Рейтинг
Порталус

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ ЕКАТЕРИНА БАКУНИНА

Дата публикации: 13 августа 2019
Автор(ы): Ю. И. ПРОСКУРОВСКАЯ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) Вопросы истории, 1988, №10
Номер публикации: №1565726549


Ю. И. ПРОСКУРОВСКАЯ, (c)

Екатерина Михайловна Бакунина родилась в Петербурге в 1813 г. в семье петербургского гражданского губернатора. Ее отец, М. М. Бакунин, генерал-майор и губернатор, стал впоследствии членом Сената. Ее мать, В. И. Голенищева-Кутузова, - писательница и племянница М. И. Кутузова. Екатерина получила прекрасное домашнее образование. В своих воспоминаниях она писала: молодость "прошла так, как в то старое время проходила жизнь девушек нашего звания, т. е. в выездах, занятиях музыкой, рисованием, домашними спектаклями, балами, на которых я, должна признаться, танцевала с удовольствием"1 .

В семье Бакуниных интересовались историей, литературой, искусством, любили музыку. Старшая сестра, Евдокия, училась живописи в Италии и Франции, за ряд удачно выполненных работ в 1834 г. была удостоепа большой серебряной медали. Другая сестра, Прасковья, занималась литературой и сотрудничала с композитором А. Н. Серовым. Братья Иван и Василий были военными. В числе других родственников двоюродные братья Александр и Николай Бакунины - активные общественные деятели, принимавшие участие в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 г., и М. А. Бакунин, теоретик анархизма и один из идеологов революционного народничества.

В 1830 - 1840-е годы Екатерина Михайловна жила с родителями в Москве, где особенно сблизилась с двоюродной сестрой Авдотьей Павловной и ее мужем Ф. Н. Глинкой - поэтом-декабристом, у которых она часто бывала на литературных вечерах. Крымская война застала Бакунину во Владимирской губ., где она отдыхала с сестрой. "Никогда не забуду я того вечера, - вспоминает Екатерина Михайловна - когда мы получили газеты с известием, что французы и англичане высадились в Крыму. Я не могла себе представить, что этот красивый уголок нашего обширного отечества может сделаться театром жестокой войны"2 . Вернувшись в Москву и узнав о том, что организуется отряд сестер милосердия для отправки в Севастополь, Бакунина пишет письмо в Петербург с просьбой зачислить ее в этот отряд.

Родственники встретили это ее желание в штыки. Ее стали пугать ужасами войны, трудностями работы по уходу за ранеными, ссылались на письма, в которых сообщалось о тяжелом состоянии госпиталей. Родственники даже добились,


ПРОСКУРОВСКАЯ Юлиана Израильевна - журналист (Москва).

1 Бакунина Е. М. Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины. 1854 - 1860 гг. - Вестник Европы, 1898, т. II, N 3, с. 133.

2 Там же.

стр. 145


чтобы Екатерине Михайловне отказали в приеме в отряд. Тогда она вступила в организованную в Петербурге Крестовоздвиженскую общину, главной целью которой была подготовка сестер милосердия для оказания помощи больным и раненым на поле боя. Руководил этим делом русский хирург Н. И. Пирогов.

В конце 1854 г. в составе одного из отрядов медиков Екатерина Михайловна отправилась в осажденный Севастополь. Тотчас по прибытии "Бакунина... с увлечением предалась всецело служению больным и с полным самоотвержением несла эту тяжелую службу. Она сделалась примером терпения и неустанного труда для всех сестер общины... Неоценимо было особенно то, что вся ее личность дышала истиной, что полная гармония царствовала между ее чувствами и ее действиями. Она точно составляла слиток всего возвышенного"3 . Пирогов организует большой госпиталь в лучшем здании Севастополя - доме дворянского собрания. Под вражескими обстрелами он осуществляет сложнейшие операции. Бакунина становится его постоянной помощницей. Простая в обращении с людьми, она не любила лишних фраз, не была охотницей до философских споров и всякого рода разглагольствований, была строга к себе и добросовестно относилась к любому делу, за которое бралась, вкладывая в него всю душу. Того же она требовала и от окружающих.

В рассказе "Севастополь в мае" Л. Н. Толстой описывает внешний облик старшей сестры, строгой и решительной, отдававшей приказания на французском языке. Не исключено, что прототипом этого персонажа была Бакунина, с которой писатель познакомился в Севастополе через ее двоюродного брата А. А. Бакунина, служившего там же. В начале июня 1855 г. бои становятся более ожесточенными. Пирогов принимает решение перевести госпиталь в защищенный от обстрелов район Николаевской батареи, где организует хирургическое отделение. Бакунина назначается старшей сестрой. "Она заботилась наравне с сестрами о доставлении больным надлежащей порции пищи и непременно хорошего качества; она смотрела за чистотой и сменой белья, за прачечными, за частой переменой соломы в матрацах и неотступно требовала от администрации всего, что надлежало быть выдано"4 .

В те трудные месяцы обороны Севастополя Бакунина познакомилась с вице-адмиралом П. С. Нахимовым. Он часто посещал перевязочные пункты и госпитали, расспрашивал о нуждах раненых, об их настроении, просил заботиться о рядовых моряках.

После сдачи Малахова кургана в конце августа 1855 г. русская армия отступала в сторону Симферополя. Осенью 1855 г. в нем и вокруг него во временных госпиталях и бараках находилось до 12 тыс. больных и раненых. Разместить их на зиму было негде. С октября 1855 г. началась интенсивная транспортировка раненых за пределы Крыма. Для наблюдения за ними во время пути Пирогов организовал особое транспортное отделение сестер, возглавить которое предложил Бакуниной. Это предложение она приняла безоговорочно. Екатерина Михайловна совершила четыре необычайно утомительных путешествия от Симферополя до Перекопа. Обоз обычно состоял из 500 - 600 раненых и больных, размещенных по четыре человека в низкой кибитке, крытой рогожею. По тряской, размытой дороге передвигались по 100 с лишним подвод, запряженных волами. Привалы приходилось делать в деревнях, чтобы дать больным отдых, перевязать их и накормить горячей пищей.

Пирогов преклонялся перед мужеством и самоотверженностью Бакуниной. Он вспоминал: "В больших сапогах и в бараньем тулупе она тащилась пешком по глубокой грязи и сопровождала мужицкие телеги, битком набитые больными и ранеными; она заботилась, насколько было возможно, о страдальцах и ночевала в грязных, холодных этапных избах... Труды дороги, ночи в аулах, постоянное наблюдение за больными ей нипочем - редкий характер; нельзя не уважать"5 . После смерти в феврале 1856 г. сестры-настоятельницы Крестовоздвиженской


3 Письмо Н. И. Пирогова к баронессе Э. Ф. Раден. - Исторический вестник 1886 т. 26, N 11, с. 270.

4 Пирогов Н. И. Севастопольские письма и воспоминания. М. 1950, с. 200.

5 Там же, с. 85, 207.

стр. 146


общины Е. А. Хитрово Екатерина Михайловна, по рекомендации Пирогова, была назначена на ее место. Об этом свидетельствует адресованное старшей сестре общины письмо придворной конторы: "Государыня Великая княгиня Елена Павловна соизволила назначить сестрою-настоятельницею Крестовоздвиженской общины старшую сестру Е. М. Бакунину"6 . Теперь она заведовала временными военными госпиталями в Крыму и Екатеринославской губ., ездила по всем городам, которые стали местом службы сестер общины.

Когда в конце 1856 г. временные военные госпитали были закрыты, Бакунина вернулась в Петербург. Ф. Н. Глинка написал тогда в ее честь: "И отгостив на огненном пиру, из мира бурь пришла на мир в столицу. Приветим же Бакунину-сестрицу и милосердия приветим в ней сестру"7 . Милосердия Бакуниной было не занимать. Летом 1858 г. она не отходила от постели художника А. А. Иванова, автора картины "Явление Христа народу", только что вернувшегося из Италии и, к несчастью, заболевшего холерой. Самоотверженно боролась она за его жизнь, но организм художника не выдержал. Иванов умер 3 июля 1858 года.

В конце 1858 г. Екатерина Михайловна с присущей ей энергией занималась решением организационных дел Крестовоздвиженской общины. В 1859 г. для знакомства с зарубежным опытом подготовки медицинских сестер и устройства "тамошних" общин она поехала в Германию и Францию. Протестантские и католические общины сестер милосердия этих стран вызвали у нее полное разочарование. В воспоминаниях она отмечала, что "религиозная оторванность от решения жизненных вопросов не способствует делу... Здесь душно физически и морально". Положительно она отзывалась только об устройстве помещений зарубежных общин. Сравнивая же нравственную сторону учреждений зарубежных и российских, Бакунина подчеркивала преимущество отечественной общины: "Они очень холодно относятся к больным... Их общины - произведение рассудка и желания жить по-христиански с кой-какими удобствами. Крестовоздвиженская община - произведение патриотического чувства, стремящегося участвовать в общем деле, испытывающего сильное сочувствие к стольким страданиям и готовность разделить общую опасность и труды". Отметила Бакунина и неудовлетворительную медицинскую подготовку зарубежных сестер, отсутствие у них профессиональных навыков и грамотности. И, наконец, с чувством гордости за отечественную медицину заключила: "Да, я смело скажу, что относительно службы в госпиталях нам нечего завидовать другим. Это все же рабы в доме господина, а не дети, работающие в доме отца... Неужели людей только и можно вести строгой убивающей дисциплиной? Грустно это для человечества"8.

После заграничного путешествия Бакунина твердо уверилась в том, что в основу сестринских общин следует положить не религиозные, а моральные принципы. Неважно, к какому вероисповеданию принадлежит сестра, важны ее общественное положение и моральный облик. Однако эти ее убеждения не нашли поддержки у августейшей покровительницы общины великой княгини Елены Павловны, и летом 1860 г. Бакунина добровольно и навсегда рассталась с общиной. Оставляя ее, Екатерина Михайловна дала обет оставаться и впредь сестрой милосердия. Поселилась она в с. Казицыне Новоторжского уезда Тверской губ., вместе со своими сестрами. Имение перешло к ним по наследству от их тетки Варвары Михайловны. Оно находилось верстах в 25 к северу от Торжка, в наиболее населенной части уезда, и стояло на берегу довольно живописной речки Поведи. Там Екатерина Михайловна решила устроить на собственные средства небольшую лечебницу - "больно- приемницу" для крестьян с амбулаторным приемом больных, преимущественно с наружными и хирургическими заболеваниями, в распознании и лечении которых она приобрела большой практический навык под руководством Пирогова и врачей Крестовоздвиженской общины.

Чтобы понять значение этого дела для Новоторжского уезда, где жила Бакунина, да и вообще для развития врачебной помощи крестьянству, нужно перенестись в то время, когда не только не было никакой медицинской помощи в де-


6 Ленинградский государственный исторический архив, ф. 392, он. 1, д. 159.

7 Бакунина Е. М. Ук. соч. - Вестник Европы, 1898, т. III, N 5, с. 67.

8 Бакунина Е. М. Ук. соч. - Там же, N 6, с. 593.

стр. 147


ревнях, но и никто об этом даже не думал. "На весь Новоторжский уезд, где проживало 136 тысяч жителей, был один уездный врач. В городе Торжке - платная больница на 30 коек, недоступная для крестьян. В ней лечились отставные младшие чины. За их лечение платило военное ведомство. В уезде бушевали эпидемии чумы, холеры, оспы, тифа, дифтерии. От "повальных болезней", так тогда называли инфекционные заболевания, умирали сотни людей. По статистике 1863 г. в уезде родилось 486 человек, умерло 660, из них - 309 детей"9 . К тому же существовали "теории", что крестьянам, живущим "на лоне природы", вообще не нужно ни врачей, ни лекарств и что, появись на селе больницы и амбулатории, крестьяне все равно не будут ими пользоваться. Как известно, они пользовались услугами знахарей и повивальных балок. К тому же болеть и лечиться тогда было "зазорно".

Бакунина устроила первую сельскую лечебницу для народа, причем бесплатную, явившись тем самым родоначальницей сельской медицины в России. К ней приходили за медицинской помощью крестьяне более чем из 300 деревень. Ежедневно "с утра и до ночи принимала она больных, давала им советы и лекарства, перевязывала раны и язвы, нередко накладывала повязки на переломы и т. д. Трудных больных, не только в своей деревне, но и в окрестных, она посещала на дому, приносила лекарства и нередко пищу, необходимую больным по роду их болезни"10 . "Но, строгая к себе, она не доверяла вполне своим познаниям и во всех более серьезных случаях обращалась к советам врачей, которых приглашала на собственные средства из города. Вскоре она устроила в лечебнице несколько постоянных кроватей, также на собственные средства, и очень порядочную аптеку в собственном доме. Приготовлением лекарств занималась сама"11 . При появлении где-либо в окрестности эпидемии Бакунина немедленно шла туда, давала нужные советы по лечению больных и предупреждению развития заболевания. Все это она делала с неутомимой энергией и с каким-то величественным спокойствием, невольно располагавшим к ней окружающих. В первый же год существования лечебницы в нее обратилось за помощью и советом более 2 тыс. больных, а через год число их удвоилось и затем стало возрастать с каждым годом.

Бакуниной удалось доказать, что крестьяне не боятся ни больницы, пи врачебной помощи, если они встречают не формальное, а сердечное отношение к себе. Екатерина Михайловна была строга с больными и требовала точного исполнения своих советов, но это не отталкивало, а скорее привлекало к пей больных. Постоянно общаясь с крестьянами, она пытливо изучала условия их жизни, обычаи, отношение к гигиене. Особенно интересовало ее все, что касалось воспитания детей. Многие вредные предрассудки изживались под влиянием ее добрых и мудрых советов. Только через семь лет после начала ее самоотверженной деятельности в губернии местное земство приступило к организации общественной медицинской помощи сельскому населению. Лечебница Бакуниной вошла в общеземскую медицинскую сеть, ей в помощь был назначен фельдшер, а врач стал приезжать регулярно три раза в месяц. Земское собрание Новоторжского уезда предложило Екатерине Михайловне принять на себя обязанности попечительницы всех лечебных учреждений Новоторжского уезда Тверской губ., на что она с удовольствием согласилась. Она объезжала лечебницы, вникала во все подробности ухода за больными и в хозяйственные дела. Давала советы, исправляла по возможности недостатки, а о наиболее серьезных случаях докладывала на заседаниях земского управления.

В 1868 г. в уезде почти повсеместно распространилась эпидемия возвратной горячки, как тогда называли тиф. Екатерина Михайловна приняла самое деятельное участие в ее преодолении. Утром она осматривала больных в своей лечебнице, в полдень садилась в простую крестьянскую телегу и объезжала села. И так изо дня в день в течение нескольких месяцев, невзирая на погоду и на страшную неустроенность проселочных дорог. "Я, бывший свидетелем ее деятельности в это время, - пишет новоторжский уездный врач А. А. Синицын, - поистине поражался этим самоотвержением, этой неутомимой энергией и этой помощью.


9 Новак Ф. Сестра милосердия. - Маяк коммунизма, Торжок, 1978, N 59.

10 Синицын А. А. Е. М. Бакунина. - Вестник Европы, 1898, N 7, с. 217.

11 Там же, с. 215.

стр. 148


И откуда только брались у нее силы. Ей в это время было уже около 60 лет! Поистине великая душа жила в этой женщине!"12 (Более 30 лет Бакунину и Синицына связывали дружеские отношения и большая работа по организации земской медицины в уезде.)

Наступил 1877 год, началась русско-турецкая война, и Бакунина тотчас приняла предложение Российского общества Красного Креста возглавить работу одного из отрядов сестер милосердия. Немедленно выезжает она на Кавказский участок фронта в качестве заведующей пятью временными военными госпиталями, расположенными в горных районах Грузии и Армении. Беспредельная самоотверженность, высокие душевные качества, профессиональное мастерство вызывали восхищение и глубокую признательность всех, кто был рядом с этой женщиной. И здесь ее трудовой день продолжался с раннего утра и до позднего вечера. Она проверяла работу сестер, учила их, помогала им. "Состав сестер был превосходный, - вспоминает Синицын. - Все они были искренне преданы своему делу и соответствовали тому высокому идеалу сестры, какой жил в сердце Екатерины Михайловны. Деятельность сестер в эту войну была еще обширнее, чем в севастопольскую. Кроме помощи врачам в уходе за больными и при перевязках раненых, на них лежала обязанность раздачи больным вина, чая, сахара и вообще всех пособий, которыми щедро снабжал госпитали Красный Крест, так что они были заняты с раннего утра до поздней ночи"13 . А когда многие из сестер заболели сыпным тифом, Бакунина сама выхаживала их.

"В январе 1878 г., - рассказывает Синицын, - мне пришлось отправиться в качестве врача в действующий в Армении корпус... На одной из городских улиц Дилижана встретил Екатерину Михайловну, возвращавшуюся с вечернего осмотра госпиталей. Она показалась мне в первую минуту утомленной, как бы сгорбившейся, ей было уже за 65 лет... Когда она вошла в квартиру и сняла шубу, она представилась мне той же бодрой, той же энергичной женщиной, какою я знал ее всегда... Она сейчас же повела меня к больным сестрам и заставила их осмотреть почти всех"14 . О деятельности Бакуниной в то время красноречиво говорит памятный адрес, составленный и врученный ей при прощании врачами, служившими в госпиталях, где действовал ее отряд. В нем были и такие слова: "Во всех отношениях Вы явили себя достойною имени сестры русского воина... От начала до конца Вы оставались верны программе Вашей служить во всем примером младшим Вашим подругам, сотрудницам. И этот пример не остался бесследным!.. Мы, врачи, для коих Вы были благонадежной и опытнейшей помощницей, питаем и навсегда сохраним к Вам чувство беспредельной благодарности... Имя Ваше не изгладится из памяти больных, коим Вы так всецело приносили себя в жертву"15 . По окончании войны Бакунина возвратилась в Казицыно и приступила к обычным занятиям, вновь взяв на себя попечительство над земскими больницами и амбулаториями в Новоторжском уезде.

Из ее письма к Пирогову (1881 г.), дружбой с которым Екатерина Михайловна очень дорожила, которого называла "своею совестью" и от которого всегда в трудные минуты жизни получала моральную поддержку, видно, с какой скромностью она подводила итог своей многолетней деятельности: "Оставив с сокрушенным сердцем Крестовоздвиженскую общину, я в душе обещала оставаться все такой же сестрой милосердия и, приехав в деревню, я выстроила простую избу и стала принимать больных, особливо хирургических. Но слишком скоро мои собственные средства оказались недостаточными, хоть беги из деревни. На мое счастье, земство наше стало учреждать медицинскую часть в уезде, и вот уже более десяти лет, как я имею от земства фельдшера, лекарство, содержание больных и визит доктора три раза в месяц... Я никак не могу согласиться, чтобы мое дело не приносило пользы. Очень грустно, если я ошибаюсь, но не могу не думать, что я все-таки за эти двадцать лет принесла пользу многим не десяткам, а, надеюсь, сотням людей. Чистота, лучшая пища много помогают нашим, во всем нуждающимся


12 Там же, с. 222.

13 Там же, с. 223.

14 Там же, с. 224.

15 Там же.

стр. 149


крестьянам. Круглым счетом в год перебывает три тысячи человек, а с вторичными посещениями - более пяти тысяч. В лечебнице в год до ста человек... В последнюю кампанию я была на Кавказе. Сестры моего отделения были распределены по дороге от Тифлиса к Александрополю в пяти местах, и я их объезжала, старалась, сколько было сил, быть полезной и могу одно сказать, что сестры были мною довольны, больные любили, доктора были внимательны... Вернувшись, я опять занималась в деревне"16 .

В последние годы жизни, уже не имея возможности много и активно работать, Бакунина с грустной улыбкой говорила: "Увы! Я зачислена в запас"17 . Здоровье ее становилось все хуже. Вскоре, почти одновременно, умерли ее сестры. Екатерина Михайловна пережила их на 12 лет. Она скончалась 11 августа 1894 г. и была похоронена в родовом бакунинском имении Премухино. Земство не забыло заслуг Бакуниной. В 1900 г. была учреждена стипендия ее имени для девушек, которые уезжали учиться на медицинские факультеты. Последней студенткой, получившей эту стипендию, была дочь фельдшера Таложенской больницы М. П. Гусева. На заре Советской власти она была первым врачом-рентгенологом городской больницы в Торжке.


16 Там же, с. 226.

17 Новак Ф. Ук. соч. - Маяк коммунизма, 1978, N 60.

Опубликовано на Порталусе 13 августа 2019 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама