Рейтинг
Порталус

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата публикации: 28 января 2015
Автор(ы): С. Г. Разуваев, Е. В. Вострокнутов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 1, 2012, C. 89-93
Номер публикации: №1422444210


С. Г. Разуваев, Е. В. Вострокнутов, (c)

С. Г. Разуваев

 

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по интегрированным образовательным программам Пензенской государственной технологической академии

 

Тел.: 8-902-205-51-70; e-mail: sts@pgta.ru

 

Е. В. Вострокнутов

 

аспирант Пензенской государственной технологической академии

 

Тел.: 8-902-208-67-89; e-mail: lomovchik@gmail.com

 

В статье представлена модель формирования творческих компетенций у студентов технического вуза во внеучебной научно-исследовательской деятельности, раскрыты компоненты, показатели и уровни сформированности творческих компетенций.

 

Ключевые слова: модель, творческие компетенции, внеучебная научно-исследовательская деятельность.

 

В настоящее время интерес для общества и работодателя на рынке труда представляет выпускник высшей технической школы, ориентированный на поиск новых, не-

 
стр. 89

 

ординарных решений технических задач, со сформированным творческим стилем профессионального мышления, т. е. владеющий творческими компетенциями на высоком уровне.

 

Под творческими компетенциями понимается совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для создания, усовершенствования, оптимизации материальных и духовных ценностей, удовлетворяющих потребности общества.

 

Компетентностный подход предполагает переход к практико-ориентированному образованию. Это позволяет рассматривать внеучебную научно-исследовательскую деятельность студентов (НИДС) как важнейшую среду для эффективного формирования творческих компетенций у студентов технического вуза.

 

Результаты теоретического анализа, данные констатирующего эксперимента позволили построить структурно-функциональную модель формирования творческих компетенций у студентов технического вуза во внеучебной НИДС, включающую в себя целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный блоки (рис. 1) [1].

 

Целевой блок модели ориентирован на социальный заказ общества системе образования, представленный в ФГОС ВПО третьего поколения, охватывает весь период обучения студентов и включает в себя формирование творческих компетенций у студентов технического вуза во внеучебной НИДС.

 

Содержательный блок включает в себя этапы и содержание внеучебной НИДС технического вуза. Внеучебную НИДС мы рассматриваем как двусторонний процесс, включающий в себя целенаправленную деятельность администрации вуза (ректора, проректоров, руководителей научных и научно-инновационных структурных подразделений), профессорско-преподавательского состава кафедр и активную деятельность студента, и реализующийся в четыре этапа. Разделяя мнение М. В. Корчагиной, выделяем два вида внеучебной НИДС: дополняющей учебный процесс и параллельной учебному процессу [2].

 

Операционно-деятельностный блок включает в себя основные формы и методы внеучебной НИДС, а также средства реализации содержания модели. Формы НИДС, дополняющей учебный процесс: олимпиады, студенческие научные общества, научные конференции и конкурсы, выставки научно-технического творчества. Формы НИДС, параллельной учебному процессу: поисковые научно-исследовательские работы (гранты и др.), заявки на объекты интеллектуальной собственности (ОИС). Основными методами внеучебной НИДС являются исследовательский и поисковый методы, моделирование производственных ситуаций, решение производственно-технических задач.

 

Оценочно-результативный блок представляет собой результат реализации содержания внеучебной НИДС в техническом вузе, направленной на формирование у студентов мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов творческих компетенций. Мотивационный компонент связан с осознанием значимости НИД, наличием положительного мотива к занятию НИД, личностного смысла в НИД, удовлетворенностью собственной НИД. Когнитивный компонент включает в себя знания о структуре научного исследования, этапах НИД, экспериментальных основах изучения физических явлений и процессов, способах получения и обработки результатов. Деятельностно-практический компонент выражается в умении проводить научные исследования; в способности оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научных конференциях, участвовать в изобретательской деятельности и оформлять результаты этой деятельности в виде заявок на ОИС.

 

Опираясь на исследование Н. А. Пахтусовой, на основе указанных компонентов были выявлены и описаны три уровня сформированности творческих компетенций у студентов технического вуза во внеучебной НИД: минимальный, потенциальный, оптимальный, где каждый из компонентов рассматривается в разной степени развития (табл. 1) [3].

 
стр. 90

 

 

Рис. 1. Модель формирования творческих компетенций у студентов технического вуза во внеучебной научно-исследовательской деятельности

 
стр. 91

 

Таблица 1

 

Характеристика уровней сформированности творческих компетенций у студентов технического вуза

 

Уровни сформированности творческих компетенций

Минимальный

Потенциальный

Оптимальный

Мотивационный компонент

Слабое представление о НИДС; отсутствие мотивации к занятию НИДС; слабое понимание социальной и личностной значимости НИДС; неудовлетворенность собственной НИДС

Поверхностное представление о НИДС; слабо выраженная мотивация к занятию НИДС; поверхностное понимание личностной значимости в НИДС; недостаточная удовлетворенность собственной НИДС

Широкий спектр представлений о НИДС; постоянная мотивация к самостоятельной регулярной НИДС; интерес к НИДС; удовлетворенность собственной НИДС

Когнитивный компонент

Владение отдельными видами научно-исследовательских умений; отсутствие четкости, ясности и целостности видения процесса НИДС

Поверхностное понимание сущности, структуры, процесса НИДС; несистемное владение научно-исследовательскими умениями

Глубокое понимание сущности, структуры, процесса НИДС; владение системой научно-исследовательских умений; высокая познавательная активность

Деятельностно-практический компонент

Неумение выделять противоречие, видеть проблему; неспособность самостоятельно выстроить логику исследования; неспособность к творческому решению задач; участие не более чем в 2 научных конференциях; публикация не более 2 научных статей и докладов; отсутствие подготовленных заявок на ОИС

Частичная способность выделять противоречие, видеть проблему, выстраивать логику исследования; наличие попыток творческого решения задач; участие в 3 - 5 научных конференциях; публикация 3 - 5 научных статей и докладов; подготовка 1 - 2 заявок на ОИС

Способность выделять противоречие, видеть проблему исследования; владение логикой научного исследования; ярко выраженная способность к решению творческих задач; участие более чем в 5 научных конференциях; публикация более 5 научных статей и докладов; подготовка более 2 заявок на ОИС; наличие патентов, свидетельств

 
 
 
 
 

Таким образом, разработанная модель предстает в виде целостной, достаточно динамичной педагогической системы (отражает цель, содержание, формы, методы, средства, результат профессиональной подготовки), является открытой для постоянного обновления. Модель основана на требованиях социального заказа общества высшему техническому образованию. Реализация представленной модели позволяет повысить эффективность и результативность процесса формирования творческих компетенций у студентов технического вуза во внеучебной НИДС.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Модель педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса к образовательному процессу высшей школы технического профиля // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - N 1. - С. 152 - 159.

 

2. Корчагина М. В. Модель формирования готовности к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2010. - N 121. - С. 120 - 124.

 

3. Пахтусова Н. А. Формирование профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза: Автореф. дис. ... к.п.н. - Челябинск, 2011.

 
стр. 92

 

MODEL OF CREATIVE COMPETENCE FORMATION OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS IN EXTRACURRICULAR RESEARCH ACTIVITIES

 

S.G. Razuvaev

 

candidate of pedagogical sciences, associate professor, vice-rector on integrated educational programs of the Penza State Technological Academy

 

E.V. Vostroknutov

 

post-graduate student of the Penza State Technological Academy

 

The article deals with the model of creative competence formation of technical university students in extracurricular research activities; components, leaders and levels of creative skills formation.

 

Key words: model, creative competence, extra-curricular scientific-research activity.

Опубликовано на Порталусе 28 января 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама