Рейтинг
Порталус

ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДСКИХ ЭНЕРГЕТИКОВ В ГОДЫ БЛОКАДЫ

Дата публикации: 25 августа 2018
Автор(ы): В. Б. ГРУЗДЕВ, В. А. ЕЖОВ
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1535198306


В. Б. ГРУЗДЕВ, В. А. ЕЖОВ, (c)

О ленинградской блокаде написано много, и едва ли не каждая новая работа открывает собой недостаточно известную главу героической летописи обороны города. В этой коллективной серии пока мало сказано о ленинградских энергетиках, трудившихся в рамках Ленэнерго. Большая часть документов Ленэнерго погибла, и конкретные сведения приходится собирать по крупицам. Мы не ставим своей целью раскрыть все стороны многогранной деятельности энергетиков Ленинграда и пытаемся осветить лишь наиболее важные и яркие эпизоды их работы в годы блокады.

В первые же дни войны энергетики Ленинграда с оружием в руках встали на защиту Родины. За неполные три недели после 22 июня 1941 г. свыше 40 рабочих ЛГЭС-2 подали заявления о добровольном вступлении в ряды Вооруженных Сил1 . 30-летний рабочий котельного цеха М. М. Ашурков писал: "Буду драться с врагом так, как дрались мои братья, которые погибли в боях с Колчаком. Я помню отцовские слова - стреляй, если патронов нет - коли штыком, штыка нет - бей прикладом, приклад сломался - грызи зубами, но не отступай. Лучше умереть героем, чем бежать трусом"2 . Более 450 рабочих ЛГЭС-2 с 30 июня до 30 октября 1941 г. ушли добровольцами на фронт и около 20 работников - в партизаны3. На ЛГЭС-1 одним из первых подал заявление об отправке на фронт участник гражданской войны электромонтер В. С. Сукритин. На фронт ушла целая смена ЛГЭС-2 во главе с ее начальником И. А. Альенок и старшим мастером А. Ф. Лысенко. В первые же дни войны были сформированы два истребительных батальона Ленэнерго, которые позже влились в Кировскую дивизию народного ополчения4 .

Оставленным в тылу предстояла трудная и напряженная работа. Энергетики демонтировали турбины, паровые котлы, вспомогательное оборудование. С Волховской ГЭС-6 им. В. И. Ленина отправили на Урал и в Среднюю Азию все шесть генераторов и 300 вагонов с оборудованием5 , а всего с июля 1941 по октябрь 1943 г. с промышленных предприятий и электростанций Ленинграда в глубь страны было эвакуировано 22 комплекта котельных агрегатов, 23 гидро- и турбогенератора6 . Эвакуация электростанций еще продолжалась, когда финскими войсками были захвачены Лесогорская (22 августа 1941 г.) и Нижне-Свирская ГЭС (30 августа). Оттуда успели вывезти только техническую документацию. Она пригодилась позднее при восстановлении электростанций. 8 сентября ленинградская энергосистема потеряла Дубровскую ГРЭС7 .

Вспоминает бывший начальник электроцеха этой станции М. И. Алексеев: "Днем 7 сентября, возвращаясь из рабочего поселка на станцию, я увидел, что зенитчики спешно снимают свои орудия с подъездных путей к зданию электростанции... Тогда мы полагали, что находимся на нейтральной земле, а Дубровка продолжала работать и подавать энергию в Ленинград. Связь с управлением мы поддерживали


1 Партийный архив Института истории партии Ленинградского обкома КПСС (ЛПА), ф. 1261, оп. 2, д. 6, л. 2.

2 Там же.

3 Там же, лл. 1 - 18.

4 Из личного архива И. П. Александрова.

5 Энергетик, 1975, N 5, с. 7.

6 900 героических дней. Сб. док. и м-лов. М. - Л. 1966, с. 134.

7 Архив Музея Ленэнерго, док. II-182, с. 198 - 202 (далее - АМЛ).

стр. 100


по линиям электропередачи через Пятую ЛГЭС, что в городе. Мы ждали распоряжений из Управления Ленэнерго. Были уже отправлены демонтированные турбогенератор и паровой сланцевый котел. Вечером того же дня позвонил управляющий И. П. Карась и приказал нам: электростанцию полностью остановить, ничего не взрывать и добираться всем до Ленинграда. Все котлы и генераторы мы отключили и пешком последней группой в 10 - 12 человек отправились в Ленинград. Мы были готовы завтра, в понедельник 8 сентября, опять пустить станцию в работу. Но через каких-то полчаса после нашего ухода фашисты ворвались на станцию, а мы по Неве на плоту под обстрелом врага спешили в Управление Ленэнерго, к нашим семьям, так и не сумевшим эвакуироваться на Большую землю. Уже ночью 8 сентября, когда мы были далеко от электростанции, то увидели сполохи огня - это горела наша Дубровка, фашисты взрывали ее. Беспримерен подвиг нашего станционного главного бухгалтера А. К. Пиотровского. Он пешком отправился в Ленинград, чтобы доставить в управление многие ценные финансовые бумаги, документы, а также большую сумму денег - очередную нашу зарплату. Через Дунайские болота он дошел до Мельничного ручья, а это 25 км тяжелейшего пути, поймал кем-то брошенную лошадь и верхом добрался до Управления Ленэнерго. А в понедельник, 8 сентября, он уже выдавал зарплату всем, кто прибыл с Дубровской ГРЭС"8 .

С захватом Шлиссельбурга (ныне Петрокрепость), когда Ленинград оказался блокированным с суши, Ленинградская энергосистема лишилась более 60% мощностей и почти половины линий электропередачи9 . В черте города остались пять небольших угольных и одна крупная торфяная ЛГЭС-5 "Красный Октябрь". Из загородных продолжала работать Волховская ГЭС, которая обслуживалась группой специалистов из 22 человек во главе с директором И. П. Жемчужниковым, главным инженером П. А. Ковальчуком и парторгом ЦК партии Н. А. Радченко. На ней были установлены три ряда заградительных сеток для вылавливания вражеских мин в воде10 . В результате захватнических действий врага были потеряны основные топливные базы электростанций (Тесово-Нетыльские торфоразработки вблизи Новгорода, Назиевские и Гатчинские под Ленинградом). Оставшиеся в пользовании Невские правобережные торфоболота (Рахья, Дунай, Щеглово, Шувалово и др.) давали не более 1/10 необходимого топлива11 . Донецким углем энергосистема была обеспечена к 1 сентября 1941 г. не более чем на три месяца, дровами - на 18 дней12 . Что касается кадров энергетиков, то на строительстве оборонительных рубежей и сооружении электропрепятствий трудились группы работников в Шимске, Толмачеве, Русско-Высоцком, Красном Селе, Пулкове и Пушкине. В июле - августе 1941 г. электропрепятствия протяженностью около 100 км с 26 подстанциями были почти полностью поставлены в Лужском, Нарвском, Кингисеппском, Красносельском и Красногвардейском районах Ленинградской области13 . Такие препятствия были разных конструкций. Некоторые из них были предложены и разработаны специалистами Энерголабораторий Ленэнерго. Старший инженер лаборатории Г. Е. Бурцева составила "Руководящее указание по проектированию, приемке и эксплуатации электропрепятствий"14 . Особенно удачно их применили в дер. Телези под Красным Селом, где их смонтировали электрики во главе с А. И. Романовым. Там было уничтожено около 500 фашистских солдат и офицеров и на несколько дней задержано наступление врага15 .

По эскизам городского архитектурно-планировочного управления работники энергосистемы выполнили маскировочные работы на электростанциях и крупных подстанциях. ЛГЭС-1 был придан вид жилого квартала. На ЛГЭС-5 "Красный Октябрь", которая резко выделялась на фоне незастроенного ландшафта, посредством раскрашенных полотнищ уменьшили и исказили тени сооружений. Обширную терри-


8 Из записи беседы с М. И. Алексеевым (в архиве В. Б. Груздева).

9 Энергетик, 1972, N 9, с. 7.

10 АМЛ, с. 153.

11 Там же, с. 198 - 202.

12 ЦГАОРЛ, ф. 7384, оп. 17, д. 325, лл. 186 - 187.

13 АМЛ, с. 196.

14 Экспозиция Музея Ленэнерго.

15 Там же; подробнее об этом см.: Россия электрическая. Воспоминания старейших энергетиков. М. 1980, с. 155 - 158.

стр. 101


торию торфосклада замаскировали зеленым ковром из овса и трав, раскрасили ложные дороги. "ГЭС стала неузнаваемой... Однако дым по-прежнему поднимался над станцией. Пришлось инженерам пересмотреть технологический процесс и установить режим работы котлов, при котором дым уже не так демаскировал станцию"16 . На щитах управления оборудованием электростанций установили освещение синими и белыми лампами в глубокоизлучающей арматуре. При ремонте применялись аналогичные светильники17 . Шкалы приборов светились и при повреждении общего освещения, что позволяло повысить надежность работы18 . Рабочих основных цехов укрыли от осколков деревянными конструкциями.

Поздней осенью 1941 г. в Ленэнерго было создано Управление аварийно- восстановительных работ (УАВР), которое восстанавливало энергетическое оборудование "на ходу". Оно вошло в состав аварийно-восстановительной службы МПВО города и включило работников Ленэнерго всех специальностей и строителей треста "Севэнергострой", всего до 300 человек19 . Еще до войны в Ленэнерго возникли предприятия по централизованному ремонту тепломеханического (Центральный ремзавод) и электротехнического оборудования (Трансформаторный ремзавод). В начале войны они бездействовали, т. к. почти весь персонал ушел на фронт. Автотранспортные перевозки и крупные такелажные работы выполняли 220 человек, имея на линии до 90 автомобилей20 . Чтобы решить проблему кадров, горком партии обратился к горожанам. Ленинградцы откликнулись на призыв. "В эти дни в мастерских Управления Ленэнерго на Марсовом поле появилось очень много мальчишек 15 - 16 лет. Наставником у них был прекрасный слесарь и токарь Ф. И. Буштуев. Вот эти-то мальчишки (многие из них стояли на ящиках, так как не доставали до станка) выполняли многие заказы как Ленэнерго, так и Ленфронта"21 . Горком партии обязал заводские мастерские помогать УАВР, и в 1942 г. они изготовили изделий для станций на 1,8 млн., в 1943-м - на 4,6 млн., а в 1944-м - на 6,6 млн. рублей22 .

Организующим звеном влившегося в Ленэнерго молодого пополнения стали комсомольско-молодежные бригады. Велось обучение трудовым навыкам, давался минимум технических знаний. Занятия проводились высококвалифицированными работниками. За три блокадных года около 9 тыс. человек получили специальность, около 600 - вторую, смежную профессию. Свыше 900 инженерно-технических работников системы принимали участие в подготовке этих кадров23 . В Ленэнерго пришло немало женщин. К 1942 г. на ЛГЭС-2 они составляли 39%, а к 1943 г. - более 60%24 . Женщины работали на самых ответственных участках, выполняя порою такие работы, которые и для мужчин были нелегкими. "Помню один случай, как оперативно и со знанием дела справилась помощник машиниста котла В. М. Игнатьева. На одном из котлов вдруг через питатель перестал поступать торф. Это грозило остановом котла и снижением мощности станции, - вспоминал главный инженер ЛГЭС-5 И. П. Александров. - Тогда Игнатьева чуть не бегом добралась до верха котла, и авария была предотвращена. Наши ленинградки, не жалея сил и самой жизни, боролись за жизнь электростанций. Один из снарядов разбил паросборную коробку работающего котла. Кочегар Т. Н. Анисимова знала, что это грозит остановом нескольким городским предприятиям. Тогда она резко увеличила расход воды в котел, чтобы как-то восполнить потери пара, который с сильным ревом вырывался из котла и заполнял котельный цех густым туманом. Я вместе с начальником цеха А. И. Козловым и начальником смены цеха В. Е. Николаевой на ощупь пробрался к штурвалам задвижек, и мы с трудом отключили котел от общего паропровода. Аварию ликвидировали"25 .


16 Буров А. В. Блокада - день за днем. Л. 1979, с. 25.

17 ЦГАОРЛ, ф. 7384, оп. 17, д. 420, лл. 30 - 31.

18 Из личного архива И. П. Александрова.

19 АМЛ, с. 42.

20 Там же, с. 194, 47.

21 Из записи беседы с А. П. Щегловым (в архиве В. Б. Груздева).

22 АМЛ, с. 193.

23 ЛПА, ф. 1154, оп. 2, св. 13, л. 27.

24 Там же, ф. 1261, оп. 2, св. 7, л. 8.

25 Из записи беседы с И. П. Александровым (в архиве В. Б. Груздева),

стр. 102


Даже в годы блокады среди трудовых коллективов электростанций не прекращалось социалистическое соревнование. Инженер энерголаборатории С. С. Зайцев организовал стахановские кружки. Одной из главных их задач была строжайшая экономия топлива и энергии. Борьба за экономию развернулась на всех предприятиях города. Если обратиться к газетам блокадного времени, то почти в каждом номере "Ленинградской правды" найдем передовицу, статью или заметку, озаглавленную: "За строжайшую экономию электроэнергии", "Перерасход электроэнергии - преступление", "Беречь каждый килограмм торфа", "Экономия топлива и электроэнергии - вклад в дело нашей победы!". На заводах появились плакаты: "Не допускай холостого хода электромотора. Сэкономив 500 квт-ч электроэнергии, ты даешь фронту 500 мин!"26 . Пересмотрели схемы собственных нужд электростанций и энергетики. Это позволило только за 1943 г. сберечь более 11 млн. квт-ч электроэнергии и около 40 тыс. т топлива27 , увеличив выпуск снарядов, патронов и мин.

Труднейшей была тогда проблема питания. Один из работников Ленэнерго записал в дневнике: "Два дня мы получаем щи из серой капусты - жесткий деревянный лист в соленой воде без признаков масла и с таким запахом, что заражается вся комната. Есть приходится, не дыша. А когда эту капусту из квашеного состояния промывают и откипячивают, вонь стоит удушающая"28 . Доставкой пищи на электростанции тоже занимались женщины. Так, О. Н. Бычкова, невзирая на холод и голод, на санях привозила еду для работников ЛГЭС-7, а в свободное время ухаживала за дистрофиками29 . С ноября 1941 г. по 15 февраля 1942 г. умерли более 10% персонала энергосистемы, а на больничных листках числилось еще 30% работающих. Всего за дни блокады энергосистема потеряла около 60% своих людей30 . Чтобы как-то обеспечить энергетиков продуктами, были созданы подсобные хозяйства "Тайцы" и "Менсари" на площади около 90 га, имевшие два трактора. В них постоянно работали более 400 человек31 . Свыше 200 человек получили индивидуальные участки под огороды на Выборгской ТЭЦ и на Марсовом поле32 . Директор объединенного подсобного хозяйства М. И. Игонин сообщал, что уже в конце сентября 1941 г. с 22 га собрано около 28 т овощей33 .

Немалый урон энергосистеме причинили налеты вражеской авиации и артобстрел. На предприятия Ленэнерго было тогда сброшено более 300 фугасных бомб, более 1 тыс. зажигательных бомб и выпущено около 3 тыс. снарядов34 . Г. Ф. Ермакова, работавшая на ЛГЭС-5, вспоминает: "Как- то в 1942 г. фашисты сбросили с самолетов листовки над нашей станцией. Я была на смене в этот день. Вдруг к нам на щит управления станцией кто-то из работников приносит эту листовку, написанную на русском языке, где говорилось, чтобы завтра утром мы все ушли со станции и развели сигнальные костры, а они прилетят и будут бомбить нашу станцию; требовали также остановить всю электростанцию. Все листовки, которые мы смогли собрать, собрали, сожгли их в топках котлов и сообщили обо всем в Управление Ленэнерго, Пришел новый день, день бомбежки, но мы все оставались на своих рабочих местах, и наша станция продолжала работать"35 . 6 ноября 1941 г. 250-килограммовая бомба, пробив перекрытия, упала в кабинете главного инженера энергосбыта. Она не взорвалась, но было слышно, как внутри нее работает часовой механизм. Он оказался с "секретом". Тогда собрали отряд самообороны Ленэнерго, чтобы взорвать бомбу на Марсовом поле, выбрали добровольцев, и они понесли смертоносный груз в вестибюль здания. Там грянул взрыв... Сегодня в вестибюле здания Управления Ленэнерго установлена мемориальная доска, на которой увековечены имена этих добровольцев.


26 На защите Невской твердыни. Л. 1965, с. 479.

27 Ленинградская правда, 5.I.1944.

28 Карасев А. В. Ленинградцы в годы блокады 1941 - 1943 гг. М. 1959, с. 135.

29 ЛПА, ф. 1154, оп. 3, св. 14, л. 33.

30 Там же, ф. 4000, оп. 10, д. 1007, лл. 6, 6об., 65.

31 Там же, ф. 1154, оп. 2, св. 12, л. 104.

32 Там же, св. 13, л. 31.

33 Там же, св. 12, л. 45 - 46.

34 АМЛ, с. 43.

35 Из записи беседы с Г. Ф. Ермаковой (в архиве В. Б. Груздева).

стр. 103


Очень тяжелым днем для энергетиков стало 25 января 1942 года. Выработка энергии уменьшилась до 2,5% по сравнению с довоенной из-за нехватки топлива36 . Угольные запасы Ленэнерго были исчерпаны; уголь, свезенный из других мест, не был энергетическим, так что не все котлы могли его сжигать. Электроэнергии хватало только для хлебозаводов, Смольного и сирен воздушной тревоги. Из-за этого 25 и 26 января 1942 г. не вышла в свет даже "Ленинградская правда"37 . В эти дни работала только ЛГЭС-1, остальные же электростанции бездействовали - не было топлива. Главный инженер энергосистемы С. В. Усов с коллегами решал сложную задачу - перевести систему на холостой ход, чтобы при минимальном расходе топлива держать городские электростанции в рабочем состоянии для повышения их маневренности: погасив котлы на обстреливаемой станции, можно было бы подключить другие. Осуществить задуманный маневр помогла диспетчерская служба - 11 человек, в том числе четыре коммуниста. Все они трудились по две смены38 .

"В январе 1942 г. я прибыл работать на ЛГЭС-5, - вспоминает И. П. Александров. - Директором был А. М. Маринов, мой старый товарищ по институту и по работе на этой электростанции. При осмотре меня поразило тяжелое состояние котельного цеха: грязь, зола до потолка цеха, золоудаление не работает, обессиленные люди вручную на вагонетках вывозят золу в отвал. На бункерах топливоподачи работали инженеры и рабочие, кто покрепче. В цехе стоял густой туман, изморозь покрывала все оборудование. Окна выбиты взрывами, морозный воздух гулял по низам, а люди ходили, словно тени, в этом холодном тумане. Надо было спасать Пятую ЛГЭС. Бегу, как могу быстро, к Маринову, докладываю ему о результатах обхода, об аварийном состоянии дел в котельном цехе. Выслушав меня и мои предложения, он назначает меня замначальника котельного цеха - была вакансия - и поручает ликвидировать все недостатки. Опять бегу в цех. Вижу, что около питательного насоса возятся несколько человек, ремонтируют его, когда почти все насосы в работе и есть еще резервные. Я им представился и направил всех на заделку выбитых окон и дверей цеха - необходимы хотя бы элементарные условия труда для работающих. После того, как температурный режим в помещении котельного цеха нормализовался, приступили к срочному удалению золы. Работали круглосуточно. Только к весне нам удалось вывезти золу из цеха. Второй нашей бедой были частые остановы котлов из-за разрывов трубопроводов, т. к. вода, питающая котлы, химически не очищалась, в трубах образовывалась накипь, что вело к их перегреву и разрыву. Приходилось делать рейды по городским предприятиям, имеющим котельные установки, доставать различные трубы и вваривать их вставками в трубопроводы наших котлов. Хорошо помню, как в начале 1942 г. наш станционный фотограф Н. С. Воробьева пришла в партбюро станции и предложила свои 500 рублей на постройку авиационной эскадрильи под названием "Ленинградский энергетик". Так наша Пятая ЛГЭС стала инициатором сбора средств среди энергетиков Ленинграда39 . Только наша электростанция собрала для этой цели 150 тыс. рублей"40 .

Решить проблему снабжения электростанций топливом можно было, лишь использовав фрезерный торф. Но заставить его гореть в топках котлов казалось невозможно, т. к. он почти на 60% состоял из воды, а котлов, рассчитанных для его сжигания, в энергосистеме не было. Тогда решили реконструировать топку котла N 3 северной котельной ЛГЭС-5. Котел еще осенью 1941 г. демонтировали для эвакуации, да и доставлять топливо сюда было удобнее всего. С этим предложением энергетики Ленэнерго обратились в обком и горком партии. Работа предстояла огромная, нужны были специалисты и разнорабочие. Коммунисты города поддержали пред-


36 Манаков Н. А. В кольце блокады. Л. 1961, с. 123.

37 В "Очерках истории Ленинградской организации КПСС" (Т. 2. Л. 1980, с. 516) указано, что "Ленинградская правда" не вышла 25 января 1942 г.; фактически газета за 24 января 1942 г. вышла под N 20 (8126), а за 27 января 1942 г. - под N 21 (8127), т. е. она не выходила 25 и 26 января 1942 года.

38 ЛПА, ф. 1154, оп. 2, св. 12, лл. 22 - 23.

39 16 апреля 1943 г. в "Ленинградской правде" была опубликована в связи с этим благодарность Верховного Главнокомандующего директору, парторгу ЦК ВКП(б), председателю завкома и всем работникам ЛГЭС-5 за сбор денег на эскадрилью "Ленинградский энергетик".

40 Из записи беседы с И. П. Александровым (в архиве В. Б. Груздева).

стр. 104


ложение энергетиков, понимая всю важность задачи. Конструкторы и проектировщики Ленэнерго приступили к составлению технической документации.

Военные условия, требовавшие быстроты технического решения и немедленного разворота работ, перестроили всю деятельность проектной организации Ленэнерго - Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) "Электропроект". В основу проектирования бралось следующее: наличие материалов или оборудования на складах предприятий, а также максимальное применение сварки, заготовки в действующих мастерских отдельных узлов и сборки их на месте работ. И такая перестройка скоро сказалась на сроках пуска основного оборудования станций. Так, на проектирование новой ЛЭП от Волховской ГЭС до Ленинграда с Шлиссельбургским переходом через Неву потребовалось 20 дней вместо двух-трех месяцев. Проектантам приходилось работать очень много и днем и ночью. Их уникальные проекты до сих пор удивляют специалистов, например, прокладка под водой Ладоги высоковольтного кабеля.

При проектировании и строительстве приходилось часто отступать от принятых норм, но эти отступления технически обосновывались, подвергались тщательному анализу, строгому математическому расчету и утверждались техническим руководством энергосистемы. Ход работ по переводу котлов ЛГЭС-5 на фрезторф консультировал профессор, конструктор монтируемой топки Т. Ф. Макарьев. В мирные дни на это потребовалось бы три-четыре месяца, а теперь с работой справились за полтора. Вспоминает С. С. Зайцев: "В начале декабря 1941 г. меня положили в стационар "Ленэнерго", так как от голода ноги мои сильно распухли и передвигаться было очень трудно. Где-то в течение двух-трех недель меня усиленно кормили, вводили глюкозу, а в конце декабря - начале января 1942 г., когда я стал чувствовать себя намного лучше, управляющий Ленэнерго И. П. Карась и главный инженер С. В. Усов посадили меня в свою машину и повезли на Пятую ЛГЭС, где проходило совещание по реконструкции третьего котла на фрезторф. После совещания я остался на станции, где на монтажной площадке котла работы шли полным ходом. Вскоре из нашей лаборатории в Ленэнерго были доставлены все необходимые для наладочных работ приборы. Помню, самой тяжелой работой для нас была наладка и регулирование подачи воздуха в топку котла. Воздух должен так равномерно подаваться, чтобы образовывался также равномерный воздушный факел внутри топки, а затем этот факел должен был перейти в вихрь (циклон), где должен сгорать размельченный фрезторф. Поэтому мне очень часто приходилось залезать внутрь топки котла, измерять приборами давление воздуха, а морозный воздух, как в трубе, пронизывал меня до самых костей, тяжело было. На площадке в основном работали ленинградские женщины, весь день отработавшие на основной работе, а вечером приходили к нам на реконструкцию котла. Работы велись круглосуточно. Перебрали всю топку котла, главный инженер станции Е. П. Бандура сутками не уходил с площадки, чтобы прямо на месте решать многие технические и хозяйственные вопросы. За эти три месяца работ через монтажную площадку прошло очень много людей, некоторые из них, обессиленные голодом и лютым холодом, замертво падали прямо на рабочем месте. Понимая всю важность работ на Пятой ЛГЭС, Военсовет Ленфронта постановил в виде исключения увеличить для работающих на реконструкции котла норму выдачи питания. На площадку неоднократно приезжал А. Н. Косыгин, интересовался ходом работ и положением работающих"41 .

17 марта 1942 г. котел N 3 ЛГЭС-5 начал работать. Это дало возможность уже 1 апреля пустить грузовой, а 15-го - пассажирский трамвай42 . Энергетическую блокаду города удалось прорвать изнутри блокадного кольца. Трамвайщики наладили связь ЛГЭС-1 и ЛГЭС-7, на которую стали перевозить уголь с ЛГЭС-1. Ожила ЛГЭС-7, она начала снабжать теплом и горячей водой ближайшие промышленные предприятия. Вскоре и на других электростанциях были реконструированы топки котлов под сжигание фрезторфа. С 20 марта Ленинград получал электроэнергии


41 См. подробнее: Лаврененко К. Д., Дьяков Б. А. Свет жизни. М. 1980, с. 317 - 320; Россия электрическая, с. 161 - 165; Ленинградская энергосистема за 50 лет. Л. 1967, с. 56 - 58; и др. Заместитель Председателя Совнаркома СССР А. Н. Косыгин находился с января по июль 1942 г. в Ленинграде как уполномоченный Государственного Комитета Обороны.

42 Буров А. В. Ук. соч., с. 156.

стр. 105


более чем в 3 раза по сравнению с январем - февралем43 . Заработали многие законсервированные предприятия, а это позволило увеличить выпуск продукции для фронта. Еще за месяц до пуска котла N 3 на ЛГЭС-5 в Смольный пришла телеграмма от руководителя работ Н. В. Севастьянова о досрочном выполнении задания Военсовета Ленфронта: была подана электроэнергия к освобожденным от врага Назиевским торфопредприятиям для вывозки оттуда 600 тыс. т кускового торфа для московских и ярославских электростанций (в Ленинград пути не было)44 .

В начале 1942 г. была выполнена просьба директора Эрмитажа акад. И. А. Орбели: работники Ленэнерго по 200-метровому высоковольтному кабелю с одного из военных кораблей, стоявших на Неве, подали напряжение в музей для обогрева помещений и залов45 . После разгрома врага под Тихвином в декабре 1941 г. Военсоветом Ленфронта было принято решение о восстановлении первой очереди Волховской ГЭС. Теперь требовалось срочно возвратить эвакуированное оборудование. "Для восстановления первой очереди Волховской ГЭС, - вспоминает начальник строительно-монтажного управления N 1 С. А. Левшин, - было создано наше управление, которое входило в трест "Свирьстрой" и в котором было образовано Управление работами специального назначения N 2 во главе с управляющим треста Б. А. Никольским. Но наряду с восстановлением станции нам пришлось восстанавливать работоспособность самих рабочих и специалистов, которых было около 270 человек. Ослабленные голодом, они не смогли бы работать по 11 час. в сутки, а на некоторых участках и по 16 часов. Энтузиазм всего коллектива монтажников был очень велик, ибо мы все прекрасно понимали, что значит для ленинградцев электроэнергия Волховской ГЭС! Основное оборудование на станцию прибыло из Чирчикстроя в составе 61 вагона 22 февраля 1942 г., и мы сразу же начали монтаж главного агрегата N 4 первой очереди. Военсовет Ленфронта в 45 суток определил срок монтажа каждого агрегата. Четвертый гидрогенератор мы смонтировали за 36 суток, а третий и второй - за 50. И 14 августа 1942 г. заканчиваются все монтажные работы по первой очереди Волховской ГЭС. Таким образом, весь монтажный период занял 171 день, включая все дни простоя из-за отсутствия оборудования. Особо хочется отметить то, что благодаря находчивости и технической смекалке нам удавалось выходить из трудных положений при столь необычном монтаже сложного оборудования. Многие предложения наших товарищей являлись техническим новаторством и влекли за собой большой производственный риск, но этот риск был хорошо обдуманным и всегда оправданным"46 .

Для передачи электроэнергии Волховской ГЭС инженеры Ленэнерго разработали технико-экономический проект постройки 80 км, восстановления 113 км и реконструкции 29 км воздушных ЛЭП, прокладки пяти ниток подводного кабеля на глубине до 18 м по дну Ладожского озера, монтировки 170 подводных соединительных муфт, замывки кабеля в грунт на береговых участках в 5,5 км, сооружения ряда подстанций и др.47 . На все работы давалось два месяца. Для восстановления и постройки новых ЛЭП еще в январе 1942 г. была сформирована специальная группа в составе 40 инженеров- энергетиков, техников и высококвалифицированных рабочих Ленинградского Металлического завода, "Электросилы", Ленэнерго. Эта группа была переброшена по льду Ладоги за кольцо блокады в Волхов. Уже 24 августа по железной дороге из Ленинграда на берег Ладоги, в бухту Морье, прибыли первые барабаны с электрокабелем, изготовленные в течение трех месяцев на заводе "Севкабель". В прокладке подводного кабеля принимали участие работники кабельной сети Ленэнерго во главе с главным инженером сети И. И. Ежовым. В помощь им были мобилизованы 175 рабочих-мужчин, женщины с завода "Красный выборжец" и абразивного завода "Ильич", а также рота связи в 100 человек, железнодорожный взвод с 75-тонным краном для разгрузки и подачи 273 барабанов с кабелем по 8 - 12 т каждый48 .


43 Там же, с. 157.

44 Из личного архива В. Н. Герасимова.

45 Из записи беседы с А. П. Щегловым (в архиве В. Б. Груздева).

46 Из личного архива С. А. Левшина.

47 Оригинал проекта хранится в музее Ленэнерго в Ленинграде.

48 АМЛ, с. 202.

стр. 106


Трассу кабельного перехода по озеру выбрали несколько севернее трубопровода подачи жидкого топлива в Ленинград. Решили использовать баржу грузоподъемностью 400 т, в трюм которой укладывали сразу 21 км кабеля. Кабель вручную опускала в воду по ходу движения баржи бригада такелажников во главе с инженером М. Г. Королюком. Соединительные муфты весом по 200 кг поднимали с баржи и опускали в воду тендеры, работой на которых руководил старшина водолазов Л. Г. Молчанов. На дне озера водолазы из отряда "Эпрон" укладывали кабель, чтобы не было больших прогибов и изломов. Монтаж каждой муфты занимал 6 - 8 час, а укладка в трюм кабеля вместе с монтажом муфт - больше недели49 . Наконец напряженный и самоотверженный труд многих трудовых коллективов увенчался успехом: 23 сентября 1942 г. были включены первые две кабельные линии от Волховской ГЭС. Энергетическую блокаду города удалось прорвать теперь извне блокадного кольца! 7 ноября, в день 25-й годовщины Великого Октября, 3 тыс. домов ленинградцев получили электроэнергию. Тогда она отпускалась по жестким лимитам: на семью в сутки с 19.00 до 24.00 - всего 0,2 квт-ч, т. е. в течение этих пяти часов могла гореть только одна электролампочка мощностью 40 ватт50 . Но и это стало большим событием в жизни блокадного Ленинграда!

Ладожская ЛЭП позволила увеличить электроснабжение города в 4 раза по сравнению с началом 1942 г., подключить к сети большую группу промышленных предприятий, расширить трамвайное движение, сэкономить органическое топливо на городских электростанциях. Однако около 40% энергии Волховской ГЭС терялось из-за ненадежности подводного кабельного участка. В связи с этим по предложению инженера Ленэнерго Л. Д. Наумовского и ряда других специалистов решениями Военсовета Ленфронта от 12 ноября 1942 г. и от 9 декабря 1942 г. началось строительство ледовой линии электропередач. За 12 дней она была смонтирована на деревянных опорах, вмороженных в лед Ладожского озера. 13 января 1943 г. воздушная ЛЭП протяженностью 29 км успешно была включена в работу, а кабельный участок отключили в резерв. Передача энергии Волховской ГЭС увеличилась почти вдвое51 . Это позволило экономить топливо и увеличить его запасы на тепловых электростанциях (кускового торфа - в 8 раз, дров - в 13 раз, угля - в 9 раз). Ледовая ЛЭП просуществовала 68 суток, и на ней не было ни одной аварии по техническим причинам за исключением двух случаев повреждений после вражеских бомбардировок52 .

Оживилась работа общественных организаций Ленэнерго53 . Энергетики вели большую разъяснительную работу в закрепленных за ними домах о необходимости эвакуации тех жителей, которые не были заняты на оборонных предприятиях, и 345 человек дали согласие. Агитаторы выпускали боевые листки, стенгазеты, оживили работу красных уголков, создали группы самозащиты. За 1942 г. в красном уголке Управления Ленэнерго и ЛГЭС-2 провели 51 киносеанс, на которых побывало около 6 тыс. человек. В последние месяцы 1942 г. было организовано четыре вечера молодежи, на которых присутствовало около 600 человек, а для детей - новогодняя елка на 100 человек с подарками и праздничными обедами54. 8 марта 1943 г. мужчины Энерголаборатории Ленэнерго, обменяв специальные продовольственные талоны, накрыли для женщин праздничный стол. Это был первый за всю блокаду праздник в Ленэнерго, на котором звучал смех и люди танцевали55 .

18 января 1943 г. блокада Ленинграда была прорвана. Враг отступил с небольшой полоски суши вдоль южного побережья Ладоги. Железнодорожники в кратчайшие сроки соорудили деревянный мост через Неву56 , а энергетики Ленэнерго на выносных консолях этого моста уложили электрический кабель, по которому энергия


49 См. подробнее о прокладке Ладожской электропередачи: Первенец электрификации. Л. 1976; Россия электрическая; Энергетический сборник ВНИТОЭ. Вып. 3, 4. Л. 1946; Ленинградская энергосистема за 50 лет; Электрические станции, 1982, N 9; Энергетик, 1972, N 9; 1975, N 5; Наука и жизнь, 1982, N 5.

50 ЦГАОРЛ, ф. 7179, оп. 21, д. 3, л. 2.

51 Электрические станции, 1982, N 9, с. 76.

52 ЛПА, ф. 1154, оп. 2, св. 13, лл. 51 - 52.

53 Там же, л. 77.

54 Там же, лл. 51 - 52.

55 Из воспоминаний С. С. Зайцева (в архиве В. Б. Груздева).

56 Вопросы истории, 1983, N 11, с. 76.

стр. 107


Волховской ГЭС поступила в Ленинград57 . После прорыва блокады в Ленинград устремились железнодорожные составы из всех уголков страны. Горняки Печорского угольного бассейна отправили десять поездов сверхпланового угля, нефтяники Ухты - несколько эшелонов нефти58 . Возрождению промышленности Ленинграда помогала вся страна. После прорыва блокады враг усилил интенсивность артобстрелов и бомбежек, особенно ЛГЭС-5. Понимая важность работы электростанций для восстанавливающегося города, противник стремился вывести их из строя. На ЛГЭС-5 было сброшено 2 тыс. снарядов и более 30 авиабомб59 . Но работники электростанции неизменно находили выход из аварийных ситуаций, вели себя героически, работая с риском для жизни. ЛГЭС-5 "Красный Октябрь" была удостоена высокой правительственной награды - ордена Трудового Красного Знамени за образцовое, выполнение заданий правительства по энергоснабжению Ленинграда60 .

К концу 1943 г. успешная работа Волховской ГЭС, городских электростанций и накопленные запасы топлива позволили снять с повестки дня вопрос о недостатке электроэнергии в Ленинграде, а 29 марта 1944 г. ГКО принял решение "О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 г."61 . Ленинградцам предстояли новые большие испытания, но самое трудное осталось позади.


57 АМЛ, с. 204.

58 Ежов В. А. Рабочие Ленинграда в борьбе за восстановление города в 1944 - 1945 гг. Л. 1961, с. 19 - 20.

59 Электрические станции, 1982, N 10, с. 75.

60 Ленинградская правда, 23.V.1942.

61 Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сб. док. Т. 2. М. 1957, с. 829.

Опубликовано на Порталусе 25 августа 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама