Рейтинг
Порталус

Русский автомобиль. От "народного" трактора до народного джипа

Дата публикации: 13 апреля 2015
Автор(ы): Михаил БЕРГЕР
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1428951364


Михаил БЕРГЕР, (c)

На фото: Русский автомобиль. От "народного" трактора до народного джипа, автор: admin

Одним из первых хозяйственных свершений руководимой Михаилом Горбачевым страны было начало возведения гиганта тракторостроения в Елабуге. Первая свая была забита в июне 1985 года о чем свидетельствует памятная фотография.

С тех пор завод минимум пять раз окончательно настраивался на что-то другое. Следующая перенастройка началась в декабре 1995 года, когда было принято решение начать здесь сборку джипов шевроле "Блейзер".

Парадный выезд

В 1996-м году первый собранный на ЕлАЗе "Блейзер" покинул минуты на полторы территорию цеха мелких серий. Это событие было ознаменовано не только личным присутствием премьера, главы президентской администрации, вице-премьера Олега Давыдова и, естественно, президента Татарстана Ментимера Шаймиева. Первый зеленоватого цвета джип был выкачен за ворота цеха мелких серий лично премьер-министром. На машине, как-бы не чувствуя каламбура, организаторы торжеств написали "Премьера". Многочисленная охрана, выполняя роль ГАИ, бежала впереди авто и за не имением сине-красных мигалок, подавали звуковые сигналы голосом: коридор! коридор! пытаясь растолкать немногочисленных, но активных гостей мероприятия.

Охранник же, пешим ходом преследующий уезжающего в пургу шефа, пробегая мимо нас с горящими глазами, успел сообщить, что Виктор Степанович замечательный водитель и по Москве вообще гоняет со скоростью 160 км в час. Видимо, телохранитель был рад, что Елабуга не Москва, иначе ему пришлось туго.

Присутствующие, особенно журналисты, гораздо с большим интересом, чем хорошо известные авто, рассматривали стоящих тут же снайперов снайперов с одноименными винтовками и пытались отгадать, какой вид оружия хранится у них в короткой грозного вида трубе за спиной. Интервью по этому поводу снайперы не давали.

Задолго до появления высоких гостей заводские красавицы в сотый уже, наверное, раз торжественно несли воображаемому премьеру и сопровождающим его лицам хлеб-соль и татарский чак-чак. Приставленные ко входу солдаты также старательно репетировали синхронное открывание обеих створок цеховых ворот, имеющих исключительно ручное управление.

С воротами все прошло гладко - и удалось открыть во время, а вот с поднесением хлебов вышла минутная заминка. Как только красавицы двинулись навстречу гостям, те почему-то рванули в сторону, оставив девушек с хлебами в стороне от своего маршрута. Однако, быстро сняв верхнюю одежду, высокие гости вкусили хлеб-соль и чак-чак.

Состоявшийся после катания на первом татарском джипе митинг прошел торжественно и организованно. Никто не наседал на премьера с жалобами, никто не кричал Чубайсу: "Деньги давай!", как это было недавно за закладке атомной подлодки в Северодвинске. И вообще за время пребывания главы президентской администрации в Татарии (два дня) складывалось устойчивое впечатление, что эта республика является зоной, свободной от нелюбви к Чубайсу.

Зона, свободная от нелюбви Чубайсу?

Глава президентской администрации прибыл в Казань на день раньше премьера. Как говорят, инициатором этой встречи был Ментимер Шаймиев, который, судя по всему, после недавних успешных дискуссий в Москве о судьбе КАМАЗа, увидел в Чубайсе достойного и эффективного партнера по переговорам. Шаймиев даже высказался в том смысле, что всегда верил своего нынешнего гостя. Президент Татарстана напомнил журналистам, что даже когда Анатолий Борисович ушел из правительства, он (Ментимер Шаймиев) в одном из своих интервью сказал: "Это человек растущий, он обязательно вернется, и мои слова сбылись. Я считаю, что России нужны люди молодые, компетентные, понимающие глубоко рыночные условия, которые не всегда во всем нам сегодня понятны".

Таким образом глава Татарстана не только выразил редкое сегодня приятие Чубайса, но и собственную веру в рыночные отношения и молодых реформаторов, даже если что-то в них иногда и бывает непонятным. Оно и понятно: российский потребитель, в отличие от руководящих мужей нашей страны, ищет качественный и безопасный транспорт, а не старается разгрузить склады отечественных автомобильных предприятий. Вот и выбирают простые люди фирму Токидоки и аналогичные компании, поставляющие бывшую в употреблении технику из Японии, Кореи, а также с европейского направления - Германии, Франции, стран Скандинавии. Любой водитель знает: "бэушка"  из той же Японии гораздо качественнее, нежели новёхонький "Автоваз". Как так? А вот так...

Сам же Чубайс, в свою очередь, заявил, что давно хотел побывать в Казани, где прежде он не был и пообщаться с одним из авторитетнейших лидеров, чье мнение лично для него значит очень много. К тому же важно наметить хоть какие-то шаги, чтобы отечественная автомобильная продукция была выгоднее, нежели чем все эти Токидоки и прочие Мереседес-центры в столице. Получится? Кто знает...

Еще в 1990-е назад Татарстан был правофланговым парада суверенитетов, который устроили Кремлю наиболее сильные субъекты федерации. К могучему, как тогда казалось, националистическому движению прибавлялось "движение денег", вернее отсутствие их движения в сторону федеральной казны. Был период, когда Татарстан объявил байкот бюджету и не перечислял налогов в центр. Казалось, еще немного и республика потребует отделения и полной независимости.

Но со временем Шаймиеву удалось найти и создать такую компромиссную конструкцию отношений с федеральными властями, которая с большими или меньшими потерями восстановила бюджетные связи Казани и Москвы. Сепаратистские настроения, угроза отделения - все о осталось в прошлом и если и существуют в республике такие настроения, то они не являются фактом политической жизни.

Москва без сомнения видит в этом заслугу Шаймиева и, вероятно, Чубайс, занятый сегодня проблемами государственного строительства, приехал в республику не столько для перерезания красной ленточки на ЕлАЗе, сколько для консультаций с признанным и опытным мастером компромисса. Традиционные "поездки по объектам", без которых почему-то не обходятся подобные визиты, скорее всего, только отвлекали от этих консультаций. Хотя, с другой стороны, Чубайсу было наверное приятно не встречать даже у действительно случайных прохожих и магазинных собеседников направленную в свой адрес агрессию или обвинения в обмане народа с помощью ваучеров.

Кстати о ваучерах. В крупном торговом доме "Образование", куда Шаймеив завез Чубайса, речь зашла об акциях и дивидендах. Шаймиев сообщил Чубайсу, что он свой ваучер вложил именно в эту компанию, глава "Образования" тут же предложил высокопоставленному акционеру посмотреть, сколько ему полагается дивидендов. Порывшись в компьютере, предприниматель сообщил, что Ментимер Шарипович может хоть сейчас получить свои дивиденды, все 14 тысяч рублей.

Чубайс также неожиданно выслушал немало горячих слов благодарности лично в свой адрес от жильцов посещенной им новостройки, где получают квартиры обитатели старых ветхих домов. Следует сказать, что в республике существует специальная программа "Ветхое жилье", которая достаточно успешно реализуется, так как имеет финансовую базу. В республике есть специальный налог, поступления от которого идут на строительство домов по этой программе.

Почему жительницы новых квартир благодарили именно Чубайса, сказать трудно, может быть от общей радости жизни. После обмена положительными эмоциями, глава президентской администрации углубился в одну из конкретных квартир, а оставшийся у подъезда некто сказал счастливым новоселкам - а это были в основном женщины - : все, можете идти.

От зерна к "блейзеру".

От елабужских властей мы узнали, что прежде город был одним их купеческих центров России и, как говорят, здешний купец Стахеев, владеющий собственным торговым флотом, снабжал отсюда зерном едва ли не всю империю. Здешние рыбы осетровых пород достигали в весе нескольких сот килограмм и в специальных колодах поставлялись к императорскому столу. Так, по крайней мере, говорят нынешние отцы города. Город также знаменит кавалерист-девицей Дуровой, чей конный скульптурный портрет украшает одну из площадей, живописцем Шишкиным, древней крепостью, именуемой почему-то Чертовой.

Новое время принесло Елабуге новые объекты гордости. Чуть больше 10 лет назад здесь начали возводить гигант советского тракторостроения. Планировалось, что новый завод будет производить 150 тысяч тракторов в год и, естественно станет гордостью города, республики и страны.

Этим планам, как и большинству других прожектов плановой экономики не суждено было сбыться. Когда большая часть завода была уже построена, выяснилось, что нам не требуется такое количество тракторов, что те, что уже производятся на других заводах, не находят сбыта. Тогда наступил первый перелом в судьбе индустриального гиганта. На несостоявшемся тракторном заводе было решено собирать легковые автомобили.

Теоретически новая идея вписывалась в "старый" завод довольно легко. Так как его строили, не зная еще, какой именно трактор предстоит выпускать ( во всем мире порядок работ несколько иной: сначала модель, а потом под нее - производственные мощности), то строили просто заводские коробки. Очень много коробок на территории около 1000 гектаров.

По плану "первого перелома" в Елабуге намеревались собирать народный автомобиль "Оку" числом до 900 тысяч штук в год. С тех пор тракторный завод именуется автозаводом ЕлАЗ. Признает ли народ "Оку" своей, нужен ли народу такой автомобиль, вмещающий только часть семьи, никто особенно не задумывался. Просто была поставлена очередная задача, которая оказалось невыполненной. Может быть, к счастью, потому что к концу 80-х пришла идея собирать в Елабуге иностранный автомобиль итальянского происхождения.

Президент Горбачев с помпой подписал соответствующие протоколы о намерениях, которым не суждено было сбыться. В связи с распадом страны вопрос о сборке иностранных автомобилей отпал. Но возникла новая идея - собрать страну на основе завода. Четвертый крутой перелом в судьбе ЕлАЗа связан с идеей межгосударственного консорциума стран СНГ по выпуску легковых автомобилей. Как повелось, подписали на высоком уровне необходимые документы. Была даже создана компания "ЕлАЗинвест". Но до автомобилей так и не дошло - никто из государств - членов консорциума денег не внес.

Переломы поменьше связаны с попытками собирать сельхозмашины. ЕлАЗ даже собрал за год двадцать свеклоуборочных комбайнов французского происхождения. Говорят, производительность и прочие характеристики - сказочные. Их даже показывали Чубайсу и Черномырдину. Одна проблема: цена французско-елабужского агрегата больше миллиарда рублей. Пока завод не завален, скажем так, заявками на эти комбайны.

И наконец, предмет сегодняшней радости - шевроле "Блейзер" бразильского происхождения, с которым связаны надежды на возрождение ЕлАЗа и автомобильной индустрии в целом. Проект стоимостью 460 миллионов долларов финансируется компанией "Дженерал Моторс" (25%), остальное пополам Россия и Татарстан. Под этот проект ЕлАЗ получил ряд внешнеторговых льгот, связанных с ввозом "полуфабрикатов" и вывозом татарской нефти. Потом часть льгот была отменена, но часть осталась.

Что из себя представляет новый автомобиль елабужской сборки? Внешне очень напоминает джип, но имеет привод только на здание колеса. Габариты автомобиля тоже джиповские, но двигатель всего 2,2 тыс. кубиков, что нехарактерно для джипов, особенно американских. Никаких электростеклоподъемников или электроприводов зеркал, никакого кондиционера и прочих современных удобств, ручная коробка передач. Машина более чем упрощенная. На ЕлАЗе говорят, что умышленно пошли по этому пути, чтобы машина оказалась недорогой.

Недорогая машина стоить будет, по предварительным данным, тысяч 25 американских рублей, что не позволяет отнести его ни к дешевым, ни, тем более, к народным. На вопрос о том, как оценивается рынок этой модели, представитель департамента информации ЕлАЗа сказал, что маркетингом занимались партнеры и они говорят, что можно будет выпускать до 50 тысяч "Блейзеров" в год.

Интересно, на какой статистике основывались партнеры? При нынешней средней зарплате в России покупателю потребуется более ста полных месячных заработков, чтобы купить "Блейзер". Большое количество иномарок в городах тоже не должно сеять иллюзий. Те, кто может заплатить 25 тысяч долларов, скорее всего купят именно иномарку, а не бразильский блейзер елабужской сборки.

Кстати о сборке. То, что происходит на площадке размером 50х50 метров (пока это все, что представляет из себя корпорация "ЕлАЗ-GM") можно назвать как угодно: подсборка, предторговая подготовка, но никак не сборка. Машина поступает на завод уже на ходу. Сборщикам предстоит произвести несколько операций типа "установка внутрисалонной потолочной лампы", "установка фиксатора коврового покрытия", "установка эмблемы на решетку радиатора". Всего несколько десятков подобный "операций" общей трудоемкостью 4,2 человеко-часа на автомобиль. И на заводе еще обижаются, когда такой вариант сборочного производства называют прямо - беспошлинным импортом. Единственным формальным основанием считать машину елабужской является привинчивание таблички с идентификационным номером. Но будет ли это достаточным аргументом для международных организаций, которые не любят индивидуальных исключений под любым таким предлогом - большой вопрос.

Конечно, красочные плакаты повествуют о планах "локализации производства", то есть доведения стоимости деталей местного производства до 80%. Но, во-первых эти планы уходят за 2003 год, а во-вторых, трудно сказать, что будет представлять из себя "Блейзер", собранный из отечественных комплектующих.

Теоретически не исключено, что отверточное производство в Елабуге действительно со временем преобразит наш авторынок. Но можно также предположить, что бразильский департамент "Дженерал Моторс", импортировав под видом сборки 10000 не самых популярных автомобилей, свернет проект по причине маркетинговых просчетов, например, или еще почему-либо.

Но это только абстрактное предположение, а красная ленточка была перерезана вполне конкретно.

Опубликовано на Порталусе 13 апреля 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама