Рейтинг
Порталус

НУЖЕН ХОЛОДИЛЬНИК НА КОЛЕСАХ. Экономика

Дата публикации: 17 апреля 2015
Автор(ы): В. РОМАНЮК, экономический обозреватель
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1429265749


В. РОМАНЮК, экономический обозреватель, (c)

Улучшить использование рефрижераторного транспорта значит значительно сократить потери продовольствия. Из всех затрат на производство и реализацию плодоовощной продукции наибольшие забирают транспортные расходы - около 40%. В то же время именно на этом этапе в цепи от поля до прилавка происходят самые большие потери. Кому не хотелось бы отведать плодов или ягод что называется "с росинкой"? Но, преодолев подчас тысячи километров - в неприспособленных вагонах, баржах - тихоходах, в открытых кузовах грузовиков под палящим солнцем и дождем, - янтарные гроздья попадают на прилавки магазинов нередко уже подгнившими, краснощекие помидоры - помятыми, а полосатые арбузы - битыми.

Избежать этих потерь помогают холодильники на колесах - автомобильные рефрижераторы и машины с изотермическими кузовами. Но пока специализированным транспортом перевозится лишь незначительная часть продукции. К тому же автотранспортные организации жалуются на слабую инфраструктуру продажи запчастей для таких специальных машин. Видно, не все знают, что все можно заказывать в любую точку страны через сервисы запчастей. В общем парке машин, выпускаемых на предприятиях Минавтопрома, специализированный транспорт занимает лишь немногие доли процента. Так, в нынешнем году в одном из крупнейших автохозяйств страны из 2.160 тысяч всех типов автомобилей авторефрижераторы составят немногим более 4 тысяч штук. В будущем году их производство намечается увеличить всего на 615 штук, главным образом, за счет машин малой грузоподъемности.

По данным Института комплексных транспортных проблем, только большегрузных авторефрижераторов нужно производить не менее 5 тысяч штук в год и малотоннажных - грузоподъемностью 0,5 - 3,5 тонны - 7,4 тысячи штук. Нельзя сказать, чтобы для покрытия реальных потребностей ничего не делалось. Ведутся работы по созданию мощностей на Красноярском и Камском заводах автоприцепов: в Красноярске это будут рефрижераторы грузоподъемностью 11,5 тонны к седельным тягачам КамАЗ, в Тирасполе - холодильники на колесах к трехосным тягачам МАЗ, способные перевозить разом до 22 тонн скоропортящихся продуктов. Два этих предприятия смогут выпускать в общей сложности 3,5 тысячи штук холодильников на колесах, что не покрывает действительных нужд. Особенно велика потребность агропромышленного комплекса в рефрижераторных полуприцепах: по нормам рекомендуется иметь два-три полуприцепа на один седельный тягач, на практике в лучшем случае соотношение один к одному.

Номенклатура необходимых народному хозяйству автомобилей и полуприцепов - рефрижераторов насчитывает семь моделей, включенных в типаж специализированного подвижного состава. Но план их освоения не выполняется практически ни по одной модели. Каков же выход? По мнению многих читателей "Известий", дефицит специализированного грузового автотранспорта может быть устранен за счет переориентации части имеющихся мощностей легкового автомобилестроения, а также предприятий, занятых выпуском мотоциклов, мопедов и других транспортных средств индивидуального пользования. "Наш фабричный поселок Лежнево Ивановской области, имеющий население около десяти тысяч человек, буквально "нашпигован" авто - и мототехникой, - пишет читатель И. Барулин. - А вот, к примеру, машин на уборке пищевых отходов нет ни одной. Так нельзя ли сократить выпуск этих "мотоигрушек", а производить то, что полезнее будет для народного хозяйства".

Что ж, в этом есть резон! Громадные убытки несет народное хозяйство оттого, что заготовители, торговля, потребкооперация вынуждены использовать для транспортировки скоропортящихся продуктов неприспособленные машины. И нехватка специализированного транспорта для различных сфер народного хозяйства, особенно для аграрно- промышленного комплекса, становится все более ощутимой. Для реализации программы "поле - прилавок" требуется мощный парк холодильников на колесах. И Продовольственной программой предусмотрено поставить за десятилетие для отраслей агропромышленного комплекса десятки тысяч автомобилей-рефрижераторов, рефрижераторных железнодорожных вагонов.

Имеющиеся в Минавтопроме мощности позволяют уже сегодня значительно больше выпускать авторефрижераторов. Однако, заявляют в Минавтопроме, одновременно должны нарастить выпуск холодильных установок предприятия Минхиммаша. У тех свои проблемы: недостаточно поставляет двигателей Минэлектротехпром; кроме того, химики не освоили необходимые теплоизоляционные материалы. А в итоге, как сообщили в "Союзкомпрессормаше", заметного роста по холодильным агрегатам пока не предвидится.

 

Рефрижератор на колесах

На фото: Рефрижератор на колесах

 

Один из вариантов решения проблемы предлагает заведующий кафедрой холодильных машин института ВЗИПП В. Шавра: использовать транспорт, охлаждаемый сжиженными газами, в первую очередь азотом. Надо сказать, такие работы в нашей стране проводились и даже выпущена опытная партия таких машин в Ереване - она использовалась для обслуживания Олимпиады- 80. Но дальше опытной партии дело пока не пошло. К тому же для заправки авторефрижераторов азотом по пути следования нужна сеть станций: какое-то ведомство должно взять на себя их создание и эксплуатацию. Кстати, в ряде европейских стран уже существует весьма разветвленная сеть таких станций.

- По структуре перевозок мы должны иметь на конец пятилетки около десяти тысяч авторефрижераторов, - рассказывает заместитель министра плодоовощного хозяйства П. Волков. - На сегодня имеем всего 3,1 тысячи штук. И заявки наши на холодильный транспорт удовлетворяются плохо. А ведь в отрасли создано 162 новых специализированных овощеводческих совхоза, у нас 8 тысяч магазинов, объем перевозок достиг 12,1 миллиона тонн в год. Для рационализации перевозок плодов и овощей по маршруту "поле - прилавок" требуется создать сеть из двадцати с лишним специализированных автопредприятий. Однако холодильный транспорт выделяется не на рост, а лишь на восполнение списанного парка.

Чтобы избежать больших потерь, многие хозяйства вынуждены отправлять в промышленные центры плоды и овощи в недозревшем виде. Вот и появляются на прилавках зеленые помидоры и арбузы, увядшие персики. Между тем в авторефрижераторе даже красные помидоры прекрасно сохраняются до шести суток, розовые - десять, а бурые - даже пятнадцать. Спелые персики сохраняют свежесть в холодильном транспорте четверо суток. Но вывозить их, допустим, из Армении, где в нынешнем году был хороший урожай, пришлось недозревшими, поскольку для доставки в центральную часть страны 10 тысяч тонн спелых персиков потребовалось бы около 830 авторефрижераторов.

Те же проблемы - у кооператоров. В нынешнем году из заявленных 818 авторефрижераторов всех типов выделено всего 140 штук. Да и на местных перевозках затруднена доставка скоропортящихся продуктов, поскольку ни одна из 20 тысяч автолавок не оснащена холодильными шкафами.

Имей мы хотя бы два холодильника на колесах, - включается в разговор директор Мичуринского экспериментального консервного завода Роспотребсоюза А. Сальников, - сырьевые проблемы решили бы мигом. Обычным транспортом не вывезешь из глубинки ягоды, сливы, клюкву. Другое дело - рефрижератор. Его можно послать и в другие области, где удался урожай.

Но дело не только в количестве. Много сбоев в организации транспортного конвейера, которые снижают эффективность использования холодильников на колесах. Например, Узбекистан отгружает значительное количество овощей, бахчевых культур, фруктов и винограда в общесоюзный фонд, однако места погрузки этой продукции недостаточно оборудованы подъездными площадками с навесами, хранилищами с искусственным охлаждением. Все это приводит к порче части продукции, снижению ее товарных качеств.

Пока практически не решена проблема ремонта холодильников на колесах. Единственный ремонтный завод имеется в системе Минавтотранса, но он рассчитан всего на 150 ремонтов в год, а потребность в шесть раз больше. Транспортники отрасли плодоовощного хозяйства создали у себя на автобазе Краснодарского плодоовощхоза ремонтный цех. Однако сегодня нужна система централизованного агрегатированного ремонта. Мало выпускается запасных частей, авторефрижераторы часто простаивают из-за отсутствия аккумуляторов. Холодильник на колесах - это сложный, чувствительный к внешним воздействиям агрегат, он требует тщательного ухода и обслуживания. Между тем нередки факты, когда его загружают обратным рейсом досками, кирпичом и другими материалами. Автомобилисты объясняют это явление дороговизной рефрижераторного парка, стремлением повысить его рентабельность. Но не лучше ли вместо этого поднять тарифы - повысить стоимость перевозок рефрижераторным транспортом, имея в виду конечную его эффективность в народном хозяйстве, составляющую, по данным института ИКТП, около десяти рублей на тонне продукции, чем использовать холодильники на колесах не по назначению?

Практика свидетельствует об их высокой эффективности, и не только при доставке нежных плодов в северные города, но и томатов, яблок, раннего картофеля. В нынешнем году сводные колонны транспортников Кубани, Кавказа вывезли из "овощных" районом нашей страны 18 тысяч тонн раннего картофеля. За счет ускорения доставки было сохранено около 2 тысяч тонн, что равнозначно высвобождению двухсот гектаров посевов. Экономически выгодно везти на расстояние до двух тысяч километров персики, сливу, черешню. В Западной Европе, например, на долю авторефрижераторов ложится значительная доля перевозок: плоды из Греции и Италии отгружаются в Скандинавские страны. Но нужны большегрузные авторефрижераторы.

Значительная доля перевозок овощей и фруктов приходится на рефрижераторные поезда, секции, вагоны-"ледники". А как они используются в нынешнюю страду? Прямо скажем, не лучшим образом. Тревожное письмо прислали в редакцию члены рефрижераторных бригад Московской,  Свердловской, Приволжской, Южно-Уральской и Прибалтийской железных дорог. Более месяца они ожидали массовой отгрузки винограда на станции Халач Азербайджанской железной дороги. В письме приводятся факты простоев рефрижераторных секций, в то время как во многих районах гибнет скоропортящийся груз. К примеру, сотни секций находились с середины марта в южных республиках в ожидании ранней капусты и ранних овощей, а погрузка началась только во второй половине мая. "Даже секции, прибывающие в адреса московских холодильников с мороженым мясом и мясопродуктами, - пишут они, - ожидают выгрузки от двух суток до полутора месяцев. А сколько таких станций и холодильников по стране!".

- Структура парка железнодорожных рефрижераторов нас не устраивает, - говорит заместитель начальника транспортного отдела Минторга Л. Дорохин. - Преобладают групповые рефрижераторные составы, которые не так-то просто загрузить в глубинке, и только незначительная часть - автономные рефрижераторные и одиночные изотермические вагоны. А они-то как раз и маневренней: быстро загружаются и не требуют накопления большой массы продукции. Единичные вагоны, прицепленные к пассажирским составам, значительно быстрей доставляют продукцию потребителям, чем рефрижераторные составы, идущие чаще всего с черепашьей скоростью по ступенчатому маршруту. Но выпускается их мало, поэтому для нас целая проблема - отправить, скажем, вагон дрожжей в глубинку.

По расчетам специалистов, рефрижераторные поезда и секции в общем парке не должны превышать 20 процентов, основную ставку следует делать на автономные рефрижераторные вагоны и "ледники". Но на сегодня пока обратное соотношение. Совсем не организовано в стране производство рефрижераторных 20-тонных контейнеров, а они также нужны. Выделена для этих целей линия на Алтайском вагоностроительном заводе, но она не обеспечит, конечно, реальных потребностей. Мало изготовляется и обычных контейнеров. Поэтому и арбузы, и среднеазиатские дыни приходится везти навалом, заведомо идя на большие потери в пути.

Эффективность использования рефрижераторного парка существенно возрастет, если будет обеспечена его загрузка только доброкачественными, предварительно охлажденными плодоовоща-ми. Значит, должна быть развита сеть крытых складов, оснащенных станциями предварительного охлаждения, на пристанях и причалах, прирельсовых путях заготовительных баз. Пока остается разорванной холодильная цепочка в городской торговле: для обеспечения населения свежезамороженной продукцией требуются машины с изотермическими кузовами малой грузоподъемности, автофургоны для доставки школьных завтраков в сельские школы, дошкольные учреждения.

Нужны также современные молоковозы, другие специализированные машины. К примеру, потребности Минмясомолпрома в молочных цистернах удовлетворяются на уровне 70 процентов. Медленно осваивается производство большегрузных полуприцепов с цистернами емкостью 11,5 тысячи литров на предприятиях Минлегпищемаша. Из-за этого не удается организовать в требуемых объемах перевозку обрата и сыворотки.

Такова ситуация с холодильным транспортом. Таким образом, организация производства холодильного транспорта всех типов становится важной составной частью Продовольственной программы. Право, зачастую просто незаменим авторефрижератор, который может грузиться прямо в поле - без лишних перевалок, не требует накопления большой массы плодов, длительное время сохраняет вкусовые качества продукта. Наладить их массовое производство - значит полней обеспечить население страны сочными и ароматными дарами садов и полей.

Опубликовано на Порталусе 17 апреля 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): запчасти



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама