Рейтинг
Порталус

Врачи-стипендиаты для казенных горных заводов Урала в XIX в.

Дата публикации: 04 марта 2020
Автор(ы): Э. А. Черноухов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) Вопросы истории, № 1, Январь 2012, C. 161-165
Номер публикации: №1583312615


Э. А. Черноухов, (c)

На протяжении большей части XIX в. на Урале, как и во многих других регионах Российской империи, существовал дефицит аттестованных врачей, окончивших высшие учебные заведения. Особенно сложно было привлечь и удержать врачей на казенных заводах Урала, которые в XIX в. были объединены в шесть горных округов. Служба здесь не считалась привлекательной по целому комплексу причин.

 

Во-первых, врачи на казенных горных заводах региона получали жалование в несколько раз меньшее, чем в частных округах. К тому же оно было зафиксировано в штатных положениях, которые действовали по нескольку десятилетий, не учитывая инфляционных процессов.

 

Во-вторых, местом службы для многих врачей были отдаленные горнозаводские поселки, где практически отсутствовала возможность для частной практики - самой выгодной в материальном отношении. Особенно тяжелой ситуация была в самых северных Богословском и Гороблагодатском казенных округах с крайне суровым климатом. Врач без его согласия мог быть переведен на службу в госпиталь другого казенного завода и даже округа. Во время эпидемий его могли командировать на частные заводы региона.

 

В-третьих, казенная служба традиционно сопровождалась ведением обширной бюрократической отчетности.

 

В-четвертых, врачи в горном ведомстве, как "непрофильный" персонал, крайне редко получали какие-либо награды. Так, в 1848 г. главный горный начальник уральских заводов В. А. Глинка отмечал, что с трудом добился ордена Анны третьей степени для медицинского инспектора Уральского горного правления Марка Генриха Вульфа, прослужившего на этой должности более 20 лет1.

 

Большинство казеннокоштных воспитанников Медико-хирургической академии и медицинских факультетов университетов в условиях хронического недостатка врачей в Российской империи традиционно направлялись на службу в военные госпиталя. А специалисты, распределенные на казенные горные заводы, зачастую отрабатывали здесь только определенный в законодательстве срок. После этого они обычно переходили на более выгодную в материальном плане службу. Так выпускник Виленского университета О. И. Нехведович после "отработки" в Гороблагодатском округе, более 20 лет служил на Нижнетагильских заводах Демидовых.

 

Поэтому в казенных горных округах Урала существовала перманентная проблема недостатка врачей. Ее периодически пытались решать например за счет стипендиатов,

 

 

Черноухов. Эдуард Анатольевич - кандидат исторических наук, доцент Уральского государственного педагогического университета.

 
стр. 161

 

направляемых в высшие медицинские учебные заведения, где они не находились на казенном содержании ("коште"), а лишь получали стипендию от горного ведомства. При этом процедура отбора стипендиатов и правила назначения стипендий периодически корректировались с учетом полученного опыта и ситуации на заводах Урала.

 

Первый подобный опыт был связан со вспышкой эпидемии "гнилой горячки" на севере Пермской губернии. В 1817 г. в Нижнетагильский горный округ Демидовых пришлось командировать врачей: сначала с Гороблагодатских, а затем и Екатеринбургских казенных заводов. Это закономерно вызвало жалобы горных начальников, заявивших о недостатке медиков в собственных госпиталях2.

 

В 1818 г. в условиях аномально суровой зимы произошла новая вспышка эпидемии в Богословском казенном округе. Его начальник, сообщив о наличии всего одного здорового врача, попросил направить к нему медиков из соседних округов. Но Уральское горное правление не смогло оказать необходимую помощь. Руководители Гороблагодатского и Екатеринбургского округов сообщили о невозможности командирования своих немногочисленных врачей. Единственный имевшийся потенциальный "кандидат" штаб-лекарь И. Ф. Варвинский не пожелал вновь отправляться на север губернии, сославшись на болезнь. Пришлось обращаться в Вологодскую врачебную управу, откуда на Богословские заводы был направлен штаб-лекарь3.

 

После такого серьезного обострения застарелой проблемы нехватки врачей было принято решение о казенных стипендиатах. Специально отобранных мальчиков с казенных заводов Урала стали направлять для обучения в уездные училища, затем в Пермскую духовную семинарию (осваивать латынь), а после - в Медико-хирургическую академию. После ее окончания врачи-стипендиаты горного ведомства должны были вернуться служить в регион. Они обязывались отработать на казенных заводах столько лет, сколько получали стипендию. Это было вдвое меньше, чем для казеннокоштных воспитанников, которым за каждый год учебы определялась двухлетняя отработка.

 

В результате первого опыта подготовки казенных стипендиатов-медиков на Урале появилось несколько специалистов. Выпускник 1830 г. А. Б. Горшков прослужил в Богословском округе более 20 лет, став его старшим врачом. Двое других казенных стипендиатов достаточно недолго оставались в горном ведомстве. П. К. Устинов в 1828 - 1839 гг. служил врачем, затем медицинским инспектором в Екатеринбургском округе, а после занялся частным бизнесом4. Выпускник 1832 г. К. Л. Понятовский 8 лет проработал в военных госпиталях на Кавказе. После этого он был определен врачем в Златоустовский округ, а уже в 1849 г. был уволен со службы после острого конфликта с местным горным начальством5.

 

Вышеназванная практика подготовки врачей представлялась горным властям региона слишком медлительной и недостаточно эффективной. Далеко не все юноши, специально подготовленные в Пермской семинарии, смогли поступить в Медико-хирургическую академию и успешно ее окончить6. К тому же у Уральского горного правления оказались временно заполнены все вакансии на казенных заводах. Поэтому в 1833 г. практика определения стипендиатов в Медико-хирургическую академию с казенных заводов Урала была прекращена7.

 

Через 13 лет горными властями был поднят вопрос о ее возобновлении. На уральских, нерчинских и алтайских казенных заводах вновь обострилась проблема нехватки врачей. В 1846 - 1849 гг. с Министерством финансов было проведено согласование новых условий предоставления казенных стипендий. Теперь готовить специалистов решили на медицинском факультете ближайшего к Уралу Казанского университета. Предложение стать казенным стипендиатом горного ведомства стали делать юношам, уже обучавшимся за свой "кошт" на его младших курсах, а также окончившим полный курс гимназии или семинарии. Судя по поступавшим прошениям, имелось значительное количество малообеспеченных студентов-медиков, а также юношей со средним образованием, желавших стать врачами8.

 

В 1849 - 1850 гг. на медицинском факультете Казанского университета появились первые стипендиаты уральских казенных заводов. Двое из них впоследствии стали известными врачами.

 

Александр Андреевич Миславский (1828 - 1914), отработав пять лет в Богословском округе, предпочел продолжить службу на частных заводах. С 1859 г. он более полувека прослужил в Верх-Исетском округе Яковлевых, основал многочисленную

 
стр. 162

 

медицинскую династию, насчитывавшую десяток известных врачей нескольких поколений9. Петр Васильевич Рудановский (1829 - 1888) после пятилетней отработки на заводах Гороблагодатского и Екатеринбургского округов также перешел на частную службу. С 1859 г. он почти 30 лет проработал главным врачом в Нижнетагильском горном округе Демидовых10. Эти ученые-исследователи и практики получили широкую известность далеко за пределами Урала. Казанский университет присвоил этим врачам степень доктора медицины без защиты диссертации.

 

Учитывая удачный опыт набора казенных стипендиатов-медиков и их хорошую учебу, министр финансов разрешил продолжить эту практику. Причем главный горный начальник уральских заводов В. А. Глинка истолковал разрешение принять еще двух человек своеобразно. Он посчитал, что речь идет о двух студентах на курс, и дал согласие на казенные стипендии сразу шести учащимся медицинского факультета Казанского университета. Это "недоразумение" было утверждено, но с условием, что затем для Урала будут единовременно учиться только два студента, а остальные четыре стипендии будут предоставляться для нерчинских и алтайских заводов11.

 

Недостатка в желающих стать казенными стипендиатами горного ведомства на медицинском факультете Казанского университета не было. Горные власти даже наводили справки по претендентам, подавшим прошения. Они давали согласие только тем, кто уже успешно закончил несколько курсов и получил хорошие характеристики. Преимущество имели выходцы с Урала, особенно дети лиц, служивших на горных заводах. Одним из экспертов, дававших эти рекомендации, был профессор Казанского университета доктор медицины П. И. Вагнер, в 1829 - 1840 гг. - врач в Верх-Исетском округе Яковлевых. В 1856 г. горные стипендиаты для уральских казенных заводов были определены и в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Здесь также было разрешено одновременно обучать двух человек для этого региона.

 

В результате во второй половине 1850-х гг. еще шесть стипендиатов окончили обучение и были определены врачами на казенные заводы Урала. Половина из них достигла существенных успехов на горной службе. П. В. Соколов прослужил здесь более 20 лет, а Я. Фролов - 12 лет. Первый стал старшим врачом Гороблагодатского округа, второй - Богословского. После скоропостижной смерти Фролова на эту должность был переведен другой бывший казенный стипендиат П. Рунин12. Остальные трое (Ф. Миллер, П. Сорокин, М. Теплов) достаточно быстро уволились со службы в горном ведомстве.

 

После прибытия этих специалистов все вакансии врачей в казенных округах Урала вновь оказались временно заполненными. К тому же после отмены крепостного права потребность в медиках здесь существенно сократилась. Поэтому горные власти в третий раз поменяли условия предоставления казенных стипендий.

 

С начала 1860-х гг. для вновь определенных стипендиатов они стали выплачиваться не за все годы обучения, а только за оставшийся для них период. Соответственно выпускники должны были отрабатывать меньший срок.

 

В тот период на Урале был реализован другой ведомственный проект обучения врачей. В 1862 г. было получено согласие Министерства финансов на ежегодную научную стажировку четырех врачей с казенных заводов региона в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии или Казанском университете, где они должны были получить степень доктора медицины. На срок стажировки врачи сохраняли свое жалование и дополнительно получали по рублю суточных в день. После ее окончания они должны были отработать на казенных заводах два года.

 

Главный горный начальник уральских заводов Ф. И. Фелькнер в течение двух лет направил на стажировку в Санкт-Петербург и Казань пять врачей, в том числе уже упоминавшегося казенного стипендиата Соколова. После это полезное новшество, о котором давно просили врачи, было прекращено.

 

Главный горный начальник рапортовал, что стажировка "вызывает затруднения" в медицинской части заводов. За один год врачи не успевали подготовить докторскую диссертацию и просили о продлении стажировки. Н. Куприянов, ставший доктором медицины, не стал возвращаться в Богословский округ, а получив согласие горных властей, остался в Санкт-Петербурге13.

 

С 1865 г. на казенных заводах Урала вновь обострилась проблема недостатка врачей. Часть из них предпочла продолжить службу в созданных земских учреждениях, где жалование врача было в среднем вдвое выше.

 
стр. 163

 

Поэтому было решено продолжить практику подготовки казенных стипендиатов. Недостатка в желающих вновь не наблюдалось. Однако в новых исторических условиях врачи-стипендиаты горного ведомства всеми способами стремились избежать определенной в законодательстве отработки.

 

Так, выпускник 1866 г. И. Иваницкий, определенный в госпиталь Турьинских рудников, просил о ее сокращении вдвое. Он обосновывал это отдаленностью Богословского округа и низким жалованием14. Выпускник 1880 г. А. Ф. Закоружников сразу попросил о переводе из Миасского госпиталя на Березовский завод15. В качестве главной причины он прямо написал о невозможности "существовать только на казенное жалование"16.

 

Еще более радикально поступил выпускник Санкт-Петербургской медико-хирургической академии 1879 г. казенный стипендиат А. Л. Караваев. Он сразу заявил о желании вернуть в рассрочку всю сумму, выплаченную ему в качестве стипендии, и получил согласие горных властей, уже не имевших острой потребности в молодых врачах17. Совмещая службу врачем сразу в трех местах (на казенном Березовском, частном Билимбаевском заводах, а также в Екатеринбургском уездном земстве), Караваев за 2,5 года сумел выплатить необходимую сумму. После этого в июне 1882 г. он был освобожден от дальнейшей обязательной отработки в горном ведомстве18.

 

В тот период времени ситуация с врачами на Урале существенно изменилась. Во всеподданнейшем отчете пермского губернатора за 1885 г. сообщалось, что пополнение врачебного персонала уже не представляет ранее традиционных затруднений. По его данным, при появлении вакансий всегда наблюдался "избыток врачей и других медицинских лиц"19.

 

Это положение касалось практически всех ведомств. Так, в начале 1880-х гг. в Пермской губернии оказались заполненными практически все вакансии земских врачей. В Екатеринбургском уезде от кандидатов на освободившиеся места стали требовать рекомендации уже служивших врачей. Уездные земские собрания стали отказываться от назначения стипендий для обучения намедицинских факультетах20. В 1885 г. из-за малого числа вакансий был прекращен прием в военное ведомство вольнопрактикующих, отставных и гражданских врачей21. То есть проблема существенно изменилась: чувствовалась нехватка не просто врачей, а квалифицированных специалистов.

 

В целом, несколько раз корректируемая практика определения стипендиатов казенных заводов Урала в высшие медицинские заведения показала противоречивые результаты. С одной стороны, с ее помощью в горные округа региона прибыло более десятка квалифицированных врачей. С другой, большая часть из них после отработки определенного срока предпочла продолжить службу на частных заводах или в других ведомствах. Вскоре после отмены крепостного права была осознана необходимость искать новые стимулы привлечения врачей на службу в казенные горные округа. А практика предоставления государственных стипендий с последующей отработкой их получателей возродилась в советское время.

 

Примечания

 

Работа написана в рамках исследования, финансируемого грантом РГНФ-Урал N11 - 11 - 66011а/У.

 

1. Государственный архив Свердловской области (ГАСО), ф. 43, оп. 1, д. 103, л. 62об.

 

2. Там же, ф. 24, оп. 33, д. 753. л. 8 - 8об., 17 - 20.

 

3. Там же, д. 813.

 

4. Там же, ф. 43, оп. 2, д. 1330, л. 58 - 61; ф. 24, оп. 2, д. 27, л. 5об. -7.

 

5. Там же, ф. 43, оп. 1, д. 147.

 

6. По имеющимся в нашем распоряжении сведениям, из трех десятков юношей, проходивших специальную подготовку в Пермской семинарии, на Урале врачами стали только четверо: А. Б. Горшков, К. Л. Понятовский, П. К. Устинов и В. Г. Носов.

 

7. ЛАГОВСКИЙ И. История Пермской семинарии после преобразования ее, бывшего в 1818 году. - Пермские епархиальные ведомости. 1871, отд. неофициальный, с. 371 - 372.

 

8. В 1853 г. эту практику переняло Министерство внутренних дел. Оно предписало Приказам общественного призрения содержать стипендиатов, набираемых из выпускников гимназий,

 
стр. 164

 

в высших медицинских заведениях. После окончания они должны были 10 лет отработать уездными и городовыми врачами (Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел с учреждения Министерства по 1 октября 1853 г. Т. 6. СПб. 1857, с. 215 - 216).

 

9. СОРКИН Ю. Э. Врачебная династия Миславских XIX-XX вв. Екатеринбург. 1995.

 

10. КЛАТ С. А., ШКЕРИН В. А. Петр Васильевич Рудановский. В кн.: Нижний Тагил в лицах. Общественные деятели Тагила XIX - начала XX веков. Нижний Тагил. 1998, с. 31 - 43.

 

11. ГАСО, ф. 43, оп. 1, д. 103, л. 106 - 108.

 

12. Там же, л. 378, 417 - 418; д. 632, л. 35, 59.

 

13. Там же, д. 408.

 

14. Там же, д. 103, л. 661, 705, 717.

 

15. Березовский завод располагался в непосредственной близости от Екатеринбурга, где были широкие возможности для частной практики.

 

16. ГАСО, ф. 43, оп. 1, д. 1015, л. 93 - 95.

 

17. В тот период было принято решение о продаже большинства казенных горных заводов Урала и передаче их госпиталей земским органам.

 

18. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания XII очередной сессии за 1881 г. с докладами уездной земской управы и комиссий. Екатеринбург. 1882, с. 108 - 109; ГАСО, ф. 43, оп. 1, д. 1015, л. 717.

 

19. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 1284, оп. 223, д. 150, л. 95.

 

20. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания XI очередной сессии за 1880 г. с докладами уездной земской управы и комиссий. Екатеринбург. 1881, с. 273 - 274; ГАСО, ф. 18, оп. 1, д. 26, л. 22об.

 

21. Хроника. - Русская медицина. 1885, N25, с. 479.

 

 

Опубликовано на Порталусе 04 марта 2020 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама