аномального ребенка носят коррекционную направленность. Данные положения указаны в работе Б. К. Тупоногова, который сформулировал определения каждой составляющей.

 

Коррекционное обучение - усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоение способов применения полученных знаний. Коррекционное воспитание - воспитание типологических свойств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и т. д.), позволяющих адаптироваться в социальной среде. Коррекционное развитие - исправление недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта [6].

 

Успешность коррекционного воздействия зависит от двух факторов:

 

1) внешних условий процесса обучения, воспитания и развития (мастерство учителя, организация учебно-воспитательного процесса, адекватность методов обучения и воспитания их целям и задачам);

 

2) внутренней стороны процесса обучения, воспитания и развития (индивидуальные и возрастные особенности учащихся) [4].

 

Однако система специального образования на сегодняшний день претерпевает соответствующие изменения: реорганизуются специальные (коррекционные) учреждения, создаются ресурсные центры, внедряется дистанционное образование детей с недостатками психофизического развития в практику общеобразовательных учреждений, разрабатываются и апробируются условия и технологии инклюзивного образования детей с ОВЗ. В связи с этим возникает объективная необходимость проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка с отклонениями в развитии и разработки индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих программ, реализуемых в условиях общего образования.

 

Одним из путей реализации индивидуальной коррекционно-педагогической работы является организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе. Директор Института коррекционной педагогики Н. Н. Малофеев отмечает, что система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях специального и общего образования является необходимым условием интеграции, которая призвана помочь таким детям адаптироваться к современным социальным условиям, формировать в обществе толерантное отношение к ним [3].

 

Отечественная система сопровождения ребенка стала развиваться 10 - 15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике. Раннее сопровождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных "групп риска", сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие. Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях развития нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб сопровождения.

 

Концепция сопровождения как новая образовательная технология разработана в нашей стране Е. И. Казаковой (1995 - 2001). Ею выделено несколько источников создания отечественной системы сопровождения:

 

1) опыт комплексной поддержки детей в системе специального образования (функционирование специализированных служб, обеспечивающих разнонаправленную психолого-педагогическую медико-социальную поддержку детей и их родителей (консультативные службы, коррекционные центры, диагностические центры, кризисные службы и т. д.);

 

2) многолетняя работа психолого-медико-педагогических консультаций для детей с проблемами в развитии;

 

3) разработка координационных, научно-методических и экспертных советов, обеспечивающих развитие образовательных учреждений;

 

4) исследование различных крупных вузовских научных центров;

 

5) реализация в стране международных программ по созданию системы сопровождения учащихся (более 40 лет в Европе развивается система сопровождения учащихся, хорошо согласованная с системой "консультирования" и "тьюторства" в США и других странах);

 
стр. 99

 

6) опытно-экспериментальная и инновационная работа различных групп педагогов, психологов, социальных педагогов.

 

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Исходя из этого Е. И. Казакова рассматривает сопровождение как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. Таким образом, под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностика сущности возникающей проблемы, информация о сути проблемы и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы, первичная помощь на этапе реализации плана решения. Если сопровождение идентифицировать с понятием "организация", то служба сопровождения - это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения [7].

 

Содержание психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ предполагает выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка; составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк; выявление детей с нарушениями интеллектуального развития для осуществления специального коррекционного воздействия специалистов: дефектолога (учебная и познавательная деятельность), логопеда (речевая деятельность), психолога (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие); динамическое изучение уровня развития детей и результатов коррекционного воздействия; отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка; проведение индивидуальных и групповых занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся; консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

 

Современный педагог должен быть готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении в условиях массового образования, способен проводить комплексное психолого-педагогическое изучение ребенка с ОВЗ, ориентированное на определение целей, задач и направлений коррекционной работы, прогнозировать, проектировать, конструировать, планировать, организовывать, рефлексировать педагогическую деятельность, обеспечивающую развитие личности ребенка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, проектировать и реализовывать индивидуальную образовательную траекторию лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования [1].

 

Подготовка педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, владеющих указанными компетенциями, осуществляется на базе факультета психологии и дефектологии Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева в рамках реализации основной образовательной программы подготовки бакалавров и магистров по направлению "Психолого-педагогическое образование" профилю "Психология и педагогика инклюзивного образования". Кроме этого студенты, а также практические работники могут получить дополнительное профессиональное образование по программе "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья" [2].

 

Цель данной программы - сформировать у слушателей теоретические и практические основы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в общеобразовательных учреждениях, а также профессиональные компетенции в области проектирования и реализации индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

 

В процессе освоения программы у слушателей формируются следующие профессиональные компетенции:

 
стр. 100

 

1) готовность к овладению практико-ориентированными знаниями о категориях детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, и их индивидуальном обучении;

 

2) готовность к осуществлению психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

 

3) способность руководствоваться нормативно-правовой базой в процессе организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

 

4) способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ограниченными возможностями здоровья;

 

5) способность осуществлять психолого-педагогическую диагностику психофизического и социально-личностного развития дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;

 

6) способность разрабатывать индивидуальные коррекционные программы развития и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья разного возраста;

 

7) готовность к оказанию консультативной помощи родителям и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Результатом деятельности в рамках обозначенной дополнительной профессиональной программы является разработка индивидуальной программы развития и обучения ребенка с ОВЗ, отражающей условия создания доступной среды для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе, а также комплексное взаимодействие всех участников образовательного и коррекционного процессов (педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников, родителей и др.).

 

Непосредственно реализацию психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ студенты и слушатели программы могут наблюдать и изучать на примере деятельности Центра продленного дня при указанном вузе [5]. Данный Центр посещают учащиеся общеобразовательных школ, испытывающие трудности в обучении и обучающиеся по индивидуальной образовательной траектории. Ряд общеобразовательных предметов такие дети изучают фронтально, основные предметы (русский язык, математика) - индивидуально с учителем-предметником, а на базе Центра продленного дня занимаются с педагогом-дефектологом.

 

Основной формой коррекционно-педагогической работы являются индивидуальные занятия, в процессе которых осуществляются следующие направления работы:

 

- сенсорное и сенсомоторное развитие, формирование пространственно-временных отношений;

 

- умственное развитие (коррекция и развитие всех психических процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления);

 

- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

 

- готовность к восприятию учебного материала и формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

 

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что реформирование системы образования детей с ОВЗ является необходимым шагом на пути модернизации современного российского образования, что обусловлено, прежде всего, усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием права лиц с ОВЗ на совместное существование с остальными членами социума, пониманием эффективности индивидуального подхода к их обучению в условиях специального и массового образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абрамова И. В., Пушкова И. Е. Подготовка специалистов для инклюзивного образования // Гуманитарные науки и образование: Научно-метод. журнал. - 2011. - N 1. - С. 30 - 32.

 

2. Карпунина О. И. Факультет психологии и дефектологии: инновации и перспективы развития // Гуманитарные науки и образование: Научно-метод. журнал. - 2012. - N 2. - С. 28 - 31.

 

3. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения // Дефектология. - 2008. - N 2. - С. 86 - 95.

 

4. Назарова Н. М., Андреева Л. В., Аксенова Л. И. и др. Специальная педагогика: В 3 т. - Т. 3: Педагогические системы специального образования / Под ред. Н. М. Назаровой. - М.: Академия, 2008.

 
стр. 101

 

5. Рябова Н. В. Мордовский базовый центр педагогического образования как инновационное структурное подразделение института // Гуманитарные науки и образование: Научно-метод. журнал. - 2012. - N 2. - С. 41 - 45.

 

6. Тупоногов Б. К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. - 1994. - N 4. - С. 9 - 14.

 

7. Шипицына Л. М., Жданова М. А., Казакова Е. И. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособ. для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипициной. - М.: Владос, 2003.

 

EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES: PROBLEMS, SEARCHES, DECISIONS

 

I.V. Abramova

 

candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevev

 

In the article the problem of modernization of modern system of Russian education, the main directions of assistance to children with limited possibilities of health (OVZ), the organization, the contents and historical aspect of correctional and pedagogical work and psychology-pedagogical support of such children in the conditions of mass education are considered. Need of design of individual correctional and pedagogical work with children with OVZ, training of specialists of inclusive education also locates.

 

Key words: children with limited possibilities of the health, vocational education, correctional and pedagogical work, psychology-pedagogical support, integration, inclusive education.

Опубликовано на Порталусе 09 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама