Рейтинг
Порталус

[увлечения] Сметая пыль с асфальта (репортаж из Крыма)

Дата публикации: 04 октября 2014
Автор(ы): Наталия Гончарова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1412444680


Наталия Гончарова, (c)

В жаркий субботний день мы отправляемся не к морю и не на пикник в лес, а на раскаленное летное поле Симферопольского аэропорта «Заводское». Уж очень хочется посмотреть соревнования крымских мопедистов. И не столь важно, кто сегодня победит. Здесь меняются стереотипы: обычный мопед с «движком на пятьдесят кубиков», который признан самым опасным транспортным средством России (да и Украины с Белоруссией), в умелых руках превращается в мощный гоночный агрегат, летящий к медалям и кубкам.

У площадки, с которой готовы взлететь патрульные вертолеты, собрались ребята в касках, мягких кроссовках и закрытых комбинезонах. Вооружившись гаечными ключами, бутылками с мотоциклетным маслом и канистрами с бензином, они сосредоточенно колдуют над своими двухколесными машинами: мопедами и мини-байками различных цветов, марок и конфигураций. Сегодня - второй этап чемпионата Крыма по кольцевым скутерным гонкам, организованный Федерацией спортивно-технических видов спорта АРК.

В клубах выхлопных газов - лохматые мальчишечьи головы, склоненные к колесам мопеда. Все сосредоточенно что-то высматривают, вынюхивают, выковыривают. Кто-то хвастается сваренным собственноручно усиленным глушителем, кто-то срочно меняет прокладку карбюратора, на ходу вырезая ее из самого подходящего подручного материала - обувной стельки. В старых ученических рюкзаках - набор необходимых запчастей, в кармане - отвертка, в пластиковой бутылке - хороший бензин: участники готовы к заезду. А пока идет регистрация, есть уникальная возможность внимательно рассмотреть «крутой фарш» агрегата соседа. Как поясняет президент федерации Андрей Маслич, участники соревнований, средний возраст которых колеблется в пределах двадцати-двадцати двух лет, увлекаются мотоспортом с детства. Тяга к двухколесным машинам приходит лет с восьми, когда мальчишки вырастают из детских «великов». Свои первые мопеды пацаны собирают по винтику из скутеров, оставленных «в наследство» отцами и старшими братьями. Чуть позже азарт гонит их по магазинам запчастей, где можно откопать ту самую уникальную запчасть, которая сделает твой мопед самым быстрым, надежным и маневренным.

- Соревнования, тем более такие, как чемпионат Крыма по скутерным гонкам, - итог многолетнего труда парней, которые предпочли технику бесцельному шатанию по барам и дискотекам. И совсем неважно, сколько колес у транспортного средства, сколько в нем лошадиных сил. Главное - участники занимаются серьезным делом на достаточно высоком уровне. И подтверждение тому - получение квалификации, которая предоставит крымским ребятам возможность выступать на всеукраинских состязаниях, - говорит Маслич.

Зрители, которых гораздо меньше, чем на раскрученных показательных выступлениях внедорожников или крутых мотоциклов, пока не могут избавиться от скептического настроения: мол, что можно выжать из этого полосатого «муравья», который только сделал первый шаг от велосипеда к мотоциклу. Мопед, он и в Африке мопед! Но сонливость с публики моментально слетает, как только первые зарегистрированные участники выходят на тренировочные заезды. Эти маломощные «пятидесятикубиковые» движки ревут, как дикие звери. Эти мини-колеса, как компрессоры, полируют асфальт, сметая пыль. А разбросанные хаотично, как показалось на первый взгляд, старые автомобильные покрышки складываются в сложнейшую трассу с такими крутыми виражами, что в них можно запросто заблудиться.

Но гонщики чувствуют себя уверенно и проходят трассу технично, по-взрослому: дают рывок на старте, ложатся на бок на крутом повороте, поддавая газу на выходе из него, сливаются со своей машиной воедино на финишной прямой, чтобы снизить до минимума сопротивление воздуха.

Когда легкий мопед мчится по узкой асфальтовой полосе на скорости около ста километров в час, демонстрируя полную беззащитность своего седока, дыхание сбивается, сердце замирает и медленно опускается в пятки. Это у зрителей. А как же тогда повышается адреналин в крови у мопедистов?

Пристаю с дилетантскими вопросами к взмокшему от яростной гонки участнику: «Что ощущаешь, когда бьешь собственный скоростной рекорд?». Парень пожимает плечами: «Радость, счастье, что живу». Слов не хватает, их заменяют широкая улыбка и сияние глаз.

- А как же безопасность? - тереблю за рукав члена судейской бригады Николая Осиннего. - Сколько молодых парней гибнут на дорогах из-за своего лихачества, может, мопеды - зло нашего времени?

- Проблема в том, что парням и девчонкам родители купили мопеды, но не научили на них ездить. Не сделают этого и в автошколах, даже если всем мопедистам выдадут водительские права. Поэтому и получилось, что мопеды прозвали «хрустиками» - самыми опасными для жизни транспортными средствами. А надо было действовать наоборот: сначала привести детей в спортивную секцию, научить справляться со всеми сложностями вождения, а потом уже выпускать на перегруженные транспортом городские улицы и трассы, - считает Николай.

- Тяга к технике, особенно к мотоциклу, - добавляет Андрей Маслич, - у человека в крови. И ее не запретишь и даже не ограничишь. Поэтому мы можем только направить ее в нужное русло, научить ездить правильно, без угрозы для собственной жизни.

Увлекшись разговором о прописных истинах, мы едва не прозевали первый зачетный заезд, на который вышли водители мопедов класса «Сток», то есть те, кто научился «высшему пилотажу» езды на обычном, купленном в магазине «аппарате» китайской или корейской сборки. Первым финишировал Алексей Озеров, вторым - Виталии Левкович, третьим - Филипп Говоруха. 

В классе «Спорт» бесспорным лидером оказался девятнадцатилетний Тарон Геворкян, за которым финишировали Евгений Хобраз и Алексей Валяев. Этим парням пришлось хорошо потрудиться и вложить немало денег, чтобы переоборудовать стандартные «штампованные» мопеды в спортивные машины экстракласса. Нужны и оригинальные запчасти. в том числе из Японии, США, Германии. Особенно желанными являются все-таки "японцы". Они и понятно: самые быстрые мотоциклы - родом из "Страны восходящего Солнца" (Кавасаки, Хонда, Судзуки и др.). Закупается молодежь - кто как может. Те, кто без лишней копейки - ходят по барахолкам. Те, кто "побогаче" - заказывают на  http://japan-cars.com.ua/zapchasti/.

Мастерство продемонстрировали и мини-байки под управлением Дмитрия и Евгения Ивановых и Данила Чепеля. На первый взгляд их агрегаты похожи на детские трехколесные велосипеды, а наездники - на голенастых кузнечиков. А на деле оказалось, что такому транспорту нет равных на узких улочках и горных серпантинах Крыма.

Победители получают заслуженные медали и дипломы, остальные участники составляют списки всего, что нужно успеть сделать к следующим гонкам. Да так, чтобы теперь уже наверняка победить. Домой они будут возвращаться медленно и аккуратно, соблюдая все правила дорожного движения. Усталые, довольные и трезвые. Ведь, как любит повторять тренер, у кого есть увлечение, того не тянет на приключения.

ВИДЕО: крымские мастера мотоспорта на японских "конях":

Опубликовано на Порталусе 04 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама