Рейтинг
Порталус

У ИСТОКОВ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ

Дата публикации: 15 января 2017
Автор(ы): А. Д. Фадеев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1484500134


А. Д. Фадеев, (c)

В статье "Воплощение мечты", посвященной окончанию строительства Волжской ГЭС имени В. И. Ленина, Г. М. Кржижановский писал: "Мне, как уроженцу Самары, пуск новой электростанции особенно дорог. С ее историей у меня были связаны первые надежды, первые мечты о покорении Волги там, где в нее сбрасывает свои воды р. Уса. Еще в молодые годы, плавая в этих местах, я вынашивал идею о строительстве мощной гидроэлектростанции. Эта идея была признана затем весьма интересной даже видными зарубежными инженерами. Но могла ли она быть осуществлена в условиях царской России, где сдерживалось все новое, передовое? Только Великий Октябрь дал простор развитию производительных сил страны, позволил претворить в жизнь мечты, которые казались несбыточными" 1 . Воспоминания современников, архивные документы и другие источники позволяют подробнее раскрыть содержание этих строк, написанных ближайшим соратником В. И. Ленина, одним из создателей плана ГОЭЛРО.

Г. М. Кржижановский с юных лет мечтал заставить великую русскую реку Волгу служить народу. Еще в 1910 г. он выдвинул проект строительства крупной гидроэлектростанции в районе Самарской Луки, у Жигулей. В нем предлагалось прорыть канал у с. Переволоки, где Волга и ее приток р. Уса отделяются друг от друга 3-километровым водоразделом. 6-метровый перепад между уровнями Усы и Волги должен был обеспечить источник энергии будущей гидроэлектростанции. В 1913 г. состоялось заседание Самарского отделения Русского технического общества, на котором обсуждался проект строительства гидроэлектростанции в Жигулях. Однако управляющий имениями Орлова-Давыдова, расположенными в тех местах, заявил, что граф не разрешает использовать свои земли для "сумасбродных" проектов. А местный епископ Симеон писал жившему в Италии графу: "На Ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием восстановить божий мир в Жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии" 2 .

Надежд на то, чтобы заинтересовать идеей строительства электростанции правительственные учреждения или хотя бы воротил большого "бизнеса", тоже не было. И все же Глеб Максимилианович не расставался с мыслью о постройке гидроэлектростанции в Жигулях. Он даже рискнул однажды обратиться к зарубежным предпринимателям. Ведь получение дешевой электроэнергии способствовало бы развитию экономики родного края. В ноябре 1915 г. Кржижановский писал своему однокашнику и другу В. А. Ильину о хлопотах относительно строительства гидроэлектростанции: "Под большим секретом сообщаю тебе следующее: мне удалось войти в контакт с группой капиталистов, имеющих в своем распоряжении до 20 больших гидравлических станций в Италии и других странах. Я заинтересовал их "нашим" предприятием на Волге. Надо ковать железо, пока горячо. Они пробудут в России только десять дней. Пришли мне неотлагательно сведения, которые тебе удастся только собрать относительно существующей и предполагаемой промышленности в Самаре и на протяжении 100 верст около Самары... Кое-какие сведения относительно мощности Волги я уже имею... А на этом деле мы бы с тобой поработали и оказали бы услугу всему краю" 3 . В. А. Ильин выполнил эту прось-


1 "Правда", 10. VIII. 1958.

2 Партархив Куйбышевского обкома КПСС (ПАКО), ф. 8121, оп. 1, д. 769, л. 1 (фотокопия документа).

3 Там же, д. 473, лл. 19 - 20.

стр. 205


бу. Сохранились фотокопии писем и телеграмм, посланных им Г. М. Кржижановскому, с необходимыми данными 4 . Однако иностранные капиталисты также не решились на осуществление проекта.

Только после Великой Октябрьской социалистической революции в районе Самарской Луки начались работы по изысканию возможностей строительства гидроэлектростанции. Большое внимание проблеме энергетического использования Волги уделял В. И. Ленин. "Еще в грозные послеоктябрьские 1919 - 1920 годы, в преддверии великих работ по плану ГОЭЛРО, - вспоминал Г. М. Кржижановский, - Ленин думал о предстоящих работах на русских реках" 5 . В 1919 г. по его указанию Г. М. Кржижановский провел изыскательские работы на Самарской Луке для выбора места строительства гидроэлектростанции. В беседе с начальником Куйбышевгидростроя И. В Комзиным Глеб Максимилианович вспоминал: "Вот в девятнадцатом году на том месте, где вы сидите сейчас, сидел у меня... Владимир Ильич Ленин. Зашел ко мне он сказать, что вот, мол вам, Глеб Максимилианович, охранная грамота и восемь красноармейцев, поезжайте в Самару, походите там по Самарской Луке, посмотрите как следует, где можно построить гидроэлектростанцию. В ту пору у нас имелись, надо сказать, материалы изысканий, проведенных инженером Лукьяновым, и я отправился своими глазами осмотреть район предполагаемого строительства. На трех лошадях верхом отправились мы из Самары по берегу Волги, вдоль по Луке. Трудная была, но интересная миссия! По приезде я сделал доклад на Совнаркоме" 6 .

Для проведения исследовательских работ в Самаре при губсовнархозе была создана специальная группа, в которую вошли инженеры А. В. и К. В. Богоявленские, М. И. Гаврилов, А. Ф. Ленников, Е. В. Лукьянов. Самарские партийные и советские организации оказывали систематическую помощь этой группе, вскоре получившей официальное название "Комиссия по электрификации р. Волги в районе Самарской Луки". Член комиссии Е. В. Лукьянов вспоминал: "Председатель губсовнархоза Г. С. Соколов, сам волжанин, уроженец Сызрани... понял нашу идею, благожелательно отнесся к организации комиссии и обещал содействие, вплоть до оказания губсовнархозом посильной финансовой помощи... Эту помощь в размере 73 тыс. руб. комиссия вскоре получила" 7 . За короткий срок комиссия провела большую исследовательскую работу: были обработаны данные о скорости течения и расходе воды в Волге за 40 лет, собрано много карт и планов Самарской Луки, изучены особешости ее геологического строения и т. д. Г. М. Кржижановский, являвшийся тогда председателем Главэлектро, постоянно интересовался работой комиссии и был в курсе проводимых ею исследований.

8 июля 1919 г. общее собрание секции сильных токов Центрального электротехнического совета (ЦЭС) ВСНХ заслушало сообщение комиссии в составе Г. М. Кржижановского, Г. О. Графтио, К. С. Мышенкова и представителя Самарского совнархоза о результатах изысканий в Жигулях. Собрание признало, что исследования самарской комиссии представляют значительный государственный интерес 8 . В постановлении секции подчеркивалась необходимость государственных ассигнований для дальнейших изысканий в Жигулях. Учитывая решения ЦЭС. президиум Самарского губсовнархоза 12 декабря 1919 г. утвердил смету комиссии в сумме 763 559 рублей 9 . После окончания предварительных исследований в Самаре состоялось расширенное совещание специалистов, на котором были обсуждены три варианта использования гидроэнергетических ресурсов Волги. Первый вариант предусматривал строительство гидроэлектростанции у с. Переволоки. В основе второго лежала идея возведения плотины на Волге, у Жигулевских ворот. Третий предполагал сооружение плотин в обоих пунктах. Наиболее выгодным был признан третий вариант, не только обеспечивавший дешевой электроэнергией район Средней Волги, но и позволявший благодаря использованию русла Усы в качестве судоходного канала сократить путь для водного транспорта на 125 верст 10 .


4 Там же.

5 "Гидростроитель" (орган парт, и проф. организаций Куйбышевгидростроя), 15. X. 1957.

6 И. Комзин. Это и есть счастье. М. 1959, стр. 230.

7 "Первые годы строительства в СССР". Сборник статей и воспоминаний. М. 1968, стр. 162.

8 "Труды" ГОЭЛРО. Материалы по электрификации отдельных районов. М. 1964, стр. 108.

9 Государственный архив Куйбышевской области, ф. 24, оп. 3, д. 3, л. 78.

10 "Первые годы строительства в СССР". стр. 174 - 175.

стр. 206


Материалы изысканий в районе Самарской Луки были направлены в ЦЭС и использованы при разработке плана ГОЭЛРО. Так, в материалах ГОЭЛРО по волжскому району имеется записка "Использование водной энергии реки Волги в пределах Самарской Луки, включающая данные, представленные самарской комиссией". В 1920 г. в Самару по поручению Г. М. Кржижановского ездил представитель ГОЭЛРО для подробного ознакомления на месте с материалами изысканий. Однако Комиссия ГОЭЛРО, тщательно взвесив имевшиеся тогда экономические и технические возможности, отклонила предложение о немедленном строительстве гидроэлектростанции отметив, что "использование Луки с технической стороны представляется возможным; - однако это использование связано с такими колоссальными затратами труда и средств, которые с точки зрения экономической целесообразности заставляют считать эти проекты не подлежащими осуществлению" 11 .

Почему же Г. М. Кржижановский, выдвинув идею и проект электрификации Волги еще в начале века, не отстаивал их, возглавляя Комиссию ГОЭЛРО? Это можно объяснить только тяжелым экономическим положением страны. Нельзя забывать, что народное хозяйство молодой Советской республики в то время было почти полностью разорено в результате гражданской войны и интервенции. В этих условиях вложение огромных средств и сил в строительство энергетического гиганта было нереальным делом. Глеб Максимилианович говорил в докладе на VIII Всероссийском съезде Советов: "Считаю необходимым предостеречь от того ошибочного взгляда, который существует по отношению к водным силам... Обыкновенно думают, что это как бы даровая энергия. На самом же деле большие гидроэлектрические станции при своем сооружении представляют большие трудности, требуют вложения большого количества материальных ценностей и трудовых единиц. Приступать к их сооружению поэтому следует с большой осторожностью, тщательно взвешивая каждый раз условия местa и времени. Правда, раз такая станция сооружена, уход за ней сравнительно прост и роль ее в народном хозяйстве будет огромна. Но на ближайшее время, ввиду скудости наших средств и малой практики в нашем прошлом, по такого рода работам мы должны быть особо осторожны..." 12 .

Изыскания и разработка проблемы строительства гидроузла на Волге все же не прекращались. При Средневолжском крайкоме партии в 1927 г. была создана комиссия по составлению генерального плана электрификации края, в которую вошли представители крайплана и Средволэнерго 13 . Вопрос о строительстве гидроэлектростанции в Жигулях рассматривался вновь в августе 1927 г. на заседании Самарской губернской плановой комиссии. Комиссия решила продолжать исследовательские работы и после систематизации накопленного материала отправить его на заключение в Госплан. В 1929 г. вместо "Комиссии по электрификации р. Волги в районе Самарской Луки", работавшей на общественных началах, было создано специальное бюро "Волгострой", сначала под руководством К. В. Богоявленского, а затем А. В. Чаплыгина. В докладе Средневолжского крайкома в Политбюро ЦК ВКП(б) 16 декабря 1929 г. говорилось о необходимости использования гидроэнергетических ресурсов Волги: "Эта проблема должна стать проблемой общесоюзной..." 14 . О том же упоминалось в письме крайкома Г. К. Орджоникидзе 15 .

Важным моментом в работе "Волгостроя" стало решение ЦК ВКПб) от 15 февраля 1930 г., обязывавшее Госплан "не позднее чем в двухлетний срок (к 1 апреля 1932 г.) разработать проблему Волгостроя как с точки зрения энергетической, так и ирригационной" 16 . На основании этого решения были развернуты большие изыскательские работы общей стоимостью около 6 млн. рублей. В докладной записке от 18 октября 1931 г. А. В. Чаплыгин писал в Средневолжский крайком ВКП(б) что "произведенные исследовательские и проектные работы устанавливают характеристику проблем Волгостроя... В 1932 году предполагается провести основные работы по техническому проекту, с тем чтобы на основе их развернуть в 1933 году первые строительные работы" 17 . Проект бюро, носивший название "Большая Волга", пре-


11 "План ГОЭЛРО". М. 1955, стр. 491.

12 Г. М. Кржижановский. Избранное. М. 1957, стр. 207.

13 ПАКО, ф. 1141, оп. 20, д. 66 в, л. 51.

14 Там же, д 6 а, лл. 33 - 35.

15 Там же, оп. 2, д. 472, л. 133.

16 Цит. по: И. В. Комзин, Е. В. Лукъянов. Волжская ГЭС им. В. И. Ленина. Куйбышев. 1960, стр. 24.

17 ПАКО, ф. 1141, оп. 20, д. 543, л. 5.

стр. 207


дусматривал комплексное использование перепада волжских вод для получения электроэнергии и орошения засушливых земель Заволжья. Предполагалось построить на Волге не один, а несколько мощных гидроузлов.

Проект Волгостроя был обсужден в ноябре 1933 г. на годичной сессии АН СССР и получил одобрение. В докладе на сессии Г. М. Кржижановский сказал: "Если бы нам немногие годы назад стали докладывать о перспективах расходования 15 - 20 млрд. рублей и стали бы говорить о таких станциях, как Самарская и Камышинская, о транспортных заданиях, при которых мы предполагаем весь поток Волги превратить в магистраль глубиною свыше 4 м, о перспективах сверхмощной волжской энергетики, то ему, вероятно, сказали бы: "славны бубны за горами - все это мечтания". Но я надеюсь, что в результате серьезной научной расценки этого вопроса вы увидите, что это не сказка, а быль..." 18 . Практически осуществление проекта началось с постройкой Иваньковской плотины в верхнем течении реки. Эта гидроэлектростанция, входившая в систему канала Москва-Волга, была закончена в 1937 году. Вслед за ней началось сооружение Угличской плотины и Рыбинского гидроузла. 10 августа 1937 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции в районе Самарской Луки: Великая Отечественная война задержала претворение этого грандиозного проекта в жиэнь. Но в четвертой пятилетке началось строительство Волго-Камской системы, в 1948 г. было положено начало созданию Камской ГЭС (севернее Перми), а 21 августа 1950 г. опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве Куйбышевской ГЭС. В последующее время были приняты решения о сооружении Волгоградской, Горьковской, Воткинсксй, Чебоксарской, Балаковской и других ГЭС в бассейне Волги.

Сооружение гидроэлектростанций Волжского каскада явилось подлинно всенародным делом. На выполнение этой грандиозной задачи Коммунистическая партия мобилизовала усилия многотысячных масс трудящихся. В сооружении только одной Куйбышевской ГЭС приняли участие более 1 тыс. промышленных предприятий страны. В результате героического труда советского народа, руководимого Коммунистической партией, на Волге теперь действует каскад ГЭС общей мощностью около 10 млн. квт. Самая молодая из них, Балаковская, дала энергию в 1967 году. Волжская ГЭС имени В. И. Ленина вырабатывает электроэнергии почти в 6 раз больше, чем все электростанции царской России. На базе дешевой волжской энергии в Жигулях создан и развивается Тольяттинский промышленный район. Здесь действуют такие крупнейшие предприятия, как заводы синтетического каучука и цементного оборудования, азотнотуковый комбинат, автомобильный завод. Благодаря усилиям советского народа, энергии Коммунистической партии идеи В. И. Ленина об электрификации страны стали реальностью сегодняшнего дня.


18 "Проблемы Волго-Каспия". Т. I. M. 1934, стр. 17.

Опубликовано на Порталусе 15 января 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама