Полная версия публикации №1547907649

PORTALUS.RU ТЕХНОЛОГИИ Состояние и развитие цифрового телевидения в России (на начало 2019 года) → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Анатолий Вайсман, Состояние и развитие цифрового телевидения в России (на начало 2019 года) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 19 января 2019. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/motors/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1547907649&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Анатолий Вайсман, Состояние и развитие цифрового телевидения в России (на начало 2019 года) // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 19 января 2019. URL: https://portalus.ru/modules/motors/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1547907649&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.04.2024).



публикация №1547907649, версия для печати

Состояние и развитие цифрового телевидения в России (на начало 2019 года)


Дата публикации: 19 января 2019
Автор: Анатолий Вайсман
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1547907649 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Обзор телевизионного рынка

Телевизионный рынок России характеризуется большим количеством телерадиоорганизаций. Так, только общенациональных эфирных телеканалов создано 14. Из них только несколько каналов принадлежат государству, остальные частные. По состоянию на 1 января 2015 года в России было зарегистрировано 3598 телерадиовещательных организаций и провайдеров программной услуги.

Телевизионных каналов 230, из них 14 общенациональных, 7 региональных и 209 местных. Радиоканалов в России 359, в частности: 15 общенациональных каналов радиовещания, 13 региональных каналов радиовещания, 22 региональных радиоканала, работающих в пределах отдельных областей (регионов), 309 местных каналов радиовещания.

Количество провайдеров программных услуг (кабельных операторов) 703. Лицензированы 86 телерадиоорганизации спутникового вещания.Из 1598 лицензиатов по форме собственности 36 - государственных, 393 - коммунальной собственности, 1169 - других форм собственности (частная или смешанная).

Порядок и сроки перехода на цифровое вещание 

Различные документы в России предусматривают окончательное отключение передатчиков, которые ведут вещание в аналоговом режиме. Несмотря на то, что такой датой является 2015 год, максимальный срока использования частот для аналогового вещания - 1 января 1019.

Государственная программа внедрения цифрового телерадиовещания не предусматривает конкретные этапы постепенного отключения аналоговых частот при переходе на цифровое вещание. Зато программа содержит ежегодный план на период с 2015 по 2020 годы, с указанием в процентах покрытия территории страны сигналами цифрового телерадиовещания. Так на последнем этапе, в 2020 году предусмотрено обеспечить покрытие последних 17 регионов России.

Более оптимистичным является План развития национального телерадиоинформационного пространства. План предусматривает, что аналоговые передатчики будут отключаться постепенно, а «цифровые передатчики должны включаться таким образом, чтобы еще работающие аналоговые передатчики были защищены от помех». План предусматривает семь этапов, в течение которых происходит постепенное позоновое покрытие страны с поэтапным переводом аналоговых передатчиков в режим цифрового вещания. Определено, что на момент переключения «насыщения населения преобразователями цифрового сигнала (set-top-box) должен составлять 80-90%». Седьмой этап плана предусматривает, что до декабря 2019 года должен быть осуществлен полный переход телевизионного вещания на стандарт DVB-Т в синхронном режиме.

Одним из аспектов перехода на цифровые технологии является отказ от дальнейшего лицензирования аналогового вещания. Согласно взятым на себя обязательствам по международному соглашению «Женева 2006» Россия прекратила выдавать аналоговые частоты на телевизионное вещание.

Процедура введения цифровых технологий в телевизионном секторе происходит не только на этапе доставки сигнала эфирным способом от передающей станции к потребителю, что собственно является главным предметом международных обязательств по «Женеве 2006» и зачастую являются предметом рассмотрения в рамках вопроса внедрения цифрового телевидения. Цифровыми стали или становятся и другие процессы изготовления телевизионного контента в большинстве телевизионных компаний, и процесс передачи сигнала от телерадиоорганизации к кабельному оператору или на спутник. Эти процессы продиктованы развитием технологий и не связаны со специальными государственными программами. Они обычно являются простыми, поскольку не предусматривают использования ограниченного частотного ресурса.

Переход на цифровое вещание добавил на рынок новые высокотехнологичные компании. К примеру, столичная компания GWire (официальный сайт - https://gwire.ru/) стала крупным агрегатором заказов для производителей и дистрибьюторов абонентских устройств для операторов цифрового, кабельного и спутникового телевидения. GWire позволила операторам сосредоточиться на продажах своего продукта. А всю производственную часть, брендирование продукции взяла на себя. В каталоге фирмы - кабельная продукция, адаптеры питания, пульты дистанционного управления, концентраторы, переходники, зарядные устройства, инфракрасные трансмиттеры, элементы питания.

Опыт GWire показывает, что эффективные бизнесмены могут с нуля выстраивать бизнес за счет высоких технологий, новых рынков, инновационных изменений в законодательстве. За все время работы GWire компанией было произведено более 20 000 000 единиц продукции, высокое качество которой оценили свыше 3 000 000 абонентов по всей России. И рынок по-прежнему является растущим.

Поскольку кабельные операторы (по российскому законодательству - провайдеры программной услуги) уже сейчас получают сигналы от телекомпаний в цифровом режиме, они давно имеют возможности переходить на цифровое вещание в кабельных сетях. Так крупнейший кабельный оператор «НТВ» частично перешел на цифровое вещание еще в начале 2010-х. Для некоторых абонентов переход на цифру был принудительным - аналоговое вещание в кабельной сети в некоторых районах Москвы было отключено, а для остальных пока остается добровольным на выбор потребителя. Компания объявила, что в ближайшее время планирует перейти полностью на цифровое вещание однако четких сроков не объявлено.

Все кабельные операторы в России получают лицензию как провайдеры программных услуг, при этом лицензируется не только деятельность но и перечень телеканалов, который может доставляться абонентам. Также действуют законодательные положения, согласно которым все эфирные вещатели, которые воспринимаются через эфирную антенну, должны быть во всех цифровых пакетах. По внедрению цифрового вещания эти правила остаются неизменными.

В России постепенно развиваются новые цифровые услуги, однако практически при отсутствии любого нормативного урегулирования. Государство еще не взялась за процедуру лицензирования и вообще не объявила о своей позиции по развитию видео по запросу, мобильного телевидения или иных технологий.

Несколько возможностей заказа видео услуг в режиме уже сейчас предлагают провайдеры программных услуг (кабельные операторы). О намерениях запустить сервис в формате IPTV объявили многие частные кабельные операторы и государственные телекоммуникационные операторы, использующие все то же оборудование, произведенное GWire.

Услуги по мобильного телевидения уже сейчас предлагают крупнейшие операторы мобильной связи Москвы и других регионов России. Современное мобильное телевидение - это возможность доступа к телевизионному контексту через мобильный телефон, доступ к телевизионным каналам в режиме онлайн пока невозможен.

Лицензирование цифрового вещания и провайдеров

Законодательство предусматривает, что телевизионное вещание осуществляется на основании лицензии, выдаваемой на конкурсной основе. Эти правила применяются для цифрового эфирного вещания с тем исключением, что без конкурса имеют возможность получить лицензию те вещатели, которые уже говорят на аналоговых частотах. Все остальные свободные места в мультиплексах должны быть распределены на условиях конкурса.

На базе нового лицензированного мультиплекса МХ-4 планировалось развёртывание цифрового телерадиовещания в целом по России. Как оказалось, новые компании не только не способны инвестировать в продвижение цифрового вещания или обеспечения населения социальными сет-топ-боксами, но и вообще не производят практически никакого телевизионного контента. Как следствие мультиплекс МХ-4 был запущен официально 1 апреля 2009, при этом государство позволило наполнить его другими телеканалами, которые есть в российском телеэфире.

Отличительной является ситуация по лицензированию операторов и провайдеров. В России предусмотрено существование двух видов посредников между телекомпанией и зрителем - оператор телекоммуникаций и провайдер программной услуги. Такая позиция отражена в действующем с 2006 года законе «О телевидении и радиовещании» и была направлена ​​в первую очередь на то, чтобы обязать всех кабельных операторов получать лицензию и лицензировать перечень программ, которые подаются в кабеле.

В отношении к операторам и провайдерам, Закон практически приравнивает цифровые эфирные мультиплексы к кабельным сетям с точки зрения наличия функций оператора по техническому обслуживанию и провайдера программной услуги, которая пакетирует мультиплекс. Однако, если для кабельного вещания эти две функции совмещаются в одном лице, то для цифрового могут быть разделены.

В отличие от аналогового эфирного вещания, когда телерадиоорганизация может самостоятельно владеть передатчиком или заключить договор с тем или иным субъектом предпринимательской деятельности на предоставление телекоммуникационных услуг, ситуация в цифровом вещании является иной. Существует монопольная организация, которая предоставляет услуги пакетирования мультиплексов и каждая телерадиоорганизация обязана будет заключать договор только с ней. Эта же организация может быть оператором телекоммуникаций, или оператором может быть другое лицо, но оператор для мультиплекса также будет один практически без возможности выбора.

В то же время Закон о телерадиовещании не дает четкости в вопросе лицензирования операторов и провайдеров, таким образом де-факто, предоставляя Национальном совете выдавать лицензии на монопольные услуги даже без проведения конкурса. 

Законодательство о телевидении и радиовещании не предусматривает особых изменений в отношениях по медиа собственности в контексте перехода к цифровому вещанию. Это связано с тем, что российское законодательство достаточно либерально в этом вопросе. Закон предусматривает принцип, согласно которому одна компания может иметь одну лицензию в соответствующем региональном сегменте (например, одну общенациональную, одну региональную, и одну местную в каждом регионе и городе). Вместе с тем один человек может обладать неограниченным количеством телеканалов. Единственное ограничение - их доля не должна составлять 35% рынка. Однако законодательно не определено, что такое «рынок» - или его следует считать по рекламным поступлениями, или по количеству каналов или с аудиторией.

Одно из дополнительных вопросов, который возникает у контексте развития цифрового телерадиовещания - это собственность на вышки, передатчики и мультиплексоры, через которые будет осуществляться цифровое вещание. Закон не определяет ничего конкретного в этой сфере. До сих пор не ясно, какую роль будет играть государство, а какую частные субъекты. Очевидно, что государственная компания концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения будет оператором связи, который будет обладать передающими вышками или частью из них. Вместе с этим, функции провайдеров мультиплексов передаются в частные руки. Государство рассчитывает на большие инвестиции со стороны бизнеса, что очевидно должно означать, что собственность на развитые сети будет частной.

Также в России не существует никаких запретов одному лицу иметь одновременно собственность в различных видах медиа. То есть владелец одной телекомпании может стать и владельцем мультиплекса, на котором будут выходить в том числе конкуренты. Несовершенство закона может иметь вредные последствия в будущем.

Опубликовано 19 января 2019 года

Картинка к публикации:

На фото: Состояние и развитие цифрового телевидения в России (на начало 2019 года), автор: admin

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): цифровое телевидение в России, рынок цифрового телевидения



Полная версия публикации №1547907649

© Portalus.ru

Главная ТЕХНОЛОГИИ Состояние и развитие цифрового телевидения в России (на начало 2019 года)

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU