Полная версия публикации №1579012520

PORTALUS.RU ТЕХНОЛОГИИ КАК СОЗДАВАЛСЯ САМОЛЕТ-ШТУРМОВИК ИЛ-2 → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Д. Н. НИКОЛАЕВ, КАК СОЗДАВАЛСЯ САМОЛЕТ-ШТУРМОВИК ИЛ-2 [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 14 января 2020. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/motors/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1579012520&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 18.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Д. Н. НИКОЛАЕВ, КАК СОЗДАВАЛСЯ САМОЛЕТ-ШТУРМОВИК ИЛ-2 // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 14 января 2020. URL: https://portalus.ru/modules/motors/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1579012520&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 18.04.2024).



публикация №1579012520, версия для печати

КАК СОЗДАВАЛСЯ САМОЛЕТ-ШТУРМОВИК ИЛ-2


Дата публикации: 14 января 2020
Автор: Д. Н. НИКОЛАЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1579012520 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


С приближением угрозы второй мировой войны многие советские ведущие авиаконструкторские бюро стремились создать более мощные военные самолеты- бомбардировщики, истребители, разведчики, штурмовики, в частности и А.Н. Туполев, Н.Н. Поликарпов. Но их самолеты были трудноуправляемы, перетяжелены. С.В. Ильюшину повезло больше, он до деталей проанализировал уже предложенные самолеты и умело объединил вес, броню, оружие, скорость. В письме в правительство от 27 января 1938 г. Ильюшин обосновывал необходимость создания бронированного штурмовика.

Специалисты ВИАМ С.Т. Кишкин и Н.М. Скляров, создавшие авиационную гомогенную высокопрочную броневую сталь, были уверены в возможности изготовления из нее броневой скорлупы по форме фюзеляжа с толщиной менее 10 мм. Производство и прокат листов броневой стали осваивал под руководством ВИАМ завод в Сталинграде.

В конце 30-х годов еще не было твердо установившихся, проверенных боевым опытом тактико- технических требований к бронированному самолету-штурмовику. Ильюшину и его конструкторам при проектировании приходилось самим формулировать отдельные требования, в частности о численности экипажа: летчика, наносящего штурмовые удары по целям, и воздушного стрелка, обороняющего самолет от атак истребителей противника. Габариты и толщина стенок бронекорпуса штурмовика рассчитывались исходя из условия, что экипаж состоит из двух человек. Кабина стрелка полностью вписывалась в бронекорпус, т.е. броневыми были ее боковые округлые стенки, пол и задняя стенка. Фонарь кабины не имел бронестекла, так как находился в защищенной зоне, простреливаемой огнем собственного оружия. Были изготовлены первые два двухместных экспериментальных бронекорпуса для ИЛ-2.

В конце 1939 г. летчик-испытатель В.К. Коккинаки приступил к испытаниям бронированного штурмовика Илюшина, который шел под заводским индексом БШ-2. Это был двухместный цельнометаллический самолет с серийным мотором АМ-35А конструкции А.А. Микулина со взлетной мощностью 1350 лошадиных сил. Самолет успешно прошел заводские испытания и доводки, и был предъявлен на государственные летные испытания в конце марта 1940 г. Испытания проводили работники НИИ ВВС летчик-испытатель майор А.К. Долгов и ведущий инженер Н.С. Куликов. Всего по программе Долгов выполнил на новом самолете 38 полетов, и к началу мая 1940 г. государственные летные испытания машины были закончены. Согласно отчету самолет государственные испытания прошел удовлетворительно и мог быть использован в ВВС в качестве штурмовика-бомбардировщика ближнего действия при устранении основных недостатков.

Наиболее серьезные недостатки были: плохой обзор вперед-вниз из кабины летчика и неудовлетворительная продольная устойчивость самолета - он не балансировал в горизонтальном полете с брошенной ручкой управления. Кроме того, было высказано пожелание об увеличении скорости и усиления вооружения. Руководство


Николаев Дмитрий Николаевич, проработал с 20-х до 70-х годов в авиационной промышленности. В годы войны работал мастером на авиазаводе в Омске, собирал ИЛ-2, позже работал на авиазаводе в Москве. Скончался в 1997 г.

стр. 225


авиапромышленности и ВВС решило построить малую серию из 10 самолетов БШ-2 на одном из подмосковных заводов и подвергнуть их всесторонним испытаниям, для изучения тактических свойств и разработки тактики боевого применения бронированных самолетов.

Судьбой самолета-штурмовика Ильюшина заинтересовался И.В. Сталин и поручил К.Е. Ворошилову курировать разработку самолета. Ворошилов приехал на завод с большой группой специалистов. Они осмотрели штурмовик, познакомились с результатами летных испытаний, заключением военных и уехали. После этого визита в конструкторское бюро пришла директива: заказчик требует, чтобы штурмовик был одноместным. Доказать и убедить, что это неправильно, Ильюшину тогда не удалось. Так и выпускали потом штурмовики в одноместном варианте.

А пока шла переделка: убрали кабину стрелка, укоротили в чертежах бронекорпус на длину этой кабины. За счет уменьшения веса установили дополнительный бензобак и защитили его броней, усилили бронезащиту летчика сзади. Одновременно с вынужденными переделками самолета произвели ряд доработок по устранению отмеченных при государственных испытаниях недостатков. Обзор из кабины летчика удалось улучшить за счет того, что опустили моторную установку вниз на 20 см. К этому времени ОКБ Микулина сделало первый летный экземпляр нового специально для штурмовика сделанного ими мотора АМ-38 модностью 1600 лошадиных сил. У штурмовика были доработаны крыло и оперение.

В декабре 1940 г. начались заводские испытания самолета летчиком-испытателем Коккинаки. Скорость горизонтального полета самолета у земли превышала 400 км/час. Получив обнадеживающие результаты первого этапа заводских летных испытаний, правительство вынесло решение о срочном запуске самолета-штурмовика Ильюшина в серийное производство под названием ИЛ-2. В конце февраля 1941 г. опытный экземпляр самолета успешно прошел в Москве заводские испытания и был передан в НИИ ВВС на государственные летные испытания, а в Воронеж на серийный завод прибыли первые бронекорпуса для серийного производства штурмовика.

В НИИ ВВС уже после первого полета летчик А.К. Долгов отметил существенные отличия этой машины от предыдущей: заметно улучшился обзор из кабины, повысилась продольная устойчивость в связи с введением стреловидности крыла и доработки оперения. Установка нового мотора значительно повысила летные данные самолета. Вместо четырех пулеметов были установлены на крыле две пушки калибром 20 мм и два пулемета калибром 7,62 мм. Летчиков НИИ ВВС смущало только то, что самолет был одноместным.

44 полета общей продолжительностью более 20 часов выполнил А.К. Долгов на опытном ИЛ-2 и подписал положительное заключение в акте по результатам его государственных летных испытаний, которые завершились 20 марта 1941 г. На заводе в Воронеже началась сборка серийных штурмовиков ИЛ-2. 10 марта 1941 г. первый из них совершил свой первый полет, прошедший без замечаний.

Создавая бронированный самолет-штурмовик и мотор для него, Ильюшин и Микулин проявили единство взглядов на ряд важнейших технических проблем. В предвоенные годы, когда популярен был лозунг: "Летать выше всех, быстрее и дальше всех" - Ильюшин считал своей главной задачей создание низколетящего бронированного самолета-штурмовика. Микулин, разделяя эти стремления, нацелил свой коллектив на создание специального мотора, который максимальную мощность передавал бы на воздушный винт в полете на малых высотах у земли, не расходуя ее на высотный нагнетатель. Проектируя самолет-штурмовик, Ильюшин стремился к тому, чтобы эта машина массового производства была максимально проста в изготовлении и эксплуатации.

Советские Военно-Воздушные силы получили принципиально новую боевую машину - бронированный штурмовик, не имеющий прототипов в мировом самолетостроении. С первых дней войны штурмовик ИЛ-2 успешно громил броневую

стр. 226


технику немцев. За создание самолета в октябре 1941 г. СКБ Ильюшина было награждено орденом Ленина. В декабре 1941 г. самого Илюшина удостоили звания Героя Социалистического Труда, а группа его сотрудников получила ордена и медали Советского Союза.

Вскоре с фронта стали приходить известия, что противник раскрыл недостаточную защищенность самолета сзади и ИЛ сбивают вражеские истребители. Ильюшина вызвал Сталин и потребовал немедленно дать фронту двухместные самолеты, но не позволил останавливать серийный конвейер.

Доработку серийных машин ИЛ-2 производили путем врезки в "бочку" фюзеляжа и установки дюралевого кольца с пулеметом. Для защиты стрелка поперек фюзеляжа со стороны хвоста укреплялась броневая плита. Образовавшаяся кабина прикрывалась сверху откидным фонарем. Вот так в конце марта 1942 г. на фронте появились первые двухместные ИЛ-2, а уже с сентября 1942 г. заводы стали серийно выпускать двухместные самолеты основного варианта с характеристиками даже лучшими, чем опытная машина: благодаря увеличению мощности двигателя из-за введения форсированного режима сократилась длина разбега на взлете. Мотор стал называться АМ-38Ф. Наконец-то ИЛ-2 стал двухместным, как его первый опытный образец, ошибка была исправлена, но на это ушло два драгоценных года. Из них более года войны.

В течение всей войны Ильюшин и его соратники, не останавливая серийного производства, совершенствовали штурмовик: усилили вооружение - на крыле установили две пушки калибром 37 мм и два пулемета калибром 6.7 мм, в кабине стрелка был установлен пулемет Березина калибром 12,7 мм, на крыле ракеты PC-82. В бомболюке подвешивались 200 новых противотанковых авиационных бомб (ПТАБ) для борьбы с бронетехникой врага. В основе секрета эффективности ПТАБ лежало кумулятивное, т.е. направленное действие ее горящего при очень высокой температуре заряда. Струя раскаленных газов ПТАБ, сфокусированная внутренним рефлектором (специальной выточкой в ее разряде), прожигала броню танка. Один штурмовик, летящий на высоте 100 м накрывал бомбами на земле полосу шириной Ю и длиной 70 м.

В сражении на Курской дуге в 1943 г., где Гитлер рассчитывал взять реванш за поражение под Сталинградом и для этого бросил в бой массу новой броневой техники, ИЛы, снабженные ПТАБ, успешно выводили из строя немецкие хваленые танки "Тигр" и "Пантера". В разгар летних воздушных боев 1943 г. на фронт поступало каждый месяц по 1000 с лишним ИЛ-2.

К началу 1944 г. штурмовики составляли около 30% от общего количества боевых самолетов, имевшихся в советских действующих воздушных армиях. Всего штурмовиков ИЛ-2 за годы войны было изготовлено 36 160, а вместе с ИЛ-10 - 43 тыс. Таков итог работы в военные годы прославленного коллектива, руководимого Ильюшиным. Созданный им легендарный самолет- штурмовик ИЛ-2 во многом способствовал приближению дня нашей Победы.

Опубликовано 14 января 2020 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): КАК СОЗДАВАЛСЯ САМОЛЕТ-ШТУРМОВИК ИЛ-2



Полная версия публикации №1579012520

© Portalus.ru

Главная ТЕХНОЛОГИИ КАК СОЗДАВАЛСЯ САМОЛЕТ-ШТУРМОВИК ИЛ-2

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU