Рейтинг
Порталус

© НА БАЗАР - НА "РОЛЛС-РОЙСЕ"

Дата публикации: 02 февраля 2015
Автор(ы): Андрей Рискин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1422879329


Андрей Рискин, (c)

В рижском "Музее моторов" (Rigas Motormuzejs) более сотни экспонатов, в том числе, между прочим, и два макета самолетов. Экспонаты не только музейные, но и из частных коллекций. Владельцы последних не в накладе: в музее машины находятся под охраной и уход за ними соответствующий.

Подобного сооружения, а 22 апреля музею исполняется 10 лет, нет не только нигде на территории бывшего СССР, но и в Восточной Европе. Здесь собраны машины практически всех известных фирм мира. Но больше всего привлекает посетителей (сегодня они большая редкость, а вообще за годы существования "Музея моторов" его посетил миллион человек) так называемый "мемориальный ряд", где собраны авто, имеющие непосредственное отношение к сильным мира сего.

Вот "Роллс-Ройс" выпуска 1939 г., сделанный по заказу принца Германии. Правда, высочайшей особе что-то там не понравилось, и он отправил машину на Берлинский автосалон. После войны "Роллс" в качестве трофея попал в Россию, и Иосиф Сталин подарил его своему соратнику Вячеславу Молотову. От Молотова автомобиль перешел Патриарху, потом достался еще кому-то... В 70-х машина обнаружилась на заброшенном хуторе где-то на границе Эстонии и России. Ее тогдашний хозяин возил в ней капусту, которой торговал на рынке. Представляете, капуста в машине, хозяин которой по традиции даже за руль не имел права садиться - только личный шофер да еще в белых перчатках. Сегодня "Роллс-Ройс" по-прежнему на ходу и принадлежит первому председателю латвийского клуба антикварных машин Виктору Колбергу.

Рядом - один из самых дорогих в те годы авто в мире 12-цилиндровый "Линкольн-КБ", подаренный Иосифом Виссарионовичем Максиму Горькому в связи с избранием последнего председателем Союза писателей СССР в 1934 г. Чуть далее - гордость музейной коллекции, самый тяжелый - 7,3 тонны - экспонат выставки, "ЗИС-115С" 1949 г. выпуска, принадлежащий "вождю всех времен и народов", единственный сохранившийся из трех десятков подобных бронированных машин в кремлевском гараже. Вес одной дверцы - тонна, толщина стекол в дверках - 8 см. Скорость, которую позволял развивать 8-цилиндровый двигатель, - 140 км/час.

Говорят, из Кремля всегда выезжали пять таких машин. В четырех находились куклы (одна из восковых фигур и сегодня покоится на заднем сиденье лимузина), и все машины направлялись разными маршрутами. Между прочим, тиран сидел не на заднем сиденье, а ближе к водителю, спиной к нему.

Чуть далее сталинского "броневика" еще одна машина этой марки - первый советский кабриолет "ЗИС-110". На том, который находится в музее, принимал военные парады маршал Баграмян. Следом идут хрущевский "ЗИЛ-110В" и банальный "членовоз" "ГАЗ-14" ("Чайка") бывшего председателя знаменитого латвийского колхоза "Адажи" Алберта Каулса. Тут же "Линкольн-континенталь" 1973 г., подаренный президентом США Никсоном советскому лидеру Леониду Брежневу. Последний, как известно, водителем был лихим.

И результат этой лихости можно воочию лицезреть здесь же, в музее: капот брежневского Rolls-Royce Silver Shadow смят в гармошку, за рулем испуганный восковой Ильич. В тот раз вопреки обыкновению машина Брежнева находилась не в центре колонны, а оказалась концевой, да еще и отстала. Постовой ГАИ слишком рано дал "отмашку", запустив движение на перекрестке, вот "Роллс" и влетел на скорости в грузовик. Жертв, к счастью, не было. Говорят только, что у Леонида Ильича после этого происшествия от испуга начался сильный насморк. О судьбе водителя грузовика и постового история умалчивает.

Между прочим, когда в фирме "Роллс-Ройс" узнали, что в музее выставлена разбитая машина знаменитой марки, сильно возмутились и потребовали убрать эту "кучу железа, дискредитирующую солидную фирму". После долгих объяснений, правда, претензии сняли. А заодно подарили музею скульптуру Spirit of extazy - такая (только поменьше) стоит на каждом "Роллс-Ройсе". Только для арабских шейхов делают исключение - для них "дух экстаза" стоит на коленях.

Особое место занимают "мерседесы" - их тут полдюжины. Работники музея называют владельцев этой марки "шовинистами" - никаких других моделей они не признают. А зрители всегда просят показать "Мерседес" Штирлица. Увы, то авто, которое снималось в фильме, ныне где-то в Германии. Так что приходится утешать публику тем, что вообще-то Максим Исаев (по крайней мере по книге) разъезжал на "Хорьхе".

Самая старая легковушка в музее - спортивный автомобиль Hanza G 12/36 1914 г., на котором двое немецких юношей намеревались объехать весь мир. Правда, от Ольденбурга они доехали только до Москвы - началась империалистическая война, после которой машина долгие десятки лет ржавела на одном из подмосковных огородов, пока ее останки не обнаружили автолюбители и не занялись реставрацией.

Самый старый грузовик - пожарная машина завода "Руссо-Балт". Она на два года старше "Ганзы". Кстати, производилась в Риге. Между прочим, мало кто знает, что до войны в Латвии на вагонном заводе выпускали по лицензии "Форда" легковые автомобили "Форд-Вайрогс", а после Второй мировой на Рижской экспериментальной фабрике в единственном экземпляре создали малолитражку REAF (конструктор Бахичеванджи). Она, правда, в серию так и не была запущена. Говорят, внешний вид не понравился Сталину. Хотя, может быть, были и иные причины - просто в Латвии привыкли все на Иосифа Виссарионовича валить.

Самый дорогой экспонат в музее - детище профессора Порше - 16-цилиндровый автомобиль для горных гонок "Авто-юнион" 1938 г. выпуска. Между прочим, "на ходу", как говорится. Аукционная стоимость такого автомобиля составляет порядка 8 млн. долл.

В коллекции мотоциклов не обошлось без легендарного "Харлей-Дэвидсона". Хотя посетителей сегодня больше интересует гибрид мотоцикла NSU и трактора - мини-тягач на гусеничном ходу немецкой армии с мотором от автомобиля "Олимпия", который развивает до 80 км/час. Мечта любого дачника!

Любопытен и мотоцикл для установки рекордов латвийского гонщика Эрманиса. Для уменьшения сопротивления воздуха мотоцикл "одели" в пластмассовый кожух. Заодно и для того, надо полагать, чтобы никто не видел, что мотоцикл не советский - рекорды устанавливали на немецком "БМВ".

Есть и велосипеды. Кстати, до войны в Латвии их выпускали два десятка различных фирм. После войны - только завод "Сарканас Звайгзне". Сегодня вообще никто не выпускает. Впрочем, похоже, это же касается и России.

Выходит, если верить фразе, что "велосипед - транспорт будущего", будущее у нас грустное. А прошлое, если смотреть на музейную коллекцию, было все-таки веселым.

Рига-Москва

Опубликовано на Порталусе 02 февраля 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама