Полная версия публикации №1611063136

PORTALUS.RU ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВО МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА "АЛТАЙ" → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Н. Л. ДОБРЕЦОВ, А. Э. КОНТОРОВИЧ, В. И. МОЛОДИН, А. С. БОРИСЕНКО, А. Г. КОРЖУБАЕВ, СТРОИТЕЛЬСТВО МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА "АЛТАЙ" [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 19 января 2021. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/motors/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1611063136&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 16.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Н. Л. ДОБРЕЦОВ, А. Э. КОНТОРОВИЧ, В. И. МОЛОДИН, А. С. БОРИСЕНКО, А. Г. КОРЖУБАЕВ, СТРОИТЕЛЬСТВО МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА "АЛТАЙ" // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 19 января 2021. URL: https://portalus.ru/modules/motors/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1611063136&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 16.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Н. Л. ДОБРЕЦОВ, А. Э. КОНТОРОВИЧ, В. И. МОЛОДИН, А. С. БОРИСЕНКО, А. Г. КОРЖУБАЕВ, СТРОИТЕЛЬСТВО МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА "АЛТАЙ" / E'KO. Vserossii'skii' e'konomicheskii' zhurnal, No.2, February 2007, page(s): 44-50.



публикация №1611063136, версия для печати

СТРОИТЕЛЬСТВО МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА "АЛТАЙ"


Дата публикации: 19 января 2021
Автор: Н. Л. ДОБРЕЦОВ, А. Э. КОНТОРОВИЧ, В. И. МОЛОДИН, А. С. БОРИСЕНКО, А. Г. КОРЖУБАЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) E'KO. Vserossii'skii' e'konomicheskii' zhurnal, No.2, February 2007, page(s): 44-50
Номер публикации: №1611063136 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Н. Л. ДОБРЕЦОВ, академик, вице-президент РАН, председатель СО РАН, директор Института геологии и минералогии СО РАН,

А. Э. КОНТОРОВИЧ, академик, директор Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН,

В. И. МОЛОДИН, академик, первый заместитель председателя СО РАН, заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН,

А. С. БОРИСЕНКО, доктор геолого-минералогических наук, заместитель директора Института геологии и минералогии СО РАН,

А. Г. КОРЖУБАЕВ, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, заведующий отделом Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск

Перспективы развития энергетики и освоения и западных районов природных ресурсов Республики Алтай Монголии

Маршрут трассы газопровода

В настоящее время формируются конкретные планы реализации выдвинутого президентом России крупного проекта по выходу на энергетические рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, - газопровода "Алтай", предполагающего крупномасштабные поставки западносибирского газа в западные районы Китая. Поставки трубопроводного газа в Синьцзян-Уйгурский автономный район могут осуществляться уже с 2012 - 2015 гг. через территорию Алтайского края и Республики Алтай с подключением к транскитайскому газопроводу "Запад - Восток".

Это предполагает продолжение строящегося газопровода "Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск" в направлении "Кош-Агач - Канас - Бурчун - Карамай - Урумчи" параллельно проектируемой автомобильной дороге "Алтай - Китай" без прохождения по территории третьих стран. По информации "Алтайгипродора", прохождение автотрассы целесообразно через плато Укок; в настоящее время не существует технических препятствий для строительства как дороги, так и магистрального газопровода.

стр. 44


В дальнейшем, по мере наращивания поставок, необходимо строительство дополнительных ниток газопровода в транспортном коридоре "Ямало-Ненецкий автономный округ (компрессорная станция Пурпейская) - Сургут - Кузбасс - Алтай - Китай". Протяженность трассы до границы с КНР - около 2670 км.

Впервые этот вариант трассы магистрального газопровода для поставок западносибирского газа в южные районы Сибири и на экспорт в Китай был предложен Институтом нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН (академик А. Э. Конторович) в 1998 г. в исследовании, проведенном по заказу ОАО "Газпром" как альтернатива предлагавшемуся тогдашним руководством концерна труднореализуемому северному маршруту "Север Тюменской области - Подкаменная Тунгуска - Дальний Восток - Китай".

Для газификации Алтайского края и Республики Алтай целесообразно сооружение газопроводов-отводов, создание в регионе инфраструктуры потребления и распределения сетевого газа, повышение платежеспособного спроса населения и промышленности (в том числе за счет дотаций из федерального бюджета).

стр. 45


Развитие горно-металлургической промышленности и энергетики

Наиболее эффективным вариантом реализации геополитических и экономических интересов России, развития экономики Сибирского федерального округа и социально-экономического развития Республики Горный Алтай в связи со строительством газопровода "Алтай" представляется сооружение в регионе крупной газовой ТЭС в сочетании с каскадом ГЭС по рекам Аргут и Чуя, газификация и электрификация населенных пунктов республики, организация поставок электроэнергии в Китай, Монголию и Восточный Казахстан. Это дает возможность не только поставок сетевого газа в Китай, но и эффективного освоения природных ресурсов прилегающих территорий Республики Алтай, позволяет освоить открытые советскими и российскими геологами месторождения благородных, редких и редкоземельных металлов в Западной Монголии.

Республика Алтай и Северо-Западная Монголия - это крупный, но слабо освоенный горнорудный район, в котором сосредоточены значительные запасы благородных (золото, серебро), редких и редкоземельных (вольфрам, молибден, висмут, литий, тантал, ниобий, цирконий и др.) металлов, сырья для металлургической (железо) и лакокрасочной (спекулярит) промышленности.

В восточной части этого района, на стыке границ республик Алтай и Тыва с Монголией, располагается Юстыдский сереброрудный узел. Основным объектом его является комплексное (серебро, висмут, олово) месторождение Асгат, суммарные запасы и прогнозные ресурсы которого составляют 7686 т серебра, 104 тыс. т олова, 12 тыс. т висмута, 237 тыс. т меди, 6 т золота.

Вблизи этого месторождения есть еще ряд более мелких, но перспективных объектов, что позволяет оценить суммарный потенциал этого горнорудного района в 12 тыс. т серебра, 16 тыс. т висмута, 140 тыс. т олова, 10 т золота. В пределах этого региона располагается промышленное месторождение руд - Каракульское (медь, кобальт,

стр. 46


висмут, вольфрам, золото) и целый ряд других перспективных участков. Запасы и прогнозные ресурсы кобальта - наиболее ценного компонента этих месторождений - оцениваются в 30 тыс. т.

Эти же территории Алтая и Монголии являются известным районом развития редкометалльного оруденения (Калгутинское, Южно-Калгутинское, Урзарсайское - на Алтае, Уланульское, Нарингольское, Сагсайское - в Монголии). Запасы и прогнозные ресурсы этих объектов оцениваются в 40 тыс. т окиси вольфрама и 8 тыс. т молибдена.

Вблизи трассы газопровода у российско-казахстанской границы располагается крупное месторождение Аллаха (литий, тантал, ниобий), в рудах которого весьма заинтересованы горнодобывающие предприятия Восточно-Казахстанской области. В 50 км от пос. Кош-Агач находится крупнейшее в России месторождение (Рудный лог) спекулярита - остродефицитного и высоколиквидного сырья для лакокрасочной промышленности. Его запасы оцениваются в 3,7 млн. т спекуляритового пигмента.

Кроме того, на юго-западном Алтае располагается целый ряд промышленных железорудных месторождений (Холзунское, Инское, Белорецкое и др.). Их суммарные запасы и прогнозные ресурсы составляют более 1,7 млрд. т железа, что является важным резервом сырьевой базы для металлургической отрасли Кузбасса.

Кроме перечисленных видов минерального сырья, месторождения которого не осваиваются из-за слабо развитой инфраструктуры региона, на рассматриваемой территории известны промышленные месторождения ртути (Республика Алтай), золота, редкоземельных элементов (цирконий, иттрий, церий) и меди (Монголия). Важным фактором развития горнодобывающей отрасли в районах, примыкающих к планируемой трассе газопровода, является обеспечение ее энергоресурсами и расширение сети автомобильных и железных дорог, что может быть реализовано в рамках предлагаемого проекта строительства газопровода "Алтай".

Следует отметить, что с реализацией этого проекта может быть увязана в будущем разработка программы строи-

стр. 47


тельства ГЭС на юге Алтая: электростанция на р. Чуя (у с. Чибит) и каскад ГЭС на р. Аргут. Аналогичная программа начала реализовываться в Западной Монголии при активном участии Китая.

Социально-экономический и геополитический эффект

Все это позволяет решить в регионе ряд важных государственных проблем.

Во-первых, развитие энергетики и горно-металлургического комплекса будет способствовать росту валового регионального продукта (ВРП) в регионе, а также уровня и качества жизни населения.

Во-вторых, это позволит создать рабочие места в южных районах Алтая и Западной Монголии, где имеется избыток трудовых ресурсов. Это обеспечит решение в регионе еще одной важной задачи - улучшения демографической ситуации за счет снижения смертности, повышения уровня и качества жизни, эффективной миграционной политики и повышения рождаемости.

В-третьих, строительство газопровода, ТЭС, ГЭС и предприятий горно-металлургического комплекса позволит решить важнейшую для России геополитическую и экономическую задачу - выйти на Азиатско-Тихоокеанский энергетический рынок и рынок минерального сырья, начать крупномасштабный экспорт газа, энергоресурсов и продукции горнодобывающей отрасли в Китай и другие страны региона.

В-четвертых, будут усилены экономические позиции и политическое влияние России в Монгольской Республике, в значительной мере утраченные в период кризиса 1990-х годов, и в настоящее время активно занимаемые Китаем.

Археологические и этнографические памятники плато Укок

При строительстве газопровода "Алтай", формировании объектов транспортной, энергетической инфраструктуры, развитии предприятий горно-металлургической промышленности необходимы защита и сохранение, а в случае необхо-

стр. 48


димости - и научное изучение находящихся на территории плато Укок археологических и этнографических памятников всемирного историко-культурного наследия, в том числе древних погребальных и ритуальных комплексов, а также наскальных изображений.

Это предполагает прохождение маршрута газопровода за пределами зоны расположения памятников культуры либо с минимальным вторжением в эту зону и непременным (в соответствии с законодательством РФ) проведением комплекса охранных работ по их изучению; вероятно, потребуются аварийные раскопки. Иначе при строительстве газопровода возможны значительное удорожание работ, противодействие со стороны местного населения, большой общественный, в том числе международный, резонанс.

Трасса газопровода "Алтай" на территории Республики Горный Алтай проходит по речным долинам, являющимся местами обитания, жизнедеятельности и миграции палеопопуляций и в силу этого насыщенных историко-культурными объектами разных эпох - от каменного века до современности. В зону предполагаемого строительства попадают сотни историко-культурных объектов, археологические памятники разных типов и разных эпох.

Плоскогорье Укок - район наибольшей концентрации памятников истории и культуры. Раскопки, проведенные на территории плато специалистами Института археологии и этнографии СО РАН (академик В. И. Молодин) в 1990 - 1996 гг., открыли уникальные захоронения пазырыкской культуры, сохранившие в древней мерзлоте комплекс артефактов из органических материалов, мумифицированные тела людей и животных.

Помимо раскопок проведены масштабные разведки памятников разных культур (реестр объектов включает более 400 памятников). Часть из них сконцентрирована в долине р. Калгуты (петроглифы, циклопические каменные выкладки, курганы) и р. Ак-Алаха (петроглифы на моренных камнях террасы реки, курганы). Археологические памятники зафиксированы также в долине р. Бетсу-Канас на пути в Китай.

стр. 49


Кроме того, в районе имеются памятники духовного наследия и живой этнографической культуры алтайского народа, их священные места. В частности, в Онгудайском районе две горы - Тоотой и Тумечин - родовые святыни сёоков (племен) тёлёс и кыпчак, которые проводят там праздники. Особо почитаемые и ритуальные объекты имеются в долинах рек Песчана, Урсул, Катунь, Чуя и др., а также вдоль существующих дорог: целебные источники, отдельные участки рек, озер, оленные камни и др.

В этих условиях оптимальным вариантом представляется прокладка газопровода вдоль существующей грунтовой дороги через Укок, где количество открытых археологических объектов не столь велико. Выбор конкретного маршрута требует специальных изысканий на местности с привлечением специалистов в области археологии и этнографии, в частности, Института археологии и этнографии СО РАН, владеющих информацией и методиками работы в этой местности и составивших подробную карту плоскогорья.

В качестве одного из вариантов можно принять прокладку туннеля под перевалом Канас на границе с Китаем.

Реализация этих суперпроектов (газового, электроэнергетического, горнометаллургического) позволит стимулировать социально-экономическое развитие юга Сибирского федерального округа, обеспечить полную газификацию и электрификацию Республики Алтай, диверсифицировать экспортные энергетические поставки: экспортировать значительные объемы газа и электроэнергии на рынки Китая, существенно расширить экспорт электроэнергии в Западную Монголию и Восточный Казахстан; организовать добычу в Республике Алтай и Западной Монголии и крупномасштабные поставки потребителям в Россию и на экспорт ряда высоколиквидных видов минерального сырья.

Это дает возможность обеспечить экономические и геополитические интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Центральной Азии, территориальную целостность и национальную безопасность нашей страны.

Опубликовано 19 января 2021 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1611063136

© Portalus.ru

Главная ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВО МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА "АЛТАЙ"

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU