Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

МЕДИЦИНА есть новые публикации за сегодня \\ 16.01.21


Музейно-выставочная деятельность Народного комиссариата здравоохранения

Дата публикации: 30 октября 2020
Автор: М. П. Кузыбаева
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 2008, C. 138-143
Номер публикации: №1604072053 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. П. Кузыбаева, (c)

найти другие работы автора

В июне 1918 г. на I Всероссийском съезде медико-санитарных отделов, проходившем в Москве, обсуждался вопрос о создании Народного комиссариата здравоохранения РСФСР (НКЗ РСФСР). Декрет о его учреждении был подписан В. И. Лениным в июле 1918 года. Возглавил работу нового комиссариата Н. А. Семашко.

 

В составе Наркомздрава был организован музейный подотдел, на который возлагались многочисленные задачи. "В целях планомерного проведения санитарного просвещения и обеспечения читающих всеми видами медицинской литературы образуется отдел санитарного просвещения и медицинских изданий. Отдел (в центре) помимо общего управления образует 4 подотдела: 1 - музейно-выставочный; 2 - лекционно-библиотечный; 3 - литературно-издательский; 4 - периодических изданий и Известий НКЗ РСФСР. В задачу музейно-выставочного п/отдела входит организация Музея Социальной Гигиены, постоянных и передвижных выставок, а равно разработка таблиц, плакатов и прочих наглядных пособий, необходимых для обслуживания задач п/отдела", - писал в проекте Положения об отделе санитарного просвещения и медицинских изданий А. В. Мольков1. Музейные функции выполняли не только соответствующие учреждения НКЗ. При Народном Комиссариате Государственного Призрения работал Музей охраны материнства и младенчества. Его филиалами являлись несколько показательных выставок по этой же тематике, устроенных в различных Домах санитарного просвещения, клубах при заводах. При Народном комиссариате труда существовал Всероссийский музей труда, выставочная деятельность которого проходила в тесном контакте с музеями медицинского характера. В письме от 7 августа 1919 г. директор Музея труда запрашивает в НКЗ необходимые для экспонирования предметы: "1 - голову, обожженную кислотой, 2 - по 2 снимка с нормальной и плоской стопы, 3 - 5 типов руки, механически поврежденной (посл. из папье-маше)"2. Использование материалов другого музея в выставочной работе предполагало финансовую компенсацию собственнику. Об этом свидетельствует вопрос директора Музея труда: "Как произвести оплату, исходя из постановлений о расчетах между ведомствами Советской власти?"3.

 

В этот период распространенным способом просвещения стали ударные кампании, например, неделя охраны ребенка, туберкулезный трехдневник, неделя помощи слепым, голодающим Поволжья и т.д., к которым подготавливали соответствующие экспозиции и временные выставки.

 

Одной из важнейших задач, поставленных перед НКЗ, стала пропаганда медицинских знаний, направленная на предупреждение и борьбу с разнообразными эпидемиями, охватившими всю страну. Необходимо было в доступной форме объяснить населению пути распространения инфекции, меры предохранения от инфицирования и убедить обращаться к специалисту. Решать такие задачи требовалось оператив-

 

 

Кузыбаева Мария Павловна - научный сотрудник Научно-исследовательского института истории медицины РАМН.

 
стр. 138

 

но. Самыми популярными приемами в этой деятельности стали плакаты, которые выполняли известные художники А. Н. Черемных, Б. М. Кустодиев, В. В. Маяковский и др. Они известны как "Окна РОСТа". Работы художников отличали строгая графичность рисунка, цветовая яркость и лаконизм. Демонстрировались "Окна РОСТа" в витринах магазинов и учреждений. Они призывали население к соблюдению правил личной гигиены, к противоэпидемической настороженности. Следуя первоначально традиции русского лубка, народной раскрашенной картинке, санитарно - просветительские панно дополнялись текстовыми заставками и пояснениями, которые сочиняли поэты.

 

Рукотворность "Окон РОСТа" значительно ограничивала их широкое распространение по всей стране. Помочь разрешить проблему просвещения населения в более широких масштабах могли, например, плакат, листовка, изготовленные полиграфическим способом. Музейный подотдел Наркомздрава немало усилий приложил к подготовке и изданию такой продукции, а также небольших по объему брошюр, в которых медики, специалисты в той или иной области, популярно излагали способы предотвращения инфекций, симптомы заболеваний, меры борьбы с болезнями. Издавались такие брошюры большими тиражами. Исходные материалы для полиграфии в тот период не отличались высоким качеством. Поэтому до нашего времени сохранились лишь единичные экземпляры, как плакатов, листовок, так и брошюр. Из "Окон РОСТа" вырос медицинский плакат, который впоследствии будет играть ведущую роль в популяризации медицинских знаний среди населения.

 

Провинциальные органы здравоохранения чаще всего не располагали ресурсами для широкой постановки просветительной работы среди населения. Передвижная выставка в этот период стала одной из мобильных форм санитарно-гигиенической работы в массах. В условиях разрухи, обнищания, отсутствия должного финансирования устройство передвижной выставки медицинского характера было непростой задачей. Опыт выставочной работы, накопленный земствами в предшествующий период, использовался лишь частично. Агитпоезда, разъезжавшие по регионам, обязательно имели в своем составе медицинскую часть. В бригаду лекторов при агитпоезде входили работники санитарного просвещения, которые выступали с лекциями, проводили беседы, распространяли литературу. Стены вагона или даже нескольких были своеобразным холстом для художника-плакатиста, который изображал актуальные для данной местности картины борьбы с заразой.

 

С пропагандистскими целями, помимо передвижных выставок в составе агитпоездов, создавались музеи. Вятский губздравотдел в докладной записке от 23 сентября 1920 г., адресованной на имя наркома здравоохранения Семашко обращается с просьбой выделить "предметы для организации выставок по охране здоровья"4 и прилагает три экземпляра требования, в котором подробно перечисляет все необходимое для выставочной деятельности по указанной теме. Уникальность данного документа состоит в том, что он показывает, насколько масштабной была работа сотрудников Вятского губздравотдела по профилактике опасных заболеваний в регионе именно с помощью специализированных выставок. Примечательно, что по резолюции наркома здравоохранениния в Вятку было направлено практически все из запрашиваемого материала.

 

В 1918 г., при содействии наркома здравоохранения, в Москве был организован Музей охраны здоровья и труда, который в 1924 г. был превращен в Центральный музей охраны труда и социального страхования. Музей состоял из 5 отделов: анатомия и физиология человека; заразные болезни; социальные болезни; охрана материнства и младенчества; профессиональная гигиена и социальное страхование.

 

Музей работал как научно-показательное учреждение, его больше всего посещали группы учащихся и рабочих.

 

В 1919 г. в Москве был открыт Государственный музей социальной гигиены НКЗ РСФСР в составе 19 отделений, мастерских наглядных пособий, консультативно-инструкторского аппарата, гигиенического отдела с библиотекой. Организатором и руководителем музея был назначен доктор медицины, профессор Мольков. Ранее он около двух лет руководил работой Пироговской комиссии по распространению гигиенических знаний в народе. Альфред Владиславович работал санитарным врачом Московского губернского Совета рабочих и крестьянских депутатов, занимался санитарным просвещением, охраной источников питьевой воды, обследовал санитарное состояние области, консультировал по противоэпидемическим мероприятиям.

 

С 1918 г. Мольков руководил музейно-выставочным подотделом отдела санитарного просвещения Наркомздрава. В связи с реорганизацией Наркомздрава РСФСР

 
стр. 139

 

в 1919 г., был образован самостоятельный отдел санитарного просвещения и медицинской литературы с подотделами: санитарного просвещения, издательским, редакцией "Известий НКЗ" и других периодических изданий.

 

Музей, созданный Мольковым, фактически стал научно-методическим центром санитарного просвещения в стране. Для развития музейно-выставочного дела нужно было создать учреждение, в котором бы разрабатывались методические вопросы санитарного просвещения, образцы наглядных пособий, готовились соответствующие кадры. Таким центром стал Мольковский музей. В сентябре 1919 г. в музее начались работы по изготовлению губернских и уездных выставок, на что НКЗом была утверждена смета в 10 млн. рублей.

 

К своей деятельности музей привлекал известных ученых и врачей. Была создана Коллегия с правом совещательного голоса. В ее состав вошли ведущие специалисты по многим направлениям развития медицины. Среди популяризационных средств появилось новшество - документальные киноленты, посвященные конкретным заболеваниям и мерам их предотвращения. Так, например, профессор Е. И. Марциновский и доктор Лебедев стали авторами сценария и научными консультантами фильма о сыпном тифе. Следующей киноработой музея стал фильм по гонорее. Однако группа консультантов вынесла этому фильму неудовлетворительную оценку. "В виду того, что количество пленки, отпускаемой Кинокомитетом для целей санитарного просвещения ничтожно и технические средства выпуска лент в свет так же крайне затруднены - признать нежелательным растрачивание этих пленок на издание кинолент беллетристического содержания с небольшим налетом научного элемента, а обратить их на создание лент чисто научного популяризаторского характера. Об этом мнении группы консультантов довести до сведения НКЗ, прося его поставить соответствующий вопрос в НК просвещения" - такое решение было вынесено после просмотра фильма.

 

По решению коллегии Наркомздрава РСФСР от 25 марта 1919 г. при музее была открыта показательная популярная выставка по охране здоровья. Сотрудники выставки разрабатывали общие организационные методические вопросы санитарного просвещения, составляли справочники, каталоги, проводили инструктирование и консультации, о чем свидетельствуют приводимые ниже архивные документы.

 

"В конце сентября было приступлено к подготовке выставки по голоду. Общее руководство по голодной выставке взял на себя А. В. Мольков. Все получаемые экспонаты по голоду записываются в книгу, т. образом при открытии этой выставки будет готов каталог, кроме этого намечается к работе подробный проспект по этой голодной выставке. Работа по составлению пояснительных подписей на выставке по всем отделам поручена врачу - объяснителю Поповой"5. "В настоящее время намечается к разработке Отдел профессиональной гигиены. Приступлено к составлению подробных описаний экспонатов на выставке. Работа поручена Шурыгиной под руководством хранителя музея В. А. Лазарева", - пишет в отчете о работе выставки ее заведующая С. Г. Шифман6.

 

Открытие выставки 2 октября 1921 г. не означало прекращение сбора документов и свидетельств голодного времени. Косвенным подтверждением поступления материалов по голоду из Комиссии ВЦИК можно считать сохранившийся до нашего времени Мандат Е. С. Боголеповой, сотрудника музейно-выставочного п/отдела НКЗ РСФСР, которым она "уполномочивается получить нужные для выставки по борьбе с голодом материалы из Комиссии ВЦИК (Кремль)" от 16 ноября 1921 года7. Большое внимание организации выставки по голоду уделял нарком здравоохранения РСФСР Семашко, посетивший ее на третий день после открытия. 6 октября 1921 г. директор музея Мольков обращается в Отдел Охраны здоровья детей НКЗ РСФСР с просьбой следующего содержания: "При осмотре 4-го октября с.г. только что развернутой на Петровке 14, выставки по борьбе с голодом Н. А. Семашко обратил внимание на отсутствие данных, относящихся к вопросам о влиянии голода на детей и о мерах помощи голодающим детям. Убедительная просьба к отделу войти в совместную работу и дать соответствующие материалы"8.

 

Пожелания и замечания руководителя советского здравоохранения стремились быстро воплотить в жизнь. Запрашивали дополнительные материалы и вводили их в экспозицию. Тщательный учет всех поступавших на выставку по охране здоровья материалов и документов, составление проспектов и каталогов-описей экспонатов свидетельствуют о становлении определенных форм научно-фондовой работы с медицинскими коллекциями. В тот период времени еще не существовало четкого разграничения на основной музей и его филиалы. Музейная деятельность имела несколько направлений, среди которых документирование, сохранение музейных предметов было первостепенным делом. В составе музея находился особый отдел

 
стр. 140

 

наглядных пособий, который изготовлял и заказывал в специальных мастерских необходимые муляжи, макеты, стенды и т.п. В Санкт-Петербурге мастерские наглядных пособий НКЗ РСФСР возглавляла А. И. Шингарева. Значительная часть материалов, выполненных под ее руководством, составила ядро всех собраний наглядных пособий Мольковского музея.

 

Вопросы борьбы с голодом в стране волновали ученых Московского санитарного института, которые также подготовили постоянную показательную выставку всех "голодных" хлебов и различного рода суррогатов, собранных со всей России с 1917 по 1921 год. На выставке в Институте было представлено свыше 600 экспонатов. По мнению специалистов, эта выставка "могла бы оказать пользу не только широкой публике, но и весьма многим товарищам, командируемым на голодный фронт"9.

 

Показательные выставки проводились в бывшем здании банка, в Нескучном саду, в Шереметевской больнице и других местах Москвы. На популярные выставки организовывались групповые экскурсии Московским городским Советом профессиональных союзов через Губполитпросвет и культотдел, а также через особый совет музея, в который входили представители пролетарских организаций. В столице регулярно проводили различные съезды и конференции. Делегаты таких мероприятий допускались на выставку по охране здоровья "беспрепятственно". На совещании коллегии Отдела санпросвещения, имевшем место в конце июля 1921 г., "было постановлено открыть выставку для отдельных посетителей 3 раза в неделю, по вторникам, четвергам и воскресеньям. По средам, пятницам и субботам - для организованных групп (экскурсии)"10. Как отмечает в своем отчете С. Г. Шифман, "постановление это было вызвано чрезмерным ростом индивидуальных посещений. Текучесть публики мешает планомерной санпросветительской работе, ведению занятий с экскурсиями. Необходимо было предоставить дни организованным посещениям"11. Смотритель в залах являлся одновременно инструктором, который отвечал на возникавшие вопросы. Анализ сведений о количестве и составе посетителей выставки позволяет заключить, что она пользовалась большой популярностью и являлась важным средством воздействия и воспитания культуры здоровья среди широких масс населения.

 

В непосредственные функции музея входило также снабжение различных учреждений (местные музеи, дома санитарного просвещения и др.) музейно-выставочными предметами, различными экспонатами, наглядными пособиями, а в некоторых случаях и организация музеев по заявкам с мест.

 

О размахе научно-методической работы коллектива музея свидетельствует следующий документ, обнаруженный в Государственном архиве Российской Федерации. Это письмо директора Молькова в НКЗ РСФСР от 27 октября 1921 г.: "В открываемом Центральном Доме Крестьянина устраивается выставка по разным вопросам отдельными Комиссариатами. Наркомздраву надлежит взять на себя устройство отдела по вопросам борьбы с заразными болезнями. Смета на устройство данного раздела прилагается.

 

В виду отсутствия кредитов на означенное дело в Государственном Музее Социальной Гигиены НКЗ и ввиду того, что ДК будет посещаться громадным числом ходоков с мест, ознакомление которых с вопросами борьбы с заразными болезнями представляется существенно необходимым в целях планомерной борьбы с эпидемическими болезнями, ГМСГ просит Санитарно-эпидемиологический отдел отпустить на организацию этой выставки необходимые средства"12.

 

Важное место в выставочной деятельности Музея социальной гигиены занимали международные контакты. По решению Совета Народных комиссаров в Берлине в конце 1921 г. проводилась выставка "Советская Россия". Общее руководство подготовкой к выставке осуществлял Наркомат иностранных дел, в письме которого от 2 декабря 1921 г., адресованном в НКЗ РСФСР указывалось "в кратчайшие сроки подготовить экспонаты: диаграммы, плакаты, литературу, а главное легко переносимые продукты производства, модели и т.п."13. Мольков направил организаторам выставки свои предложения по разделу НКЗ РСФСР.

 

2 апреля 1923 г. постановлением Наркомздрава РСФСР впервые в истории отечественной медицины и здравоохранения был создан Государственный институт социальной гигиены НКЗ РСФСР (ГИСГ). При Институте была организована постоянная показательная выставка по охране здоровья.

 

С момента организации Института по изучению профессиональных болезней им. В. А. Обуха при нем был организован музей "Профессиональные болезни". В периодике тех лет музей описывался как "жемчужина" Института. К 1926 г. музеи гигиены труда и профессиональных болезней были созданы во многих промышленных городах страны - Ленинграде, Костроме, Саратове, Самаре, Тифлисе, Иваново - Вознесенске, Ярославле, Харькове, Свердловске, Самарканде и др.14. Они сыграли

 
стр. 141

 

определенную роль в оздоровлении условий труда и сохранении полноценной жизни рабочих.

 

Музей-выставка здравоохранения в Ленинграде была основана в 1918 году. Перед ее сотрудниками были поставлены задачи популяризации знаний среди населения путем постоянной и передвижных выставок, лекций, а также путем распространения медицинской литературы. При музее была создана мастерская по изготовлению экспонатов, передвижных выставок, лекторских сумок, а также литературно-лекционный отдел. В 1931 г. на базе музея-выставки был организован Ленинградский городской дом санитарной культуры.

 

Подводя итоги десятилетнего развития советского здравоохранения, можно отметить, что "санитарное просвещение от широкой агитации в области противоэпидемической работы перешло к систематическому повышению санитарной культуры населения путем организации циклов лекций, бесед, кружковых занятий, музеев и выставок гигиены. Организационно-методическим центром этой работы стал отдел санитарного просвещения НКЗ РСФСР, возглавляемый И. Д. Страшуном"15.

 

К началу 1940-х годов по всей стране активно функционировали учреждения, которые сегодня определяются как "учреждения, выполняющие музейные функции". Это были, прежде всего, дома санитарного просвещения (ДСП) от губернского до районного уровня. Произошло реформирование большинства музейных структур. Поле музейно-выставочной работы НКЗ в данный период сократилось до масштабов кафедральных музеев медицинских институтов, специализированных выставок в поликлиниках и диспансерах. В то же время такое положение дел было обусловлено изменением генерального курса советского руководства в музейной сфере деятельности, преобладанием идеологических акцентов.

 

В период Великой Отечественной войны масштабы музейно-выставочной работы НКЗ были сокращены. Во многих ДСП вместо экспозиций были развернуты госпитали. Государственное медицинское издательство НКЗ выпускало не только многочисленные руководства и методические рекомендации по оперативному лечению раненых, но и серии плакатов по восстановительной медицине, реабилитации солдат и офицеров после ранений, главной темой которых была лечебная гимнастика16. Большой популярностью пользовались обычные почтовые открытки, где были репродуцированы картины художников, воспевающих геройский подвиг медиков17.

 

В военное время деятельность НКЗ тесно соприкасалась с работой Главного военно-санитарного управления Красной армии не только в профессиональных вопросах, но и в сфере музейно-выставочной.

 

Нарком здравоохранения Г. А. Митерев поддержал инициативу военных медиков по учреждению Музея Военно-медицинской службы Красной армии. Историки военной медицины указывают, что "осознавая всю важность сохранения, изучения и обобщения опыта, накапливаемого в ходе боевых действий, и создания для этого материальной базы, ведущие отечественные ученые Н. Н. Бурденко, В. Н. Шевкуненко, М. С. Вовси, С. С. Гирголав, В. С. Левит, В. Н. Шамов и др. зимой 1941- 1942 гг. выступили с инициативой организации вышеназванного учреждения. 12 ноября 1942 г. начальник Главного военно-санитарного управления РККА Е. И. Смирнов подписал приказ о создании в Москве Музея военно-медицинской службы Красной армии"18.

 

В сентябре 1942 г. обязанности начальника музея были возложены на профессора А. Н. Максименкова. В октябре того же года прошло совещание, на котором обсуждалась структура музея и основные направления его деятельности. По мнению Максименкова "музей должен стать, прежде всего, научно-исследовательским учреждением, для изучения уникального опыта, приобретенного Военно-медицинской службой за время текущей и последующей войн, и использования его в учебных и научных целях"19. Сбор необходимых экспонатов осуществлялся непосредственно на фронтах. Уже в конце 1942 г. с Карельского, Волховского, Калининского и др. фронтов начали поступать разнообразные материалы, а 26 апреля 1943 г. группе офицеров ГВСУ была представлена первая экспозиция музея. "Это большое событие в истории военно-медицинской Службы нашей Родины, в истории военной медицины вообще, - отмечал в приказе от 13 мая 1943 г. начальник ГВСУ Е. И. Смирнов. - Заложен фундамент для изучения огромного опыта организации и лечения, раненых и больных в Великую Отечественную войну"20. При Максименкове был взят курс на формирование музейного собрания, которое смогло бы отразить историю развития российской медицины и ее военно-медицинской службы с момента зарождения и до современного периода. В фондах музея уже тогда были широко представлены произведения живописи, скульптуры, фотографии, макеты, подлинные вещи, предметы военно-медицинского снабжения, научные труды, указы, атласы и т.д. Благодаря та-

 
стр. 142

 

ким материалам сотрудники научно-исследовательского отдела смогли подготовить и опубликовать важнейшие работы по истории медицины, как, например, 35-томный труд "Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне". Решением Государственного Комитета Обороны СССР от 22 марта 1945 г. музей был передислоцирован в Ленинград.

 

Музей не только занял обширные по экспозиционной площади и объему музейных хранилищ здания бывшего лазарета Семеновского полка, но и принял на хранение большую часть коллекции Хирургического музея Н. И. Пирогова. 25 сентября 1951 г. открылись залы с постоянной экспозицией музея. Несколько ранее, 9 сентября 1947 г., была открыта экспозиция мемориальной усадьбы Н. И. Пирогова в селе Вишня. Туда из ВММ было передано 450 экспонатов, в том числе 57 картин, 8 гипсовых бюстов деятелей медицины - современников Н. И. Пирогова и свыше 300 фотографий, рисунков, портретов и документов.

 

Медицинские музеи и выставки НКЗ, как и другие музейные учреждения страны, выступали в рассматриваемый период как важная часть жизни общества.

 

Примечания

 

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 1571, оп. 1, ед. хр. 3, л. 114.

 

2. Там же, л. 127.

 

3. Там же.

 

4. Там же, л. 136.

 

5. Там же, ед. хр. 14, л. 7.

 

6. Там же, л. 9 об.

 

7. Там же, л. 64.

 

8. Там же, л. 65.

 

9. Там же, л, 74.

 

10. Там же, л. 4.

 

11. Там же, л. 4 об.

 

12. Там же, л. 19.

 

13. Там же, л. 43.

 

14. ГОЛЯКОВА Л. П. Из истории музеев гигиены и охраны труда в России. Милосердие, благотворительность и медицинские музеи. II международный симпозиум 6 - 9 октября 1992 г. М. 1992, с. 148.

 

15. ЯРОВИНСКИЙ М. Я. Здравоохранение Москвы (1581 - 2000 гг.). М. 1988, с. 105.

 

16. Уникальные медицинские плакаты периода ВОВ 1941 - 1945 гт. хранятся в медицинском музее РАМН.

 

17. Наиболее значительное собрание почтовых открыток военного времени удалось сформировать Н. Я. Норинскому из Санкт-Петербурга.

 

18. БУДКО А. А., ЖУРАВЛЕВ Д. А. Вклад отечественной профессуры в создание Военно-медицинского музея. М. 2008, с. 28.

 

19. БУДКО А. А. А. Н. Максименков - создатель и первый руководитель Военно-медицинского музея МО РФ. СПб. 2006, с. 22.

 

20. Там же.

Опубликовано 30 октября 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама