Рейтинг
Порталус

ПРЕДТЕЧА РУССКОГО ДИРИЖАБЛЯ

Дата публикации: 25 мая 2017
Автор(ы): Н. Н. Семенкевич
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1495708053


Н. Н. Семенкевич, (c)

Факт строительства в России военного дирижабля, предназначавшегося для поражения наполеоновской армии сбрасываемыми с воздуха разрывными снарядами, представлял "непроницаемую тайну" лишь в течение первых месяцев работы по его созданию. Московский градоначальник граф Ф. В. Ростопчин объявил 22 августа 1812 г. городскому населению в специальных афишах, что ему поручено "сделать большой шар, на котором пятьдесят человек полетят куда захотят, и по ветру и против ветра; а что от него будет, узнаете и порадуетесь. Если погода будет хороша, то завтра или послезавтра ко мне будет маленький шар для пробы. Я вам заявляю, чтоб вы, увидя его, не подумали, что это от злодея (Наполеона. - Н. С.), а он сделан к его вреду и погибели"1 .

Мысль о строительстве дирижабля была высказана в письме от 22 марта 1812 г. Александру I русским посланником в Вюртемберге Д. М. Алопеусом. "Ныне сделано открытие, - писал дипломат, - столь великой важности, что оно необходимо должно иметь выгоднейшие последствия для тех, которые впервые оным воспользуются... Открытие сие состоит в управлении аэростатического шара, в конструкции воздушного корабля, который вмещать будет в себя нужное число людей и снарядов для взорвания всех крепостей, для остановки или истребления величайших армий". Далее в письме отмечалось, что открытие это сделал "господин Леппих, родом немец и служивший в британских войсках до капитанского чина, прилежал всегда к механическим искусствам". Возвратившись из Англии в Германию, он поселился в Штутгарте, где показал свои опыты вюртембергскому королю, который дал "ему все пособия для сооружения корабля его в большом виде". Стремясь содействовать борьбе России с армией Наполеона и опасаясь, что "французская миссия ожидает токмо того времени, когда работа будет приходить к окончанию, дабы ее осмотреть и захватить", Ф. Леппих предложил Д. М. Алопеусу свои услуги и "обещал построить пятьдесят таких воздушных кораблей в течение трех месяцев... Наиудобнейшие к действованиям воздушные корабли могут вмещать в себе 40 человек и поднимать 12000 фунтов". "В числе артиллерийских предметов, - говорилось далее в письме, - коими он хочет снабдить себя, ожидает он особливо большого действия от ящиков, наполненных порохом, которые, брошены будучи сверху, могут разрывом своим, упав на твердые тела, опрокинуть целые эскадроны. Корабли же могут всегда летать в дирекции и вышине, в каких признается оное нужным, останавливаться на якоре и снова возвышаться, пока шар остается наполненным"2 ; 26 апреля 1812 г. председатель Государственного совета граф Н. П. Румянцев написал Алопеусу: "Император весьма доволен, что вы употребили особенную ревность для того, чтобы воспользоваться новым изобретением, которое обещает важные последствия... Чтобы доставить вам способы привесть в исполнение ваше предположение и немедленно отправить в Россию как механика Леппиха, так и его рабочих, которые трудились над постройкой шара,


1 А. А. Родных. История воздухоплавания и летания в России. Кн. 2. СПБ. 1912, стр. 16.

2 "Сборник исторических материалов, извлеченных из архива собственной его императорского величества канцелярий". Вып. I. СПБ. 1876, стр. 92, 93, 96 - 98.

стр. 204


вполовину уже готового, император согласился на все ваши предложения"3 . Это письмо должен был доставить дипломатический чиновник А. А. Шредер, посланный в Штутгарт с деньгами и бланками для паспортов на проезд Леппиху и его рабочим. События, однако, опередили переписку: Шредер встретил Леппиха и его спутников в Луцке. Оказалось, что Наполеон отдал распоряжение о немедленной доставке к нему Леппиха для строительства воздушного корабля. Чтобы предотвратить такой ход событий, вюртембергский король распорядился уничтожить построенное основание каркаса воздушного корабля, а самого строителя удалить из пределов королевства. По просьбе Алопеуса были изготовлены для всей группы рабочих паспорта на чужие имена. Леппих стал курляндским уроженцем, доктором медицины Г. Шмитом. Были изменены и имена следовавших с ним рабочих.

Приехал Леппих в Москву 14 мая 1812 г. в сопровождении присоединившегося к нему в пути по распоряжению властей прапорщика фельдъегерского корпуса Иордана. Последний получил конспиративную фамилию Фейхнера. Московский гражданский губернатор М. А. Обресков разместил приехавших в окрестностях города, в таком месте, которое, позволив им немедленно развернуть в полном объеме свою работу, в тоже время обеспечило сохранение мероприятия "в непроницаемой тайне"4 . Была выбрана уединенная усадьба князя Н. Г. Репнина близ села Воронцова, в 7 верстах от Москвы по Калужской дороге, и выделена воинская охрана. 31 мая прибыли в Москву отставшие от Леппиха в дороге 6 рабочих, общество которых пополнили 2 русских кузнеца и 4 слесаря, доставленные из Петербурга. Этим людям и их семьям объявили, что мастера нанимаются на постройку мельницы в подмосковном имении Обрескова. Судя по донесению Ростопчина царю от 11 июня 1812 г., число рабочих на этом предприятии дошло до 60. Всякое сношение с внешним миром было персоналу категорически воспрещено под предлогом "карантина".

Сумму общих организационных расходов по предприятию Леппих-Шмит определил в 40 тыс. руб., которые и были ему безоговорочно ассигнованы. Помимо того, в течение июня было заказано фабрике Кирьякова 5 тыс. аршин тафты особой выделки для изготовления оболочки шара. Заказ прошел под наименованием "ткани пластырной", по цене 4 руб. за аршин. Для наполнения баллона водородом ("водотворным гасом") было тогда же закуплено на 100 тыс. руб. серной кислоты и листового железа. "Большая машина будет окончена к 15 августа, - доносил 3 июля Ростопчин царю. - Через десять дней он произведет небольшой опыт с крыльями и, так как ограда около места сборки отдельных частей будет готова к тому же времени, то я отправлю туда двух офицеров и 50 солдат для несения там охраны днем и ночью. Я дам Леппиху также артиллерийского офицера, которому будет поручено наполнить два ящика взрывчатым веществом, которые он возьмет с собой. В конце месяца нужно ему дать экипаж из 50 человек, лучше всего взять солдат и хорошего офицера. Они могли бы прежде отправления в армию, поупражняться и выучиться маневрировать крыльями... Нельзя не удивляться деятельности Леппиха: он встает первым и ложится спать последним. Рабочие трудятся по 17 часов в день, их уже более ста человек в его мастерской. Про машину теперь говорят, что это корабль новой конструкции, который будет двигаться под водою, - через шесть недель все увидят, что он движется гораздо выше воды!"5 .

15 июля Воронцово посетил Александр I. Сведений о результатах визита разыскать пока не удалось. Судя же по последовавшему через несколько дней сообщению царя на имя Ростопчина о том, что фельдмаршал М. И. Кутузов уже извещен им о предстоящем прибытии "шара" в действующую армию, можно полагать, что Леппих сумел предъявить императору строившийся воздушный корабль в достаточной степени готовности. 22 августа М. И. Кутузов писал Ростопчину: "Государь император говорил мне об еростате, который тайно готовится близ Москвы. Можно ли будет им воспользоваться? Прошу мне сказать и как его употребить удобнее?"6 . Окончательный срок для подъема своего корабля Леппих назначил на 24 августа. Однако уверенность конструктора в удаче не оправдалась, и через 3 дня он сообщил Ростопчину, что виною сему оказалось низкое качество по-


3 А. А. Родных. Указ. соч., стр. 13 - 14.

4 "Русский архив", 1875, N 9, стр. 45 - 46.

5 Сборник "Отечественная война 1812 г.". Т. XXI. СПБ. 1912, стр. 281.

6 "М. И. Кутузов". М. 1954, стр. 125 - 126.

стр. 205


лученной им для работ стали: "Машина хорошо двигалась вперед, сделав несколько движений крыльями", после чего неожиданно лопнули рессоры (очевидно, отводившие крылья в исходное положение), и испытание на этом прекратилось.

Поскольку армия Наполеона быстро приближалась к Москве, Ростопчин отослал 1 сентября "Шмита" и "Фейхнера" в Петербург для организации там дальнейшего строительства корабля, а всех рабочих с тем имуществом, которое можно было погрузить на выделенные для этой цели 130 пароконных подвод с запасными лошадьми, под военной охраной отправил в Нижний Новгород. Начальником "особого транспорта" был отставной генерал-майор А. А. Чесменский7 . Леппих немедленно развернул прерванные эвакуацией работы в Ораниенбауме. Из следовавшего в Нижний Новгород обоза затребовали в Ораниенбаум баллон и сетки для него. Предпринимателю снова отпустили деньги, на первых порах 5 тыс. руб., а 8 октября министерство финансов добавило еще 11 800 руб. на закупку 200 пудов серной кислоты и 200 пудов железа. 1 ноября адъютант А. А. Аракчеева капитан Тизенгаузен донес ему, что "сегодня после обеда воздушная машина окончена и поставлена на дворе для наполнения", и по поручению Леппиха просил Аракчеева лично осмотреть корабль перед предстоявшим полетом. Аракчеев, однако, не приехал. 6 ноября Леппих писал царю: "Ненастная бурная погода и чрезвычайный холод, равно и недостаток разных нужных приуготовлений во время наполнения баллона оному во вред послужили, и я никак не осмеливаюсь дождаться приезда его сиятельства графа Аракчеева, потому что через потерю времени пропадает столько газа, что я через сие лишусь счастья представить опыт перед лицом вашего императорского величества. Сверх того найдено мною три отверстия вследствие сильного ветра, действовавшего на баллон, который в 15- ти до 16-тиградусном морозе совершенно затвердел, также от транспорта из Москвы до Нижнего Новгорода и оттуда в Санкт-Петербург весьма потерпел, так что во многих местах от проходящего через неприметные отверстия газа слышен запах"8 . Тем не менее автор письма заверял, что все упомянутые неполадки в ближайшее время будут устранены и корабль поднимется в воздух.

18 ноября 1812 г. Леппиху вновь было выдано на продолжение строительства 43 тыс. рублей. Значительную их часть конструктор потратил на оплату кардинальной переделки управляющих аппаратом крыльев, которые он перенес с гондолы на металлический обруч, опоясывавший баллон, возвратившись, таким образом, к первоначальному варианту своей системы. Обследовавший по поручению Аракчеева летом 1813 г. строительство корабля в Ораниенбауме генерал Д. Ф. Вындомский увидел, что шар несколько раз поднимался на высоту до 6 саженей, но перейти в поступательное движение так и не смог. В отличие от всех до того времени положительных оценок строившегося Леппихом воздушного корабля в донесении Вындомского впервые прозвучали иные ноты9 . Но присланные одновременно с Вындомским чиновники ведомства государственного канцлера сообщили мнение, отличное от заключения представителя военного ведомства. На основании этого Румянцев 22 октября 1813 г. писал Аракчееву: "Известный вашему сиятельству иностранец Шмит, занимавшийся своим предприятием с особым прилежанием во все лето, ныне отнесся ко мне с объяснением, что наступающее здесь время суровой зимы не позволит ему продолжать всех опытов, кои необходимо нужны для усовершенствования его открытия, а потому просил меня о позволении все заведение с мастеровыми и запасами перевести в Кенигсберг, а самому отправиться в главную квартиру, дабы непосредственно представить вашему сиятельству полный отчет в том, что до сих пор им сделано и коим образом он намерен впредь распорядить свое предприятие... Долгом считаю присовокупить к сему, что хотя я сам не видал тех опытов, которыми сей механик занимался здесь, да и не смог бы сделать никакого собственного о том заключения, но слышу от многих, что труды его не без успеха, и что сие открытие может быть усовершенствовано впредь с ожидаемою пользою"10 .

Это письмо Леппих сам повез находившемуся в Варшаве адресату. Прибыв 8


7 "Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г.". Сборник документов и материалов. М. 1956, стр. 47.

8 "Сборник исторических материалов, извлеченных из архива собственной его императорского величества канцелярии". Вып. I, стр. 118 - 119.

9 Там же. Вып. II. СПБ. 1889, стр. 434 - 436.

10 А. А. Родных. Указ соч., стр. 52.

стр. 206


ноября на место, Леппих узнал о судьбе своего творения. 30 октября Аракчеев написал Румянцеву: "Государь император, не видя успеха в исполнении опыта, принятого на себя известным г. Шмитом (Леппихом), который и по собственному вызову не прибыл на устрояемом им воздушном шару в Варшаву, повелеть мне соизволил сообщить вашему сиятельству, дабы вы, милостивый государь, адресовали его, под именем Шмита, к управляющему военным министерством, который имеет приказание рассмотреть опыт его в ученом артиллерийском комитете"11 . На письмо Румянцева Аракчеев ответил лишь 25 февраля 1814 г.: "Почтеннейшее письмо вашего сиятельства через механика Леппиха я имел честь получить. Он лично доставил мне оное и, прожив здесь некоторое время, отправился в Вюрцбург"12 . На этом история постройки воздушного корабля обрывается. Дальнейшая судьба его строителя нам не известна, как не сохранилось и сведений о связанном со строительством имуществе, оставшемся в Ораниенбауме и Нижнем Новгороде.

Проектировавшийся в 1812 г. в России управляемый аэростат военного назначения состоял из тех основных частей, которые имели и позднейшие дирижабли: наполненного легким газом (водородом) и заключенного в предохранительную сеть газонепроницаемого баллона, гондолы для экипажа с грузом и двигательной системы. Поскольку конструктор того времени не имел в своем распоряжении парового двигателя, ему и не оставалось ничего иного, как мускульная сила человека, которой он рассчитывал приводить в действие крыльчатые лопасти корабля. Сама по себе эта идея не противоречила здравому смыслу. Напомним, что в 1895 - 1898 гг. изобретатель К. Я. Данилевский в Харькове производил полеты на своем аппарате "миксте", состоявшем из небольшого аэростата и подвешенной к нему кабинки и действовавшем от ножного и ручного приводов с крыльями13 . Правильно была задумана Леппихом и система полужесткого корабля - обтекаемой формы баллона, скрепленного по всей длине с жестким, по-видимому, целиком деревянным килем. В одном из писем к властям Леппих просил отвести ему в Ораниенбауме такое помещение, в котором имелся бы зал длиною не менее 50 и шириною 22 фута. Вряд ли можно считать эти измерения задуманными габаритами гондолы или тем более баллона: 14-метровой длины последнего никак не могло хватить на наполнение таким количеством газа, которого достало бы на подъем всей системы с экипажем в десятки человек и грузом. Видимо, корабль находился не в помещении, а на открытом воздухе, и конструктор, очевидно, рассчитывал использовать указанную площадь для размещения лишь подсобного производства и, может быть, газодобывающей аппаратуры с последующим выводом наполнителя в оболочку. Следовательно, речь шла о прототипе дирижабля полужесткого типа.


11 "Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г.", стр. 53-54.

12 Там же, стр. 54.

13 См. К. Я. Данилевский. Управляемый летательный снаряд. Харьков. 1900.

 

Опубликовано на Порталусе 25 мая 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама